Опубликовано: ГП 05-2018
Главные перспективы Энергетического концерна

Нефтехимические заводы Total
в Эртвельде (Бельгия) и Калуге (Россия)

Александр Еремцов, фото автора

«ТОТАЛ ВОСТОК» в особом представлении не нуждается, это российское дочернее предприятие нефтехимического концерна Total. На нашем рынке оно известно по смазочным материалам марки TOTAL, но ещё больше по бренду ELF. Да-да, годами используя отличное моторное масло ELF многие россияне и не подозревали, что это тот же TOTAL. Смазочные материалы этих двух брендов пока привозят к нам из Бельгии, именно там в городе Эртвельд находится завод. Почему пока, я расскажу позже, а сейчас о заводе, на котором мне удалось побывать.

В Россию ООО «ТОТАЛ ВОСТОК» поставляет не только моторны масла, а также всю требуемую гамму индустриальных смазочных материалов и продукты специальной химии, присадки к топливу и специальные виды топлива. Первые поставки стартовали в 1991 году, а представительство компании открылось в России в 2008 году, так что в 2018 году – первый юбилей. Эти десять лет не прошли даром, возникла разветвлённая дистрибьюторская сеть, простирающаяся от Калининграда до Владивостока. Филиалы ООО «ТОТАЛ ВОСТОК» открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Казани. Из года в год компания набирает обороты и откровенно признаётся, что в России видит самые большие перспективы, а потому и планы на неё просто нереальные.

Нефтехимический завод Total в городе Эртвельд

По объёмам поставок в Россию среди иностранных нефтегазовых компаний Total Group занимает третье место после Shell и ExonMobil. На мировом рынке у неё четвёртая позиция, кроме уже упомянутых двух производителей масла, вперёд она пропустила только Castrol. Не берусь пророчить, но просчитывая производственные и экономические показатели последних лет в этой сфере, можно предположить очень скорый подъём Total «на пъедестал». А ещё они называют себя «Энергетическим концерном» и это не спроста, так как благодаря своим дочерним компаниям SunPower и Total Solar являются мировым лидером в секторе солнечной энергетики. Такая экстраполяция социальных, экологических и экономических тенденций заслуживает самого большого уважения.

Максим Дюпа (Maxime Dupa) –
директор по стратегии и поддержке бизнеса в Total LUBRICANTS:

Максим Дюпа (Maxime Dupa) – директор по стратегии и поддержке бизнеса в Total LUBRICANTS

– Total fluids является первой французской компанией, получившей сертификат ISCC Plus. Наша сильная сторона – это обширная научно-исследовательская деятельность. Мы стремимся быть ближе к клиенту, для этого создаём специализированные команды и строим склады в непосредственной близости от зон потребления. Мы адаптируем свои продукты под каждый рынок и создаём высокочистые продукты.

Тотальный контроль и всё остальноее…

Завод Total в городе Эртвельд – первое по величине производство Total в Бельгии и второе в Европе. Предприятие находится на участке площадью 117 650 м3 и занимает стратегическое расположение на канале Гент – Тернёзен. Завод открыли в 1923 году и модернизировали в 1991-м. Сегодня на нём в три смены, т. е. круглосуточно, и 5 дней в неделю работают более 190 сотрудников. Именно они обеспечивают качественную и бесперебойную работу на производстве, соблюдают строгие стандарты безопасности и контроля качества в лабораторных условиях.

Одна из двух наливных станций завода, скорость подачи масла – две тонны в минуту Большие вертикальные цистерны для присадок называют танками. Здесь их ровно 40. Разгрузка одной автоцистерны происходит примерно за 60 минут В этих танках готовые масла разных видов. На заводе площадок с готовой продукцией несколько

Казалось бы для одного из крупнейших производств Европы маловато будет штата. Что могут сделать 190 человек? Извините за невольный каламбур: они осуществляют тотальный контроль, а всё остальное делается в автоматическом режиме. Бывал я на нефтехимических заводах и видел, как делают масло. По моему мнению – этот лучший. Всё, что было можно, здесь автоматизировали. Есть, конечно, сравнительно старые участки, на которых больше ручного труда, но они используются для выполнения небольших специальных заказов, и это разумно.

Хорошо обученный персонал, безопасная атмосфера, автоматизированные процессы, инновации и уважение к людям и окружающей среде, пожалуй, это главная особенность завода Total в бельгийском городе Эртвельд. А ещё мне понравилась открытость, с которой прошла презентация и показ завода. Некоторая секретность соблюдалась только в исследовательском центре завода, но это можно понять.

Управляющий завода Петер де Йонг утверждает, что точно такими же раздаточными колонками заправляют спортивные автомобили «Формулы-1» Линейный распределитель полностью в автоматическом режиме смешивает масло и присадки по определённой рецептуре
Центральная диспетчерская. Отсюда осуществляется контроль всех операций на заводе

Петер де Йонг (Peter de Jonge) – управляющий завода по производству смазочных материалов Total в Эртвельде:

Петер де Йонг (Peter de Jonge) – управляющий завода по производству смазочных материалов Total в Эртвельде

– Ежегодная производственная мощность составляет 180 000 тонн смазочных материалов. Завод производит широкий ассортимент продукции для различных отраслей промышленности: моторные и трансмиссионные масла, гидравлические жидкости и специальные продукты.

Немного поменьше, но современнее

Как ни странно, но главным поводом для поездки в бельгийский Эртвельд стала другая новость: в 2018 году компания «ТОТАЛ ВОСТОК» запускает производство смазочных материалов в Калуге. Там – в Ворсино – уже завершается строительство завода. Отложил я эту новость на потом, потому что и журналистам о ней сообщили только в Бельгии. На конкретном примере нам решили показать, каким будет производство смазочных материалов Total в России. А на мой вопрос, будет ли производство идентичным мне ответили: «Завод будет даже современнее этого, но немного поменьше».

Завод занимает участок площадью 7 га на территории мультимодального транспортно-логистического центра «Фрейт Вилладж Ворсино». Напомню, он является пилотным проектом по созданию логистической инфраструктуры нового европейского формата «грузовой деревни», концепция которого была разработана ещё в 2012 году при содействии Ассоциации грузовых деревень (freight village) Германии (DGG – Deutschen GVZ-Gesellschaft, Бремен, Германия). Поэтому нефтегазовый завод идеально вписан в инфраструктуру автомобильных и железных дорог, и это позволит ему обеспечивать поставку смазочных материалов не только на российский рынок, но и на экспорт, например, в Центральную Азию и Республику Беларусь.

Линия заливки масел в канистры
Погрузчики полностью автономные, для оператора нет даже подножки
Линия заливки масел в баррельные бочки (209 л), здесь присутствует ручной труд, но условный на уровне контроля. Но дозировка масла и завинчивание крышки также автоматизированы
Главный склад готовой продукции – это шедевр современной логистики и автоматизации. Стеллажи уходят вдаль и ввысь, и присутствие в них человека недопустимо

Общая сумма инвестиций – 50 миллионов долларов США. Производственная мощность завода на начальном этапе составит 40 000 тонн в год, а с ростом объёма продаж может быть увеличена до 75 000 тонн. В производстве будут применяться строгие стандарты безопасности и самые современные технологии в области автоматических систем смешивания компонентов, налива готового продукта и сверхскоростного охлаждения, продуманная инфраструктура хранения и контроль качества в лабораторных условиях.

Роберт Дженсенс (Robert Janssens) – с 1999 года руководит лабораторией ANAC (программа мониторинга смазочных материалов):

Роберт Дженсенс (Robert Janssens) – с 1999 года руководит лабораторией ANAC (программа мониторинга смазочных материалов):

– На предприятии работает сервисная программа мониторинга смазочных материалов ANAC, которая включает анализ изменения реологических свойств масел, состояние пакета присадок, определения наличия загрязнений и поэлементный состав продуктов износа.

Продуктовая линейка включает широкую гамму смазочных материалов как для автомобильной отрасли, так и для других отраслей промышленности (химическая, энергетика, чёрная металлургия, горнодобывающая и т. д.). Планируется выпуск линейки масел Quartz для легкового транспорта, грузомоторных масел Rubia, гидравлических масел Azolla и Equivis, индустриальных масел Seriola и Carter. Но особое внимание следует уделить линейке смазочных материалов Fuel Economy, позволяющих существенно снижать расход топлива как грузового и легкового транспорта, так и специальной внедорожной техники. Такие масла тоже будут производиться на российском заводе.

Загрузка в фуры и цистерны производится только днём, в ночное время запрещено – в Европе заботятся о людях

Строительство завода полностью соответствует российскому курсу на локализацию и снижение зависимости от импорта, а это значит будет использоваться и российское сырьё. Преимуществом для конечного потребителя станет сокращение сроков производства и доставки, оптимизация логистических затрат и затрат на хранение готовой продукции.

А последняя информация самая интересная – обеспечивать работу всех участков завода будут всего 50 специалистов. При таком уровне автоматизации больше не требуется.

Богдан Янкау (Bogdan Iancau) – управляющий завода Total в Калуге:

Богдан Янкау (Bogdan Iancau) – управляющий завода Total в Калуге:

– Весь производственный процесс на заводе в Ворсино происходит при поддержке компьютерной платформы SCADA. Во избежание смешивания продуктов сырье транспортируется по специализированным трубам или по специально очищаемым трубам. Дозировка сырья производится с помощью измерителей массового расхода, которые обеспечивают высокий уровень точности и оптимизацию времени на производстве. Будет на заводе и лаборатория, в её обязанности входит контроль качества готовой продукции на каждом производственном этапе. Цепь поставок завода строится по стандартной европейской системе поставок TOTAL, таким образом, ассортимент продукции, которая будет производиться на заводе в Ворсино, заменит импортируемую продукцию.

Нефтехимический завод Total в Ворсино уже готов к работе
Комментировать ... >>
Loading...