Опубликовано: ГП 07-2011
Франко-бельгийская артиллерийская батарея Интернациональной бригады во время Гражданской войны в Испании около советского грузовика ЗИС-5. 1938 г.
С испанским акцентом

Дизельные ЗИСы и ЗИЛы Эдуардо Баррейроса

Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz (Германия), иллюстрации из архива автора, Asociación de Amigos de las Brigadas Internacionales, La Fundación Eduardo Barreiros и Рустама Вагапова
Эдуардо Баррейрос (Eduardo Barreiros)

Эдуардо Баррейрос (Eduardo Barreiros) родился 24 октября 1919 года в городке Гундьяс (округ Сан-Мигель-дель-Кампо, провинция Саламанка, Испания). В 1965 году газета «New York Times» включила его в список шести самых успешных предпринимателей за пределами Америки. О сеньоре Баррейросе можно много написать, но ограничимся рассказом о его конструкторской и предпринимательский деятельности на автомобильном и моторном поприще и прежде всего дизелизации советских бензиновых автомобилей. С конверсии двигателей ЗИС он начал свою карьеру конструктора и предпринимателя, конверсией моторов ЗИЛ её и закончил.

Автомобильную промышленность Испании первой половины ХХ века при всём желании нельзя назвать высокоразвитой. Особенно отставало производство грузовых автомобилей. Продукция единственного полноценного завода La Hispano-Suiza, Fábrica de Automóviles S.A. в Барселоне не покрывала нужд страны. Большая часть грузовиков и автобусов ввозилась прежде всего из Франции, Германии, Италии и других стран Европы. В период Гражданской войны 1936–1939 годов импорт достиг своего апогея. Противоборствующие армии снабжались довольно крупными партиями грузовиков. Силы генерала Франко получали машины из Германии и Италии, а республиканцы и помогавшие им интернациональные бригады – в основном из СССР, в первую очередь грузовики ЗИС-5. Едва закончилась Гражданская война в Испании, в Европе разгорелся пожар Второй мировой. Разрушенная братоубийственной войной Испания формально оставалась нейтральной и была отрезана как от источников капиталовложений, так и от продукции мирового машиностроения. По окончании войны автомобильная промышленность Испании начала медленно возрождаться. В 1946 году на базе заводов Hispano-Suiza было основано государственное предприятие ENASA (Empresa Nacional de Autocamiones S.A.), освоившее годом позже серийное производство грузовых автомобилей и автобусов под маркой Pegaso. Несколько оживился и импорт автомобилей. Однако проблема дефицита грузового автотранспорта в стране оставалась по-прежнему острой. К концу 40-х годов из оставшихся в стране старых грузовиков на ходу были в основном неубиваемые советские ЗИС-5.

Грузовые автомобили ЗИС-5 в Испании. Слева машина в первозданном виде, справа три грузовика с дизельными моторами ZIS-Barreiros и разными кабинами. 1955 г.

Вернёмся к Эдуардо Баррейросу. С автомобилями он был знаком с детства. Его отец был владельцем небольшой транспортной фирмы. Во время Гражданской войны Э. Баррейрос служил в армии водителем-механиком. В 1949 году он приобрёл два неисправных немецких грузовика Krupp, арендовал небольшую мастерскую, где и восстановил обе машины, переделав их бензиновые двигатели в дизельные. После удачных испытаний он энергично взялся за новое дело. Предприятие Barreiros Diesel за два года восстановило около 2000 трёхтонок ЗИС-5. Рецепт был прост – менялись поршни и головки цилиндров, ставились необходимые агрегаты, в результате чего бензиновые моторы ЗИС превращались в дизельные. При этом расход топлива уменьшался почти вдвое без ощутимой потери мощности. На советские машины ставили кабины от других неисправных грузовиков или новые, изготовленные испанскими кузовными предприятиями. Часто приходилось менять и бортовую платформу.

Презентация грузовика Krupp с конвертированным дизелем Barreiros. 1951 г.

В 1951 году Эдуардо Баррейрос основал в Мадриде фирму Barreiros Diesel S.A., где начал с нуля серийное производство дизельных двигателей собственной конструкции. Вскоре при участии Баррейроса формируется фирма CABSA (Compañía Anónima de Bombas S.A.) для производства топливных насосов и электрооборудования, а затем с участием государственного капитала основана компания MOSA (El Motor Nacional S.A.). Основной деятельностью компании становится сбыт дизельных двигателей Barreiros. В 1957 году Баррейрос начинает производство грузовых автомобилей собственной конструкции. Первый крупный заказ на 400 автомобилей он получает от министерства обороны Португалии. Вскоре фирма осваивает лицензионное производство немецких лёгких грузовиков и фургонов Hanomag и Tempo, а также тракторов под маркой Hanomag-Barreiros. В 1961 году испанское правительство награждает Э. Баррейроса Большим Крестом – высшим национальным орденом за гражданские заслуги (Gran Cruz de la Orden al Mérito Civil). Годом позже Баррейрос подписал договор с английской фирмой AEC Ltd. (The Associated Equipment Company Limited) о создании совместного предприятия Barreiros AEC S.A. для производства тяжёлых грузовиков (в основном самосвалов) и автобусов, деятельность которого продолжалась недолго.

Э. Баррейрос (второй слева) со своими братьями на фоне грузовых машин собственной конструкции, предназначенных для Португалии. 1957 г.

В 1963 году началась совместная работа с американцами. Основана фирма Chrysler-Barreiros S.A. В Испании начиналась сборка, а позже и собственное производство легковых автомобилей марок Dodge и SIMCA, а гамму грузовых машин Barreiros дополнили тяжёлые грузовики Dodge английской конструкции. В том же году под контроль новой фирмы перешло предприятие Nazar (Factorías Nápoles S.A.), изготовлявшее коммерческие автомобили с немецкими дизельными моторами Henschel и английскими Perkins. Фирма стремительно растёт, автомобили экспортируют в 27 стран мира, и правительство наградило Баррейроса Золотой медалью за заслуги в трудовой деятельности (Medalla de Oro al Mérito en el Trabajo). Вскоре американские партнёры путём покупки акций повысили свою долю в совместном предприятии с 40 до 77%.

В 1970 году Баррейрос вышел из дела и кардинально изменил профессию, начав активную деятельность в сельском хозяйстве. Между тем у новой фирмы Chrysler España S.A. дела идут уже не так гладко. Государственный протекционизм, направленный на поддержку национальных автомобильных заводов ENASA и SEAT вынудил фирму Chrysler в 1978 году продать испанские активы основанному двумя годами ранее французскому холдингу PSA Peugeot-Citroёn (Peugeot Société Anonyme). Через три года бывшая фирма Barreiros Diesel перешла во владение французского концерна Renault Véhicules Industriels. Новые хозяева продолжали производство старых моделей грузовиков под маркой Dodge до 1983 года, а под маркой Renault – до 1987 года.

Дизельный грузовик ЗИЛ в Гаване. 2009 г.

В 1978 году Эдуардо Баррейрос вернулся к любимому делу. Он открыл в городке Пинто, недалеко от Мадрида, исследовательский центр DIMISA (Diesel Motores Industrias S.A.) для разработки и производства V-образных дизельных двигателей мощностью от 130 до 500 л.с. В двух лабораториях фирмы проводят интенсивные исследования новых технологий, способствующих снижению расхода топлива и решению экологических проблем. В 1980 году Баррейрос участвует в конкурсе на лучшие 6-, 8- и 12-цилиндровые стационарные, судовые и автомобильные дизельные двигатели, устроенном кубинским правительством с конечной целью организации серийного производства двигателей на Кубе. После длительных испытаний (4 месяца непрерывной работы в кругло­суточном режиме) моторы DIMISA выиграли конкурс у именитых конкурентов из Германии и Японии – фирм Daimler-Benz и Nissan Diesel. Эдуардо Баррейрос подписал с министерством промышленности Кубы договор о лицензионном производстве дизельных двигателей марки Taino на государственном предприятии Narciso López в Гаване. Организовав на Кубе производство дизельных двигателей, он продолжил свою деятельность по моторизации Острова свободы. И снова он обратился к своему старому рецепту – конверсии. Детально ознакомившись с бензиновыми моторами советских грузовиков ЗИЛ-130, эксплуатирующихся на Кубе в большом количестве, конструктор выступил с инициативой конвертировать 1000 моторов ЗИЛ-130 в дизельные. Инициатива нашла поддержку у руководства компартии Кубы, и Баррейрос начал работу. В Испании изготовлены первые прототипы, развивающие мощность 120 л.с. Испытания на Кубе проходят успешно, затем при помощи ведущих инженеров из команды Баррейроса кубинский автобусный завод Martinez de Girón в городе Гуанайа приступил к переделке двигателей ЗИЛ-130, параллельно освоив капитальный ремонт советских грузовиков.

Эдуардо Баррейрос и Фидель Кастро. 1979 г.

Эдуардо Баррейрос был приглашён на преподавательскую работу в Институт промышленного дизайна в Гаване, читал он лекции и в Гаванском университете, консультировал кубинских инженеров. Он вёл дальнейшие работы по конверсии бензиновых двигателей в дизельные, например, успешно переделал мотор ЗМЗ-24Д от «Волги». В 1991 году Фидель Кастро удостоил его степени почётного доктора технических наук (Doctor Honoris Causa en Ciencias Técnicas). Остаток своей жизни доктор Э. Баррейрос провёл на Кубе, 19 февраля 1992 года скончался в Гаване. На Кубе дело его жизни продолжается и ныне.

В 1998 году в имении семьи Баррейрос в городке Вальдеморильо, недалеко от Мадрида, открыл свои двери музей Эдуардо Баррейроса (Museo Eduardo Barreiros), построенный по инициативе дочери изобретателя Марилуз Баррейрос, основавшей годом ранее Фонд Эдуардо Баррейроса (La Fundación Eduardo Barreiros). Среди экспонатов музея находится и конвертированный дизельный двигатель ZIL-Barreiros.

Дизельный двигатель ZIL-Barreiros – экспонат музея Эдуардо Баррейроса
Комментировать ... >>
Loading...