Опубликовано: ГП 05-2015

Усиление или замена?
Семейство автобусов MAN Lion's Intercity

Производитель: MAN Truck & Bus AG (Турция)
Модель: MAN Lion's Intercity R60 и MAN Lion's Intercity C R61
Андрей Филиппов, фото автора

Приглашения на различные премьеры, а тем более «мировые», я всегда воспринимаю настороженно. Довольно часто это абсолютно бесполезная в практическом плане «тусовка», где вам в лучшем случае разрешат потрогать новинку руками и посидеть за рулём стоящей машины. В худшем – просто загрузят «тоннами» информации и отправят «восвояси». Так что на мировую премьеру семейства автобусов MAN Lion’s Intercity я ехал в Турцию с большой опаской – будет ли о чём писать?

Надо отдать должное MAN – презентация оказалась на высшем уровне. Несмотря на то, что приглашены были журналисты из разных стран, это была, пожалуй, первая за долгое время демонстрация, где никому не выдавали жетоны с номерами, никого не записывали ни в какие списки («он и тебя посчитал!»), но тем не менее все смогли и вдоволь протестировать автобусы, и фотосъёмку провести, и получить ответы на все интересующие вопросы. А посмотреть было на что!

Прочь из города!

Как вы уже догадались из названия, семейство MAN Lion’s Intercity – это автобусы для пригородных и междугородных (разумеется, с плечом не более 150 км) маршрутов. Кроме того, машина нацелена и на сегмент нерегулярных перево-зок, именуемых у нас «служебными». Кстати, отдельной строкой в этом списке стоит «школьная» тематика, хотя по нашим меркам их автобус для перевозки детей – стандартная машина с мелкими специфическими нюансами.

Салон тестового MAN Lion’s Intercity с полом а-ля ламинат и багажными полками «глухого типа». А есть ещё и «сетчатый» вариант «Школьный» MAN Lion’s Intercity – отличие в отсутствии полок. Обратите внимание – поручень только с правого борта Четыре откидных места на накопительной площадке, хоть и не входят в штатные места, но снабжены двухточечными ремнями Те самые откидные места возле двери в сложенном состоянии, как видите, дверной проём практически не перекрыт А так всё бы выглядело, будь этот ряд неподвижным. Специально для этого кадра пришлось обманывать систему безопасности дверей

Пока автобус предлагается в двух вариантах – MAN Lion’s Intercity длиной 12 300 мм и MAN Lion’s Intercity C – 13 000 мм. Прирост пришёлся на колёсную базу, так что по логике, 13-метровый должен быть чуть комфортнее на нашей «гребёнке». Оба варианта двухосные, и отличить «навскидку», что же перед вами, смогут только профессионалы. Впрочем, на презентации присутствовали обе версии, так что удалось хорошенько изучить и «длинную», и «короткую» машины. Кстати, последних было две – синий Lion’s Intercity красовался в статичной экспозиции в помещении.

Как сейчас принято, автобусы легко берут «на борт» более полусотни человек, не считая тех, кто согласен ехать стоя. Строго следуя последним тенденциям, изначально в конструкцию заложена возможность установки подъёмника для колясок, из-за чего формула дверей выглядит 1–2–0. Похоже, вторая двухстворчатая служебная дверь теперь станет нормальным явлением как в пригородных, так и в междугородных перевозках.

Благо, немцы проявили смекалку и сделали широкий дверной проём не в ущерб посадочным местам. Напротив одной створки они поставили откидывающийся вперёд ряд кресел. Когда необходимо воспользоваться подъёмником, кресло складывается, и открываются обе створки. А если просто выходит пассажир, то открывается лишь половина двери. Причём всё это делается автоматически, т. е. водитель на нужной остановке просто нажимает кнопку открывания дверей и идёт в салон, где просит освободить вышеозначенный ряд, после чего опрокидывает его вперёд, и вторая створка самостоятельно распахивается. Просто и очень функ-ционально – браво!

Напротив 2-й служебной двери накопительной площадки может и не быть – всё зависит от комплектации Под ступенями 1-й одностворчатой двери размещён дополнительный отопитель. Посмотрите на обилие поручней! Подъёмник для коляски управляется выносным пультом «со шнурком». Поручни поднимаются и складываются вручную В сложенном состоянии подъёмник укладывается в специальный пенал. Увы, он отнимает часть багажного отсека

Кстати о пассажировместимости. В трёх исследованных автобусах она была разная. Если следовать внутрисалонным табличкам, то экспозиционный и тестовый MAN Lion’s Intercity рассчитаны на 73 / 49+1 и 78 / 51+1 соответственно, а в «школьном» MAN Lion’s Intercity C можно перевозить только 55 сидящих пассажиров + 1 в инвалидной коляске. И если разбежка с 12-мет-ровыми по креслам объясняется отсутствием у «выставочного» образца дополнительного ряда перед 2-й дверью, то из-за чего такая разница по стоящим пассажирам, непонятно. Да и у 13-метровой машины с учётом четырёх откидных страпонтенов, реальное количество мест для сидения – 59.

Впрочем, в предпремьерной суете в салонных наклейках могли что-то напутать, так что мы, как профессионалы, отметив для себя эту нестыковку, в таблице приведём данные из информационных листовок, как наиболее «официальные».

В остальном салон ничем не запал в душу – светло, аккуратно и по-немецки строго. Немного смутили кресла с высокими, но жёстко фиксированными спинками, но, подумав, я пришёл к выводу, что на коротком «плече» это даже лучше.

MAN без всяких сомнений! Удобные ниши и кармашки в подоконнике есть не во всех машинах – всё зависит от комплектации Система линз зарабатывает отметку «отлично». Обратите внимание, как точно они расположены, – никакого перекрытия с салонным зеркалом Всё верно, в «школьнике» установлен алкотестер. Правда, в тесте он не участвовал, так что о принципе работы не расскажу Рычагу МКП чуть-чуть не хватает избирательности хода, зато его удобно использовать как подлокотник на VI передаче В данной комплектации вместо опционного холодильника в передней панели всего лишь небольшой бокс для мелочей

Ступив на капитанский мостик, с маркой автобуса точно не ошибёшься – фирменная панель MAN с небольшими «уточнениями» поселилась во всех семействах марки, и не узнать её просто невозможно. Я знаком с ней уже лет пять, но за это время она нисколько мне не разонравилась, и я по-прежнему считаю её одной из лучших в автобусном мире.

Нюансы планировки с АКП и МКП прекрасно видны на фото. Основные моменты интерьера, равно как и некоторые технические нюансы, я пояснил в подписях. Так что поспешим за руль, ведь, по заявлениям представителей MAN, благодаря углу наклона ветрового стекла и спойлеру сзади, им удалось уменьшить коэффициент аэродинамического сопротивления на Сх=0,4. Проверим, проверим…

Шаттл MAN Turkiye A. S – Ankara Esenboğa

На самом деле маршрутов было несколько – все по дорогам общего пользования, но каждый рассчитан на определённое время. Так как программа тест-драйва была очень плотная, а бесцельно катать себя любимого по Анкаре в мои планы не входило, я выбрал самый короткий из них – 10-минутный забег до аэропорта и обратно. И основные впечатления о машине можно составить, и времени тратится минимум.

Первым мне попался «короткий» MAN Lion’s Intercity с АКП. Роспись в бумажке, и можно отправляться в путь. Переводим традиционную «мановскую» «барашку» АКП в положение «D», и автобус плавно трогается с места.

Пока движение идёт по тесной заводской территории с крутыми поворотами – никаких замечаний. АКП – то, что надо для таких условий. Встал, тронулся, чуть-чуть проехал вперёд, снова встал – идеально! Однако с выездом на трассу ситуация меняется, мне реально начинает не хватать тяги. Вроде и разгон нормальный, и передачи переключаются плавно, но от порожнего автобуса ждёшь большего. С учётом того, что его стихия – это наши загородные двухполосные дороги, с 50 %-ной «сплошной», водители такому тандему КП и двигателя явно не обрадуются. А ведь я, в строгом соответствии с правилами, даже больше 70 км / ч не разгонялся. Досадно.

Пересаживаюсь на MAN Lion’s Intercity C – здесь стоит такой же мотор, правда, с «механикой» и снаряжённый вес больше, так что особых отличий не жду, но… Не поверите, 13-метровый с МКП мне понравился гораздо больше. Автобус так же плавно набирает скорость, если держать стрелку в рамках «зелёной зоны», но тут, кроме электронных мозгов, у меня есть ещё и свои! Педаль «газа» «в пол», стрелку поближе к красной зоне, и ву-а-ля – в моих руках немецкий автобус для российского трафика. Если перебирать все передачи подряд, то разгон вполне соответствует ожиданиям по динамике, а если перепрыгивать через передачу, то, возможно, сэкономит и топливо. Впрочем, это только предположение, ведь 5 км – это не расстояние для экономических исследований.

Заезд на «длинном» MAN Lion’s Intercity С прошёл интереснее и в плане психологии. Подстраивая «под себя» кресло, рулевую колонку и зеркала, мне пришлось трижды проигнорировать дежурным «ok» настойчивое «GO!» турецкого инструктора. Потом я поинтересовался с I или со II передачи он рекомендует трогаться. А контрольной планкой стал проход крутого поворота возле выездного КП – зад-нее колесо впритирку к бордюру. После этого инструктор потерял ко мне всякий интерес, т. е. напрочь, полностью переключившись на общение со своим немецким коллегой. А ведь на «короткой» машине мне пытались подсказать каждый «чих» – забавно…

Что касается остальных ощущений: плавности хода, шума в салоне, вибронагруженности, обзорности и т. п., то могу сказать одно: «Это MAN! Скандальной сенсации не может быть в принципе»!

В итоге, как водитель я бы выбрал симбиоз из двух машин. От 12-метрового взял бы комплектацию с приятными электронными мелочами и эргономичным интерьером, а от 13-метрового – механическую КП и трансмиссию с передаточным i=4,56 (у АКП оно было i=5,67). Для работы на пригороде или межгороде такой вариант более приемлем. Впрочем, попробовать бы 6-ступенчатую АКП (они тоже предполагаются к установке на новинку), и, как знать, может, я бы и поменял свое мнение.

Двигатели на машинах одинаковые. Обратите внимание на «дыру» справа – в версии с кондиционером здесь устанавливается его компрессор Блок предохранителей «притаился» на откидном лотке в багажном отсеке. В сложенном состоянии он практически не занимает места В переднем свесе запираемый отсек для вещей водителя и ёмкий бачок для жидкости стеклоомывателя Откидная передняя маска позволяет легко заменить лампочки в фарах, поменять салонный фильтр или достать «запаску»

А вот дополнительный метр колёсный базы я из-за руля как-то и не заметил, так что пусть будет 13-метровый кузов. Профессионалы со мной согласятся, такой «плюс-минус» по длине особой роли в управлении не сыграет, а дополнительные места в салоне лишними точно не будут.

Интриган…

А теперь главный вопрос: «Семейство Lion’s Intercity – это ещё одна ветвь в текущем модельном ряду MAN или грядущая замена семейства Lion’s Regio?» Ведь кто бы что ни говорил, машины очень похожие по классу. Да, в настоящий момент по комплектации салона Regio конечно же превосходит Intercity, но заменить простые кресла на комфортабельный вариант с откидными спинками и т. п. – дело не хитрое. То же касается и багажных полок с развитыми воздуховодами. Зато более дешёвый Lion’s Intercity придётся по душе транспортникам, пока на «местных», по сути, маршрутах гоняющим автобус, который по «упакованности» немногим уступает междугородному Lion’s Coach и стоит соответственно.

Кстати, у нас есть хороший пример этого класса – бывший ГолАЗ, а ныне ЛиАЗ-525110 «Вояж». Машины очень похожи как по концепции, так и по своим возможностям. Более того, транспортники уже разобрались со всеми «плюсами» таких автобусов, а значит, им не придётся объяснять, чем хорош Lion’s Intercity. В свою очередь, новый MAN априори избавлен от главного «минуса» «Вояжа» – увы, речь по-прежнему идёт об отечественной сборке.

Передняя подвеска в семействе независимая. Не знаю, как здесь в плане выносливости, но комфорта пассажирам она точно прибавит Задняя подвеска. Хорошо видна «разгрузка» и «зашитый» снизу стальным листом моторный отсек – для нас это просто клад!

Впрочем, как бы там ни было, а премьера прошла успешно. Автобус обрёл новые формы, при этом сохранив все характерные черты MAN. Кроме того, в нём, естественно, собрался длинный список современных электронных систем, из которых я бы отметил систему стабилизации при внезапных порывах ветра, пожалуй, самую непривычную для нас.

И пусть о планах поставки MAN Lion’s Intercity в Россию конкретно пока ничего неизвестно, мы с нетерпением ждём его у нас. Кто же из транспортников откажется от ещё одного сильного игрока на рынке, да ещё и с моделью, которая подходит для «наших» специфических пассажироперевозок по всем параметрам…

Технические характеристики семейства автобусов MAN Lion's Intercity
Модель MAN Lion's Intercity R60 MAN Lion's Intercity C R61
Полная масса, кг 18 000* 19 000
Пассажировместимость, чел.:
  • в т. ч. сидя
75
51+1
66
55+1
Вместимость багажного отсека, м3 5,2 6,4
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг 7100/ 11 000* 7100/ 12 600
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
MAN D08
Турбодизельный, I-6, Euro 6, AdBlue
6871
290 при 2300 мин-1
1100 при 1200–1750 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
Voith D854.5
Автоматическая
4/1

Механическая
6/1
Подвеска Передняя – независимая, пневматическая.
Задняя, зависимая, пневматическая
со стабилизатором
Тормозная система Пневматическая,
с дисковыми тормозными механизмами
Колёсная формула 4х2
Минимальный радиус поворота, м 10,48 11,43
Вместимость топливного бака, л 300
Вместимость бака для AdBlue, л 35

*У «выставочного» варианта 19 500 кг и 7100/ 12 600 кг.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию