Опубликовано: ГП 09-2017
Тест-драйв Neoplan Tourliner N2216 SHD
Простор для фантазии

Автобус Neoplan Tourliner N2216 SHD (460)

Даниил Минаев, фото автора
Производитель: MAN Truck & Bus
Модель: Neoplan Tourliner N2216 SHD
Начало продаж в России: 2018 г.

Новый Neoplan Tourliner в трёхосном исполнении – будущая премьера выставки Busworld-2017 (версия 4х2 экспонировалась в прошлом году в Ганновере), но в сентябре его продемонстрируют и на выставке Comtrans`17 в Москве. В общем, пока машину никто не видел, а мне посчастливилось водить оба автобуса (с колёсными формулами 4х2 и 6х2) по польским автодорогам. Сегодня рассказ о двухосном N2216 SHD.

Обводы кузовов автобусов Neoplan привычны уже много десятилетий и их трудно перепутать с машинами другой марки. Neoplan Tourliner продолжает традиции в дизайне, за это и отметился на подиуме международного конкурса Sharp Cut. Добиться индивидуального стиля совсем не просто, тем более что параллелепипедные формы современного автобусного кузова продиктованы оптимальными компоновочными решениями и не оставляют дизайнерам большого простора для фантазии, предложив конструкторам лишь путь эволюции. Налюбовавшись белоснежным лайнером, поднимаюсь в салон.

Компоновка и оснащение

Планировка салона классическая: парные сиденья на ровном, без подиумов, полу вдоль бортов. Салон, выполненный в единой цветовой гамме, воспринимается уютно. Новая цветовая концепция, по замыслу создателей автобуса, предусматривает яркие контрасты между серыми и бежевыми оттенками, формирующие элегантный облик. Ещё обещают, что с 2018 модельного года в салоне Tourliner будет паркетный пол, хромированные ручки, отражённая светодиодная подсветка багажных полок с неброским отображением названия модели.

Классическая планировка салона
Хороший тон заботы о безопасности пассажиров, в кармашках кресел инструкции по безопасности, по аналогии с гражданской авиацией
Индивидуальные пассажирские потолочные панели весьма скромные и не всегда совпадают с посадочными местами

Двигатель с повышенным КПД

Сердце любого автомобиля по-своему уникально, и прежде чем оказаться за рулём, мне было интересно ознакомиться с особенностями конструкции нового мотора MAN D2676 LOH. Двигатель D2676 LOH экостандарта Euro 6 (превышает требования Euro 6) рабочим объёмом 12,4 л, имеет несколько настроек мощности, на протестированных автобусах была установлена 460-сильная версия.

Из интересных нововведений – система контроля температуры в камере сгорания, поддерживающая высокую температуру отработавших газов даже при частичной нагрузке, например, при несложных топографических условиях и/ или при низкой загрузке автобуса, что позволяет системам доочистки (рециркуляции и сажевому фильтру) работать с оптимальным расходом энергии, к тому же это сокращает время прогрева двигателя.

В моторном отсеке современный двигатель D2676 LOH, обратите внимание на чисто автобусную особенность – наличие сразу трёх генераторов и привод мощного компрессора климатической установки

Как и многие конкуренты, специалисты из Нюрнберга озаботились повышением механического КПД движка: D2676 LOH имеет регулируемую с помощью шкива с вискомуфтой водяную помпу переменной производительности. В отличие от распространённых ранее постоянно работающих насосов системы охлаждения новый узел обеспечивает подачу антифриза в зависимости от потребностей. Регулирование мощности производится бесступенчато в диапазоне от 20 до 95%. Так, при небольшой потребности в охлаждении, например, в режиме устоявшегося прямолинейного движения механическая мощность насоса системы охлаждения может быть снижена на 80%, что позволяет значительно сэкономить топливо.

К другим нововведениям в двигателе относятся новые стальные поршни и новый «активный» датчик уровня масла, который позволяет предотвратить работу двигателя при недостаточном уровне моторного масла, даже если в данный момент проверить уровень вручную затруднительно, например, если в задней части закреплён багажный бокс, и открыть крышку моторного отсека невозможно.

Рабочее место традиционно добротной строгости и без замечаний
Рабочее место традиционно добротной строгости и без замечаний
Рабочее место традиционно добротной строгости и без замечаний

Меня приветствует рабочее место

Место для водителя в новом Neoplan Tourliner продвинутое в плане эргономики! Едва уселся в кресло, не успел даже пустить двигатель, а о своём существовании напомнила система контроля полосы движения, слегка помассировав филейную часть новоиспечённого водителя. В кабине грузовика система предупреждает водителя об уходе с полосы довольно противным на слух звуковым сигналом, а в автобусе, чтобы не нервировать пассажиров, всё происходит бесшумно. Но как! Водитель получает приличный заряд бодрости, напоминающий удар электрошокером, прямо в область ягодиц. Может быть, я и слишком сгущаю краски, но неприятно. Хотя некоторые мои коллеги нашли ассоциацию с массажем. И что самое забавное, о наличии подобной опции конструкторы решили предупредить водителя ещё до начала движения. В остальном с рабочим местом полный порядок: по-немецки добротно и строго.

В изобилии ниши и полочки, причём теперь адаптированные по форме под часто используемые предметы, такие как папка DIN A4 или бутылка с водой. Немного переработано расположение переключателей, согласно пресс-релизу для повышения эргономичности органов управления.

По регулировке водительского сиденья большой простор и возможности

Ветровое стекло с почти невидимыми нитями электрообогрева изготовлено из небьющегося многослойного материала; при этом диаметр нагревательных нитей составит всего 0,02 мм. Благодаря ультрафиолетовому фильтру в плёнке, встроенной между стёклами, в салон автобуса попадает всего 1% ультрафиолетовых лучей.

Боковое зеркало расположено довольно близко, поэтому с задним обзором никаких проблем

Перед тем как тронуться с места, вскользь посмотрев по сторонам, понял, что выносные зеркальные стойки расположены не так далеко и высоко, как у некоторых конкурентов, изображение в зеркале не «мельчает», и маневрировать удобнее. Вообще, вынесенные вперёд зеркальные стойки больших автобусов – предмет отдельного разговора. Некоторые шофёры водители жалуются на то, что они бывают расположены слишком близко, и приходится постоянно крутить головой или мешает боковая стойка. Другим не нравится, напротив, сильное отдаление, так как изображение в зеркале заднего вида получается мелковатым. У Neoplan Tourliner, мне показалось, найден тот самый компромисс.

Теперь о других органах управления. Поскольку Neoplan Tourliner является продуктом концерна MAN Truck & Bus, многое перекликается не только с автобусами, но и грузовиками концерна. Педальный узел не постесняюсь назвать идеальным: усилия и ходы педалей не потребовали ни секунды привыкания. Другое дело – автоматизированная КП.

Алгоритмизация трансмиссии

Знакомый и ранее 12-ступенчатый агрегат MAN Tipmatic ведёт себя в автобусе иначе. Паузы между переключениями затягиваются, а набор оборотов двигателя даже при резком дросселировании очень плавный. Здесь действительно другие, нежели в грузовых автомобилях настройки и алгоритмы, длительность переключения передач выше, но это компенсируется оригинальной стратегией переключения, адаптированной под двигатели семейства D26.

Новая функция SmartShifting обеспечивает оптимальный баланс между эффективностью и комфортом при переключении передач. Приоритетно включение более высоких передач и переключение в зависимости от дорожной ситуации, иногда даже с учётом топографии. Функция Idle Speed Driving обеспечивает комфортное вождение при частоте вращения холостого хода без задействования педали акселератора, сцепление выключается автоматически.

Тест-драйв Neoplan Tourliner N2216 SHD
Блок оптики смотрится современно и улучшает аэродинамику

«Мануальный» режим работы КП застрахован интересным алгоритмом: переход на более высокую передачу возможен вручную, обратное переключение производится автоматически, если крутящего момента на холостом ходу не хватает для более высокой передачи или если водитель производит торможение. Система при необходимости блокирует обратное переключение, выбирает оптимальную передачу перед подъёмом и позволяет избежать переключения под нагрузкой с разрывом потока мощности.

Neoplan Tourliner оснащается и круиз-контролем MAN EfficientCruise нового поколения с функцией холостого хода MAN EfficientRoll. Эта функция даже на небольшом уклоне автоматически переводит КП в нейтраль, и автобус движется с минимальными потерями на трение в трансмиссии. Такому поведению способствует и удлинённая главная пара – i=2,73 (увеличение выбега при движении накатом). Сделано это для того, чтобы резкая или неаккуратная работа водителя не доставила дискомфорт пассажирам, ну и конечно же с целью экономии топлива и снижения вредных выбросов.

Суммарный объём багажных отсеков 9,7 м[sup]3[/sup] Суммарный объём багажных отсеков 9,7 м[sup]3[/sup]

Тонкости руления

Ходовая часть Neoplan Tourliner приоритетна в своих настройках на комфорт, оттого подвеска очень мягкая. Во время тест-драйва шёл сильный ливень с штормовыми порывами бокового ветра. В таких погодных условиях, чтобы добиться стабильной траектории, приходилось крепко держать рулевое колесо и постоянно компенсировать боковой увод даже на скорости около 70 км/ч. Пожалуй, не совру, если скажу, что руль пустоват, хотелось, чтобы он чуть стремительнее возвращался в исходное положение прямолинейного движения, а может, это просто проявление заботы о пассажирах? Резкая работа водителя рулевым колесом не будет так заметна для них.

Системы безопасности и бортовая электроника

Тест-драйв Neoplan Tourliner N2216 SHD

Neoplan Tourliner оборудован рядом современных и инновационных систем, которые стоит упомянуть. Так, для него впервые предлагается система MAN AttentionGuard. Этот ассистент распознаёт снижение концентрации водителя и при необходимости выдает предупреждения, используя данные системы слежения за дорожной разметкой LGS. Обнаруживая потерю концентрации, MAN AttentionGuard оповещает водителя визуальными, звуковыми и тактильными сигналами, но активно не вмешивается в ситуацию на дороге.

Начиная с середины 2015 года в автобусах MAN Lion’s Coach, MAN Lion’s Intercity и MAN Lion’s Regio, а также во всех туристических автобусах Neoplan используется система слежения за дорожной разметкой (LGS) нового поколения. LGS теперь активируется только при обнаружении обеих разметок полосы (справа и слева). Видеокамера за ветровым стеклом регистрирует линии разметки. Если автобус выходит за пределы полосы без включения указателей поворота водителем, он получает предупреждение в форме вибрации подушки сиденья с определённой стороны. Таким образом, при монотонном движении LGS помогает избежать типичной причины аварий – случайного выхода за пределы полосы в связи с потерей концентрации.

Пассивно безопасный каркас Tourliner

Пассивная безопасность новой модели Neoplan Tourliner обеспечивается за счёт усиленной конструкции каркаса, соответствующей требованиям директивы ЕЭК R66.02, которая вступает в силу в ноябре 2017 года. Каркас должен принимать на 50% больше энергии удара, что достигается благодаря запатентованной технологии «труба в трубе» и использованию высокопрочных сталей. Кроме того, новый Neoplan Tourliner оснащён двумя дополнительными дугами безопасности сзади и в области центральной стойки.

Адаптивный круиз-контроль MAN (ACC) автоматически сохраняет постоянное расстояние до движущегося впереди автомобиля. Радарный датчик за передней облицовкой регистрирует дистанцию на расстоянии до 150 метров и относительную скорость идущего впереди транспорта на той же полосе. На основании этих данных, параметров полосы, собственной скорости и реакции водителя блок управления адаптивного круиз-контроля рассчитывает оптимальную стратегию сближения и управляет ускорением или замедлением с помощью тормоза-замедлителя или рабочего тормоза.

Ещё в качестве опций доступен полный набор ассистирующих систем, в том числе система автоматического торможения EBA и система контроля давления в шинах TPM и новый датчик технического обслуживания, отслеживающий и прогнозирующий сроки ТО и износ компонентов.

Техническая характеристика автобуса Neoplan Tourliner N2216 SHD (460)
Параметр Значение
Полная масса, кг 18600
Пассажировместимость, чел. 49
Вместимость багажных отсеков, м3 9,7
Распределение полной массы по осям, кг 7100 / 11 500
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
MAN D2676 LOH
Турбодизель, I-6 (Euro 6)
12 419
460 при 1800 мин-1
2300 при 930–1350 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/ назад
MAN Tipmatic c интардером ZF
Автоматизированная
12/1
Подвеска Пневматическая
Тормозная система Пневматическая, ABS, ESR
Передаточное число главной передачи 2,73
Шины 295/80R22,5
Тест-драйв Neoplan Tourliner N2216 SHD
Комментировать ... >>
Loading...