Опубликовано: ГП 10-2017
Пожарный... Настоящий пожарный

Масштабные модели пожарных автоцистерн

Николай Братащук
Фото автора и Adler-m

Аббревиатура АЦУ расшифровывается как автоцистерна упрощённой конструкции. Опыт использования таких пожарных автоцистерн на шасси горьковских грузовиков третьего поколения, подтвердил многочисленные позитивные моменты: доступный, простой в применении и обслуживании пожарный автомобиль с увеличенным запасом возимой воды и необходимым минимумом пожарного оборудования.

Но были и конструкционные недостатки: малая производительность штатного навесного насоса, повышенный износ деталей двигателя из-за дополнительной нагрузки на коленвал, ограниченная функциональность (отсутствие функции пенотушения, нет лестницы достаточной длины).

В 1980-х годах в ОКБ-8 начали работать над созданием улучшенного пожарного автомобиля, который, обладая некоторыми достоинствами АЦУ, имел бы более высокие функциональные характеристики. Их результатом стало появление в 1987 году АЦ-30(53-12)-106Г.

Из упрощёнки в настоящие

АЦУ-20(51)-60

В 1970 году на Арзамасском заводе коммунального машиностроения на основе документации, разработанной в ОКБ «Пожмашина», был построен опытный образец пожарной автоцистерны упрощённой конструкции АЦУ-30/53А/-152, предназначенной для доставки к месту пожара сокращённого боевого расчёта из трёх человек, пожарно-технического вооружения (ПТВ), запаса огнегасящих средств (2600 л воды + 150 л пенообразователя). С таким оснащением машина конечно же имела все возможности для тушения пожара. Делать это можно было тремя способами: водой из цистерны, из водоёма или от гидранта либо воздушно-механической пеной.

Опытный АЦУ-30/53А/-152

Эта машина должна была заменить в небольших населённых пунктах АЦУ-20(51)-60, выпускавшуюся Варгашинским заводом на шасси «полстапервых» с 1962 по 1968 г. Некоторые конструкционные идеи, заложенные в ней, позже нашли своё воплощение в модели АЦ-30  (53-12)-106Г.

Серийный АЦ-30(53-12)-106Г

Реалии сегодняшнего дня

Старт серийного выпуска АЦ-30 (53-12) – 106Г совпал с началом сложных для страны новых экономических реалий, а потому пожарные цистерны хотя и были востребованы, но с переходом на хозрасчёт и самоокупаемость многие хозяйства довольствовались тем, что есть, не спеша приобретать новую технику. Это обусловило среди прочего и выборочную географию их распространения. Так, в РСФСР их попало больше всего, а в другие республики, например, в соседние УССР и БССР – в разы меньше. Поэтому в бывших советских республиках они весьма редки, а где сохранились – несут службу, как правило, в структуре местной пожарной охраны. В отличие от других республик бывшего СССР в РФ они и сегодня весьма распространены. Достаточно в любом поисковике набрать запрос: АЦ-30 (53-12) – 106Г, чтобы убедиться в справедливости сказанного.

АЦ-30(3307)-226

Некоторые машины после выхода в отставку продолжают трудиться в качестве водовозок или коммунальных «авариек». Весьма интересно смотрятся машины на службе водоканала. Часто они выкрашены в голубой или синий цвет.

А некоторые «106Г», используются даже в качестве… вакуумных машин – ассенизаторов, если судить по объявлениям на сайтах автопродаж. Иные тихо доживают… А чтобы не завершать обзор реалий на такой грустной ноте, скажу, что по информации от коллег из Сибири, у них можно встретить «106Г-е» в цветах МЧС.

Дальнейшим развитием модели 106Г стало появление в начале 1990-х новой АЦ-30 (3307) – 226 на шасси ГАЗ-3307. Автоцистерна характеризовалась увеличенной до 3000 л цистерной и наличием лафетного ствола.

Соответствие оригиналу выражается в тщательной проработке светотехнических устройств, номерного знака и даже фартука на облицовке радиатора

Настоящий пожарный в масштабе

Два года назад DIP models анонсировала старт своей «новой линии»: масштабные модели пожарных автомобилей на шасси ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Первенцем в этом направлении стала АЦУ-10 (52), а год спустя была показана и более совершенная АЦУ-10 (53А). Отрадно отметить, что именно на пожарных были внедрены новшества, которые потом закрепились и на других моделях DiP models. Например, более копийныe, изготовленные методом фототравления, кроншейны наружных зеркал и подшипники в ступицах передних колёс стали базовым для «52-х» шасси, а лестница-трёхколенка впервые была показана на спецверсии АЦУ-10 (53А), предшествуя её более массовому применению в производстве «диповских» моделей.

Штрихи к портрету

Большая часть новых автомобилей, ещё с Горьковского автозавода, поставлявшего шасси, была укомплектована «вездеходными» шинами K-55А, что значительно улучшало проходимость заднеприводного автомобиля в условиях плохих дорог и сезонного бездорожья. В основе конструкции пожарной машины модели 106Г на шасси ГАЗ-53-12 – сварная металлическая цистерна чемоданно-эллиптического сечения, изготовленная из листовой стали марки Ст3 толщиной 3 мм и закреплённая на раме автомобиля при помощи стремянок. Для продолжительности срока службы цистерны внутренняя её поверхность покрыта каменноугольным лаком. Конструкционной отличительной особенностью крышки горловины наливного люка цистерны от ранее рассматриваемых – наличие переходного соединения под крепёж пожарного рукава.

Рама автомобиля в задней части удлинена для возможности там центробежного одноступенчатого консольного насоса модели ПН-40УВ, который приводится в действие от двигателя автомобиля, при помощи отдельного карданного вала через коробку отбора мощности (КОМ). Хотя значение «40» в маркировке насоса указывает на возможность подачи сорока литров тушащего средства за секунду, но в сочетании с «газоновским» карбюраторным двигателем мощностью 120 л.с., его производительность составляет только 30 л/с.

Напорные патрубки находятся в задней части автоцистерны и доступ к ним осуществляется снизу пожарной надстройки. В задней части, непосредственно над насосным отделением, размещён бак для пенообразователя. По бокам цистерны установлены прямоугольные отсеки с различным ПТВ. Сверху на специальных кронштейнах закреплена пара ГПС-600 (генератор пены средней кратности).

На крыше надстройки размещены три лестницы различного назначения:

  • металлическая раздвижная трёхколенная лестница Л-3КМ/Л-60, обеспечивающая доступ к окнам третьего этажа или к крыше двухэтажного здания;
  • металлическая штурмовая лестница ЛШМ с крюком для доступа в верхние этажи зданий, (а также для работы на крутых склонах крыш, например, при раскрытии кровли);
  • раскладная лестница-палка (ЛП) – для подъёма пожарных на первый этаж через оконные проёмы зданий. Кроме прямого назначения, может использоваться как таран при открывании дверей. Но у неё есть ещё одно важное свойство – возможность применения в качестве носилок при выносе пострадавших.

Отдавая должное вышедшим, безусловно, интересным версиям, пополнив свои коллекции вариантами АЦУ, коллекционеры ждали и более привычные модели пожарных автомобилей на знакомых шасси.

В конце июня 2017 года все желающие получили возможность приобрести долгожданную новинку: модель настоящей пожарной автоцистерны АЦ-30 (53-12) – 106Г, хоть и однокабинной (по убеждениям некоторых коллег, настоящая «пожарка» должна быть двухкабинной). Кстати, старту продаж предшествовала заблаговременная презентация рабочих образцов, по результатам которой были внесены некоторые дополнения и исправления, учтены конструктивные пожелания.

Задняя часть содержит такие нюансы, как особенности крепления номерных знаков на разных образцах
Задняя часть содержит такие нюансы, как особенности крепления номерных знаков на разных образцах
Задняя часть содержит такие нюансы, как особенности крепления номерных знаков на разных образцах

Альберт Волынский, DiP models:

«Обычная пресс-форма – это только матрица и пуансон, которые оформляют две стороны детали, т. е. деталь имеет плоские наружные стороны. В нашем случае используются ещё наружные и внутренние клинья, которые оформляют деталь с четырёх сторон, что придаёт лестнице такую реалистичность».

Лестница-трёхколенка на модели, можно сказать, шедевр инженерной мысли – реалистично функциональная

Не стала исключением в плане новых решений и модель АЦ-30 (53-12) – 106Г, выпущенная сразу в четырёх базовых вариантах, которым присвоены соответствующие артикулы: 105330, 105331, 105332, 105333.

Во-первых, кузов пожарной надстройки выполнен из АBS по технологии die-cast. Во-вторых, модель получила удлинённый задний свес рамы. В-третьих, на крыше пожарной надстройки впервые применены весьма реалистичные пеногенераторы с имитацией сетки внутри. В-четвёртых, на этой модели впервые появились «вездеходные» шины К-55А. В-пятых, впервые в производственной программе DiP models используется СГУ-60 с мигалкой FER «Ruhla». В-шестых, появился «газоструй» на выхлопной системе. Начиная с этой серии моделей, номерные таблички государственных регистрационных знаков имеют имитацию крепежа.

Деталировка крепежа и пожарно-технического оборудования на кузове надстройки

На первый взгляд все версии весьма похожи, но при этом каждая из них индивидуальна. И прежде чем рассмотреть особенности отдельных вариантов, ознакомимся с общими конструкционными решениями.

Изменено положение заднего стекла и теперь оно установлено более реалистично. Сквозь приопущенные боковые окна можно увидеть, что внутри, подобно настоящей пожарной машине открытые металлические части кабины окрашены базовым заводским цветом, в нашем случае «Адриатика», а в правой части панели приборов – табличка с маркировкой. Кроме фары-искателя, лестниц, пеногенераторов каждый вариант имеет дополнительное оборудование, закреплённое на внутренних стенках кузова: багор, два разных лома, лопата.

Все варианты АЦ-30(53-12)-106Г представлены в транспортном положении и имеют реальные прототипы.

Традиционно, к каждой модели прилагается соответствующий сертификат, удостоверяющий, что конкретная модель с определённым артикулом является частью общего лимитированного тиража.

Артикул 105334
Артикул 105335
Артикул 105336
Артикул 105337

АЦ-30 (53-12) – 106Г, артикул 105334

Ранняя версия пожарного автомобиля 1987 года выпуска на шасси ГАЗ-53-12 представляет собой вариант с одним проблесковым маяком LBS-5 Elektra, размещённым по центру, оснащена чёрными колёсными дисками с шинами повышенной проходимости К-55А. На кабине и сзади – надпись «101 Володарск». Двойная белая полоса спереди только на капоте в отличие от других рассматриваемых вариантов. Государственный регистрационный номер – 6229 ГОЦ (Горьковская область, РСФСР).

Артикул 105334. АЦ-30(53-12)-106Г, «101 Володарск»
Артикул 105334. АЦ-30(53-12)-106Г, «101 Володарск» Артикул 105334. АЦ-30(53-12)-106Г, «101 Володарск»

АЦ-30 (53-12) – 106Г, артикул 105335

Версия пожарного автомобиля 1987 года выпуска на шасси ГАЗ-53-12 представляет собой вариант с двумя маяками LBS-5 Elektra, размещёнными в передней части крыши кабины, ближе к её углам. Имеет жёлтые противотуманные фары ФГ-16ПП на переднем бампере и красные колёсные диски в сочетании с универсальными шинами КИ-63. На дверях кабины и на задней стенке – приписка «47 Шухободь». Кроме того, над передними колёсами есть обозначение требуемого давления в шинах. Государственный регистрационный номер – 1009 ВОC (Вологодская область, РСФСР).

Артикул 105335. АЦ-30(53-12)-106Г, «47 Шухободь»
Артикул 105335. АЦ-30(53-12)-106Г, «47 Шухободь» Артикул 105335. АЦ-30(53-12)-106Г, «47 Шухободь»

АЦ-30 (53-12) – 106Г, артикул 105336

Версия пожарного автомобиля 1991 года выпуска, на шасси ГАЗ-53-12 имеет на крыше СГУ-60 с маяком типа FER DDR Ruhla, а на панели приборов закреплена рация. Над передним бампером установлена пара противотуманных фар ФГ-16ПП с жёлтым стеклом. Радиатор закрыт защитным фартуком, на котором отображено нестандартное решение: белая двойная полоса как продолжение цветографической схемы пожарного автомобиля. Автомобиль оборудован шинами КИ-63 на чёрных дисках, а ободья дисков выкрашены белой эмалью. На дверях кабины слово – СПАС. Но это не аббревиатура типа «Центроспас», как можно подумать, а название населённого пункта в Коломыйском районе. Государственный регистрационный номер – 6504 ИФН (Ивано-Франковская область, УССР).

Артикул 105336. АЦ-30(53-12)-106Г, Спас
Артикул 105336. АЦ-30(53-12)-106Г, Спас Артикул 105336. АЦ-30(53-12)-106Г, Спас

АЦ-30 (53-12) – 106Г, артикул 105337

Версия 1987 года выпуска на шасси ГАЗ-53-12: «только с завода», без каких-либо обозначений и госномеров. Оснащена двумя маяками LBS-5 Elektra, размещёнными в передней части крыши кабины, ближе к её углам. Шины К-55А одеты на чёрные колёсные диски. Но именно этот вариант может принести коллекционерам приятный сюрприз. Она представляет своеобразный трансформер. То есть может оставаться в коллекции моделью нового автомобиля «с завода», а может стать одним из вариантов, что называется, «лёгким движением руки». Дело в том, что в комплекте есть декали для самостоятельной установки, позволяющие сделать базовый вариант одним из двух предложенных: «36 Уршель» или «18 Вязники».

Официальный дистрибьютор продукции DiP models, компания Adler-M, в рамках общего тиража указанного артикула предложила эксклюзив для тех, кто предпочитает готовые модели: АЦ-30 (53-12) – 106Г с государственными регистрационными знаками РФ и символикой МЧС.

Деколи прилагаемые к модели АЦ-30(53-12)-106Г (артикул 105337)
Артикул 105337-1. АЦ-30(53-12)-106Г «Уршель» Артикул 105337-1. АЦ-30(53-12)-106Г «Уршель»
Артикул 105337-2. АЦ-30(53-12)-106Г «Вязники» Артикул 105337-2. АЦ-30(53-12)-106Г «Вязники»
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен