Опубликовано: ГП 02-2018
Тест-драйв автобуса ДВС-429300 «Вихрь»
Альтернативный «Вихрь» из Ликино

Автобус ДВС-429367 «Вихрь»

Даниил Минаев
Фото автора и Юрия Петрова
Производитель: ООО «Д.В.С. эко»
Марка, модель: ДВС-429300 «Вихрь»
Начало продаж в России: 2015 г.

В подмосковном Ликино-Дулёво многие жители знакомы друг с другом. И многих незнакомых между собой граждан объединяет то, что их судьбы так или иначе связаны с Ликинским автобусным заводом.

Программа тест-драйва заканчивалась уже затемно, как из сумерек материализовался любопытный мужичок с сумкой.

– А это откуда такой автобус?

– Из Ликино...

– Как из Ликино? Я тут все автобусы знаю! – Его недоверчивость перешла рамки наглости и он заглянул в салон.

– О! Иваныч, ты что ль? А что это за автобус такой? Точно наш?

– Здорово, Михалыч! Да наш, журналисты из столицы приехали его испытать!

Разгон до 80 км/ч. Ход достаточно плавный и сопоставим с низкопольными ЛиАЗами

Ба! Да они оказываются знают друг друга! Хорьков Владимир Иванович – генеральный директор «Д.В.С. Эко» был доволен произведённым эффектом. Не каждый день получается удивить ветерана ликинского автозавода. Здесь, как и много лет назад, сегодня продолжают строить автобусы для всей России и на экспорт, и до сих не все в городе подозревают, что на мощностях одного из градообразующих предприятий действуют небольшие компании, занимающиеся постройкой автобусов.

Как это было

Компания ООО «Д.В.С. эко», созданная в 2002 году, изначально поставляла газовые силовые агрегаты на ЛиАЗ, но в 2015 году реализовала собственный проект автобуса ДВС-4293 «Вихрь» с необычной концепцией. На беглый взгляд она чем-то напомнила проект Modulo EPO77 Medioelectric, но в реальности она оказалась слишком далёкой аналогией.

Тест-драйв автобуса ДВС-429300 «Вихрь»

Создатели стремились сделать низкопольную машину, с дверями в базе, несколькими вариантами исполнения салона – городским и пригородным. При конструировании условились, что несмотря на частично низкопольный салон, не использовать портальные ведущие мосты из-за их дороговизны.

Общее требование к агрегатной базе выражалось в необходимости использовать только проверенные «марочные» узлы и агрегаты, не прибегая к китайским, где это возможно, а с другой – найти бюджетную рыночную нишу. Отсюда местами и нетрадиционный конструктив. Короткий передний свес при заднем продольном расположении двигателя, двери в базе, посадка водителя по центру, прислонно-сдвижные двери с электроприводом. По иронии судьбы сборку автобуса вели в том же цехе, где четверть века назад делали «Альтерну». Что это, энергетика стен, наследственные гены?

С пассажирского места

Вид на салон с задней багажной полки

В редкие и довольно кратковременные моменты, когда я пользуюсь городским общественным транспортом, я, честно говоря, мало уделяю внимания эргономике и удобству пассажирского салона. В моём возрасте пока ещё стыдно брюзжать на высокие ступени, узкие проходы и неудобные поручни. Меня больше интересует эргономика рабочего места водителя, организация его труда и техническое состояние автобуса, но прежде чем оказаться за рулём, первые впечатления пришлось начать в роли пассажира.

К освещённости салона и контрастирующей окраске претензий нет
Доступ к двигателю и коробке передач
Место для колясок имеет поворотное ограждение
Позади сидений в корме образовалась багажная полка, которая вряд ли будет использоваться

Конечно же хорошо, что полностью отсутствуют ступеньки, а дверные проёмы достаточно высокие и широкие. Но высота заднего подиума рекордная: чтобы добраться до заветного сиденья предстоит преодолеть две ступени высотой 24 и 30 см! Расстояние между сидениями колеблется в пределах 320–360 мм – что приемлемо для городского автобуса, но не для длительных поездок.

Планировка бесхитростна – в центре и сзади сиденья установлены «визави», тогда как левый борт – кресла стоят по ходу движения. Вообще получилось, что из 24 мест не все абсолютно удобные и с левой расстояние составляет даже 302 и 307 мм. Зато имеется откидная аппарель и ёмкая накопительная площадка напротив средней двери. В остальном салон автобуса вполне на уровне и выдерживает сравнение не только с отечественными конкурентами. Теперь пора прокатиться за рулём.

Откидной лоток в сдвижной двери водителя служит блокиратором

В руках водителя

Закрыв за собой сдвижную дверь в плоской перегородке кабины, обнаруживаешь, что сидеть придётся по центру – слева парта, парта справа. Такое решение напоминает трамвай или автобус для линий BRT. И тут сразу же хочется «поговорить об этом».

В российском автомобилестроении последних десятилетий часто в одной конструкции уживаются узлы, агрегаты, органы управления как от старых знакомых российских (а порой и советских машин), так и совершенно новые импортные узлы. Естественно, что начинаешь искать паллиативные решения, применение которых будет диссонировать зрительно, дребезжать на кочках и выносить мозг своим неудобством.

Рабочее место водителя расположено практически по центру. Поэтому следует быть особо внимательным при выполнении левого поворота Противосолнечная шторка Сервисная информация выводится на привычную группу контрольных ламп
Контрольно-диагностический прибор МСТ выводит три блока информации: графическая о параметрах двигателя,  диагностических системах автобуса и изображения с камер видеонаблюдения
Контрольно-диагностический прибор МСТ выводит три блока информации: графическая о параметрах двигателя,  диагностических системах автобуса и изображения с камер видеонаблюдения
Контрольно-диагностический прибор МСТ выводит три блока информации: графическая о параметрах двигателя,  диагностических системах автобуса и изображения с камер видеонаблюдения
Контрольно-диагностический прибор МСТ выводит три блока информации: графическая о параметрах двигателя, диагностических системах автобуса и изображения с камер видеонаблюдения

Регулируемую в двух плоскостях рулевую колонку охватывает оригинально скроенная довольно симпатичная передняя панель с ЖК-дисплеем, на котором ряд виртуальных приборов. Смотрится неплохо, сидеть довольно удобно, благодаря достаточному диапазону перемещения водительского кресла. Кресло расположено на небольшом подиуме.

По левую и правую руки широкие подоконники с клавишами самых разных пород и назначения. К чести конструкторов, надо сказать, функционально сгруппированных. На пластике панели есть пара подштамповок для бутылки с водой и мелких вещей. Вообще в интерьере автобуса всё сделано на заказ под конкретный образец, поэтому автобус лишён доморощенных или самопальных приспособлений. Например, весь формованный пластик был изготовлен в Ульяновске.

Клавиши и тумблеры разделены по функциональным зонам. Среди органов управления мирно уживаются и современные плоды технологий, и древние решения, знакомые по нашим старым машинам Клавиши и тумблеры разделены по функциональным зонам. Среди органов управления мирно уживаются и современные плоды технологий, и древние решения, знакомые по нашим старым машинам

Краном стояночного тормоза, расположенным чуть поодаль на левом подоконнике, как ни странно, пользоваться оказалось удобно. Развёрнут он интуитивно правильно – заторможенное положение при отклонении рычага назад. Так как трансмиссия автоматическая, с кнопочным переключением на панели приборов, педальный узел состоит из двух педалей, причём напольных, как на ЛиАЗ-677. Сам педальный узел уведён далеко вправо, ноге надо тянуться, зато уже точно ошибочно на газ никогда не нажмёшь!

Множество зеркал на равноудалённых из-за центральной посадки водителя выносных стойках позволяют водителю не беспокоиться о контроле бортов, но зона задней двери в салоне слеповата и требует повышенного внимания. Регулировка осуществляется с помощью джойстика. Обзор с рабочего места шикарный, площадь остекления гигантская, бликов не наблюдается, с чувством габарита проблем нет.

Этих зеркал на коротких выносных стойках более чем достаточно, из-за того что водитель сидит по центру стойки одинаковой длины
Этих зеркал на коротких выносных стойках более чем достаточно, из-за того что водитель сидит по центру стойки одинаковой длины
Этих зеркал на коротких выносных стойках более чем достаточно, из-за того что водитель сидит по центру стойки одинаковой длины

Но надо привыкнуть к центральной – «почтовой» посадке, которая как у спецмашин и мультистопов, где руль по центру иногда заказывают службы связи в Европе для выемки почты. Дело в том, что если слишком резко махнуть влево, особенно выезжая со второстепенной дороги, когда мало времени на раздумья, можно ненароком зарубить встречный транспорт. Повышенный контроль требуется также при выезде из кармана и за обгоняющими автобус транспортными средствами на узких дорогах. Словом, требуется определённое привыкание.

Ещё один нюанс управления связан с габаритом. Короткий передний свес позволяет в отрицательном повороте или развороте строить траекторию совсем не по-автобусному, без сильного выноса передка, что облегчает задачу на узких городских улицах.

Педали смещены вправо от рулевой колонки

Динамика газового Cummins, работающего в паре со знаменитой американской «шестиступкой» Allison T280R, собранной на границе Австрии и Венгрии, впечатляет. Не успеешь и оглянуться – на спидометре 80, чуть прибавил газу – уже 90 и только тут начинаешь сомневаться, что скорость отображается корректно.

Задний ведущий мост ZF А132 установлен сразу с комплектом подвески. Крутящий момент от ГМП передаётся коротким карданом без промежуточных опор.

Передняя подвеска на поперечных рычагах
Неразрезной картер заднего моста, продольные реактивные штанги и интегральные кронштейны

Тормозить на большой скорости не страшно: педаль не ставит машину колом, не требует ювелирной дозировки усилий, но и не опаздывает с реакцией, правда, показалась немного длинноходной. Траектория при интенсивном замедлении на пригородной трассе остаётся в рамках прямолинейного коридора, без ощутимых уводов и рысканий. Но не забываем, что это тестовые заезды, с пассажирами так редко кто ездит.

Подробности конструкции

Этот автобус планировали также сделать дизельным, но по наитию заложили сразу компоновку для газового варианта, чем убивались два зайца.

«Вихрь» оснащён 184-сильным двигателем Cummins, работающим на компримированном природном газе (метане). Пять газовых баллонов общим объёмом 1175 л обеспечивают запас хода 600–800 км. Расположены они на крыше автобуса и утоплены в салон, что улучшает аэродинамику и внешний вид машины. Баллоны абсолютно взрывобезопасные и коррозийно-стойкие, производства фирмы Xperion Energy & Environment GmbH из Германии.

В моторном отсеке газовый двигатель с принудительным воспламенением
Заправочный штуцер
Редуктор собственного производства
Раздельные бачки стеклоомывателей под капотом. В передней оптике предусмотрены светодиодные дневные ходовые огни

При выборе передней оси конструкторы остановились на ZF. Новейшая разработка компании – независимая передняя подвеска (IFS) RL75EС на двух поперечных рычагах обеспечивает оптимальную манёвренность, что важно в условиях городского движения. Такая конструкция даёт сразу несколько преимуществ: более плавный ход автобуса, улучшенная управляемость благодаря снижению неподрессоренной массы, увеличенный вертикальный ход подвески, увеличенная жёсткость, противодействующая поперечным колебаниям кузова. Последнее особенно важно. Уменьшение угла наклона кузова в поперечном направлении при движении в поворотах улучшает маневренность и управляемость автобуса, особенно когда речь идёт о модификациях с тяжёлой верхней частью кузова, как у «Вихря», у которых топливные баллоны расположены на крыше.

Безопасность превыше всего: аварийные молотки, аптечка и оповещатель «ЭРА-ГЛОНАСС» – дань обязательной сертификации… Безопасность превыше всего: аварийные молотки, аптечка и оповещатель «ЭРА-ГЛОНАСС» – дань обязательной сертификации…
Огнетушитель размещён прямо за сиденьем водителя

Для обеспечения требований пожарной безопасности автобус оборудован системой пожаротушения Rotarex FireDETEC CLS – инновационная разработка компании Rotarex из Люксембурга. Датчиком обнаружения пожара является гибкая линейная сенсорная трубка, заполненная азотом, которую можно установить в любых труднодоступных местах. При достижении температуры до +175 °С в любой точке трубки, система моментально и автоматически инициирует пуск огнетушащего состава.

Кузов «Вихря» повышенной жёсткости, шпангоутного типа, с закольцованными профилями включает в себя пояс пассивной безопасности с энергопоглощающим профилем крыши, защищающим пассажиров при опрокидывании, борта крепятся при помощи клеевых соединений, в интерьере и экстерьере многие элементы выполнены из композитных материалов.

Для повышения производительности транспортного средства, на автобусе установлены не Kamozzi традиционные для ЛиАЗов, а прислонно-сдвижныные двери с электроприводом фирмы Oy Tamware AB (Финляндия). В одном случае необходимо, чтобы дверь быстро открывалась и закрывалась, а в другом – чтобы не занимала лишнего пространства в салоне. Эти двери решают обе эти проблемы.

Механизм привода дверей Tamware

Автобус ДВС-4293 «Вихрь» успешно прошёл все дорожные и лабораторные испытания в Российском государственном испытательном центре механических транспортных средств. Выполнена комплексная сертификация автобуса на полигоне, но перспектива машины остаётся загадкой.

Будущее на будущее

Говорить о большом выпуске автобуса не приходится, поскольку собственные площади и возможности ООО «Д.В.С. Эко» позволят собирать не больше 5 машин в год. Прежний интерес «Группы ГАЗ» к проекту уже угас, зато желание проявили в Санкт-Петербурге, где машину хотят пустить в рейс для опытной эксплуатации.

Тест-драйв ДВС-429300 «Вихрь»

Но концепция не может ограничиваться лишь рамками эксперимента в центре культурной столицы. Если слева зеркально установить двери и разместить посадочные места вдоль бортов, то получится неплохой перронный автобус для региональных аэропортов какие выпускают Sutlej или Tarmac. Стоит вспомнить и набирающие популярность у нас в горнолыжных курортах и национальных парках Ski-bus. Там как раз требуется одновременно компактный, вместительный и экологически чистый пассажирский транспорт.

Техническая характеристика автобуса ДВС-429367 «Вихрь»
Параметр Значение
Колёсная формула 4х2
Полная масса, кг 17 500
Снаряжённая масса, кг 10 730
Распределение полной массы по осям, кг
7100/ 10 400
Число сидений 24 + 1 кресло
Пассажировместимость, чел 75-81
Габаритный радиус поворота, м 9,6
Ширина коридора, м 5,0
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, max, Н∙м
Cummins L8.9 GE 5260B
Газовый с наддувом, I-6, Euro-5
8846
185 при 2400 мин-1
1017 при 1400 мин-1
Коробка передач
  • тип
  • число ступеней вперёд/ назад
Allison T280R
Автоматическая с ретардером
6/1
Рулевое управление ZF винт-гайка на циркулирующих шариках-рейка-сектор
Передняя ось и подвеска ZF RL 75 ЕC, независимая, пневматическая, на 2 пневмобаллонах, на штангах, с 2 гидравлическими телескопическими амортизаторами, с 1 датчиком положения кузова электронного управления
Задняя ось и подвеска ZF А132, зависимая, пневматическая, на 4 пневмобаллонах, с 2 верхними и 2 нижними продольными реактивными штангами, с 4 гидравлическими телескопическими амортизаторами, с 2 датчиками положения кузова электронного управления
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная с ABS, ASR, с дисковыми механизмами
Шины Michelin Kormoran C, 275/70 R22,5
Вместимость газовых
баллонов, л

1175
Тормозной путь с 60 км/ч с полной нагрузкой, м, при рабочей/ запасной тормозной системе


36,7/ 64,4
Преодолеваемый подъём, % 20
Максимальная скорость, км/ч 85
Интеркулер неожиданно расположен в заднем свесе справа
В заднем свесе слева расположен автономный отопитель, работающий и на газе
Тест-драйв ДВС-429300 «Вихрь»
Резюме
  1. Современная отечественная конструкция, выдерживающая сравнение не только на внутреннем рынке.
  2. Необычные возможности для создания на базе конструкции конвертированных версий.
  3. Агрегатная база надёжных производителей.
  4. Разгонная динамика, топливная экономичность и соответствие экологической безопасности.
  1. Качество и аккуратность изготовления не без замечаний.
  2. Высокие подиумы в задней части салона неудобны для пожилых людей.
  3. Не предусмотрено запасное колесо.
  4. Данные о пробеге только в тахографе, штатного одометра нет.
Комментировать ... >>