
«Гаванский музей автомобилей» (l Museo del Automóvil de La Habana)
Прилетев на Кубу, нужно пройти таможенный контроль. Для россиян и белорусов – безвизовый режим. Но тут всё-таки могут изъять колбасу, молоко и особенно яблоки, стоимость которых в Гаване составляет один американский доллар за штуку...
Вот тебе и остров Свободы!
Для загара на Карибах лучше пропустить 3 осенних месяца, когда острова накрывают циклоны. А в остальные месяцы Куба радует солнцем и очень разными оттенками погоды. А ещё она радует живой автоисторией на улицах городов.
Как до революции 1959 г., так и после неё местное население имеет мало возможностей для приобретения новых машин. Поэтому редкие владельцы продолжают латать и ремонтировать американские рыдваны времён детройтского барокко. Остров в силу своего уникального положения нашпигован и другими раритетами: от патефонов в квартирах до телевизоров «Рубин». Конечно, государственные организации и избранные жители и после революции получали в своё распоряжение новую технику (за революционные заслуги, например), но это уже был исключительно восточно-европейский товар социалистического блока, а большая его часть поступала из СССР.
![Эта вуатюретка – [b]детский бебикар[/b] – с 1-цилиндровым 4-тактным карбюраторным двигателем развивает 20 км/ч](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/01f.jpg)
![Эта вуатюретка – [b]детский бебикар[/b] – с 1-цилиндровым 4-тактным карбюраторным двигателем развивает 20 км/ч](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/02f.jpg)
![[b]Ford T Turismo[/b] 1918 г. 4-цилидровый карбюраторный двигатель рабочим объёмом 2893 cм<sup>3</sup> развивал всего 20 л.с. С октября 1908 г. по 31 мая 1927 г. выпущено 15 176 888 экземпляров. Сзади стоит гаванский катафалк Dodge Brothers Graham 1924 г. Рядная четвёрка рабочим объёмом 3457 cм<sup>3</sup> развивала мощность 24 л.с. при 2100 об/мин](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/03f.jpg)
![В музее можно обнаружить не только [b]Rolls-Royce Silver Ghost[/b] начала 1920-х, но и светофоры 1950-х с распределительным щитом иллинойской фирмы Eagle Signal Corp.](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/04f.jpg)
![Родстер [b]Willys Overland Whippet 96[/b], выпущенный в 1926 г., в музей попал прямо со стоянки такси уже без задней правой двери. Рядная четвёрка рабочим объёмом 2523 cм<sup>3</sup> мощностью 30 л.с.](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/05f.jpg)
![В одном ряду собраны сразу три конкурента: слева – [b]Chevrolet Capitol (AA)[/b] 1927 г. c 2,8-литровым 30-сильным двигателем. в центре – [b]купе Ford A[/b] 1929 г. с 40-сильным карбюраторным двигателем рабочим объёмом 3285 cм<sup>3</sup> и (справа) его двойник – «самый маленький линкольн» – [b]купе-тюдор[/b] Baby Lincoln model A, выпущенный в 1930 г.](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/06f.jpg)
![Бронированный [b]Cadillac V16 Limousine[/b] 1930 г. – президента Батисты. V-образный (развал блока цилиндров 45°) 16-цилиндровый двигатель рабочим объёмом 7413 cм<sup>3</sup> развивал 185 л.с.](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/07f.jpg)
![[b]La Salle 340 Sedan Imperial[/b], выпущенный в 1930 г., комплектовали V-образной 90-сильной «восьмёркой» рабочим объёмом 5437 cм<sup>3</sup>](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/08f.jpg)
![Ветхий грузовик [b]Republic Model 10[/b], выпущенный в 1914 г., был обнаружен на ферме La Caoba недалеко от г. Хагуэй Гранде (провинция Матансас)](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/09f.jpg)
Власти запрещают не только вывозить с острова старые машины, которые можно встретить на каждом шагу, но даже перепродавать! и счастливцы-автовладельцы умело извлекают гешефт из уникальности сложившейся ситуации.
Прогуливаясь по улицам старой Гаваны, голову посещает мысль, что тут должны оставаться машины куда древнее тех, что колесят по улицам. и такие места есть!
К одному из них пройти очень просто. Надо с центрального железнодорожного вокзала дойти до Капитолия и, дойдя до центра здания, где расположен нулевой километр, свернуть направо по узенькой калле Бразил в сторону порта. Через километр улица превращается в пешеходную зону и у упирается в улицу Офисьос. Налево монастырь, а чуть правее на облупленной стене бывших лабазов будет вывеска «Гаванский музей автомобилей». Вам туда!
![Один из первых [b]Cadillac Model C[/b] 1904 года выпуска реставрируют с привлечением энтузиастов-экспертов детройтского фирменного антик-клуба GM](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/10f.jpg)
![Пятитонный коммерческий грузовик [b]Mack Senior AC[/b]. Этот лечеро (развозчик молока), прозванный «бульдогом», действительно работал до 1970 г. (все 55 лет!) в Гаване на доставке продовольствия в муниципальные магазины. Карбюраторный 7,7-литровый двигатель развивал мощность 40 л.с. (при 1200 об/мин)](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/11f.jpg)
![[b]Packard 733 Club Sedan[/b], выпущенный в 1930 г., работал на обслуживании гостиниц Hilton](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/12f.jpg)
![[b]Dodge Regent Sedan[/b] 1953 г. почти все служили в такси, где они продолжают работать до сих пор!](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/13f.jpg)
![[b]Packard Six Phaeton 426[/b] примерно 1927 г. имеет множество неоригинальных деталей](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/14f.jpg)
![Болид [b]Maserati 300S[/b] 1957 г. аргентинского гонщика Хуана-Мануэля Фанхио должен был участвовать в Cuban Grand Prix 1958. Накануне гонки 23 февраля, в воскресенье, из гаванской гостиницы Фанхио похитили кубинские революционеры. в надежде на освобождение пилота 24 февраля старт даже отложили на 1 час, но не смогли отменить совсем, поскольку негодующие зрители требовали зрелищ. На 7 круге Армандо Гарсия Сифуэнтес на Ferrari 500 TR при выходе из поворота «Американское посольство» вылетел в толпу. 7 человек погибло на месте и ещё 40 получили травмы. Гонку тут же остановили, а Фанхио революционеры отпустили уже во время досрочного завершения гонки, в которой победителем был признан Стирлинг Мосс на Ferrari 335 Sport](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/15f.jpg)
![Детройтское барокко представлено двумя образцами Oldsmobile: [b]Oldsmobile 98 Celebrity Sedan[/b] 1960 г. (слева) и [/b]98 Holiday SportSedan[/b] 1959 г., принадлежавший команданте Камило Сьенфуэгос](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/16f.jpg)
![[b]Citroёn Mehari[/b] – одна из немногих французских легковушек, поставлявшихся на Кубу официально](/article/10913-gavanskiy-muzey-avtomobiley-l-museo-del-autom-vil-de-la-habana-tyurma-mashin-na-ostrove-svobody/Images/17f.jpg)
Помещение не имеет плотно закрываемых дверей и частично подвержен осадкам. Главная экспозиция музея представлена 49 автомобилями. Каких-то книг или фотографий в помещении нет. Особая гордость экспозиции – это пафосные Daimler, Jaguar и MG английских послов, рабочие лошадки Chevrolet латино-американских дипломатов и изящные итальянские Fiat и Alfa Romeo деятелей культуры. Запчастей на них всё равно нет, так пусть хоть порадуют глаз туристов. Есть тут и мотоциклы от Harley-Davidson до Ducati. Все экземпляры практически не подвергались реставрации и потому представлены как есть.
Это не единственный музей в стране. в Сантьяго-де-Куба имеется Национальный музей транспорта – Museo Nacional del Transporte.
