Опубликовано: ГП 07-2017
ВАЗ-21011 «Жигули» вневедомственной охраны для кинологической службы
Первые легковые «мухтарки»

Оперативно-служебные автомобили кинологической службы разработки НИИСТ МВД СССР

Михаил Петров
Фото НИИСТ МВД СССР

Служебные собаки играют важную роль при выполнении оперативно-служебных и боевых задач различными силовыми структурами. Среди большой номенклатуры оперативно-служебных машин МВД России (для выезда на место происшествия, для перевозки задержанных, передвижные криминалистические лаборатории и др.) существует узкая группа автомобилей для кинологической службы.

В Советском Союзе разработками спецтранспорта для милиции, в том числе для перевозки служебных собак ведало Специальное конструкторское бюро оперативно-криминалистической техники (СКБ ОКТ) при Всесоюзном научно-исследовательском институте проблем безопасности дорожного движения МВД СССР.

Посадка служебной собаки с кинологом в «Жигулях»
Посадка служебной собаки с кинологом в «Москвиче»

В 1983 году на базе его и ещё двух специальных КБ МВД СССР был образован Научно-исследовательский институт специальной техники (НИИСТ) МВД СССР, в его составе – отдел спецтранспорта. Через пять лет, в 1988 г., НИИСТ МВД СССР разработал оперативно-служебные автомобили для несения патрульной службы сотрудниками милиции с собаками на базе семейства «Жигулей» моделей ВАЗ-2101, -2103, -2106, -2105 и -2107, а также «Москвич-412ИЭ» и «Москвич-2140».

Два легковых автомобиля из вневедомственной охраны, ВАЗ-2101 «Жигули» и «Москвич-412ИЭ», стали первым опытом по переоборудованию серийных машин для перевозки служебных собак. К моменту переоборудования они уже имели пробег и даже были помяты в эксплуатации.

Чехлы из легкомоющегося покрывала на задних сиденьях. Справа – вариант для расположения собаки в задней части салона «Жигулей» для сопровождения с кинологом
Чехлы из легкомоющегося покрывала на задних сиденьях. Справа – вариант для расположения собаки в задней части салона «Жигулей» для сопровождения с кинологом
Чехлы из легкомоющегося покрывала на задних сиденьях. Справа – вариант для расположения собаки в задней части салона «Жигулей» для сопровождения с кинологом

Если быть точным, были разработаны комплекты легкосъёмных специальных сетчатых или плексигласовых перегородок и оборудование заднего сиденья. Перегородку устанавливали между передними и задними сиденьями салона, поэтому не было доступа собаки с заднего сиденья к сотрудникам милиции на передних сиденьях. Оборудование заднего сиденья позволяло поместить кинолога с собакой или одну собаку. Штатная подушка заднего сиденья заменялась полужёстким сиденьем с откидной крышкой или дополнялась двумя поролоновыми валиками и чехлом.

«Москвич-412ИЭ» вневедомственной охраны для патрулирования со служебными собаками

До этого для перевозки специалистов-кинологов со служебными собаками использовались обычные автобусы и легковые автомобили в базовом исполнении. В них отсутствовали места для раздельного размещения собак, специального оборудования и другие предметы и условия, необходимые для эффективного несения службы. Это негативно влияло на работоспособность и собак, и кинологов, так как собаки не были изолированы друг от друга и между ними возникали конфликтные ситуации. Например, к началу 1980-х в оперативной работе на одном выезде с овчарками использовались несовместимые породы: таксы, спаниели, сеттеры, «афганы», колли и др. При этом собаки в одном экипаже имели различный пол и специфику для доставления (поиск, обнаружение, задержание, охранение). Собак после поездки нужно распределить в незнакомой местности и среде: поиск вещдока, пуск по следу, погоня и захват по следу. А находясь в салоне автомобиля среди большого количества незнакомых людей и запахов, животные испытывали стресс. Это резко сокращало их служебное использование с 3–4 до 1 часа. Мода 1990-х на бойцовых собак обострила проблему разграничения и сокращения контактов между разными породами во время перевозки.

Откидной валик позволяет везти в машине собаку с сопровождающим и отдельно. Сплошной пол в салоне нужен для того, чтобы во время езды собака, не испытывая стресса, могла поиграть со своей привычной игрушкой, которая не должна закатываться под передние сиденья
Откидной валик позволяет везти в машине собаку с сопровождающим и отдельно. Сплошной пол в салоне нужен для того, чтобы во время езды собака, не испытывая стресса, могла поиграть со своей привычной игрушкой, которая не должна закатываться под передние сиденья
Откидной валик позволяет везти в машине собаку с сопровождающим и отдельно. Сплошной пол в салоне нужен для того, чтобы во время езды собака, не испытывая стресса, могла поиграть со своей привычной игрушкой, которая не должна закатываться под передние сиденья
Ячеистая решётка – лучший зрительный ориентир для близорукого взгляда собаки в машине. Собака видит, что впереди решётка и ведёт себя более спокойно, лишь на остановках выглядывая по сторонам
Ячеистая решётка – лучший зрительный ориентир для близорукого взгляда собаки в машине. Собака видит, что впереди решётка и ведёт себя более спокойно, лишь на остановках выглядывая по сторонам
Ячеистая решётка – лучший зрительный ориентир для близорукого взгляда собаки в машине. Собака видит, что впереди решётка и ведёт себя более спокойно, лишь на остановках выглядывая по сторонам

В 1998 году на базе НИИСТ было образовано ГУ НПО «Специальная техника и связь» (ГУ НПО «СТиС») МВД России. Создание современных специальных автомобилей для кинологической службы МВД России началось в середине 2000-х годов. После переименования в 2011 году управление получило новое название ФКУ НПО «СТиС» МВД России. В его составе был учреждён центр специальных транспортных средств (ЦСТС), целью которого является адаптация машин для перевозки служебных собак разных пород и назначения. Но это уже другая тема, заслуживающая отдельного рассказа.

Плексигласовая перегородка, позволяющая избавить экипаж от запаха животного, оказалась не лучшим вариантом. Любопытство собаки заставляет смотреть на дорогу вперёд. Но при каждом торможении или манёвре машины собака больно тыкается в невидимую препону своим главным рабочим органом – носом
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию