Опубликовано: ГП 07-2011
Испытания ракетной механизированной установки. Октябрь 1939 г.
Рождение реактивной артиллерии

История создания первых образцов РСЗО и их применения в годы Великой Отечественной войны

Сергей Гуров, фото из архива автора

В июле 2011 года исполняется 70 лет первому боевому применению реактивной артиллерии в современном ее понимании. Но её появлению в войсках предшествовала 3-летняя работа сотрудников Научно-исследовательского института № 3 (ныне ФГУП «Исследовательский центр имени М.В. Келдыша», г. Москва) и Главного артиллерийского управления (ГАУ). О создании первых образцов, их применении в годы Великой Отечественной войны и после ее окончания пойдет речь в этой статье. Некоторые данные были обнаружены несколько месяцев назад и публикуются впервые.

Как всё начиналось

В 1938 году сотрудниками НИИ №3 параллельно с выполнением работ по объекту № 138 – орудия для стрельбы 132-мм химическими снарядами (заказ Артиллерийского управления) была «…спроектирована и прошла заводские испытания и... подготовлена к широким полигонным испытаниям (на полигоне АУ) ракетная механизированная установка, предназначенная для обеспечения химического налёта ракетными химическими снарядами (СОВ и НОВ) 132 мм с ёмкостью в 7 литров. Установка позволяет вести огонь по площадям как одиночными выстрелами, так и залпом в 2, 3, 6, 12 и 24 выстрела. Установки, сведённые в батареи 4–6 машин, представляют из себя весьма подвижное и мощное средство химического нападения на дистанции до 7 километров...» (по данным от 20.10.38 г.). Были изготовлены «две механизированные ракетные залповые установки, смонтированные на автомашинах ЗИС-5 с боекомплектом на 24 снаряда, которые прошли заводские испытания отстрелом на Софринском артполигоне и частичные полигонные испытания на ЦВХП РККА с положительными результатами». Другим полигоном был ПЗХП. Благодаря этому «наметился путь широкого и эффективного использования ракетных снарядов в наземных условиях». Установка и 132-мм ракетный химснаряд на 7 л отравляющего вещества успешно прошли полигонные и государственные испытания и планировались к поставкам на вооружение в 1939 году. Назначение механизированной автомобильной установки – внезапное нападение стрельбой химическими, осколочно-фугасными, зажигательными, осветительными и другими ракетными снарядами. Первый вариант без прибора наводки, второй – с прибором управления.

Ракетная механизированная установка. 1938 г.
24-зарядная механизированная ракетная установка РС-132. 1939 г.

Инициатором идеи «механизированной установки для химического нападения, одновременно открывающей возможность в связи с этим применения ракетных снарядов в сухопутных войсках РККА» (письмо директора НИИ №3 Б. М. Слонимера от 25.05.39 г.) наз­ван главный инженер института Андрей Григорьевич Костиков. Проектирование и отработку модификаций механизированной установки осуществлял коллектив сотрудников НИИ №3 под руководством И. И. Гвая. Более значительный вклад в работу конструкторов В. Н. Галковского (с апреля 1939 г.), А. П. Павленко и А. С. Попова.

Два новых экспериментальных варианта

В НИИ №3 в 1939 году было разработано 2 варианта экспериментальных установок на доработанном шасси грузового автомобиля ЗИС-6 для пуска 24 и 16 снарядов калибра 132 мм. Основное отличие установки II образца от установки I образца – продольное расположение направляющих.

Назначением механизированной установки на ЗИС-6 была стрельба химическими и осколочно-фугасными снарядами калибра 132 мм (МУ-132) залпом или поодиночке.

Установка М-8-36 на доработанном шасси грузового автомобиля ЗИС-6

В результаты испытаний, проведенных в период с 28.09 по 9.10.1939 года под руководством военинженера Н. Н. Кузнецова было установлено, что I образец технически несовершенен и не может быть допущен к войсковым испытаниям. Второй образец имел ряд серьёзных недостатков, но мог быть допущен к войсковым испытаниям после внесения существенных конструктивных изменений.

С конца 1939 года основное внимание уделялось улучшению схемы и конструкции установки II образца, устранению обнаруженных недостатков и созданию более совершенной установки, отличной от установки II образца. Изготовление серии механизированных автоустановок и монтаж их на шасси автомашин были проведены в НИИ-3 НКБ. Общее число, по разным данным, – от 4 до 8.

Установка М-13 на доработанном шасси трактора СТЗ-5 (г. Новомосковск, Тульская область)

Разработчики

В феврале 1939 года подана заявка на авторское свидетельство на механизированную установку за авторством инженеров Андрея Григорьевича Костикова и Ивана Исидоровича Гвая, в которой указывалось назначение установки – стрельба химическими, фугасно-осколочными, зажигательными и прочими снарядами калибров 82 мм, 132 мм и 203 мм. Типы шасси – грузовые автомобили ЗИС-5 или ЗИС-6, гусеничное или прицеп. Пусковая установка представляла собой секции пусковых станков, изготовленных и подвергнутых испытаниям специалистами НИИ-3. И. И. Гвай и А. Г. Костиков направили 17.03.1939 г. в Отдел изобретений НКО СССР заявку (на основании первого проекта) на изобретение «Механизированная установка для стрельбы ракетными снарядами». Позже по их просьбе (исх. № 1330 из НИИ-3 от 19.09.1939 г.) в состав авторов был включен представитель ГАУ В. В. Аборенков. Авторское свидетельство на упомянутых трех человек выдано 09.02.1940 г.

Установка М-13 на железнодорожной бронированной платформе

На территории бывшего НИИ-3 стоит боевая машина БМ-13Н (доработанное шасси серии ЗИС-151). На пояснительной табличке к этому памятнику указаны основные участники работ по «Катюше». Руководитель разработки системы – А. Г. Костиков. Ведущий инженер-конструктор по реактивному снаряду – В. Н.  Лужин, конст­рукторы В. Г. Бессонов, А. С. Пономаренко, Д. А. Шитов. Руководитель разработки пусковой установки – И. И. Гвай, конструкторы – В. Н.  Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и др. Научное и опытно-конструкторское обоснование разработки – В. А. Артемьев, Г. Э. Лангемак, Б. С. Петропавловский, Ю. А. Победоносцев, Н. И. Тихомиров, Л. Э. Шварц и др. Тактико-техническое и проектное обоснование системы – В. В. Аборенков, И. И. Гвай, А. Г. Костиков.

Журналом АУ РККА (по 3 отделу АК) № 0033 от 25.12.1939 г. утверждалось серийное производство автоустановки для залповой стрельбы 132-мм ракетными снарядами, 132-мм осколочно-фугасного ракетного снаряда, 132-мм химического ракетного снаряда.

Изготовление осколочно-фугасных снарядов и их снаряжение было освоено на заводах НКБ № 70 и №59.

Две установки М-8 на железнодорожной  бронеплощадке

В начале 1941 года началось распределение заказов на предприятия. Недостатки, обнаруженные на полигонных испытаниях в 1939 году, не были устранены. Однако для проведения войсковых испытаний в начале 1941 года Главное артиллерийское управление РККА заказало опытную партию экспериментальных модернизированных установок для РС-132. Передача заказа на изготовление опытной партии на Воронежский завод им. Коминтерна Наркомата общего машиностроения в феврале 1941 года не означала принятие установки на вооружение и начало ее серийного производства.

По результатам смотра новых образцов вооружения в период с 15 по 17.06.1941 года, 17.06.1941 года и на основании заключения комиссии за несколько часов до начала войны, 21.06.1941 года, было принято решение организовать серийное производство установок и РС калибра 132 мм к ним, но это не означало принятие на вооружение образца, не готового для серийного производства и для эксплуатации в войсках. Этим решением был закончен первый этап – довоенный и наступил второй – военный. С учетом конструкторско-технологических изменений чертежи общего вида установки, разработанные специалистами КБ завода им. Коминтерна, были готовы к 10.07.1941 г.

Установка М-8-24 на лёгком танке Т-60
Установка М-13 на шасси автомобиля International М-5-6-318
Установка М-13 на шасси автомобиля GMC ССKW-352
Установка М-13 на шасси автомобиля Chevrolet-G-7117

Время проверки состоятельности

Началом второго этапа можно считать период, когда к завершению создания установки М-13 подключились специалисты московского завода «Компрессор», где их производили, и его Специального конструкторского бюро (СКБ), которое с того времени и до конца войны стало головным предприятием по совершенствованию и разработке новых установок.

Необходимость быстрой организации массового производства установок и РС потребовало создания широкого кооперирования заводов. За время войны производством занимались предприятия Москвы, Ленинграда, Мурома, Воронежа, Горького, Челябинска, Свердловска (ныне Екатеринбург), Нижнего Тагила, Красноярска, Колпино, Коломны, Голутвина, Подольска, Климовска, Люберец, Воскресенска, Кинешмы, Кержача, Рыбинска, Чкаловска, Ярославля, ст. Лонетное, Ворошиловграда, Сталино, Краматорск,а Лисичанска, Орджоникидзе, Ростова, Ейска, Баку, Краснодара, Тбилиси, ст. Баранча, Павлово-на-Оке, Таганрога и, возможно, других населенных пунктов. Потребовалось создание отдельной военной приемки ГМЧ. В минимально короткий срок в условиях всеобщей мобилизации промышленности требовалось развернуть массовое производство совершенно нового, незнакомого для промышленности вооружения. Из-за этого военные представительства взяли на себя и функцию организаторов производства, технологов и исследователей. Обобщая момент производства, отмечу: проведенное исследование позволяет сделать вывод, что по этому вопросу ещё многое неизвестно и неточно.

Схематическое изображение механизированной ракетной установки М-13 на шасси автомобиля  GMC CCKW-352
Установки M-13 на шасcи автомобилей Ford Marmon-Herrington HH-6-COE-4

С 28.06 по 1.07 1941 года была сформирована первая отдельная экспериментальная батарея механизированных установок (по разным данным) с четырьмя, пятью или семью экспериментальными установками для пуска РС калибра 132 мм с дополнительными составляющими. Батарея под командованием капитана И. А. Флёрова отправилась на фронт из Москвы по Минскому шоссе в ночь с 1.07 на 2.07.1941 года. 14 июля 1941 года в 15.15 по московскому времени капитан И. А. Флеров отдал команду ставшему историческим залпу по станции Орша. Второй залп был выполнен спустя 2 часа 5 минут. Железнодорожный узел, станция Орша, был уничтожен. В ночь на 7.10.1941 года у деревни Богатырь Знаменского района (бывшего Вяземского) Смоленской области первая батарея попала в засаду. Капитан И. А. Флеров приказал подорвать установки и погиб сам.

В ночь с 21 на 22.07.1941 года на Западный фронт отправилась 2-я батарея М-13, прозванных в народе «катюшами». Установки назывались гвардейскими минометами, а части, в которых они состояли на вооружении, гвардейскими минометными.

К концу июля 1941 года близились к завершению работы по второму типу установок – для пуска снарядов калибра 82 мм. Начались работы по созданию гвардейских минометных частей, а в августе их формирование.

В августе 1941 года ВВС доставили с Дальнего Востока снаряды М-8. Постановлением ГКО-338сс от 31.07.1941 г «О производстве в августе месяце установок М-8» Наркомобщмаш (т. Паршин) и НИИ-3 (т. Костиков) обязывались «при проектировании и изготовлении установок М-8 предусмотреть использование снарядов ВВС РС-82».

Замена экспериментальных установок разработки специалистов НИИ-3 для стрельбы снарядами М-13 на первые промышленные установки состоялась 28.08.1941 г. В дальнейшем проводились работы по созданию установок на основе М-13 и М-8.

Немецкие солдаты у трофейной установки М-13

В сентябре–октябре 1941 года по заданию Главного управления вооружения ГМЧ, была разработана установка М-13 на доработанном под монтаж шасси трактора СТЗ-5 НАТИ. Главной особенностью конструкции был подрамник – элемент конструкции, благодаря которому стало возможным собирать на нем узлы метательной установки, а только затем монтировать к раме шасси. Изменение конструкции фермы позволило вести огонь прямой наводкой. В дальнейшем подрамник стали использовать и в установках М-13Н на доработанных шасси грузовых автомобилей. 21 апреля 1942  ода было принято решение о ее разработке. Ставилась цель: создать более совершенную установку, в конструкции которой были бы учтены все изменения, внесенные ранее в различные модификации М-13 и создание такой метательной установки, которую можно было бы изготавливать и собирать на стенде, а в собранном виде устанавливать и собирать на шасси автомашины любой марки без большой переработки технической документации. Установка М-13 была разделена на отдельные узлы, каждый из которых рассматривался как самостоятельное изделие с присвоенным индексом, после чего его можно было использовать как заимствованное изделие в любой установке. Базой стало доработанное шасси грузового автомобиля серии Studebaker, поставка которых осуществлялась по ленд-лизу. Установка М-13Н была принята на вооружение Красной Армии в 1943 году. Она стала основным образцом, применявшимся до конца войны. Но использовались и другие типы доработанных шасси грузовых автомобилей иностранных марок.

Пусковой двухъярусный станок для пуска снарядов калибра 300 мм

В конце 1941 – начале 1942 года были проведены работы по использованию элементов метательных установок М-13 и М-8 в конструкциях, монтируемых на бронепоездах, а также монтаж метательных установок для снарядов типа М-13 и М-8 на доработанных под их монтаж шасси грузовых автомобилей, полученных по ленд-лизу: Dodge, Chevrolet, Studebaker, Ford-Canadian, Ford-Marmon, International и др. Но наиболее используемым типом шасси был американский Studebaker.

В апреле–июне 1942 года была создана установка М-8-48 на доработанном шасси грузового автомобиля серии Ford-Marmon. Она стала основной для пуска снарядов М-8 до конца войны, другими базами были доработанные шасси грузовых автомобилей ГАЗ-АА, ЗИС-6, Studebaker и ЗИС-151 (после войны).

В марте–апреле 1942 года для транспортировки 60 снарядов М-13 был разработан и принят на вооружение Красной Армии зарядный ящик (по современной терминологии – транспортная машина) на доработанном шасси грузового автомобиля ЗИС-5.

В тот же период специалисты НИИ-1 (ведущий конструктор В. Г. Бессонов) разработали и испытали снаряд М-13ДД. У него были лучшие показатели по кучности, но им нельзя было стрелять из штатных установок М-13, так как снаряд имел вращательное движение и при пуске с обычных штатных направляющих разрушал их, отрывая накладки. В меньшей степени это имело место и при пуске снарядов М-13УК. Снаряд М-13ДД принят на вооружение Красной Армии 14.10.1944 г.

Установка БМ-31-12 на доработанном шасси грузового автомобиля Studebaker US6 U-3

В мае 1942 года группа офицеров Главного управления вооружений разработала неуправляемый реактивный снаряд М-30 калибра 300 мм с максимальной табличной дальностью полета 2800 м. К ракетному двигателю от неуправляемого реактивного снаряда М-13 калибра 132 мм была присоединена мощная надкалиберная головная часть, выполненная в виде эллипсоида с максимальным диаметром 300 мм. «Фугасный тяжелый реактивный снаряд М-30» был принят на вооружение Красной Армии 4 июня 1942 г. Существенный недостаток снаряда М-30 – малая дальность полета. Он был частично устранен в конце 1942 года, когда был создан новый неуправляемый реактивный снаряд М-31 с фугасной головной частью с максимальной дальностью полета 4325 м. Для стрельбы был разработан и реактивный снаряд МХ-30 с химической головной частью.

В мае 1942 года в СКБ при заводе «Компрессор» начались работы по созданию станка для пуска неуправляемых реактивных снарядов М-30 (индекс МЗО, назывался «ящик 30», ящик М-30 или метательное устройство «М-30»). Для перевозки рам и боеприпасов М-30 были разработаны сани-волокуши (вероятно, для зимних условий). Изготовленный на заводе снаряд транспортировали на пусковую позицию в укупорке, из нее же и запускался. Порой снаряды стартовали с укупорками.

Для стрельбы минами ДМ-2 и ДМ-1 могла быть полностью использована вся материальная часть дивизионов, применяемых для мин М-31 и М-30 без каких-либо переделок, за исключением незначительной переделки ящика М-30.

Механизированная ракетная установка для стрельбы ракетными снарядами М-13 на шасси Fordson WOT8, 4x4

В июне 1942 года одновременно с принятием на вооружение снаряда М-30 было принято предложение Главного Управления вооружения гвардейских минометных частей (т. Кузнецова) и института реактивной техники при СНК СССР (т. Костикова) о принятии на вооружение реактивного снаряда М-20. Дальность действия снаряда с зарядами из нитроглицериновых порохов – 5 км. Стрельба должна была производиться с установок М-13 и пусковых рам М-30 (разработано специальное приспособление; цель – повышение плотности огня при залповой стрельбе реактивными снарядами М-20). Количество укладываемых снарядов – 6. Это увеличило плотность огня снарядов М-20 более чем в 4 раза. Однако малая эффективность фугасного действия головной части снарядов не обеспечивала выполнение боевых задач по разрушению оборонительных сооружений. Незначительный осколочный эффект снарядов не давал нужного эффекта против живой силы. Поэтому в 1943 году он был снят с вооружения. Однако в 1944 и 1945 годах войска расходовали оставшиеся запасы снарядов М-20.

15.12.1942 года на вооружение Красной Армии был принят реактивный снаряд М-31 с дальностью стрельбы 4000 м.

В течение 1942–1943 годов были собраны 75 установок М-13 на базе автомобиля ЗИС-5. Позже они были сняты с производства из-за плохой проходимости.

Установка М-8-48 на доработанном шасси грузового автомобиля ЗИС-6, из коллекции ВИМАИВ и ВС (г. Санкт-Петербург)

Постановление ГОКО № 5681сс от 19.04.1944 года «О производстве снарядов М-31 и М-13 улучшенной кучности» обязывало принять к сведению сообщение НКО и НКБ о проведении ими 22 марта 1944 года испытания реактивных снарядов М-31 и М-13 с внесенными конструктивными улучшениями, предложенными С. А. Христиановичем и Я. Б. Шором:

а) снаряд М-31 с дополнительными четырьмя радиально-расположенными насадками, суженным критическим сечением сопла и крыльями стабилизатора, расположенными под углом 2,5°;

б) снаряд М-13 с двенадцатью тангенциально расположенными отверстиями и суженным критическим сечением сопла. Данные широких полигонных испытаний: для снаряда М-31 улучшенной кучности (М-31-УК) дальность стрельбы – 4000 м, рассеивание по дальности ВД/Х – 1/76, рассеивание в боковом направлении Вб – 1/56;

для снаряда М-13 улучшенной кучности (М-13-УК) – дальность стрельбы – 7900 м, рассеивание по дальности ВД/Х – 1/104, рассеивание в боковом направлении Вб/Х – 1/84.

В частности, производство потребовало создания нового контрольно-мерительного инструмента и приборы для снарядов М-13-УК и М-31-УК.

Постановлением ГОКО № 6167сс «О вооружении самолетов Ил-2 установками для стрельбы реактивными снарядами М-13» от 11 июля 1944 года постановлялось принять к сведению сообщение ВВС КА и Наркомавиапрома о возможности вооружения самолетов-штурмовиков Ил-2 с металлическим крылом установками для стрельбы штатными снарядами М-13 путем замены подвесных направляющих (балок РО) для снарядов М-8 на направляющие для снарядов М-13 с сохранением возможности «использования снарядов М-8 путем переустановки балок».

Схема транспортировки ракетных снярядов на автомобиле ЗИС-6

В то же время специалисты СКБ начали поисковые конструкторские проработки и экспериментальные работы по улучшению кучности стрельбы реактивными снарядами М-13 и М-8 за счет отработки направляющих. Были разработаны и изготовлены опытные образцы. В конструкции метательной установки М-13-СН кроме кассет с направляющими и фермы, все остальные узлы были унифицированы с соответствующими узлами боевой установки М-13Н. Эта конструктивная идеология была использована и в конструкциях артиллерийских частей боевых машин БМ-24 и БМ-14, поступивших на вооружение армии в начале 1950-х годов. С помощью установки М-13-СН было возможно осуществлять запуск снарядами М-13, М-13УК, М-20 и М-13ДД калибра 132 мм. Были получены значительно лучшие показатели по кучности стрельбы. Установка получилась проще, менее трудоёмкая и дешевле в изготовлении. После окончания войны в 1945 году она прошла войсковые испытания с хорошими результатами. Однако М-13-СН так и не была принята на вооружение. В конце осени 1946 года установка была снята с производства, тем не менее в 1950 году выпускалось «Краткое руководство по боевой машине БМ-13-СН».

В 1944 году, после получения положительных результатов по кучности стрельбы снарядами калибра 132 мм с опытных спиральных направляющих, специалисты СКБ по собственной инициативе приступили к разработке спиральных направляющих для пуска снарядов М-8. По сравнению с установками типа М-8 с направляющими типа «балка» были повышена кучность стрельбы, сокращены площади рассеивания при ряде углов возвышения; появилась возможность вести стрельбу через кабину в диапазоне от +12° и выше; упрощено производство и удешевлено изготовление. В 1945 году на московском заводе «Компрессор» изготовили несколько установок БМ-8-СН, которые использовали для обучения номеров расчета. В декабре 1945 года были проведены повторные полигонные испытания боевых машин БМ-8-СН со спиральными направляющими конструкции завода № 733 НКМВ.

Послевоенное развитие

Вариант горной ракетной установки

После окончания Великой Отечественной войны одним из направлений развития реактивной артиллерии стало использование метательных установок, разработанных во время войны для монтажа на модифицированных типах шасси отечественного производства. Созданы варианты на основе установки М-13Н на доработанных шасси грузовых автомобилей ЗИС-151 (БМ-13Н), ЗИЛ-151 (БМ-13Н), ЗИЛ-157 (БМ-13НМ), ЗИЛ-131 (БМ-13НММ), их экспортировали за границу.

На основании плана опытных и конструкторских работ на 1952–1958 годы ОКБ-670 Министерства авиапромышленности по заказу ГАУ разрабатывало сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель для неуправляемого реактивного снаряда. Для летных испытаний экспериментальных образцов двигателя в ОКБ-670 была разработана направляющая, базировавшаяся на стандартной машине М-13.

В 1980-х годах метательная система установки М-13 использовалась в конструкции предназначенной для пуска снаряда типа М-13 с привязанными трассерами в качестве имитатора воздушной цели.

Боевая машина БМ-13НММ участвовала в стрельбах боевых машин БМ-21 полевой реактивной системы М-21 (РСЗО «Град») в Перу в 2005 году. Боевая машина БМ-13НМ принимала участие в тренировке парада на выставке МВСВ-2010 в г. Жуковский (Московская область).

Использованная литература:

1. ФГУП «Исследовательский центр имени М. В. Келдыша». Оп. 1, ед. хр. по описи 8, инв.№ 227, л. 94, 96, 98.

2. ФГУП «Исследовательский центр имени М. В. Келдыша». Оп. 1, ед. хр. по описи 12, инв. № 225, л. 39, 108.

3. ФГУП «Исследовательский центр имени М. В. Келдыша». Оп. 1, ед. хр. по описи 14, инв. № 291, л. 53, 60–64, 124, 134.

4. ФГУП «Исследовательский центр имени М. В. Келдыша». Оп. 1, ед. хр. по описи 18, инв. № 327, л. 227.

5. ФГУП «Исследовательский центр имени М. В. Келдыша». Оп. 1, ед. хр. по описи 19, инв. № 348, л. 218.

6. ЦАМО РФ. Фонд 81, оп. 119120сс, д. 27, л. 99–101; д. 28, л. 118–120.

7. ЦАМО РФ. Фонд 81, оп. 12042, д. 414, л. 306.

8. ЦАМО РФ. Фонд 81, оп. 12084, д. 13, л. 11, 25.

9. ЦАМО РФ. Фонд 64, оп. 12200, д. 213, 316, 321, 331.

10. ЦАМО РФ. Фонд 81, оп. 160827сс, д. 11, л. 14.

11. ЦАМО РФ. Фонд 81, оп. 160820с, д. 4, л. 30.

12. РГАСПИ. Фонд 644, оп. 1, д. 3, л. 114; д. 4, л. 247, д. 5, л. 114; д. 10, л. 113–151; д. 38, л. 89; д. 49, л. 1–2; д. 72, л. 210; д. 240, л. 162–163; д. 276, л. 204; д. 323, л. 45.

13. ГА РФ. Фонд Р-5446, оп. 86а, д. 12416, л. 1.

Комментировать ... >>
Loading...