![](/article/1189-ural-63099-perviy-semeystva-voennyh-kapotnyh-avtomobiley-uralskiy-tayfun/Images/00.jpg)
Уральский «ТАЙФУН»
Урал-63099 «Тайфун» – первый из семейства военных капотных автомобилей
Обычные транспортные грузовики всё меньше удовлетворяют военных с точки зрения безопасности перевозки личного состава в «горячих точках» планеты. Простое навешивание брони на грузовики не решает проблему комплексно, необходимы специальные транспортные средства с мощной баллистической и противоминной защитой, созданные с оглядкой на американские MRAP (Mine Resistant Ambush Protected).
Уральский автомобильный завод некоторое время назад начал проектирование нового семейства военных капотных автомобилей в рамках проекта «Тайфун». Помимо создания капотных «Уралов» этот проект предусматривает разработку аналогичных по назначению бескапотных КАМАЗов. Уральским первенцем стал «Урал-63099» с бронированным однообъёмным функциональным модулем и с повышенной противопульной и противоминной защищённостью основных агрегатов и узлов.
Новый автомобиль имеет мало общего со знакомыми нам «Уралами». Достаточно сказать, что на полноприводной машине применена независимая подвеска всех колёс с управляемыми пневмогидравлическими упругими (ПГУ) элементами. Именно управляемая подвеска обеспечивает новой машине хорошую устойчивость, управляемость и плавность хода на любых дорогах.
Высокие динамические показатели машине обеспечивает новый отечественный дизель Ярославского моторного завода – ЯМЗ-5367 мощностью 450 л.с. Вместе с ним работает автоматическая шестиступенчатая коробка передач Allison. Кроме этого на «Тайфуне» стоит двухступенчатая механическая раздаточная коробка. Колёса имеют систему централизованной подкачки шин.
![Кабина водителя подчёркнуто функциональная](/article/1189-ural-63099-perviy-semeystva-voennyh-kapotnyh-avtomobiley-uralskiy-tayfun/Images/01.jpg)
![Все сиденья автомобиля оснащены специальной амортизационной противоминной конструкцией. К каждому сиденью подведены воздуховоды кондиционирования воздуха и лампы индивидуального освещения](/article/1189-ural-63099-perviy-semeystva-voennyh-kapotnyh-avtomobiley-uralskiy-tayfun/Images/02.jpg)
![В крыше кабины предусмотрено несколько люков, из которых можно вести круговой обзор из машины или использовать для эвакуации](/article/1189-ural-63099-perviy-semeystva-voennyh-kapotnyh-avtomobiley-uralskiy-tayfun/Images/03.jpg)
![Тяжёлые и массивные бронированные двери машины c принудительным приводом открывания](/article/1189-ural-63099-perviy-semeystva-voennyh-kapotnyh-avtomobiley-uralskiy-tayfun/Images/04.jpg)
Внешне «Тайфун», хоть и сохранил фамильные черты капотных «Уралов», не имеет с ними ни одной общей детали. Даже светотехника здесь установлена принципиально новая, с применением светодиодов и линзовой оптики. При этом рубленые, подчёркнуто функциональные формы кабины и кузова не выглядят отталкивающими, а, наоборот, придают машине особый шарм. Кстати, о функциональности, несмотря на то, что внешне «Урал-63099» выглядит как грузовик, на самом деле это почти автобус, так как кабина и кузов объединены в единое внутреннее пространство, больше предназначенное для перевозки людей, чем грузов.
У шестигранного кузова чёткое назначение – так повышается его пулестойкость, а нижние наклонные бронелисты отводят взрывную волну в сторону при наезде колесом на мину. По этой же причине для машины выбрана и капотная компоновка, она способствует лучшей защите экипажа от мин, прежде всего водителя и пассажира в кабине. Комбинированная (керамика и сталь) бронезащита «Тайфуна» разработана и произведена в НИИ Стали, а бронестёкла созданы в фирме «Магистраль ЛТД». Всё вместе взятое обеспечивает машине круговую защиту по четвёртому уровню стандарта STANAG 4569. А это значит, что автомобиль готов выдержать обстрел бронебойными пулями калибра 14,5 мм.
![Все покрышки оснащены специальными фартуками противопульной защиты колёс](/article/1189-ural-63099-perviy-semeystva-voennyh-kapotnyh-avtomobiley-uralskiy-tayfun/Images/05.jpg)
![Подвеска всех колёс независимая](/article/1189-ural-63099-perviy-semeystva-voennyh-kapotnyh-avtomobiley-uralskiy-tayfun/Images/06.jpg)
При необходимости стёкла машины можно дополнительно закрывать бронелистами, а по периметру устанавливать видеокамеры. Это позволяет наблюдать за обстановкой из транспортного модуля, а также использовать их для управления бронемашиной «вслепую» через установленные в кабине мониторы, в том числе и в ночное время. Для этого машина оборудована ночными приборами наблюдения.
Электронные системы управления позволяют выводить на экран водителя информацию о состоянии узлов и агрегатов машины, проводить необходимую диагностику. «Тайфун» оснащён спутниковой навигацией, и при необходимости системы автоматически сообщают на командный пункт о местонахождении и состоянии автомобиля и могут подключаться к внешним системам управления.
При переворачивании машины для эвакуации экипажа используются три широких круглых люка, расположенных в крыше машины. В штатном режиме экипаж может покидать «Тайфун» через имеющиеся двери – две по бокам и одна сзади. Кстати, бронированные двери получились очень тяжёлыми, и, чтобы их было легче открыть и закрыть, машину оснастили принудительным приводом.
Для ведения стрельбы экипажа из личного оружия в стёклах кузова и в бронированных дверях предусмотрены бойницы. Для увеличения боевой мощи на крышу автомобиля может устанавливаться дистанционно управляемый пулемётный модуль.
![Топливные баки имеют собственную противопульную защиту](/article/1189-ural-63099-perviy-semeystva-voennyh-kapotnyh-avtomobiley-uralskiy-tayfun/Images/07.jpg)
![Над ветровым стеклом большой козырёк, так меньше солнца попадает в кабину. Обратите внимание на верхнее расположение стеклоочистителей ветрового стекла](/article/1189-ural-63099-perviy-semeystva-voennyh-kapotnyh-avtomobiley-uralskiy-tayfun/Images/08.jpg)
Внутри герметичного бронированного кузова для экипажа созданы максимально возможные для военного грузовика комфортные условия. Так, в салоне искусственно поддерживается избыточное давление, а фильтрация поступающего воздуха обеспечивается установкой ФВУ-100. Помимо штатного отопителя в кабине дополнительно установлен автономный подогреватель воздуха, имеющий выводы тёплого воздуха в сторону пассажирского салона. Есть и система кондиционирования воздуха с индивидуальной разводкой к каждому креслу.
Кресла специальной конструкции на амортизационной подвеске, поглощающей энергию взрыва. Они соответствуют уровню 3b по «натовскому» стандарту STANAG 4569 (взрывное устройство до восьми кг в тротиловом эквиваленте). Каждое сиденье оборудовано специальными привязными ремнями и фиксирующими подголовниками, обеспечивающими пассивную безопасность экипажа на высоких транспортных скоростях.
При сложенных сиденьях вдоль бортов кузова машину можно использовать для перевозки грузов. В случае необходимости автомобиль может буксировать прицепы, в том числе и артиллерийские системы.
![](/article/1189-ural-63099-perviy-semeystva-voennyh-kapotnyh-avtomobiley-uralskiy-tayfun/Images/09.jpg)
«Тайфун» – не первая попытка нашей промышленности создать высокомобильный, хорошо защищённый грузовик для армии, но все предыдущие образцы меркнут перед этим «Уралом» как по техническим характеристикам и степени защищённости, так и по комфорту экипажа и даже внешнему виду. Известно, что уральские конструкторы пока лишь в начале пути создания специальных защищённых армейских грузовиков – полностью проектные работы по новому семейству «Тайфун» должны завершиться к 2014 году. В настоящий момент в образце «Тайфуна» учтены ошибки и недостатки первых опытных образцов. Всего в семействе планируется создание трёх капотных автомобилей с колёсными формулами 4х4 (полная масса 6 т), 6х6 (10 т) и 8х8 (15 т).
Полная масса, кг | 24 000 |
Распределение полной массы по осям, кг:
|
8000 16 000 |
Максимальная скорость, км/ч | 105 |
Угол преодолеваемого подъёма, % | 60 |
Внешний габаритный радиус поворота (по переднему бамперу), м | 11 |
Глубина преодолеваемого брода, м | 1,9 |
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м | 0,6 |
Двигатель | ЯМЗ-5367 Euro 4, дизельный, рядный, 6-цилиндровый, 4-тактный с жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха |
Номинальная мощность, л.с. (кВт) | 450 (331) |
Максимальный крутящий момент, Н∙м | 1470 |
Коробка передач | Allison, автоматическая, 6-ступенчатая |
Раздаточная коробка | Механическая, двухступенчатая |
Рулевое управление | С гидравлическим усилителем двухстороннего действия |
Тормозная система | Двухконтурная, с дисковыми тормозными механизмами, с пневмоприводом, влагоотделителем и регулятором тормозных сил |
Подвеска | Независимая, на двух поперечных рычагах, с пневмогидравлическим упругим элементом, с гидравлической системой изменения клиренса |
Корпус | Однообъёмный, капотного исполнения, с максимальной вместимостью 12 человек |
Топливные баки | Спроектированы для исключения возможности возгорания и истечения топлива |
Вместимость топливных баков, л | 300+300 |
Запас хода по топливу, км | 1800 |
Шины | 16.00R20 Michelin с боестойкой вставкой Hatchinson |