Опубликовано: ГП 12-2017
50-тысячный ПАЗ-652Б

85 лет Павловскому автобусному заводу

Павловский автобусный завод (ПАЗ) «Группы ГАЗ», входящей в состав одной из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент», отмечает 85-летие со дня основания. За свою историю лидер российского автобусного рынка выпустил 750 тысяч единиц техники – это рекордный показатель по производству автобусов в стране, каждый четвёртый автобус на дорогах России – марки ПАЗ.

Решение о создании в городе Павлово производства для обеспечения Горьковского автозавода и других автомобильных предприятий шофёрским инструментом и кузовной арматурой было принято в 1930 году. В 1932 году строительство Завода автотракторного инструмента (ЗАТИ) было завершено и начался выпуск продукции. В 1952 году постановлением Правительства СССР завод был переименован в Павловский автобусный завод: в августе 1952 года первые пять автобусов первой производственной модели ГЗА-651 вышли из заводских ворот, позже после модернизации автобус назвали ПАЗ-651А.

В 1958 году – был дан старт производству автобуса вагонного типа цельнометаллической несущей конструкции модели ПАЗ-652, спроектированного силами павловских автобусостроителей.

В 1960-е годы полностью оформляется основная производственная концепция предприятия – удовлетворение самых широких слоев потребителей путём создания возможно большего количества модификаций базовой модели.

Первый автобус на шасси ГАЗ-АА собранный работниками ЗАТИ в 1935 году
Сборка первого автобуса ГЗА-651. 13 августа 1952 года
ПАЗ-653. 1953 г.
ПАЗ-671, 1958 г.
Автобус ПАЗ-672 выезжает из проходной, 1968 год
Макет 1963 года. Прототип автобуса ПАЗ-665

В ноябре 1968 года впервые в истории отечественного автобусостроения без остановки главного конвейера ПАЗ переходит одномоментно от ПАЗ-6525 к выпуску новой базовой модели ПАЗ-672, производившейся вплоть до 1989 года.

Труд павловских автобусостроителей получил высокую оценку: за высокие показатели работы и освоение новой продукции в 1971 году предприятие было удостоено ордена Трудового Красного Знамени, в 1982 году – ордена «Знак Почета».

ПАЗ «Турист-8,5м» 1969 г. Ницца, набережная Ле Англезе
ПАЗ-672А. 1968 г.
ПАЗ-665. 1967 г.

В декабре 1989 г. вновь без остановки конвейера был начат серийный выпуск ставшего уже легендой автобуса ПАЗ-3205. К настоящему времени разработано более 30 модификаций этого автобуса разнообразного назначения и предназначенных для эксплуатации в различных климатических условиях, из них серийно выпускается около десяти.

В 2000 году ПАЗ вошёл в одну из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент». За это время в завод инвестировано более 2 млрд рублей. Автобусы ПАЗ неоднократно удостаивались высоких наград в крупнейших отраслевых конкурсах в номинациях «Лучший городской автобус» и «Лучший автобус малого класса».

ПАЗ-3202. 1970 г.
ПАЗ-32033. 1974 г.
ПАЗ-3205. 1979 г.

В 2009 году ПАЗ запустил в серийное производство семейство ПАЗ-3204. Доля автобусов семейства ПАЗ-3204 в производственном плане завода составляет 30%. В 2011 году модельный ряд ПАЗ был адаптирован к двигателям стандарта Euro 4, включая двигатели Cummins и ЯМЗ-534. Конструкторы ПАЗа работают над созданием машин на альтернативных видах топлива. В 2013 году были изготовлены автобусы с двигателем на компримированном природном газе. В рамках проекта Дивизиона «Автобусы» Unimax по созданию модельного ряда на основе модульной конструкции ПАЗа запущено новое производство автобусов «Вектор». Серия автобусов объединяет в себе машины разной длины, классов и назначений. Модификации автобусов «Вектор» позволяют обеспечить оптимальное решение для пассажиропотоков различной интенсивности.

ПАЗ-3205М. 1994 г.
ПАЗ-3207. 1992 г.
ПАЗ-5269. 1997 г.

В 2016 году выпущена новая модель «Вектор NEXT», вошедшая во флагманскую линейку «Группы ГАЗ», а в 2017 году вышли новые модификации этой модели: полунизкопольная версия «Доступная среда» и междугородная комплектация.

Сегодня ПАЗ – лидер российского рынка переднемоторных автобусов, доля предприятия – 80%. В серийном производстве Павловского автобусного завода находится семь моделей, три семейства и более 100 модификаций автобусов малого и среднего классов различного назначения: для городских и пригородных перевозок, для образовательных и социальных учреждений и др. В модельный ряд ПАЗа входят флагманский автобус «Вектор NEXT», базовые модели ПАЗ-32053 и ПАЗ-4234, автобус малого класса ПАЗ-3237, автобус ПАЗ-3206 с колёсной формулой 4x4, грузопассажирский ПАЗ-32053-20 и другие. Предприятие является крупнейшим поставщиком школьных автобусов в регионы РФ: с 2005 года завод произвёл более 20 000 школьных автобусов.

«Вектор NEXT», низкопольный, 2017 г.

Год назад был дан старт производства нового поколения автобусов «Вектор NEXT», созданного на шасси среднетоннажного автомобиля «ГАЗон NEXT». Сегодня автобусы «Вектор NEXT» участвуют в обновлении парков городов, участвующих в Чемпионате мира по футболу 2018 года. Машина отличается современным дизайном экстерьера и интерьера, соответствующим передовым тенденциям мирового автомобилестроения. В новой модели применяются современные отечественные материалы и комплектующие. Разработка выполнена на основе модульной конструкции, что позволяет в дальнейшем производить на её базе автобусы разной размерности, сокращая время и ресурсы на создание и организацию производства всего модельного ряда.

Андрей Васильев, управляющий директор Павловского автобусного завода «Группы ГАЗ»:

– Павловский автобусный – не просто предприятие. ПАЗ – это символ производства самых массовых отечественных автобусов. 85-летняя история завода – это подтверждение его жизнеспособности и востребованности продукции, популярность которой прежде всего обусловлена нашим стремлением, сохраняя достигнутое, двигаться вперёд в своём развитии и совершенствоваться по всем направлениям. Наш юбилей – это результат ежедневного труда каждого на своем рабочем месте, и коллектив ПАЗа – это коллектив единомышленников, нацеленных на результат и способных преодолевать любые преграды на пути к поставленной цели. На ближайшую перспективу в наших планах не только расширение модельного ряда новых автобусов, но и активное освоение экспортных рынков.

Комментировать ... >>
Loading...