Усиление или замена?
Семейство автобусов MAN Lion's Intercity
Производитель: | MAN Truck & Bus AG (Турция) |
---|---|
Модель: | MAN Lion's Intercity R60 и MAN Lion's Intercity C R61 |
Приглашения на различные премьеры, а тем более «мировые», я всегда воспринимаю настороженно. Довольно часто это абсолютно бесполезная в практическом плане «тусовка», где вам в лучшем случае разрешат потрогать новинку руками и посидеть за рулём стоящей машины. В худшем – просто загрузят «тоннами» информации и отправят «восвояси». Так что на мировую премьеру семейства автобусов MAN Lion’s Intercity я ехал в Турцию с большой опаской – будет ли о чём писать?
Надо отдать должное MAN – презентация оказалась на высшем уровне. Несмотря на то, что приглашены были журналисты из разных стран, это была, пожалуй, первая за долгое время демонстрация, где никому не выдавали жетоны с номерами, никого не записывали ни в какие списки («он и тебя посчитал!»), но тем не менее все смогли и вдоволь протестировать автобусы, и фотосъёмку провести, и получить ответы на все интересующие вопросы. А посмотреть было на что!
Прочь из города!
Как вы уже догадались из названия, семейство MAN Lion’s Intercity – это автобусы для пригородных и междугородных (разумеется, с плечом не более 150 км) маршрутов. Кроме того, машина нацелена и на сегмент нерегулярных перево-зок, именуемых у нас «служебными». Кстати, отдельной строкой в этом списке стоит «школьная» тематика, хотя по нашим меркам их автобус для перевозки детей – стандартная машина с мелкими специфическими нюансами.
Пока автобус предлагается в двух вариантах – MAN Lion’s Intercity длиной 12 300 мм и MAN Lion’s Intercity C – 13 000 мм. Прирост пришёлся на колёсную базу, так что по логике, 13-метровый должен быть чуть комфортнее на нашей «гребёнке». Оба варианта двухосные, и отличить «навскидку», что же перед вами, смогут только профессионалы. Впрочем, на презентации присутствовали обе версии, так что удалось хорошенько изучить и «длинную», и «короткую» машины. Кстати, последних было две – синий Lion’s Intercity красовался в статичной экспозиции в помещении.
Как сейчас принято, автобусы легко берут «на борт» более полусотни человек, не считая тех, кто согласен ехать стоя. Строго следуя последним тенденциям, изначально в конструкцию заложена возможность установки подъёмника для колясок, из-за чего формула дверей выглядит 1–2–0. Похоже, вторая двухстворчатая служебная дверь теперь станет нормальным явлением как в пригородных, так и в междугородных перевозках.
Благо, немцы проявили смекалку и сделали широкий дверной проём не в ущерб посадочным местам. Напротив одной створки они поставили откидывающийся вперёд ряд кресел. Когда необходимо воспользоваться подъёмником, кресло складывается, и открываются обе створки. А если просто выходит пассажир, то открывается лишь половина двери. Причём всё это делается автоматически, т. е. водитель на нужной остановке просто нажимает кнопку открывания дверей и идёт в салон, где просит освободить вышеозначенный ряд, после чего опрокидывает его вперёд, и вторая створка самостоятельно распахивается. Просто и очень функ-ционально – браво!
Кстати о пассажировместимости. В трёх исследованных автобусах она была разная. Если следовать внутрисалонным табличкам, то экспозиционный и тестовый MAN Lion’s Intercity рассчитаны на 73 / 49+1 и 78 / 51+1 соответственно, а в «школьном» MAN Lion’s Intercity C можно перевозить только 55 сидящих пассажиров + 1 в инвалидной коляске. И если разбежка с 12-мет-ровыми по креслам объясняется отсутствием у «выставочного» образца дополнительного ряда перед 2-й дверью, то из-за чего такая разница по стоящим пассажирам, непонятно. Да и у 13-метровой машины с учётом четырёх откидных страпонтенов, реальное количество мест для сидения – 59.
Впрочем, в предпремьерной суете в салонных наклейках могли что-то напутать, так что мы, как профессионалы, отметив для себя эту нестыковку, в таблице приведём данные из информационных листовок, как наиболее «официальные».
В остальном салон ничем не запал в душу – светло, аккуратно и по-немецки строго. Немного смутили кресла с высокими, но жёстко фиксированными спинками, но, подумав, я пришёл к выводу, что на коротком «плече» это даже лучше.
Ступив на капитанский мостик, с маркой автобуса точно не ошибёшься – фирменная панель MAN с небольшими «уточнениями» поселилась во всех семействах марки, и не узнать её просто невозможно. Я знаком с ней уже лет пять, но за это время она нисколько мне не разонравилась, и я по-прежнему считаю её одной из лучших в автобусном мире.
Нюансы планировки с АКП и МКП прекрасно видны на фото. Основные моменты интерьера, равно как и некоторые технические нюансы, я пояснил в подписях. Так что поспешим за руль, ведь, по заявлениям представителей MAN, благодаря углу наклона ветрового стекла и спойлеру сзади, им удалось уменьшить коэффициент аэродинамического сопротивления на Сх=0,4. Проверим, проверим…
Шаттл MAN Turkiye A. S – Ankara Esenboğa
На самом деле маршрутов было несколько – все по дорогам общего пользования, но каждый рассчитан на определённое время. Так как программа тест-драйва была очень плотная, а бесцельно катать себя любимого по Анкаре в мои планы не входило, я выбрал самый короткий из них – 10-минутный забег до аэропорта и обратно. И основные впечатления о машине можно составить, и времени тратится минимум.
Первым мне попался «короткий» MAN Lion’s Intercity с АКП. Роспись в бумажке, и можно отправляться в путь. Переводим традиционную «мановскую» «барашку» АКП в положение «D», и автобус плавно трогается с места.
Пока движение идёт по тесной заводской территории с крутыми поворотами – никаких замечаний. АКП – то, что надо для таких условий. Встал, тронулся, чуть-чуть проехал вперёд, снова встал – идеально! Однако с выездом на трассу ситуация меняется, мне реально начинает не хватать тяги. Вроде и разгон нормальный, и передачи переключаются плавно, но от порожнего автобуса ждёшь большего. С учётом того, что его стихия – это наши загородные двухполосные дороги, с 50 %-ной «сплошной», водители такому тандему КП и двигателя явно не обрадуются. А ведь я, в строгом соответствии с правилами, даже больше 70 км / ч не разгонялся. Досадно.
Пересаживаюсь на MAN Lion’s Intercity C – здесь стоит такой же мотор, правда, с «механикой» и снаряжённый вес больше, так что особых отличий не жду, но… Не поверите, 13-метровый с МКП мне понравился гораздо больше. Автобус так же плавно набирает скорость, если держать стрелку в рамках «зелёной зоны», но тут, кроме электронных мозгов, у меня есть ещё и свои! Педаль «газа» «в пол», стрелку поближе к красной зоне, и ву-а-ля – в моих руках немецкий автобус для российского трафика. Если перебирать все передачи подряд, то разгон вполне соответствует ожиданиям по динамике, а если перепрыгивать через передачу, то, возможно, сэкономит и топливо. Впрочем, это только предположение, ведь 5 км – это не расстояние для экономических исследований.
Заезд на «длинном» MAN Lion’s Intercity С прошёл интереснее и в плане психологии. Подстраивая «под себя» кресло, рулевую колонку и зеркала, мне пришлось трижды проигнорировать дежурным «ok» настойчивое «GO!» турецкого инструктора. Потом я поинтересовался с I или со II передачи он рекомендует трогаться. А контрольной планкой стал проход крутого поворота возле выездного КП – зад-нее колесо впритирку к бордюру. После этого инструктор потерял ко мне всякий интерес, т. е. напрочь, полностью переключившись на общение со своим немецким коллегой. А ведь на «короткой» машине мне пытались подсказать каждый «чих» – забавно…
Что касается остальных ощущений: плавности хода, шума в салоне, вибронагруженности, обзорности и т. п., то могу сказать одно: «Это MAN! Скандальной сенсации не может быть в принципе»!
В итоге, как водитель я бы выбрал симбиоз из двух машин. От 12-метрового взял бы комплектацию с приятными электронными мелочами и эргономичным интерьером, а от 13-метрового – механическую КП и трансмиссию с передаточным i=4,56 (у АКП оно было i=5,67). Для работы на пригороде или межгороде такой вариант более приемлем. Впрочем, попробовать бы 6-ступенчатую АКП (они тоже предполагаются к установке на новинку), и, как знать, может, я бы и поменял свое мнение.
А вот дополнительный метр колёсный базы я из-за руля как-то и не заметил, так что пусть будет 13-метровый кузов. Профессионалы со мной согласятся, такой «плюс-минус» по длине особой роли в управлении не сыграет, а дополнительные места в салоне лишними точно не будут.
Интриган…
А теперь главный вопрос: «Семейство Lion’s Intercity – это ещё одна ветвь в текущем модельном ряду MAN или грядущая замена семейства Lion’s Regio?» Ведь кто бы что ни говорил, машины очень похожие по классу. Да, в настоящий момент по комплектации салона Regio конечно же превосходит Intercity, но заменить простые кресла на комфортабельный вариант с откидными спинками и т. п. – дело не хитрое. То же касается и багажных полок с развитыми воздуховодами. Зато более дешёвый Lion’s Intercity придётся по душе транспортникам, пока на «местных», по сути, маршрутах гоняющим автобус, который по «упакованности» немногим уступает междугородному Lion’s Coach и стоит соответственно.
Кстати, у нас есть хороший пример этого класса – бывший ГолАЗ, а ныне ЛиАЗ-525110 «Вояж». Машины очень похожи как по концепции, так и по своим возможностям. Более того, транспортники уже разобрались со всеми «плюсами» таких автобусов, а значит, им не придётся объяснять, чем хорош Lion’s Intercity. В свою очередь, новый MAN априори избавлен от главного «минуса» «Вояжа» – увы, речь по-прежнему идёт об отечественной сборке.
Впрочем, как бы там ни было, а премьера прошла успешно. Автобус обрёл новые формы, при этом сохранив все характерные черты MAN. Кроме того, в нём, естественно, собрался длинный список современных электронных систем, из которых я бы отметил систему стабилизации при внезапных порывах ветра, пожалуй, самую непривычную для нас.
И пусть о планах поставки MAN Lion’s Intercity в Россию конкретно пока ничего неизвестно, мы с нетерпением ждём его у нас. Кто же из транспортников откажется от ещё одного сильного игрока на рынке, да ещё и с моделью, которая подходит для «наших» специфических пассажироперевозок по всем параметрам…
Модель | MAN Lion's Intercity R60 | MAN Lion's Intercity C R61 |
---|---|---|
Полная масса, кг | 18 000* | 19 000 |
Пассажировместимость, чел.:
|
75 51+1 |
66 55+1 |
Вместимость багажного отсека, м3 | 5,2 | 6,4 |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг | 7100/ 11 000* | 7100/ 12 600 |
Двигатель:
|
MAN D08 Турбодизельный, I-6, Euro 6, AdBlue 6871 290 при 2300 мин-1 1100 при 1200–1750 мин-1 |
|
Коробка передач:
|
Voith D854.5 Автоматическая 4/1 |
Механическая 6/1 |
Подвеска | Передняя – независимая, пневматическая. Задняя, зависимая, пневматическая со стабилизатором |
|
Тормозная система | Пневматическая, с дисковыми тормозными механизмами |
|
Колёсная формула | 4х2 | |
Минимальный радиус поворота, м | 10,48 | 11,43 |
Вместимость топливного бака, л | 300 | |
Вместимость бака для AdBlue, л | 35 |
*У «выставочного» варианта 19 500 кг и 7100/ 12 600 кг.