Опубликовано: ГП 08-2013
Жемчужина Удмуртии

Заводской музей Ижевского автозавода

Максим Шелепенков, фото автора и музея ООО «ОАГ»

Вначале было… бомбоубежище на территории завода, в которое на протяжение трёх десятков лет отправляли отслужившие своё опытные образцы Ижевского автозавода. Пару раз руководство завода пыталось от них избавиться, но всегда находились неравнодушные к собственной истории работники завода, которые становились на защиту старых автомобилей.

По правде говоря, в бомбоубежище автомобилям жилось несладко. Практически не охраняемые они лишались оригинальных деталей, покрывались пылью и ржавчиной. «Их бы привести в порядок и поставить в заводской музей», – такая мысль посещала многих.

Заводской музей, вернее полуофициальная экспозиция в одном из обширных коридоров инженерного корпуса, появилась ещё в 1983 году, по инициативе бывшего главного конструктора по автомобильному производству Николая Слесаренко. Фактически он и стал первым руководителем «Зала истории автопроизводства». Только площади этого зала позволяли выставить всего три автомобиля: «Москвич-412», «Иж-2125», «Иж-Комби» и фургон Иж-2715. Остальные так и продолжали «доживать» в бомбоубежище.

Первенец Ижевского автозавода «Москвич-408» (заводской № 021), кузов которого собирали из деталей, поставляемых из Москвы. Всего за 1966–1968 гг. изготовлено 4196 шт.
Экспортный Иж-27151-01-013 с удлинённой грузовой платформой создавали специально для финского рынка. Всего за 1974–1997 гг. изготовлено 135 047 пикапов Иж-2715 всех модификаций

Давняя мечта о полноценном заводском музее стала реальностью относительно недавно, в начале 2008 года. На первом этаже инженерного корпуса завода под музей отремонтировали помещение. Это позволило расширить его площади и выставить для всеобщего обозрения самые яркие и знаковые для завода автомобили.

Красивый светлый зал с аккуратно расставленными Ижами и застекленными витринами с подсветкой производит хорошее впечатление на любого сюда входящего. Возникает даже чувство зависти, так как далеко не во всех автомобильных музеях машины содержатся в таких прекрасных условиях.

Первый советский автомобиль с пятидверным кузовом хэтчбек (на снимке поздняя модификация Иж-21251). Всего за 1973–1997 гг. изготовлено 414 187 ижевских «Комби»
Грузопассажирский фургон Иж-27156, созданный во времена Перестройки для нарождающихся кооператоров. С 1987 по 2001 г. сделали 21 508 таких машин

Представленная линейка натурных образцов практически полностью закрывает все серийные модели, начиная от самого раннего «Москвича-408» и заканчивая тольяттинскими ВАЗ-2106 и ВАЗ-2104, производство которых в Ижевске закончилось относительно недавно. Есть тут и ранний Иж-2126 выпуска 1990-х годов, который сейчас стал коллекционной редкостью (тот, который ещё не «Ода»), и даже Kia Spectra, которую ОАО «ИжАвто» выпускало по полному циклу в 2005–2010 гг.

Стоят в музее и опытные образцы, которые вызывают интерес у посетителей даже больший, чем серийные машины. Объясняется это просто. С обычными «Москвичами», «Ижами» и «Одами» многие знакомы не понаслышке, не раз видели их на дорогах или даже были их владельцами, а вот опытные автомобили – это действительно экзотика, которую можно увидеть только в заводском музее.

Редкий сегодня пикап Иж-27171, так как его выпуск оказался невелик, всего с 1995 по 2005 г. изготовили 3695 пикапов
Несомненно, для потомков необходимо сохранять и такие утилитарные автомобили, как фургон Иж-2717. Их выпуск пришёлся на 1997–2005 гг. Всего собрали 73 440 фургонов
В музее есть ранний серийный Иж-2126 (заводской № 002). Кстати, вопреки распространённому мнению, он никогда официально не назывался «Орбита». В советское время завод так и не смог оформить это название на себя, так как это слово как торговая марка использовалось другими советскими заводами, в том числе в радиоэлектронной промышленности. С 1990 по 2005 г. успели собрать 141 508 серийных Иж-2126

Только здесь можно увидеть и рассмотреть в деталях Иж-14 – достойного конкурента вазовской «Нивы». Невероятно, но факт – он появился на пару лет раньше ВАЗ-2121 и именно ижевским, а не вазовским конструкторам принадлежит идея комфортабельного внедорожника для сельчан.

Только здесь находится переднеприводный Иж-13. В то время, как остальные автозаводы СССР лишь планировали свои автомобили с передним приводом, в Ижевске такие машины уже проходили испытания.

Звезда музея – полноприводный Иж-14. На заводе до сих пор убеждены, что «Нива» перешла дорогу этой модели не потому, что лучше, а потому что изначально имела более сильное лобби в руководстве отрасли. Всего в 1972 г. сделали два экземпляра Иж-14
Переднеприводный Иж-13 «Старт» с кузовом хэтчбек – попытка ижевских конструкторов в 1972 г. заглянуть в сегодняшнее «завтра». Как же они были правы! Автомобили такого типа сегодня доминируют на рынке

Только здесь можно оценить авангардный дизайн Иж-19. Настолько авангардный, что руководство завода даже побоялось продолжать работы в этом направлении! А зря, машина и сегодня, 35 лет спустя, смотрится интересно.

Но не всё так благостно в музее, как это может показаться со стороны. В единственном выставочном зале не хватило места для всех исторических автомобилей, хранящихся на Ижевском автозаводе. Кому не досталось места в музее, сегодня пребывает в плачевном состоянии на задворках завода – бомбоубежище уже давно приспособили для других нужд.

Фантастический Иж-19 «Старт-комби» 1975 г. – работа заводских дизайнеров по идее Александра Павловича Зорина. Красоту и необычность этой машины можно по достоинству оценить, лишь посмотрев на неё вживую. Спасибо всем, кто приложил усилия по сохранению «Старт-комби» для будущих поколений
В своё время ижевские малолитражки блистали на международных раллийных трассах. За заводскую команду выступали такие звёзды отечественного ралли, как С.К. Брундза и А.Г. Брум, а раллийные машины выпускали на заводе небольшими партиями. В музее представлен «Иж-ралли» образца 1972 г.
Совсем недавняя история – на автозаводе с 2005 по 2010 г. велась сборка южнокорейских автомобилей Kia Spectra
Разве не надо сохранить для истории такую популярную модель, как ВАЗ-2106, производство которой было перенесено в Ижевск в 2001 г.? Всего в Ижевске до 2005 г. собрали 132 995 автомобилей ВАЗ-2106
В музее стоит и ВАЗ-2104! С прекращением в 2012 г. выпуска этой машины закончилась история классического заднего привода в России. «Четвёрку» выпускали на «ИжАвто» с 2002 по 2012 г., и за это время сделали около 168 тыс. машин

Среди «отдыхающих на природе» малолитражный автомобиль, разработанный для Ижевска в Московском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) под руководством мэтра отечественного автодизайна Ю.А. Долматовского. До сего момента считалось, что сохранилась всего одна его машина – такси ВНИИТЭ-ПТ. Оказывается, в Ижевске есть вторая машина Иж-ТЭ. Это оригинальная машина со сдвИжными боковыми дверями, интегрированными в кузов бамперами и блок-фарами. И это 1971 год!

Уникальный экспериментальный Иж-ПТ во дворе автозавода. Ещё есть надежда его спасти!
Опытный образец микроавтобуса Иж-042 с каркасно-панельным кузовом, разработанный в 1988 г., так и просится быть пристроенным в музей

Сохранился опытный минивэн вагонной компоновки Иж-042 – аналог небольшим японским микроавтобусам. Ещё можно сохранить для истории опытные образцы Иж-19 и Иж-2126 различных серий, надо лишь чтобы у руководства завода появилось на это желание. Ведь если реально посмотреть на вещи, то площади заводского музея можно расширить почти в два раза, присовокупив к имеющемуся залу соседний внутренний открытый двор, сделав там навес или стеклянный купол. Рано или поздно это всё равно придётся сделать, ведь история «ИжАвто» на этом не закончилась. И в будущем музей всё равно будет прирастать экспонатами, так, может быть, уже сейчас об этом позаботиться, чтобы потом не было мучительно больно за не сохранённые уникальные экспонаты.

Скромно у стеночки пристроился пока ещё не отреставрированный «Москвич-412» ижевского производства – достойный аутентичный экземпляр для заводского музея, выпуска начала 70-х годов. Всего в 1967–1999 гг. изготовлено 2 317 493 автомобиля этой модели
Недавняя мечта и надежда Ижевского автозавода – полноприводный автомобиль Иж-27171 4х4 «Охотник» с двойной кабиной. К сожалению, до серийного производства эта машина так и не дошла, хотя многие желали бы видеть Ижевский автомобиль именно таким
Опытные образцы Иж-2126-0 (1980 г.) и Иж-19-1 (1976 г.) всё ещё «хранятся» под открытым небом

Адрес музея:

г. Ижевск, ул. Автозаводская, 5, ООО «ОАГ».

Часы работы:

Музей открыт только по рабочим дням с 800 до 1640.

Посещение музея только по предварительной договорённости по телефону (3412) 648-081.

Директор музея: Сулыга Нина Алексеевна.

Для групп имеется возможность проведения экскурсий по музею и на завод (на сборочный конвейер), где сейчас собирают «Лада-Гранта». Стоимость экскурсии в музей и на конвейер: для школьников и студентов – 30 руб.; для взрослых – 40 руб.

Комментировать ... >>
Loading...