Опубликовано: ГП 09-2017
«Платформа-О»: слухи и факты

Долгожданная автомобильная премьера от КАМАЗа

Александр Привалов, главный редактор сайта «Автомобильный каталог» www.autocatalogue.ru
специально для журнала «Грузовик Пресс»
Фото автора

Этот материал был написан за неделю до открытия III Международного военно-технического форума «Армия-2017», когда ещё шло оформление экспозиции в конгрессно-выставочном центре «Патриот». К моменту выхода статьи, возможно, долгожданную автомобильную премьеру посетители форума уже увидели на уличном стенде Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

Напомню для непосвящённых, что на протяжении десятилетия в интересах Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) ведётся разработка специальных колёсных шасси и колёсных тягачей (СКШТ) с нетрадиционными техническими решениями, включающими модульную компоновку, электромеханическую трансмиссию (ЭМТ), всеколёсное рулевое управление, длинноходовую управляемую подвеску колёс, систему автоматизированного управления движением. Предполагалось, что в новой разработке будут использованы все заделы, полученные ранее в ходе научно-исследовательских работ (НИР). Основная цель – создать отечественные СКШТ для автономных пусковых установок перспективных подвижных грунтовых ракетных комплексов; предполагалось заменить шасси производства Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ).

Видеокамеры – важный элемент системы автоматического и дистанционного управления Видеокамеры – важный элемент системы автоматического и дистанционного управления

Предыстория…

На первом этапе (2008–2010 гг.) было начато выполнение НИР с шифром «Платформа». Сроки выполнения НИР были существенно сокращены, в результате не были выполнены исследования всех возможных режимов движения, а также в ходе выполнения НИР не учли требования ключевых разработчиков систем и комплексов вооружения и военной техники. К концу 2010 г. стало известно о том, что НИР «Платформа» переросла в опытно-конструкторскую работу (ОКР) «Платформа-О». Заказчик уточнил требования: предстояло создать межвидовое семейство СКШТ; в состав семейства были введены шасси КАМАЗ-7850 (16х16.1) и КАМАЗ-78509 (12х12.1), седельный тягач КАМАЗ-78504 (8х8.1) и балластный тягач КАМАЗ-78508 (8х8.1). Предполагалось, что семейство может быть дополнено и другими моделями, в том числе шасси 8х8.1.

На выставочном образце передняя светотехника традиционной конструкции. в рамках ОКР разработаны и светодиодные фонари с возможностью установки средств светомаскировки

К 2013 г. было изготовлено несколько образцов СКШТ первой партии, но «сырые» машины новое руководство МО РФ не приняло. Разработчику пришлось серьёзно дорабатывать конструкторскую документацию. Во второй половине 2015 г. на государственные испытания были представлены образцы второй партии; не прошло и месяца, как первый испытываемый образец сгорел, и восстановить его не представлялось возможным…

Наши дни…

Двигатель Liebherr, вид снизу. Удивительно, но снизу двигатель вообще никак не защищён

Одним из ведущих российских разработчиков большегрузных транспортно-технологических агрегатов, используемых на ракетных объектах оборонного назначения, является ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ), и в частности филиал этого предприятия «Конструкторское бюро «Мотор». Как удалось узнать, ЦЭНКИ представит на форуме «Армия-2017» опытный образец транспортно-установочного агрегата 15Т528 на 4-осном шасси семейства КАМАЗ-7850х.

В состав агрегата 15Т528 входит образец шасси с колёсной формулой 8х8.1 со схемой мотор-колёса. Так как в ходе эксплуатации аналогичных агрегатов не предполагается их использование вне дорог и максимальная скорость ограничена, как правило, 40 км / ч, особых проблем с шасси не должно было возникнуть в ходе проведённых испытаний агрегата (конструктивные ограничения по скорости 45 км / ч накладываются применёнными на образце шинами ВИ-175АУ).

Надстройка имеет собственный силовой агрегат, который никак не связан с силовым агрегатом шасси

Среди нереализованных возможностей шасси с ЭМТ следует отметить раздельные силовые установки шасси и агрегата (первоначально разработчики идеологии таких шасси заявляли о возможности использования генератора шасси для питания механизмов надстроек) и отсутствие системы рекуперации электроэнергии (аккумуляторы, конденсаторы или иные накопители энергии на выставочном образце не установлены – для них не предусмотрено место).

В ходе выполнения ОКР «Платформа-О» Заказчик (МО РФ) выдвинул требования по защищённости. Выполнение этого требования для схемы мотор-колесо оказалось труднореализуемо: хотя образец оснащён кабиной в защищённом исполнении и «протектированными» топливными баками, остальные узлы и агрегаты шасси никак не защищены. Это хорошо видно, если посмотреть на установленное внутри рамы шасси оборудование и проложенные кабели и шланги – при подрыве на мине может произойти замыкание высоковольтного оборудования (напряжение до 900 В) и возгорание масла гидросистемы. но больше всего проблем возникло с мотор-колёсами: в ходе испытаний на поражение сбоку оказалось, что после пробития крышек ступиц колёс и попадания поражающих элементов и осколков внутрь мотор-колёса были наглухо заблокированы.

Хорошо видно, что шасси и надстройка окрашены в разные оттенки зелёного цвета, что нехарактерно для серийного изделия
Вид спереди снизу. Нетрадиционные решения позволили отказаться от многочисленных карданов, но одновременно увеличили количество различных кабелей, шлангов, оборудования силовой электроники и гидравлики
Стойка гидропневмоподвески Ковровского электромеханического завода

Есть данные, что в настоящее время проходят испытания шасси КАМАЗ с иной схемой – мотор-ось. Вполне вероятно, что, используя в такой схеме электродвигатели во взрывозащищённом исполнении и в бронированном корпусе, удастся выполнить ряд требований Заказчика.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию