Опубликовано: ГП 09-2014

Грузовая Япония
Обзор японских производителей грузовиков и автобусов

Алексей Стариков, фото автора

Занимая десятое место в мире по населению (127 млн чел.) и 61-е по площади (372,8 тыс. км2), Япония много лет держит почётное второе место по количеству выпуска всех типов коммерческого транспорта в мире, уступая лишь США.

По данным японской Ассоциации автопроизводителей (JAMA), за 2014 год в стране было выпущено 1 308 177 грузовиков всех типов и 132 681 автобус. При этом больше половины грузовиков составляют малые и сверхмалые машины K-класса, в других странах рассматриваемые как легковые.

Дело в том, что классификация коммерческого транспорта в Японии основана на собственном подходе и практически нигде больше не применяется. Все грузовики разделены на три категории: Mini, Small и Standard. Последняя включает сразу два привычных нам класса грузовиков: среднего и тяжёлого, которые в Японии не разделяют. Малый класс Small – это аналоги наших «ГАЗелей» и «Бычков» грузоподъёмностью до 3 тонн. А вот самый малый класс Mini у нас практически не производится, но известен в качестве импорта (например, узбекские Daewoo Damas). Их грузоподъёмность начинается со 150 килограммов. Двигатели практически одинаковы – бензиновые 3-цилиндровые объёмом до 660 cм3 и мощностью до 49 л.с.

Именно такие параметры не случайны – эти транспортные средства облагаются уменьшенными налогами. Для удобства маневрирования на узких улицах мегаполисов они короткие и узкие, шириной всего 1,2–1,3 м. Используются не только в виде закрытых фургонов, но и с бортовыми платформами, изотермическими кузовами и в виде самосвалов. В последнем случае их задние колёса с посадочным радиусом 10 дюймов снабжают барабанными тормозами.

Представитель K-класса (Mini) – Nissan Clipper U71T Его конкурент, Honda Acty 660 2WD V-HA4, грузоподъёмностью 350 кг Daihatsu Delta III генерации (1984–1995 гг.) принадлежит к следующему классу Small... В префектурах ещё попадаются Mazda Titan III поколения (1989–2000 гг.) Hino серии 300 – представитель популярного в Японии класса грузовиков полной массой 5 т

Необычна и программа больших машин Standard всех производителей из-за особенностей местного законодательства. Габаритная длина ограничена 12 метрами (то же и у автобусов), полная масса – 25 тоннами. Подобные одиночки, в том числе 4-осные, составляют большинство на дорогах Японии. Полная масса прицепного автопоезда ограничена 36 т, габаритная длина – 16 м. Есть и грузовики с колёсной формулой 6х2, с двумя расположенными спереди поворотными осями.

При этом в Японии нет характерной для других стран специализации производства. Грузовики разных фирм имеют сходные характерис-тики и колёсные формулы. Да и в целом они практически одинаковы – бескапотные кабины с большой площадью остекления, упрощённый интерьер и обилие электронных систем управления. Характерные особенности всех компаний – сохранение собственных имён для машин разных классов и более совершенное исполнение для внутреннего рынка.

ПОИМЁННО

В течение последних сорока лет грузовики в Японии представлены семью марками: Hino, Isuzu, Mazda, Mitsubishi Fuso, Nissan, Toyota и UD (это без учёта спецтехники Hitachi, Komatsu, MHI, Kato, японского подразделения Caterpillar и т. п.). Долгое время в гамме среднетоннажных и крупнотоннажных грузовиков чётко прослеживалось влияние американской школы, поскольку производство грузовиков в Японии после Второй мировой войны опиралось на разработки США, Англии и Германии. Так, до середины 1970-х годов большинство японских машин имело капотную компоновку с вкраплениями собственного дизайна.

Удлинённое шасси Isuzu Forward FRR90S2 с колёсной базой 9,6 м (!) среднего класса грузоподъёмностью всего 4400 кг Две поворотные оси спереди и вынесенная вперёд кабина – типичная японская комбинация для горных и городских дорог в Японии Четырёхосное шасси Mitsubishi Fuso с пониженным центром тяжести, поскольку при максимальной длине 12 м и габаритной высоте 3,2 м необходимо уложиться в полную массу 25 т Автопоезда в Японии, как этот Mitsubishi Fuso SRT, обычно ограничены максимальной длиной 16 м

Самый крупный из японских грузовых производителей (и единственный, оставшийся независимым) на сегодняшний день – Isuzu. Устойчивый рост производства этой компании наблюдается в течение последних двадцати лет, позволив ей стать лидером рынка. Она стояла у истоков японского грузового машиностроения. В результате ряда слияний 1930-х годов компания выпускала линейку грузовиков и автобусов под маркой Sumida. Тогда же был создан собственный двигатель воздушного охлаждения на основе лицензионного немецкого Deutz. Название (по одноименной реке) известно с 1934 года, когда под этой маркой начался выпуск армейских грузовиков. После Второй мировой войны Isuzu получила крупный заказ на выпуск 2,5-тонных стандартных шасси от Пентагона. Кстати, фирма до сих пор остаётся одним из основных поставщиков техники для сил самообороны.

Основу гражданской гаммы положило появление в 1959 году первого поколения лёгкого семейства Elf, выпускаемого до сих пор уже в восьмом поколении. В 1971 году совладельцем компании стал концерн General Motors, что облегчило ей вхождение на североамериканский рынок. Примерно в те же годы компания предприняла попытку выхода на советский рынок. Однако больших результатов это не принесло, начались лишь поставки небольших партий самосвалов для Дальневосточного региона.

К концу 1990-х годов производственная программа Isuzu включала три семейства бескапотных машин – Elf, Forward и Giga. Больших успехов фирма добилась и в разработке дизелей, являясь одним из мировых лидеров в этом сегменте. На сегодняшний день компания входит в состав концерна Hitachi и владеет 15 заводами по всему миру, производя машины под марками Isuzu, Chevrolet, GMC, Bedford, Opel и Mazda.

В далёком 1959 году все тяжёлые японские грузовики имели капотную компоновку В далёком 1959 году все тяжёлые японские грузовики имели капотную компоновку В далёком 1959 году все тяжёлые японские грузовики имели капотную компоновку

Кстати, у Mazda за рубежом ещё осталось несколько плохо ликвидных грузовых СП, где выпускают грузовики Titan старых серий, но в целом Mazda сейчас занимается производством пикапов.

Второе место по объёмам производства занимает продукция одного из старейших японских машиностроительных концернов – Mitsubishi Motors Corporation. Его история во многом напоминает таковую Isuzu. Первые коммерческие машины были выпущены в 1918 году. С 1932 года известно и собственное имя Fuso, появившееся сначала на автобусах этой марки. В 1963 году появился первый лёгкий Canter; ныне производится их 9-е поколение. А в 1970 году часть акций MMC выкупил американский Chrysler. К этому времени компания является лидером в производстве всех видов коммерческого транспорта.

Тогда же продукция Mitsubishi впервые поступает в Советский Союз – капотные лесовозы серии NW с колёсной формулой 6x6. Но наиболее распространённым у нас стал другой класс машин – крановые установки Kato на специальных шасси, выпускаемые Mitsubishi Heavy Industries.

Машины лёгкого класса, включая фургоны и пикапы, позиционируются под маркой головной фирмы. Коммерческий транспорт – как Mitsubishi Fuso. В последние несколько лет на японском и некоторых внешних рынках название Mitsubishi у грузовиков не используется. Лёгкая серия грузоподъёмностью до 3 т, носит имя Canter (ранее в Японии – Fighter Minion), средняя – Fighter. Тяжёлая серия ранее называлась Great, с конца 1990-х годов – Super Great; на некоторые рынки поставляется под именем Shogun (Сёгун).

Сейчас корпорация владеет 9 заводами в Японии и сборочными предприятиями в 27 странах мира. Сам же бренд Mitsubishi Fuso принадлежит концерну Daimler AG.

Первый Isuzu Elf TL151 1959 года имел 1,5-литровый двигатель мощностью 60 л.с. Восьмитонный самосвал Isuzu TD-5D на испытаниях в Дмитрове на автополигоне НАМИ в 1969 г. Основной военный грузовик Японии – Typ 73, выпускаемый Isuzu Универсальный самосвал малого класса на шасси Isuzu Elf 2WD FRR90S2

Третий японский производитель коммерческого транспорта – компания Hino. Она выделилась из состава Isuzu ещё в 1942 году. С 1967 года является отделением фирмы Toyota, куда входит и Daihatsu. Первоначально эта компания сосредоточила свои усилия на производстве дизельных двигателей. Так, именно она впервые стала использовать на своих машинах дизели с турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха (серия EconoDiesel Intercooler).

Во время рецессии 1990-х Hino занималась сборкой легковых машин для материнской компании, выпустив в частности 250 000 пикапов Toyota Hi-Lux серии N50. Тогда же одной из первых она организовала совместные предприятия в Китае и Вьетнаме.

Современная программа включает классические бескапотные грузовики всех классов. Лёгкий класс носит имя Dutro (бывший Ranger). Машины среднего класса теперь зовутся Ranger (ранее Space Ranger); тяжёлого – Profia. Специально для американского рынка Hino производит на своём заводе в Западной Вирджинии единственную японскую капотную модель среднего класса Hino 600.

Toyota Motors Corporation несколько отодвинулась от использования своего бренда в грузовой программе. В производственной программе сохраняется серия Dyna (та же Hino 300), которую продают под именами Toyota Toyoace и Daihatsu Delta, и продолжается выпуск грузовых и пассажирских мультистопов для почты и курьерских служб доставки, сетевых магазинов и домов престарелых.

Тяжёлый тягач Isuzu Giga Tractor 6x4 мощностью 420 л.с. В программе Isuzu есть и специальные полноприводные версии Giga всех классов для любых нужд Одиночное шасси на пневмоподвеске носит имя Isuzu Gigamax Полноприводные версии Mitsubishi Fuso Canter популярны в Сибири (Иркутская обл., 2010 г.) Краны Kato NK-200S-II на шасси Mitsubishi Fuso были хорошо известны в СССР

Самая небольшая по объёмам производства грузовиков в Японии фирма принадлежит Nissan, и долгое время называлась Nissan-Diesel. Два года назад ей было возвращено историческое имя UD. Её история началась в 1935 году, когда частная компания Minsei приобрела лицензию на выпуск моторов у немецкой Krupp. В 1953 году Nissan выкупил фирму. Собственное название тех дизелей Uniflow Diesel перешло по наследству и сохраняется в виде аббревиатуры на передней облицовке до сих пор.

У Nissan-Diesel тоже был опыт сотрудничества с СССР. С начала 70-х годов прошлого века на Дальний Восток поставляли полноприводные капотные лесовозы KNWF грузоподъёмностью 29 т с двигателями производства японской же Komatsu. Позднее их сменила обновленная капотная серия UZ.

Сформированная к настоящему времени гамма грузовиков включает машины всех классов, начиная от лёгких развозных 4х2 до тяжёлых крановых шасси грузоподъёмностью 150 т и колёсной формулой 12х8. Серия лёгких машин носит имя Condor (Canter), средняя – Condor FK, тяжёлая – Quon (ранее называлась Big Thumb). Год назад была презентована новая серия тяжёлых машин для экспорта Quester. Компания UD, образовав альянс с Renault в 1991 году, ныне принадлежит Volvo Trucks.

МЛАДШИЕ

В самый лёгкий класс Mini входят модели, разработанные специально для Японии и производимые легковыми концернами. Часть из них представляет собой обычные легковые машины особо малого класса в 2-, 3- и 5-дверной комплектации с демонтированными задними сиденьями (например, Toyota Corolla, Nissan Sunny). Но кроме них есть особый класс, изначально разработанный как коммерческие средства. В этом классе очень популярен badge-engineering – одни и те же машины носят разные имена. Nissan Clipper продаётся и как Mitsubishi Minicab, Suzuki Every – как Mazda Scrum. Подобные автомобили выпускают Subaru, Daihatsu (включая перверсии Toyota) и Honda.

К этому же классу относятся среднеразмерные фургоны грузоподъёмностью до 1200 кг, известные и у нас: Toyota Hi Ace, Nissan Caravan (Urvan) и другие.

Классическую старшую серию Hino Profia оснащали безнаддувными двигателями V-10 рабочим объёмом до 29 л! Средняя серия Hino Ranger очень популярна у коммунальных служб В программе для внутреннего рынка седельные тягачи Hino Profia поставляли в варианте 4х2, при этом варианты 6х4 и 6х2 были крайней редкостью Полноприводный лесовоз Nissan-Diesel серии UZ ещё можно встретить на Дальнем Востоке Представитель средней серии самосвал Nissan-Diesel Condor FK Новейший UD Quester CWE 370 6x4 создан при поддержке нового хозяина – Volvo. Поскольку модель Quester CWE 370 6x4 рассчитана на 50-тонный автопоезд, то в Японии не предлагается

ЛЁГКИE

Эта самая распространённая гамма грузовиков в Японии составляет до половины общего автопарка, обладая рядом особенностей.

Во-первых, необычайная для других стран развитая кооперация. Неудивительна, учитывая общего владельца, унифицированная линейка Toyota Dyna – Hino Dutro – Daihatsu Delta. Но вот ситуация с другими производителями уникальна. К примеру Isuzu, помимо своей широкой гаммы Elf и экспортных брендов Reward, Chevrolet, GMC, как было сказано ранее, также собирает машины под марками Mazda Titan, Nissan Atlas и UD Condor.

Во-вторых, часть машин этого класса, в основном работающих в мегаполисах, оснащают двигателями на альтернативных видах топлива. Помимо двигателей на сжатом (CNG) или сжиженном (LPG) газе, используются гибридные и дизель-электрические двигатели.

Кроме того, в лёгких грузовиках используется необычно большая гамма кабин по ширине. Разные исполнения одного только Isuzu Elf носят названия single, standard, high, wide, narrow.

ПРИВЫЧНЫЕ

Поскольку чёткого разграничения на средние и большие грузовики в Японии нет, самые тяжёлые исполнения средних Hino Ranger, Isuzu Forward и MMC Fighter относятся к тяжёлому классу по общепринятой классификации. В обоих классах, помимо механических коробок передач, широко применяются автоматические.

Программа автобусов Isuzu конца 1960-х годов Программа автобусов Isuzu конца 1960-х годов Программа автобусов Isuzu конца 1960-х годов

В среднем классе в основном представлены модели грузоподъёмностью от 4 до 9 т и длиной до 9 метров. Однако часть машин имеет ме’ньшую грузоподъёмность (особенно у полноприводных моделей), а некоторые модели имеют максимальную длину – 11 990 мм. При этом грузоподъёмность таких машин составляет менее 5 т.

Среди машин большого класса у каждой фирмы есть модели одиночек грузоподъёмностью до 16 300 кг колёсной формулы 6х4 или 8х4. Для максимального использования полезного объёма они оснащаются регулируемой пневматической подвеской задних осей с 4 баллонами на каждый мост, а также колёсами с ме’ньшим посадочным радиусом. В результате этого высота платформы над уровнем земли составляет 970 мм. Модели с минимальной габаритной длиной используются под установку самосвальных кузовов или бетоносмесителей.

Несколько слов о местных седельных тягачах. Тяжёлые двухосные тягачи с некоторым запасом рассчитаны на законодательно допустимую массу 16 т. Есть также исполнения тягачей среднего класса – для перевозки легковесных грузов. Трёхосные машины используются для перевозки тяжёлой строительной техники, поэтому рассчитаны на полную массу автопоезда до 80 с лишним тонн.

Некоторое время назад были предприняты неоднократные попытки европейских концернов пробиться на местный рынок. Однако все они не увенчались успехом, невзирая на полное отсутствие ввозных таможенных пошлин. Относительным успехом пользуются тягачи Volvo FH. Merсedes же полностью прекратил здесь продажи своих тяжёлых машин, как и Scania, несмотря на совместное предприятие с Hino.

Самый старый из сохранившихся автобусов Японии – будущий Isuzu, а пока Sumida type M 1932 года Новейший городской автобус Hino Poncho ADG-HX6JLAE – аналог нашего «пазика» Турист Hino Liesse PB-RX6JFAA очень похож на младшего брата Десятиметровый городской автобус Hino Rainbow II SDG-KR290J1 с окраины Токио

АВТОБУСЫ

Такая же необычная ситуация в Японии и с автобусным производством. Небольших кузовостроительных компаний, характерных для других стран, здесь практически нет. Этому есть простое объяснение: Япония в виду нехватки собственных природных ресурсов, вынуждена завозить литъё, химические продукты и другие материалы из других стран. Промышленные ресурсы крутятся в экономике крупных корпораций – дзайбацу, которые фактически и управляют экономикой страны. Мелким продуцентам практически неоткуда взять материалы по низкой цене.

Фактически все 4 компании производят автобусы всех классов. Внутри семейств они делятся на городские, пригородные и туристские. Все автобусы одиночные, габаритная длина не превышает 12 метров. Большинство из них весьма просты по конструкции: безнаддувные дизели, механические коробки передач, рессорные подвески и барабанные тормоза на всех колёсах. Существуют несколько кузовных ателье, изготовляющих кузова для всех. Крупнейшие из них: Nishi-Nippon Shatai Kogyo (NSK) и FHI (кузовное подразделение Fuji Heavy Industries).

Главный производитель пассажирского транспорта – Hino, за счёт автобусов лёгкого класса, известных в Японии как Hino Liesse, в остальном мире – как Toyota Coaster; вместимостью до 29 человек. Кроме этого производится и новая серия малых автобусов Poncho. Городские и пригородные серии образованы двумя семействами: Rainbow и низкорамными Blue Ribbon. Туристские машины среднего класса длиной от 7 до 9 м называются Hino Melpha. Самая богатая серия премиум-класса S’Elega включает несколько одно- и полутораэтажных моделей на 47–59 мест и длиной до 12 м. Последняя гамма производится на совместном с фирмой Isuzu предприятии J-bus.

Два туристских близнеца – Isuzu Gala SHD ADG-RU1ESAJ и Hino S’elega SHD ADG-RU1ESAA выпускают на одном заводе, принадлежащем СП J-bus Малоизвестный за пределами Японии 26-местный Mitsubishi Rosa Стандартный городской Fuso Aero Star PKG-MP35UM Туристский Fuso Aero Queen II KC-MS822P становится редкостью даже в Японии Новое поколение городских Isuzu Erga QQG-LV234L3 оснащают газовыми двигателями Созданный на шасси UD Runner с кузовом NSK автобус оснащён гибридным двигателем

Второе место занимает старейший производитель японских автобусов – Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation. Лёгкая гамма с передним расположением двигателя называется Rosa. Средние городские, пригородные и туристские машины входят в общее семейство Aero с различными буквенными добавками. Двенадцатиметровые «туристы» высшего класса Aero Queen вмещают 45–62 пассажира. Несколько лет назад единственный 3-осный двухэтажный Aero King Double Decker MU вместимостью до 74 пассажиров был снят с производства.

Примерно так же выглядит и пассажирская программа Isuzu. Малые автобусы Journey унифицированы с лёгкими шасси Elf. Малые городские автобусы зовутся Erga Mio, большие (в том числе низкопольные) – просто Erga/ Cubic. Их вместимость достигает 90 мест. Туристическая гамма Gala полностью совпадает с линейкой «туристов» Hino.

А вот UD от производства комплектных автобусов отказался. На шасси серии Space кузовное ателье NSK строит городские машины Runner, междугородные Arrow и туристские Wing. Сейчас в программе Nissan удалось сохранить производство автобусов Civilian, которые в своё время составляли конкуренцию Mazda Parkway. Но компания Mazda Motor Co., находящаяся под протекторатом концерна Ford, уже в 1990-х устранилась с рынка грузовиков и автобусов, сосредоточившись исключительно на рынке легковых машин и SUV.

Комментировать ... >>