Опубликовано: ГП 01-2018
Обновка для регулярного пригорода

Производство пригородных автобусов ЛиАЗ-5250 «Вояж» на Ликинском автобусном заводе

Даниил Минаев, фото автора

Когда закончится зима, на регулярных автобусных маршрутах Подмосковья начнут работать 1758 новых автобусов. Это будут компактные «Газель NEXT» (900 шт.), 243 ПАЗа «Вектор NEXT» средней вместимости, 75 низкопольных ЛиАЗ-5292.60 для городского сообщения и 540 автобусов ЛиАЗ-5250 для пригородных маршрутов. Ликинский автобусный завод (входит в «Группу ГАЗ») произведёт специально для главного подмосковного перевозчика – холдинга Мострансавто – в общей сложности 615 автобусов большого класса ЛиАЗ-5292.60 и ЛиАЗ-5250 «Вояж». По завершении поставок средний возраст подвижного состава сократится на треть.

Три из четырёх моделей, которые обновят парк «Мострансавто» (МТА), уже неоднократно описаны на страницах нашего журнала, а вот пригородный автобус ЛиАЗ-5250 2017 года выпуска, специфицированный для МТА, производство которого в 2014 году перенесено в Ликино-Дулёво из Голицыно, заслуживает детального описания по целому ряду причин.

Сборка голицынских «пришельцев» организована в Ликино-Дулёво в отдельном цехе Сборка голицынских «пришельцев» организована в Ликино-Дулёво в отдельном цехе

Город, пригород, межгород

Маршрутная сеть в Подмосковье сложная и разнообразная: протяжённость, пассажиропоток и интенсивность движения могут принципиально отличаться от района к району. Часть маршрутов заходит в черту города Москвы, и оттуда по различным трактам рассредоточивается на расстоянии от 20 до 200 км. Для каждого маршрута необходимо подобрать подвижной состав, соответствующий условиям перевозки.

Если с машинами для города и межгорода всё более-менее понятно, то среднее звено пригородного сообщения нуждается в автобусах, которые должны быть достаточно вместительны, но с возможностью частого пассажирообмена и желательно с накопительными площадками. При этом салон должен быть комфортабельным, с удобными посадочными местами и в большом количестве.

Гордость завода ЛиАЗ – линия катафорезного грунтования из 8 ванн полностью обновлена в 2015 году, однако для кузовов модели 5250 семейства «Вояж» вместо катафореза применяется фосфатирование, гарантия на кузов (от сквозной коррозии) – 12 лет Гордость завода ЛиАЗ – линия катафорезного грунтования из 8 ванн полностью обновлена в 2015 году, однако для кузовов модели 5250 семейства «Вояж» вместо катафореза применяется фосфатирование, гарантия на кузов (от сквозной коррозии) – 12 лет

Ничего универсального не бывает, поэтому в этом сегменте за прошедшие четверть века на смену устаревшим львовским автобусам был опробован и подержанный «еврохлам», который к своей чести продержался более 15 лет, но были и новые немецкие, шведские и южнокорейские автобусы. В этом ряду усердно трудились и российские модели, но они требуют отдельного разбора.

В рамках наследия сочинской Олимпиады в 2014 году парк МТА пополнили двух- и трёхосные ГолАЗы семейства «Вояж», и туристские автобусы семейства «Круиз», построенные на самоходных шасси Scania. Опыт их эксплуатации выявил ряд проблем и детских болезней, но в целом эти машины подходили для своих условий работы. Поэтому, когда было принято решение о закупке новых ЛиАЗ-5250 – ликинского близнеца сочинского семейства голицынского рода, спецификация была существенно переработана в соответствии с требованиями заказчика. Поговорим об этом.

С момента начала изготовления автобуса до обкатки проходит 11–12 дней
В таком виде поступает самоходное шасси…
…далее оно обретает ферму и постепенно превращается в автобус

Другой «Вояж» из Ликино-Дулёво

Изготовление автобусов ЛиАЗ-5250 «Вояж» на Ликинском автобусном заводе ведётся на отдельном участке методом стапельной сборки, а не на основном конвейере, где собирают модели -5256, -5292, -6212, -6213, -4292. Самоходные шасси Scania K250 IB4x2 поступают на завод из Швеции.

С 2017 года рядный пятицилиндровый дизельный двигатель модели Scania DC09 110 мощностью 250 л.с. стал пятого экологического класса. Ранее на автобус устанавливали роботизированную коробку передач, которая вызывала много нареканий у эксплуатационников и редко выхаживала более 250 000 км. А при эксплуатации в наиболее «пробочном», сильно загруженном транспортом первом поясе Московской области (территория от МКАД до автодороги А-107, именуемой в просторечье «первой бетонкой») встречались и более ранние отказы, уже на 100 000–150 000 км пробега. Кроме того, трансмиссия испытывала при переключениях изношенного «робота» знакопеременные ударные нагрузки, из-за этого постоянно приходилось ремонтировать крестовины карданных валов, разбивались фланцы, страдали опоры силового агрегата.

Современный двигатель Scania DC09 110 Euro 5 с сажевым фильтром закрытого типа, системой рециркуляции отработавших газов и системой каталитической нейтрализации
Современный двигатель Scania DC09 110 Euro 5 с сажевым фильтром закрытого типа, системой рециркуляции отработавших газов и системой каталитической нейтрализации

Эту проблему решили. Теперь по согласованию с перевозчиком в спецификации для МТА устанавливается шестиступенчатая гидромеханическая автоматическая КП ZF 6AP-1200B. Передний мост автобуса – марки Scania AMA860. Он рассчитан на нагрузку 6,5 т и характеризуется большими углами поворота управляемых колёс. Мосты этой модели специально спроектированы для автобусов с высоким центром тяжести. Задний ведущий мост – Scania АDA1300. Передаточное отношение главной пары – 3,08. Тормозная система электронно-пневматическая (EBS) с автоматической регулировкой зазоров тормозных механизмов имеет полностью независимые контуры и моторный замедлитель. Рулевой механизм с гидроусилителем, модель – ZF 8098.

За рулём: вместо подрулевого селектора роботизированной КП теперь кнопочная панель управления АКП
Техническая характеристика автобуса ЛиАЗ-525000
Колёсная формула 4х2
Тип кузова Несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки
Ресурс кузова, лет 12
Полная масса, кг 18 000
Распределение нагрузки по осям, кг 6500/11 500
Минимальный радиус разворота, м 11,8
Вместимость топливного бака, л 310
Максимальная скорость, км/ч 100
Длина, мм 12 500
Ширина, мм 2550
Пассажировместимость, чел 60 (47 мест для сидения, 12 для стоящих, 1 инвалидное)
Колёсная формула 4х2
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, л
  • мощность, кВт (л.с.)
  • максимальный крутящий момент, Н∙м
DC09 110, Euro 5
Турбодизель, 5 цилиндров в ряд
9,29
184 (250) при 1800 мин-1
1150 при 1300 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперед/ назад
ZF 6AP-1200B
6/1
Подвеска Пневматическая, стабилизаторы поперечной устойчивости на всех осях, электронная система управления подвеской с функцией подъёма/опускания кузова
Вместимость багажных отсеков, м3 5,0
Размер шин 295/80 R22,5
Автобус для пригорода, поэтому в салон ведут 4 ступеньки, ширина проёма – 1350 мм
Инвалидная аппарель оснащена электроприводом

Согласно спецификации

Длина автобуса 12 500 мм, ширина 2550 мм, высота 3065 мм, а колёсная база 6230 мм. Благодаря такой конфигурации осей, для разворота потребуется довольно компактный «пятачок» радиусом 11,8 м. Формула дверей – 1–2–0 (задняя дверь в базе). По требованиям «Мострансавто» была увеличена ширина проёмов пассажирских дверей. Ширина проёма передней двери – 740 мм, задней – 1350 мм. Высота в салоне – 2,0 м, а напротив проёма задней двери предусмотрено место для инвалидной коляски, которое служит и накопительной площадкой.

Салон и пассажирские сиденья оформлены в мягких серо-синих тонах Салон и пассажирские сиденья оформлены в мягких серо-синих тонах
Нашлось место и для накопительной площадки

Вентиляция салона смешанная: естественная через люки в крыше; принудительная – вытяжным вентилятором. Система отопления конвекторного типа, предусмотрен предпусковой жидкостный подогреватель. Увеличился и объём багажных отсеков автобуса, теперь он составляет – 5 м3. В качестве опций подмосковная версия ЛиАЗ-5250 оснащена следующими «сливками»: бортовым навигационно-связным терминалом, внешними и внутрисалонными фото-, видеокамерами, видеокамерой заднего вида, датчиками температуры и задымления, автоматической системой обнаружения и тушения пожара (АСОТП), видеорегистратором, электронно-цифровыми рейсоуказателями, автоинформатором.

Из систем безопасности на борту имеются следующие: антиблокировочная система (ABS), система поддержания курсовой устойчивости (ESP), противобуксовочная система (ASR), система распределения тормозных усилий (EBD), система экстренного торможения (Brake Assist).

Межсервисный интервал ЛиАЗ-5250 – 45 000 км.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию