<<< Назад
Пикирующие бэушки

Продажи коммерческого автотранспорта с пробегом продолжают падать

Александр Трохачёв

Эйфория, охватившая российский рынок новых грузовиков, никак не распространяется на сектор коммерческих транспортных средств с пробегом. За 12 месяцев 2016 года на 16,5% (на 80,5 тыс. ед.) просели малотоннажники, на 21,6% (86 тыс. ед.) ушли вниз средние и тяжёлые грузовики, на 28,6% (почти на 12 тыс. ед.) упали продажи подержанных автобусов. В количественном выражении уровень 2016 ниже базы 2015 года на 178 тыс. ед. Спрос из вторых рук по-прежнему оставляет желать лучшего, и самое трудное – найти новые точки роста.

Статистические данные говорят о том, что с конца 2014 года по 2016-й подорожание автомобилей достигло 41%. Барометром автомобильной отрасли выступают регистрации коммерческого автотранспорта на физических лиц: по всем категориям отмечается падение, причём существенное, на несколько процентных пунктов. Индивидуальные предприниматели реже стали покупать технику б/у, поскольку для них нет реальной работы. На фоне подорожавшего топлива, введения платы за проезд на ряде магистралей, нерастущих ставок фрахта привлекательность отдельных видов грузоперевозок снизилась, а издержки, наоборот, выросли. Кроме того, перспектива сбыта автомобиля уже из вторых рук новому хозяину стала более туманной. В таких условиях прогнозировать развитие бизнеса сложно, и многие просто осторожничают.

Лёгкие коммерческие

Долгие годы сегмент коммерческих транспортных средств полной массой до 6 т (LCV) вселял оптимизм: он практически не уходил в минус и имел стабильную подпитку со стороны индивидуальных предпринимателей. Но ухудшение финансово-экономического климата в стране и падение продаж новых LCV привели к тому, что охладел покупательский спрос на них и на вторичном рынке.

По данным аналитического агентства «Автостат Инфо», в середине прошлого года (на 01.07.2016) в РФ было зарегистрировано 3,95 млн малотоннажников. Их средний возраст 13,7 лет, а 39% – старше 15 лет. Чуть более трети (37%) занимают иномарки. Практически каждый четвёртый LCV принадлежит юрлицу. Порядка 28% оснащены дизельными двигателями, при этом стандартам Euro 4 и Euro 5 отвечает лишь пятая часть зарегистрированных машин.

На конец 2016 года парк лёгких коммерческих автомобилей насчитывал 3,99 млн ед. (+1% к 2015 году). Безоговорочным лидером остался ГАЗ с долей 39%, на втором месте УАЗ (17,4%), на третьем Toyota (6,9%). В первую пятёрку вошли Volkswagen (5,1%) и ИЖ (4,5%). Далее в топ-10 расположились Ford (3,7%), Mercedes-Benz (3,6%), Nissan (3%), Hyundai (2,5%). Замкнул первую десятку Fiat с долей 2,3%. При этом каждый четвёртый (24,9%) LCV старше 20 лет, каждый шестой (17,1%) был выпущен 16–20 лет назад, каждый пятый (20,4%) изготовлен 11–15 лет назад. На малотоннажники возрастом от семи до 10 лет приходится 17,1%, от четырёх до шести лет – 13,2%. Самые свежие машины (до трёх лет) занимают прослойку в 7,1%.

Продажи LCV с пробегом в РФ (по данным «Автостат Инфо»)
Марка LCV Продажи, ед. Изменение Доля рынка в декабре, %
2016 г. 2015 г. Ед. % 2016 г. 2015 г.
ГАЗ 173 163 213 915 –40752 –19,1 42,2 42,6
УАЗ 41 351 57 268 –15917 –27,8 10,4 11,5
Volkswagen 30 157 34 293 –4136 –12,1 7,4 6,9
Toyota 26 340 30 236 –3896 –12,9 6,1 6,7
Ford 21 436 24 832 –3396 –13,7 5,4 5,0
Mercedes-Benz 20 745 23 118 –2373 –10,3 5,4 5,0
Peugeot 13 493 15 339 –1846 –12,0 3,4 3,4
Nissan 12 904 13 055 –151 –1,2 3,2 2,9
Hyundai 11 203 12 223 –1020 –8,3 2,6 2,5
Fiat 10 169 10 915 –746 –6,8 2,6 2,4
Итого в топ-10 360 961 435 194 –74 233 –17,1 88,7 88,9
Другие бренды 47 261 53 494 –6233 –11,7 11,3 11,1
ВЕСЬ РЫНОК 408 222 488 688 –80 466 –16,5 100,0 100,0
Всего российских 220 298 278 269 –57 971 –20,8 54,0 56,9
Всего иномарок 187 924 210 419 –22 495 –10,7 46,0 43,1

Структура продаж LCV с пробегом схожа со структурой сбыта новых машин: чуть больше 25% приходится на цельнометаллические фургоны, около 22% занимают микроавтобусы и без малого 21% составляют шасси с кузовом российского производства. Парк фургонов достигает 18%, «каблуков» – 9%, специализированных авто – 4,5%.

Самым плохим с точки зрения количественных продаж в минувшем сезоне был январь (27 155 ед.), а наиболее урожайным – март (42 317 ед.). Всего же за 12 месяцев 2016 года на вторичном рынке реализовано 408 222 ед. LCV, что на 80 466 ед., или на 16,5%, меньше значений 2015 года. Для справки: продажи новых LCV в 2016 году остались на том же уровне, что и годом ранее, но к уровню 2012 года снизились на 47%. Ни о какой стабилизации, не говоря уже о восстановлении, речи быть не может. Малотоннажные бэушки не оправились от экономических потрясений, и на их возвращение к прежним объёмам потребуется время.

Среднетоннажные грузовики

В 2016 году в структуре продаж новых грузовых автомобилей (которые впоследствии попадут на вторичный рынок), львиную долю в 68,4% заняла техника полной массой свыше 16 т. На втором месте грузовики массой от 3,5 до 10 т (24%). Среднетоннажники массой 12–16 т заняли в структуре продаж 4,9% и 2,7% пришлось на машины сегмента 10–12%. Продажи среднетоннажных машин физическим лицам за год снизились на 5%: с 23,4% в 2015-м до 18,4% в 2016-м.

Парк среднетоннажных машин по маркам возглавляет ГАЗ (33,9%), вторая строчка за брендом ЗИЛ (23,5%), на третьем месте КАМАЗ (13,1%). В первой пятёрке также САЗ (7,6%) и МАЗ (5,4%). На шестом месте «Урал» (3,7%). Далее следуют исключительно азиатские грузовики: Mitsubishi (2,5%), Hyundai (1,9%), Isuzu (1,4%), Hino (1,2%). На остальные бренды суммарно приходится 5,8%.

Численность парка среднетоннажных грузовиков на конец 2016 года составила 2,27 млн ед., что на 1% меньше, чем годом ранее. И техника это возрастная. Свыше 20 лет назад были выпущены 75,7% зарегистрированных автомобилей, ещё 5,4% имеют возраст 16–20 лет, а 6,3% изготовлены 11–15 лет назад. Доля в 5,7% на счету семи–десятилетних грузовиков; 4,8% машин изготовлены от четырёх до шести лет назад, а доля самых свежих машин (до трёх лет) не превышает 2,2%.

Тяжёлый класс

Численность парка тяжёлых грузовиков по маркам на конец 2016 года составила 1,39 млн ед. (+2,6%). Пальма первенства по количественному составу принадлежит КАМАЗу: 39,2%. На втором месте МАЗ с долей 11,6%, на третьем находится «Урал» (6,2%). Три следующих строчки – за европейскими иномарками: Volvo (5,8%), MAN (5%), Scania (4,8%). За ними расположились КрАЗ с 4,2%, Mercedes-Benz с 3,1%, DAF с 2,6%. Замыкает топ-10 Renault Trucks с долей 1,8%.

Интересна структура парка тяжёлых грузовиков по возрасту – она отличается от среднетоннажников. Наибольший удельный вес в 30,1% приходится на машины старше 20 лет. Автомобили 16–20 лет занимают долю в 10,3%. На технику 11–15 лет приходится 15,8%, а 17,6% составляют транспортные средства, с момента выпуска которых прошло от 7 до 10 лет. Довольно большую прослойку в 19% заняли машины возрастом от четырёх до шести лет и 7,2% отмечено автомобилями до трёх лет.

Начиная с 2008 года, пик продаж тяжёлых грузовиков (полная масса более 16 т) физическим лицам пришёлся на 2012 год: 28,3%. С тех пор доля «физиков» постоянно таяла, уменьшившись с 11,3% в 2015-м до 9,4% в 2016-м.

Все грузовики

В середине 2016 года (на 01.07.2016) на территории РФ числилось 3,69 млн средних и тяжёлых грузовиков (CV+HCV). Средний возраст таких транспортных средств достигает 19,3 лет, причём из этого количества 65% старше 15 лет! Проще говоря, грузовики очень старые, и среди них немало техники, выпущенной в советский период, т.е. до 1991 года. Доля иномарок в такой категории составляет менее одной трети (30%).

Более половины (55%) грузовиков с российской регистрацией принадлежат юридическим лицам, остальные – физическим лицам. Дизельные автомобили (64%) доминируют над газовыми и бензиновыми, а счёт гибридам и электрическим практически нулевой. Стандарту Euro 4 и выше соответствуют только 12% грузовиков.

Продажи грузовых автомобилей (>6 т) с пробегом в РФ по маркам
(по данным «Автостат Инфо»)
Марка грузового а/м Продажи, ед. Изменение Доля рынка в декабре, %
2016 г. 2015 г. Ед. % 2016 г. 2015 г.
КАМАЗ 79 678 101 992 –22 314 –21,9 25,9 26,3
ГАЗ 34 552 48 783 –14 231 –29,2 11,0 11,6
МАЗ 25 786 32 639 –6853 –21,0 8,1 8,4
ЗИЛ 21 435 32 102 –10 667 –33,2 6,1 7,3
Volvo Trucks 16 245 18 209 –1964 –10,8 5,2 5,9
MAN 15 152 21 789 –6637 –30,5 4,8 4,3
Scania 13 225 15 345 –2120 –13,8 4,3 3,7
«Урал» 11 213 17 261 –6048 –35,0 4,0 4,5
Mercedes-Benz 10 662 12 023 –1361 –11,3 2,9 2,9
Isuzu 9806 10 812 –1006 –9,3 3,3 2,8
Итого в топ-10 237 754 310 955 –73 201 –23,5 75,6 77,7
Другие бренды 74 517 87 341 –12 824 –14,7 24,4 22,3
ВЕСЬ РЫНОК 312 271 398 296 –86 025 –21,6 100,0 100,0
Всего российских 175 919 237 630 –61 711 –26,0 56,3 59,7
Всего иномарок 136 352 160 666 –24 314 –15,1 43,7 40,3

Вполне закономерно, что самый крупный парк грузовой автотехники базируется в столице (177 тыс. ед.), в Подмосковье учтено 144,8 тыс. ед., ещё 135 тыс. ед. насчитывается в Краснодарском крае. Более 100 тыс. грузовиков зарегистрировано в пяти других субъектах Российской Федерации: Ростовской и Иркутской областях, Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе и Новосибирской области.

Марочная структура грузового парка тоже без сюрпризов. Обладателем золотой медали лидера был и остаётся КАМАЗ (842,8 тыс. ед.), «серебро» у машин ГАЗ (782,1 тыс. ед.), «бронза» у грузовиков ЗИЛ (562,3 тыс. ед.). Удельный вес первой тройки составляет 60% всего автопарка РФ! По иномаркам пальма первенства у Volvo Trucks – 84,3 тыс. ед.

С января по декабрь 2016 года сбыт грузовиков на вторичном рынке в России вылился в 312 271 ед., что на 86 025 ед. (–21,6%) ниже значений годичной давности. Для справки: рынок новых грузовиков в минувшем году вырос на 4%, но по сравнению с 2012-м растерял 59% прежних объёмов. Удивительно, что основную лепту в ухудшение статистики на этот раз внесли отечественные марки: их продано на 61 711 ед. (–26%) меньше, чем годом ранее. От былых объёмов иномарки не досчитались 24 314 ед. (–15,1%). Как и по LCV, минимум продаж CV+HCV отмечен январём (20 798 ед.), а максимум – мартом (33 623 ед.). Если проанализировать рыночный спрос на топовые версии грузовиков, то их пики и дно продаж будут абсолютно идентичны: март и январь.

Недосягаемыми для конкурентов остаются КАМАЗы с пробегом: в топ-10 самых продаваемых моделей на них приходится пять строчек, включая первую и вторую. Из 75 571 ед. в первой десятке на камские большегрузы приходится 40 574 ед., или 53,4% сбыта. На третьей строчке оказался ГАЗ-3307 (9012 ед.), а лучший среди иномарок – Volvo Trucks c результатом 7110 ед. Примечательно, что эти значения показаны даже несмотря на падение объёмов продаж рыночных «хитов».

Автобусный парк

Пассажирский автотранспорт России тоже переживает не лучшие времена. По данным на 1 июля 2016 года всего в РФ эксплуатировалось 390,8 тыс. ед. автобусной техники. Их средний возраст, согласно базе данных ГИБДД, составлял 15,2 года. Более того, на пассажирские машины старше 15 лет приходилось 44% всех регистраций. Немногим более четверти (27%) этого парка приходится на долю иномарок, а явная доминанта за техникой, сделанной в России.

Нетрудно догадаться, что подавляющее большинство (72%) от всего количества автобусов находится в собственности юридических лиц. Дизельными двигателями оснащено 46% автобусного парка, и только 12% подвижного состава отвечают требованиям Euro 4 и выше (Euro 5, EEV, Euro 6). Крупнейший агломерат автобусов эксплуатируется в Москве (18,4 тыс. ед.). А вот на втором месте – нет, не Московская область, а Краснодарский край (15,4 тыс. ед.). Подмосковье здесь на третьем месте с парком в 14,1 тыс. ед. Более 10 тыс. автобусов работают в шести субъектах РФ: Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Ростовская и Иркутская области, Красноярский край и Новосибирская область.

По марочной структуре – никаких сюрпризов: в лидерах ПАЗ (164,7 тыс. ед.), за ним КАвЗ (56,5 тыс. ед.), третьим идёт ЛиАЗ (32,8 тыс. ед.). Суммарная доля трёх производителей составляет почти две трети (65%) всего парка автобусов страны. Среди иномарок первенствует Hyundai (16,1 тыс. ед.). Сложившийся статус-кво отражается и в модельном предпочтении покупателей на вторичном рынке. Три первых строчки в рейтинге топ-10 за ПАЗами (12 071 ед., или 64,9%). Благодаря госзакупкам на четвёртом месте ЛиАЗ (1448 ед., или 7,8%). Лучший среди автобусов зарубежных брендов – County Таганрогского завода (1213 ед., или 6,5%), а стопроцентный «иностранец» Hyundai Aero занимает 10-ю строчку с результатом вторичных продаж в 424 ед., или 2,3% от всего объёма первой десятки.

Продажи автобусов (>6 т) с пробегом в РФ по маркам
(по данным «Автостат Инфо»)
Марка автобуса Продажи, ед. Изменение Доля рынка в декабре, %
2016 г. 2015 г. Ед. % 2016 г. 2015 г.
ПАЗ 12 887 17 000 –4113 –24,2 45,5 47,4
ЛиАЗ 1961 2726 –765 –28,1 5,0 6,2
НефАЗ 1803 2918 –1115 –38,2 6,6 5,7
«Кубань» 1304 2241 –937 –41,8 4,4 5,0
КАвЗ 1257 2422 –1165 –48,1 4,5 4,4
ТагАЗ 1213 1616 –403 –24,9 4,7 3,1
Hyundai 1058 1393 –335 –24,0 2,9 3,7
«Богдан» 818 921 –103 –11,2 2,3 2,5
МАЗ 745 897 –152 –16,9 3,9 1,8
Mercedes-Benz 646 1242 –596 –48,0 1,6 2,6
Итого в топ-10 23 692 33 376 –9684 –29,0 82,4 82,4
Другие бренды 5637 7713 –2076 –26,9 17,6 17,6
ВЕСЬ РЫНОК 29 329 41 089 –11 760 –28,6 100,0 100,0
Всего российских 23 218 32 415 –9197 –28,4 79,2 78,9
Всего иномарок 6111 8674 –2563 –29,5 20,8 21,1

В общей сложности за 12 месяцев минувшего года в России продано 29 329 ед. автобусной техники из вторых рук. Это на 11 760 ед. (–28,6%) хуже результатов 2015 года. Для справки: по итогам 2016 года рынок новых автобусов вырос на 11%, но по сравнению с 2012 годом растерял 41%. Динамика падения иномарок и отечественных автобусов с пробегом была сопоставимой, а вот количество – нет. Иномарки растеряли к аналогичному периоду 2563 ед. (–29,5%), российские бренды – 9197 ед. (–28,4%). Пик продаж пришёлся на март (3697 ед.), а вот минимум датирован маем (1958 ед.).

Комментировать ... >>
Loading...