Опубликовано: ГП 06-2017
До чего доводят мечты?

Транспортные экспонаты Абакана

Константин Климов, фото автора

С борта приземляющегося самолёта столица Хакассии Абакан кажется чёрно-белым городом в окружении такой же монотонной природы с серыми полутонами. Взгляду негде зацепиться. Однако сейчас, когда эта поездка уже позади, я с уверенностью могу сказать, что город и его характер формируют люди, живущие и работающие в нём.

Особенности места

Местная пробка – это десяток «пазиков» на одной улице у светофора, ещё десяток таких же автобусов на соседней улице и так далее. В разных местах города ничем не примечательная архитектура, состоящая из деревянных бараков и серых пятиэтажек. Справедливости ради нужно отметить, что есть новостройки, но такие же безликие и хаотично расположенные. На этом фоне выделяются троллейбусы. Все без исключения с пёстрой рекламной расцветкой, разных моделей, среди которых ЗИУ-682Г начала 2000-х годов, башкирские и волгоградские модели и современные низкопольные вологодские ВМЗ-5298–01, окрашенные пока в единый яично-жёлтый цвет. Не хочется преувеличивать, но троллейбусы, безусловно, вносят яркое разнообразие в облик Абакана.

Троллейбус ВМЗ-5298-01 ярким мазком пробегает по серым улицам Абакана на фоне крипичных хрущёвок 4-й серии и брежневского панельного строительства

Интересные люди

Кулибины, левши, ломоносовы – провинциалы, умевшие творить удивительные вещи из доступных материалов – становятся гордостью державы. А есть просто талантливые фанаты. 28-летний водитель троллейбуса Дмитрий Кожемякин, увлечённый этим видом техники, задался целью построить миниатюрную модель любимого транспорта, но не просто похожего внешне, а и внутренне.

Диме было важно воспроизвести необычный звук, шум, который издают троллейбусы при наборе скорости и на полном ходу. Имея лишь желание, он при помощи самых разных деталей и приспособлений смог сделать в масштабе 1:15 тяговый электрический двигатель, контакторную панель, импровизированный компрессор.

Модель Дмитрия Кожемякина настолько велика, что занимает весь лестничный пролёт
Пучки проводов под днищем являются признаком действующей модели. Все остальные детали приближены к оригиналу

Разумеется, первый вопрос автору о наличии контактной сети: откуда должен поступать ток к модели? А сети нет! Питание осуществляется за счёт аккумуляторов, размещённых под полом троллейбуса ЗИУ-682. Несмотря на наличие штанг, которые, между прочим, имеют вращающиеся контактные головки на концах, троллейбус едет в автономном от проводов режиме. Для включения, управления и профилактического осмотра модель лишена крыши. Единственным строением наверху является основание токоприёмников и кожух радиатора. Пока нерабочими в модели остаются только двери, которые открывать и закрывать приходится вручную. Пневмосистему в свою модель Дмитрий пока не провёл.

Непередаваемое чувство, когда знакомый протяжный гул двигателя издаётся не в большой машине, не с помощью аудиозаписи, а таким миниатюрным оборудованием, которое как будто уменьшено при помощи волшебной палочкой.

Вот он источник всамделишного звука в модели – настоящий тяговый электродвигатель

Не такие, как все

В потоке машин глаз сразу выделяет служебный автобус ЛиАЗ-5256 первых выпусков бело-оранжевого цвета. Сначала кажется, что это масштабная модель от «Классикбус», которую кто-то катает по столу, но нет. Это что ни на есть самый настоящий. Работает этот раритет в местной ТЭЦ, где развозит рабочих. Ещё два раритета в виде автобусов ЛиАЗ-677 я обнаружил на территории местной автошколы. Автобус будущего, «скотовоз», «луноход», как только их не называют наши люди, а если короче, то просто легенда. Вот две таких легенды стоят в ожидании непонятно чего. Автошкола от их услуг (учебные машины), судя по внешнему виду «677-х», уже отказалась, а для организации какого-либо музея транспорта в Хакассии в обозримой перспективе энтузиастов не намечается.

Острые хеш-теги из «Инстаграмма» – #правонауголь – на ветровом стекле ЛиАЗ-5256 должны заставить абаканцев вспомнить о своём праве на работу и недра
Ещё есть города, где можно встретить рядом два ЛиАЗ-677М разных годов выпуска
КТГ-1, несмотря на плачевный вид, готов к восстановлению без значительных затрат

Свою трудовую вахту в городе несёт одна легковая «Победа» в виде такси гостиницы «Абакан» и микроавтобус РАФ, служащий передвижным пунктом по продаже кофе. Венчает список интересных транспортных экспонатов грузовой троллейбус КТГ-1, брошенный в немного разобранном виде на территории троллейбусного парка. Этот уже ставший уникальным для нашей страны «мамонт» сохранил заводскую расцветку кузова, старые логотипы местного транспортного оператора и другие не менее интересные мелкие детали.

РАФ-22038 поздней и редкой серии в не менее редкой окраске используется как мобильная кофейня
ГАЗ М-20 – визитная карточка службы такси столичной гостиницы «Абакан»

Увы, но сегодня в России, да и мире нет и, наверное, не может быть справочника или каталога с указанием города и интересных объектов транспортной инфраструктуры в нём. Частые поездки по самым на первый взгляд неприглядным городам говорят о том, что в глубинке есть свои прелести.

Комментировать ... >>
Loading...