Опубликовано: ГП 05-2017
Тюрьма машин на острове Свободы

«Гаванский музей автомобилей» (l Museo del Automóvil de La Habana)

Константин Климов, Юрий Петров
Фото Константина Климова

Прилетев на Кубу, нужно пройти таможенный контроль. Для россиян и белорусов – безвизовый режим. Но тут всё-таки могут изъять колбасу, молоко и особенно яблоки, стоимость которых в Гаване составляет один американский доллар за штуку...

Вот тебе и остров Свободы!

Для загара на Карибах лучше пропустить 3 осенних месяца, когда острова накрывают циклоны. А в остальные месяцы Куба радует солнцем и очень разными оттенками погоды. А ещё она радует живой автоисторией на улицах городов.

Как до революции 1959 г., так и после неё местное население имеет мало возможностей для приобретения новых машин. Поэтому редкие владельцы продолжают латать и ремонтировать американские рыдваны времён детройтского барокко. Остров в силу своего уникального положения нашпигован и другими раритетами: от патефонов в квартирах до телевизоров «Рубин». Конечно, государственные организации и избранные жители и после революции получали в своё распоряжение новую технику (за революционные заслуги, например), но это уже был исключительно восточно-европейский товар социалистического блока, а большая его часть поступала из СССР.

Эта вуатюретка – [b]детский бебикар[/b] – с 1-цилиндровым 4-тактным карбюраторным двигателем развивает 20 км/ч Эта вуатюретка – [b]детский бебикар[/b] – с 1-цилиндровым 4-тактным карбюраторным двигателем развивает 20 км/ч
[b]Ford T Turismo[/b] 1918 г. 4-цилидровый карбюраторный двигатель рабочим объёмом 2893 cм<sup>3</sup> развивал всего 20 л.с. С октября 1908 г. по 31 мая 1927 г. выпущено 15 176 888 экземпляров. Сзади стоит гаванский катафалк Dodge Brothers Graham 1924 г. Рядная четвёрка рабочим объёмом 3457 cм<sup>3</sup> развивала мощность 24 л.с. при 2100 об/мин
В музее можно обнаружить не только [b]Rolls-Royce Silver Ghost[/b] начала 1920-х, но и светофоры 1950-х с распределительным щитом иллинойской фирмы Eagle Signal Corp.
Родстер [b]Willys Overland Whippet 96[/b], выпущенный в 1926 г., в музей попал прямо со стоянки такси уже без задней правой двери. Рядная четвёрка рабочим объёмом 2523 cм<sup>3</sup> мощностью 30 л.с.
В одном ряду собраны сразу три конкурента: слева – [b]Chevrolet Capitol (AA)[/b] 1927 г. c 2,8-литровым 30-сильным двигателем. в центре – [b]купе Ford A[/b] 1929 г. с 40-сильным карбюраторным двигателем рабочим объёмом 3285 cм<sup>3</sup> и (справа) его двойник – «самый маленький линкольн» – [b]купе-тюдор[/b] Baby Lincoln model A, выпущенный в 1930 г.
Бронированный [b]Cadillac V16 Limousine[/b] 1930 г. – президента Батисты. V-образный (развал блока цилиндров 45°) 16-цилиндровый двигатель рабочим объёмом 7413 cм<sup>3</sup> развивал 185 л.с.
[b]La Salle 340 Sedan Imperial[/b], выпущенный в 1930 г., комплектовали V-образной 90-сильной «восьмёркой» рабочим объёмом 5437 cм<sup>3</sup>
Ветхий грузовик [b]Republic Model 10[/b], выпущенный в 1914 г., был обнаружен на ферме La Caoba недалеко от г. Хагуэй Гранде (провинция Матансас)

Власти запрещают не только вывозить с острова старые машины, которые можно встретить на каждом шагу, но даже перепродавать! и счастливцы-автовладельцы умело извлекают гешефт из уникальности сложившейся ситуации.

Прогуливаясь по улицам старой Гаваны, голову посещает мысль, что тут должны оставаться машины куда древнее тех, что колесят по улицам. и такие места есть!

К одному из них пройти очень просто. Надо с центрального железнодорожного вокзала дойти до Капитолия и, дойдя до центра здания, где расположен нулевой километр, свернуть направо по узенькой калле Бразил в сторону порта. Через километр улица превращается в пешеходную зону и у упирается в улицу Офисьос. Налево монастырь, а чуть правее на облупленной стене бывших лабазов будет вывеска «Гаванский музей автомобилей». Вам туда!

Один из первых [b]Cadillac Model C[/b] 1904 года выпуска реставрируют с привлечением энтузиастов-экспертов детройтского фирменного антик-клуба GM
Пятитонный коммерческий грузовик [b]Mack Senior AC[/b]. Этот лечеро (развозчик молока), прозванный «бульдогом», действительно работал до 1970 г. (все 55 лет!) в Гаване на доставке продовольствия в муниципальные магазины. Карбюраторный 7,7-литровый двигатель развивал мощность 40 л.с. (при 1200 об/мин)
[b]Packard 733 Club Sedan[/b], выпущенный в 1930 г., работал на обслуживании гостиниц Hilton
[b]Dodge Regent Sedan[/b] 1953 г. почти все служили в такси, где они продолжают работать до сих пор!
[b]Packard Six Phaeton 426[/b] примерно 1927 г. имеет множество неоригинальных деталей
Болид [b]Maserati 300S[/b] 1957 г. аргентинского гонщика Хуана-Мануэля Фанхио должен был участвовать в Cuban Grand Prix 1958. Накануне гонки 23 февраля, в воскресенье, из гаванской гостиницы Фанхио похитили кубинские революционеры. в надежде на освобождение пилота 24 февраля старт даже отложили на 1 час, но не смогли отменить совсем, поскольку негодующие зрители требовали зрелищ. На 7 круге Армандо Гарсия Сифуэнтес на Ferrari 500 TR при выходе из поворота «Американское посольство» вылетел в толпу. 7 человек погибло на месте и ещё 40 получили травмы. Гонку тут же остановили, а Фанхио революционеры отпустили уже во время досрочного завершения гонки, в которой победителем был признан Стирлинг Мосс на Ferrari 335 Sport
Детройтское барокко представлено двумя образцами Oldsmobile: [b]Oldsmobile 98 Celebrity Sedan[/b] 1960 г. (слева) и [/b]98 Holiday SportSedan[/b] 1959 г., принадлежавший команданте Камило Сьенфуэгос
[b]Citroёn Mehari[/b] – одна из немногих французских легковушек, поставлявшихся на Кубу официально

Помещение не имеет плотно закрываемых дверей и частично подвержен осадкам. Главная экспозиция музея представлена 49 автомобилями. Каких-то книг или фотографий в помещении нет. Особая гордость экспозиции – это пафосные Daimler, Jaguar и MG английских послов, рабочие лошадки Chevrolet латино-американских дипломатов и изящные итальянские Fiat и Alfa Romeo деятелей культуры. Запчастей на них всё равно нет, так пусть хоть порадуют глаз туристов. Есть тут и мотоциклы от Harley-Davidson до Ducati. Все экземпляры практически не подвергались реставрации и потому представлены как есть.

Это не единственный музей в стране. в Сантьяго-де-Куба имеется Национальный музей транспорта – Museo Nacional del Transporte.

Комментировать ... >>
Loading...