Опубликовано: ГП 07-2011
Шаг в будущее

Самосвалы БЦМ-120.2 и БЦМ-120.1 «Истра» на шасси Mercedes-Benz Actros 3341K и 3336K

Максим Шелепенков, фото автора

Грузовики Mercedes-Benz Actros сейчас на слуху в связи с запуском их производства в Набережных Челнах. Скоро новых «Актросов» в стране станет больше, в том числе в строительстве.

Проект «Истра»

Известно, что, чем короче колёсная база грузовика, тем он манёвреннее, улучшается его проходимость, особенно если дополнительно стоят колёса увеличенного размера (с посадочным диаметром 24 дюйма вместо 22,5). К тому же короткобазное шасси имеет меньшую массу, а полезная нагрузка соответственно возрастает. Всё это «на руку» строительным самосвалам, в связи с этим в производственной программе многих крупнейших автопроизводителей появились короткобазные строительные шасси, в том числе и у Mercedes-Benz – в Россию уже начались поставки строительных «Актросов» с колёсной базой 3600 мм вместо 3900 мм. Но это на первый взгляд незначительное изменение привело к значительным затруднениям бодибилдеров – разместить на таком коротком шасси прежние надстройки стало невозможно. Потребовались новые решения.

Ввод выхлопных газов для обогрева кузова сделан выше нижней точки платформы, чтобы образуемый конденсат не попадал в глушитель

Прежние самосвальные платформы, установленные на короткобазные шасси, опасно перегружали передний мост машины, уменьшая его долговечность и сводя на нет геометрическую проходимость машины. Какой толк в высоком дорожном просвете, если утяжелённый передок стремится провалиться на любом слабом грунте? К тому же на короткобазных машинах просто не оставалось места для запасного колеса увеличенного диаметра. Большое колесо плохо согласовывалось с традиционным гидроцилиндром подъёма кузова низкого давления – если их размещать рядом на передней стенке кузова, то запасное колесо другим краем просто выходит за габариты машины.

Одним из первых, кто предложил новые решения, стал Красногорский завод «Бецема». Предвидя дальнейший вектор развития строительных самосвалов в родном отечестве на импортных шасси, на «Бецеме» разработали новый тип самосвальной надстройки, получившей название «Истра» – по одноименной реке, которая протекает недалеко от завода.

Не самое удачное решение – открыт установленный «концевик» ограничителя  подъёма кузова
Рамка-стабилизатор подъёма кузова – новый элемент, специально созданный для самосвальной платформы «Истра»
Размещение запасного колеса на кузове с наклонным передним бортом
Полноценная буксирная проушина прячется за створками в бампере

Самое заметное нововведение новой платформы – это наклонная передняя стенка кузова. Она позволяет несколько снизить нагрузку на передний мост, перемещая вес груза к задним мостам. Но главное – применён гидроцилиндр высокого давления с верхним креплением, имеющий заметно меньший диаметр, что позволило разместить запасное колесо грузовика тут же на передней стенке кузова, без ущерба для внешних габаритов машины.

В результате кузов «Истра» без ущерба для потребителей решил главные компоновочные проблемы короткобазных шасси. Причём не только грузовиков Mercedes-Benz, самосвальная платформа «Истра» универсальна и без переделок монтируется на любое шасси подходящего класса, для чего в основании кузова имеются ложементы увеличенной ширины под любую ширину рамы. Меняется только подрамник кузова, строго согласованный с лонжеронами рамы грузовика, а кузов остаётся всегда одним и тем же.

У нового кузова без ущерба прочности сократилось количество боковых усилителей. Вместо пяти наклонных стоек стало четыре с каждой стороны, что позволило несколько сократить протяжённость сварных швов ручной (!) электродуговой сварки. А за счёт универсальности на «Бецеме» сократилось время монтажа самосвальной установки на шасси до 2 дней, прежде установка индивидуальных платформ для каждого шасси занимала четыре дня. В результате с вводом кузовов «Истра» на предприятии выросла производительность труда, снизились затраты на производство.

«Кокпит» водителя удобен и приятен для глаз, только вот рулевое колесо великовато!
Над головой у водителя разместились магнитола, тахограф и блок управления освещением кабины
Электроприводы и регулировки всего, что только возможно

«Актрос» – первопроходец

Компания Mercedes-Benz Trucks стала первой массово заказывать новые кузова «Истра» для своих грузовиков, а мы первыми взяли такой самосвал Actros на ознакомительный тест. Второй грузовик нам понадобился для сравнения, поэтому он с традиционной колёсной базой 3900 мм и кузовом старого типа, но с полноприводной трансмиссией.

На сравнительных фотографиях хорошо видно, как заметно сократилась длина короткобазного самосвала, практически без ущерба для объёма кузова. При этом параметры геометрической проходимости короткобазной машины соответствуют, а в некоторых случаях даже превосходят параметры полноприводного длиннобазного грузовика. Если учесть, что на строительном «Актросе» имеются межосевая и межколёсные блокировки, то проходимость такой машины приближается к более сложной и тяжёлой полноприводной версии (у него снаряжённая масса больше на тонну, соответственно на столько же меньше грузоподъёмность). При этом на самосвале 6х6 вынужденно установлен более мощный двигатель, что в свою очередь отражается на расходе топлива. По всем статьям получается, что новый короткобазный самосвал с колёсами увеличенного диаметра превосходит более традиционные конструкции.

Джойстик управления коробкой передач выведен на специальный подлокотник водительского сиденья
При необходимости этот подлокотник можно откинуть
Пассажирское сиденье можно сложить при необходимости попутно перевезти что-нибудь объёмное

Установка колёс большего диаметра благоприятно отразилась и на… комфортабельности водителя! Я заметил, что при переезде некоторых неровностей (стыки железобетонных плит) на больших колёсах машину меньше встряхивает, а четырёхточечная подвеска кабины и сиденье водителя с пневмоподвеской позволяют не замечать подобных препятствий на дороге.

Сама кабина, даже несмотря на выступающий внутрь капот двигателя, просторная и удобная, с множеством всяких приятных мелочей в виде подогрева водительского сиденья и зеркал, электрических стеклоподъёмников, регулировок зеркал заднего вида и т. д. «По-мерседесовски» удобно расположены магнитола с CD-проигрывателем и обязательный со следующего года тахограф – над ветровым стеклом перед водителем. На задней стенке кабины объёмные карманы для различных предметов. А вот отдохнуть водителям «Мерседесов» негде – спальные места в коротких дневных кабинах не предусмотрены.

Техническая характеристика самосвалов БЦМ-120.2 (Mercedes-Benz Actros 3341K, typ-932.18, 6х6) и БЦМ-120.1 «Истра» (Mercedes-Benz Actros 3336K, typ-932.16, 6х4)
  БЦМ-120.2 БЦМ-120.1 «Истра»
Полная масса, кг 40 000
Распределение полной массы по осям, кг 9000/ 16 000/ 16 000
Снаряжённая масса, кг 15 000 14 000
Грузоподъёмность, кг 25 000 26 000
Двигатель:
  1. рабочий объём, cм3
  2. мощность, л.с. (кВт)
  3. крутящий момент, Н.м
ОМ501LA, V6, турбодизель
11 946
408 (330) при 1800 мин-1
н.д.
ОМ501LA, V6, турбодизель
11 946
360 (265) при 1800 мин-1
1850 при 1080 мин-1

Сюрпризы управления

Строительный Mercedes-Benz Actros мы тестируем не первый раз, но в мои руки эта машина попала впервые, поэтому я невольно обратил внимание на некоторые особенности.

Я уже привык, что под кабиной грузовиков этого класса чаще всего можно увидеть рядный 6-цилиндровый двигатель, поэтому V-образный дизель у «Актроса» меня несколько удивил. Как оказалось, V-образные 6-цилиндровые двигатели 500-й серии мощностью от 320 до 456 л.с. устанавливают на все строительные модификации Mercedes-Benz Actros. На тестируемых самосвалах дизели оказались с разной настройкой: 360 л.с. – на машине с колесной формулой 6х4 и 408 л.с. – на полноприводной. На порожних самосвалах разницу в мощности почувствовать сложно, зато сразу заметно, что дизель меньшей мощности лучше согласуется с автоматизированной механической коробкой передач PowerShift.

Под кабиной V-образные 6-цилиндровые дизели
Фильтр Separ с электроподогревом
Специальное исполнение зеркал для строительных версий Actros

Кстати, на коробках передач PowerShift с управлением Telligent необходимо остановиться подробнее. Автоматизированная механическая коробка – это когда передачи выбираются качающимся взад-вперёд джойстиком, установленным на специальном подлокотнике, а непосредственно переключение происходит после выжима сцепления. Не скрою, для меня такой вариант трансмиссии тоже оказался в диковинку.

Первое впечатление от управления таким грузовиком осталось не самое положительное – слишком всё по-новому. Об опыте общения с обычной механической коробкой передач, равно как и с ГМП, здесь можно забыть, принцип управления совершенно другой. При старте с места джойстиком выбирается необходимая передача, причём необходимо не просто качнуть джойстик вперёд, а еще нажать левую кнопку на его торце (сделано это, чтобы исключить случайное включение передачи при работающем двигателе). Если нужна не I передача, а II или III (ровная дорога, порожняя машина), то количество манипуляций с джойстиком необходимо пропорционально увеличить. Выбранную передачу водитель контролирует на дисплее комбинации приборов.

Ежедневный контроль машины можно осуществлять, не поднимая кабину, – все необходимые горловины выведены под переднюю панель
Под бампером защитный металлический поддон-лыжа

Чтобы произошло непосредственное включение передачи, необходимо выжать педаль сцепления. Включение передачи сопровождается щелчком в динамике, специально для этих целей установленном в кабине, после этого можно начать движение как на машине с обычной механической коробкой: плавно отпускать сцепление и работать педалью газа.

Чтобы переключить другую передачу, необходимо еще раз качнуть джойстик вперёд или назад, в зависимости от того, высшая или низшая передача вам требуется. При этом не забываем выжимать сцепление. Если обороты двигателя не соответствуют выбранной передаче (например, слишком высоки), то из динамика раздается «очередь» щелчков, говорящая об ошибке в выборе передачи. Пока я осваивался с новой коробкой, «расстрельную очередь» из динамика я слышал почти постоянно…

Самосвал БЦМ-120.2 (Mercedes-Benz Actros 3341K, typ-932.18, 6х6)

Для быстрого перехода на «нейтраль» необходимо нажать кнопку с правой стороны головки рычага, но тогда для подбора нужной передачи на ходу вам снова придется долго работать джойстиком, пока на дисплее не покажется необходимое число.

На машине возможно переключение передач «по половинке» – для этого под джойстиком есть специальная клавиша, но она также не исключает выжим сцепления. Напоследок последнее наставление: для выбора задней передачи одновременно (!) с отклонением джойстика назад необходимо выжать сцепление (при начале движения вперёд это необязательное условие), иначе задняя передача не включится.

Если вы смогли быстро запомнить все варианты манипуляций с джойстиком и педалями, то работать на такой машине вам будет несложно, если нет, то впереди мучительный процесс привыкания. У меня более-менее прилично стало получаться (без размышлений каждый раз о последовательности действий) только на исходе третьего часа общения с машиной.

Удачные дополнительные подножки – широкие и не ускользающие из-под ног
Удачные дополнительные подножки – широкие и не ускользающие из-под ног
Удачные дополнительные подножки – широкие и не ускользающие из-под ног
Все фары и фонари закрываются решётками
На всякий случай у шасси сделаны необходимые выводы на обычный (не самосвальный) прицеп

Плюсы у этой коробки тоже есть – на ней невозможно включить что-нибудь против правил. С точки зрения сохранности трансмиссии машины – это плюс, но с точки зрения переучивания водителя – это минус. Коробка способна адаптироваться и к дорожным условиям, и к стилю вождения водителя. В зависимости от этого автоматика начинает сама рекомендовать оптимальную по её мнению передачу, и ему остаётся лишь соглашаться с этим выбором или нет. Увидеть предложение можно на дисплее приборов, а принять предложение – выжав сцепление.

В заключение полезная информация для оценки стоимости владения самосвалами. Стоимость Mercedes-Benz Actros 3336K (6х4) с новым кузовом «Истра» – в районе 130 000 евро. Заводская гарантия – 1 год без ограничения пробега. Межсервисный пробег – 50 000 или 60 000 км в зависимости от условий эксплуатации.

Самосвал БЦМ-120.1 «Истра» (Mercedes-Benz Actros 3336K, typ-932.16, 6х4)
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию