![50-тысячный ПАЗ-652Б](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/00.jpg)
85 лет Павловскому автобусному заводу
![](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/000-logo.jpg)
Павловский автобусный завод (ПАЗ) «Группы ГАЗ», входящей в состав одной из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент», отмечает 85-летие со дня основания. За свою историю лидер российского автобусного рынка выпустил 750 тысяч единиц техники – это рекордный показатель по производству автобусов в стране, каждый четвёртый автобус на дорогах России – марки ПАЗ.
Решение о создании в городе Павлово производства для обеспечения Горьковского автозавода и других автомобильных предприятий шофёрским инструментом и кузовной арматурой было принято в 1930 году. В 1932 году строительство Завода автотракторного инструмента (ЗАТИ) было завершено и начался выпуск продукции. В 1952 году постановлением Правительства СССР завод был переименован в Павловский автобусный завод: в августе 1952 года первые пять автобусов первой производственной модели ГЗА-651 вышли из заводских ворот, позже после модернизации автобус назвали ПАЗ-651А.
![](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/19f.jpg)
В 1958 году – был дан старт производству автобуса вагонного типа цельнометаллической несущей конструкции модели ПАЗ-652, спроектированного силами павловских автобусостроителей.
В 1960-е годы полностью оформляется основная производственная концепция предприятия – удовлетворение самых широких слоев потребителей путём создания возможно большего количества модификаций базовой модели.
![Первый автобус на шасси ГАЗ-АА собранный работниками ЗАТИ в 1935 году](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/01f.jpg)
![Сборка первого автобуса ГЗА-651. 13 августа 1952 года](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/02.jpg)
![ПАЗ-653. 1953 г.](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/03.jpg)
![ПАЗ-671, 1958 г.](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/04.jpg)
![Автобус ПАЗ-672 выезжает из проходной, 1968 год](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/18.jpg)
![Макет 1963 года. Прототип автобуса ПАЗ-665](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/05.jpg)
В ноябре 1968 года впервые в истории отечественного автобусостроения без остановки главного конвейера ПАЗ переходит одномоментно от ПАЗ-6525 к выпуску новой базовой модели ПАЗ-672, производившейся вплоть до 1989 года.
Труд павловских автобусостроителей получил высокую оценку: за высокие показатели работы и освоение новой продукции в 1971 году предприятие было удостоено ордена Трудового Красного Знамени, в 1982 году – ордена «Знак Почета».
![ПАЗ «Турист-8,5м» 1969 г. Ницца, набережная Ле Англезе](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/06.jpg)
![ПАЗ-672А. 1968 г.](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/07.jpg)
![ПАЗ-665. 1967 г.](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/08f.jpg)
В декабре 1989 г. вновь без остановки конвейера был начат серийный выпуск ставшего уже легендой автобуса ПАЗ-3205. К настоящему времени разработано более 30 модификаций этого автобуса разнообразного назначения и предназначенных для эксплуатации в различных климатических условиях, из них серийно выпускается около десяти.
В 2000 году ПАЗ вошёл в одну из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент». За это время в завод инвестировано более 2 млрд рублей. Автобусы ПАЗ неоднократно удостаивались высоких наград в крупнейших отраслевых конкурсах в номинациях «Лучший городской автобус» и «Лучший автобус малого класса».
![ПАЗ-3202. 1970 г.](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/09.jpg)
![ПАЗ-32033. 1974 г.](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/10f.jpg)
![ПАЗ-3205. 1979 г.](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/11f.jpg)
В 2009 году ПАЗ запустил в серийное производство семейство ПАЗ-3204. Доля автобусов семейства ПАЗ-3204 в производственном плане завода составляет 30%. В 2011 году модельный ряд ПАЗ был адаптирован к двигателям стандарта Euro 4, включая двигатели Cummins и ЯМЗ-534. Конструкторы ПАЗа работают над созданием машин на альтернативных видах топлива. В 2013 году были изготовлены автобусы с двигателем на компримированном природном газе. В рамках проекта Дивизиона «Автобусы» Unimax по созданию модельного ряда на основе модульной конструкции ПАЗа запущено новое производство автобусов «Вектор». Серия автобусов объединяет в себе машины разной длины, классов и назначений. Модификации автобусов «Вектор» позволяют обеспечить оптимальное решение для пассажиропотоков различной интенсивности.
![ПАЗ-3205М. 1994 г.](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/12f.jpg)
![ПАЗ-3207. 1992 г.](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/13f.jpg)
![ПАЗ-5269. 1997 г.](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/14f.jpg)
В 2016 году выпущена новая модель «Вектор NEXT», вошедшая во флагманскую линейку «Группы ГАЗ», а в 2017 году вышли новые модификации этой модели: полунизкопольная версия «Доступная среда» и междугородная комплектация.
Сегодня ПАЗ – лидер российского рынка переднемоторных автобусов, доля предприятия – 80%. В серийном производстве Павловского автобусного завода находится семь моделей, три семейства и более 100 модификаций автобусов малого и среднего классов различного назначения: для городских и пригородных перевозок, для образовательных и социальных учреждений и др. В модельный ряд ПАЗа входят флагманский автобус «Вектор NEXT», базовые модели ПАЗ-32053 и ПАЗ-4234, автобус малого класса ПАЗ-3237, автобус ПАЗ-3206 с колёсной формулой 4x4, грузопассажирский ПАЗ-32053-20 и другие. Предприятие является крупнейшим поставщиком школьных автобусов в регионы РФ: с 2005 года завод произвёл более 20 000 школьных автобусов.
![«Вектор NEXT», низкопольный, 2017 г.](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/15f.jpg)
Год назад был дан старт производства нового поколения автобусов «Вектор NEXT», созданного на шасси среднетоннажного автомобиля «ГАЗон NEXT». Сегодня автобусы «Вектор NEXT» участвуют в обновлении парков городов, участвующих в Чемпионате мира по футболу 2018 года. Машина отличается современным дизайном экстерьера и интерьера, соответствующим передовым тенденциям мирового автомобилестроения. В новой модели применяются современные отечественные материалы и комплектующие. Разработка выполнена на основе модульной конструкции, что позволяет в дальнейшем производить на её базе автобусы разной размерности, сокращая время и ресурсы на создание и организацию производства всего модельного ряда.
![](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/16f.jpg)
![](/article/14898-85-let-pavlovskomu-avtobusnomu-zavodu/Images/17.jpg)
Андрей Васильев, управляющий директор Павловского автобусного завода «Группы ГАЗ»:
– Павловский автобусный – не просто предприятие. ПАЗ – это символ производства самых массовых отечественных автобусов. 85-летняя история завода – это подтверждение его жизнеспособности и востребованности продукции, популярность которой прежде всего обусловлена нашим стремлением, сохраняя достигнутое, двигаться вперёд в своём развитии и совершенствоваться по всем направлениям. Наш юбилей – это результат ежедневного труда каждого на своем рабочем месте, и коллектив ПАЗа – это коллектив единомышленников, нацеленных на результат и способных преодолевать любые преграды на пути к поставленной цели. На ближайшую перспективу в наших планах не только расширение модельного ряда новых автобусов, но и активное освоение экспортных рынков.