Опубликовано: ГП 11-2014

Многогранная Major Models
Модельная мастерская Юрия Пивкина

Дмитрий Лисин, фото автора

В начале 1990-х основным источником информации о новинках рынка масштабных моделей являлись личные встречи с коллегами коллекционерами и доступная пресса. Особым интересом пользовались журналы и каталоги, привозимые по случаю из-за границы, – их передавали из рук в руки, копировали доступными способами...

Именно тогда я обратил внимание на масштабные модели интересных мне бронеавтомобилей Первой мировой войны, созданные в мастерской Major Models. Я не без гордости осознавал, что мастерская из Пензы выпускает прекрасные модели, но только в масштабе 1:35, совсем не интересном для меня – давнего приверженца масштаба 1:43.

Время шло, и теперь уже на одном из интернет-ресурсов я вновь наткнулся на продукцию Major Models, и оказалось, что некоторые из интересных для меня моделей пензенская мастерская перевела в масштаб 1:43. И это послужило предлогом для более близкого знакомства с Юрием Александровичем Пивкиным, создателем великолепных и редких масштабных моделей.

Интересоваться техникой Юрий начал с раннего возраста. Правда, ему повезло чуть больше, чем остальным, так как детство его прошло на территории несуществующего теперь государства Германской Демократической Республики (ГДР), где в широком ассортименте были доступны киты (наборы для сборки) авиационной техники компании VEB Plasticart и модели железнодорожной техники Piko. Поэтому познать толк в хороших моделях мальчику довелось раньше многих советских сверстников.

После окончания школы Юрий Пивкин учился в Куйбышевском аэрокосмическом институте (ныне Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва) на факультете летательных аппаратов. Потом работал инженером-механиком по производству летательных аппаратов, и, несмотря на очевидные успехи (за семь лет трудовой деятельности получил три авторских свидетельства на свои изобретения), в 1987 году он решил сменить сферу деятельности и стал руководителем кружка стендового моделизма во Дворце детского творчества в Пензе.

Юрий Пивкин

Новый уровень

Именно в это время, благодаря знакомству с земляком Вячеславом Олеговичем Шпаковским, кандидатом исторических наук, автором нескольких книг и многочисленных публикаций в журналах России, Великобритании, Австралии, Испании, Чехии, Японии и США, подлинным фанатом истории бронетанковой техники (БТТ), членом британской ассоциации моделистов (БТТ) – M.A.F.V.A и издателем журнала «Танкомастер», Юрий решил из просто коллекционера стать производителем масштабных моделей.

Общаясь с коллегами из-за рубежа, он освоил так называемые «гаражные» технологии – методику литья из белого металла, создания наборов для сборки из смолы (резин-кит). А из всей этой деятельности родилась мастерская «Major Models». Интересно, что название родилось из-за фирменного знака – «звездочка» как на майорских погонах офицеров Российской армии, которым Юрий маркировал модели вооружения в масштабе 1:35.

Мастерская тиражировала продукцию японской фирмы Tamiya и итальянской Italeri. Изготовляла с нуля и свои модели, например, пулемёты Шварцлозе, кольт-браунинг Гочкиса, Льюиса, маузер С96 и другие. Когда задумались о логотипе мастерской, его создатель – пензенский художник Евгений Шатохин обыграл букву «М» – Models и предложил назвать мастерскую Major Models, чтобы оба слова начинались с одной и той же буквы. Юрию идея понравилась, и новый логотип стали размещать на коробках моделей.

Оригинальную упаковку для броневика «Руссо-Балт» пришлось собирать степлером

За последующие несколько лет в мастерской было создано около десятка интереснейших «китов» бронеавтомобилей Первой мировой войны: «Мгебров-Уайт», «Мгебров-Изотта-Фраскини», «Остин», 2-я серия, «Форд-Т», «Руссо-Балт», тип С и другие, разумеется, все в масштабе 1:35. Выпустили и несколько танков СССР (Т-30, Т-80 и др.), Германии (Т-1F, А-7V) и других стран, участниц Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Помимо моделей бронеавтомобилей и БТТ в мастерской создавались фигурки солдат, офицеров различных армий и военных периодов также в масштабе 1:35. Для изготовления моделей использовали технологии литья из полиэфирной смолы и белого металла. Наборы для сборки упаковывали в картонные коробки с логотипом мастерской и наименованием модели.

Продукция Major Models сразу получила высокую оценку специалистов и фанатов, о чём свидетельствовали достаточно частые публикации в прессе. А благодаря усилиям Вячеслава Шпаковского, предложения моделей от Major Models можно было видеть во многих журналах мира. По мере узнавания и признания мастерской стали поступать заказы по производству комплектующих для моделей авиатехники. Например, в масштабе 1:72 для компании МАВИ, производящей из полистирола копии авиационной техники по технологии вакуумформ.

Помимо работы с авиамоделистами дорабатывались копии паровозов ОВ в масштабе 1:87, выпускаемых курским заводом «Счётмаш» (совершенствовались тендеры, изготовляли парораспределительные механизмы и элементы освещения). Создавали и выпускали большими тиражами копии железнодорожных цистерн, хопперов-окатышевозов и полувагонов, в различной окраске и с различными надписями и логотипами. Накапливался опыт, осваивались новые технологии, поэтому не удивительно, что Юрий Пивкин не обошёл своим вниманием и 43-й масштаб.

«Руссо-Балт», тип С образца 1914 г. FIAT 15 ter, конверсия Юрия Пивкина

Новый масштаб

Первой моделью в масштабе 1:43, созданной в мастерской Major Models, стала копия бронеавтомобиля «Руссо-Балт», тип С образца 1914 г. Этот прототип выбрали, во-первых, потому, что уже имелся опыт производства похожей модели в масштабе 1:35, т. е. под рукой находились необходимые чертежи, фотоматериалы и описание. Во-вторых, в 43-м масштабе почти не выпускались модели бронеавтомобилей Первой мировой войны. К тому же в России копии легковых автомобилей «Руссо-Балт» производили в Саратове, от которых можно было использовать некоторые детали, в основном покрышки колёс. В то время Юрий Пивкин ещё не освоил технологию варки сырой резины и создания покрышек с необходимым протектором, поэтому комплектовал свою модель готовыми из Саратова.

При создании копии бронеавтомобиля использовалась полиэфирная смола и белый металл. Юрию очень реалистично удалось передать геометрию кузова, прекрасно сымитировать его бронирование. Для готовой модели не разрабатывалась собственная упаковка. Для этой цели использовалась упаковка от «Руссо-Балт», тип С масштаба 1:35, на которой был нанесён логотип Major Models и указан 35-й масштаб. Возможно, именно это смущало многих коллекционеров моделей 43-го масштаба, и некоторые из них не купили новинку, когда была возможность. Позже указание о масштабе с коробки убрали. Тираж на данный момент составляет не более 25 штук. Но так как оснастка сохранилась, в любой момент можно возобновить производство.

Такая инсталляция называется имажинизм: подобное могло случиться в Афганистане, Ираке и даже в Пакистане. Куда уже только фантазия моделиста и политиков грабовские цистерны не засылала... Аэродромный топливозаправщик грабовского завода ТЗА-5625 Аэродромный топливозаправщик грабовского завода ТЗА-5625

В качестве следующей модели в масштабе 1:43 выбрали копию FIAT 15 ter – автомобиля, на базе которого был разработан первый массовый советский грузовик – АМО Ф-15. В случае с моделью произошло всё наоборот. Её создали на базе копии автомобиля АМО Ф-15, выпускающегося производственным объединением «Элекон» в городе Казани. С существующей модели снимали кабину и монтировали другую, с иным капотом, радиатором, изменёнными крыльями передних колёс, фарами, подножками, приборной доской, сиденьями водителя и пассажира. Для создания столь удачной конверсии также использовался белый металл и полиэфирная смола.

Выпускали два варианта: с поднятым тентом и без него. Общий тираж составил также не более 25 штук. Основным недостатком модели можно считать мягкость металла, из которого отливались копии фар. Со временем они изгибались под собственной тяжестью, особенно те, что находятся рядом с водителем. Копия FIAT 15 ter плохо переносит пересылку.

Грабовский автотопливозаправщик АТЗ-56215 на шасси КАМАЗ-65111-1963-62 Автоцистерна АЦ-56081-010-31 «Лукойл» на шасси КАМАЗ-43253 для светлых нефтепродуктов Автоцистерна АЦ-56081-010-31 «Лукойл» на шасси КАМАЗ-43253 для светлых нефтепродуктов

Новые идеи

Дальнейшее развитие производства моделей в масштабе 1:43 Юрий Пивкин решил продолжить, копируя современные отечественные автомобили. Выбор пал на продукцию Грабовского автомобильного завода, расположенного в селе Грабово Пензенской области и являющегося одним из крупнейших российских предприятий по производству автомобильных цистерн для транспортировки и временного хранения нефтепродуктов. Цистерны ГрАЗ очень элегантны по дизайну и рассчитаны для всех отечественных и зарубежных грузовых шасси. Но, несмотря на то что село Грабово находится недалеко от Пензы, чертежи и фото продукции завода доставались очень тяжело.

Вначале планировалось монтировать копии цистерн на копии шасси автомобилей МАЗ, но из-за трудностей с приобретением необходимого количества моделей и их высокой цены Юрий решил устанавливать копии цистерн на шасси копий автомобилей «Урал» и КамАЗ, выпускавшиеся там же, где и масштабные модели АМО Ф-15, – на производственном объединении «Элекон». Для изготовления цистерн и дополнительного оборудования (система выхлопа, под передним бампером, крылья задних колёс, огнетушители, лестницы, катушки шлангов и др.) также применяли белый металл и полиэфирную смолу. Стандартную резину моделей «Элекон» меняли на более правдоподобную, закупаемую в Харькове, деколи заказывали как у специалистов из Пензы, так и на Украине.

В результате коллекционерам удалось предоставить копии автоцистерн на шасси КамАЗ-4310, КамАЗ-4326, «Урал-4320» с надписями «ЛУКОЙЛ», «ГрАЗ», «Аэрофлот», «ЮКОС». Модели упаковывали в стандартные коробки от моделей «Элекон», служивших донорами шасси. Тираж составил несколько сотен штук.

Одновременно с выпуском автоцистерн Юрий Пивкин небольшими партиями выпускал копии автозаправщика на шасси КамАЗ-53228 и бронированного «Урал-4320». Модели были прекрасно приняты любителями грузовой и специальной техники, и все сейчас находятся в частных коллекциях. А вот завод ГрАЗ отказался использовать их в качестве сувениров для популяризации своей продукции как в России, так и за рубежом. По всей видимости, тот объём выпуска продукции, который в данный момент реализуется заводом, вполне устраивает его менеджмент.

Блиндированный «Урал-4320» Блиндированный «Урал-4320»

Абсолютно с нуля Юрий Пивкин создавал в 43-м масштабе по специальному заказу из полиэфирной смолы и белого металла копии пус-ковых установок 5П73-2М зенитно-ракетного комплекса «Печора-2М» и танка Abrams. Тираж первой модели составил 5 штук, которые заказчик планировал преподнести в качестве сувениров своим бизнес-партнёрам. Копию танка Abrams передали в одну из модельных мастерских города Санкт-Петербурга, и, возможно, скоро начнётся её мелкосерийное производство.

Юрий – очень занятой человек. Как и раньше, он продолжает работать с детьми, кроме этого заведует филиалом Московской макетной мастерской, которая располагается в Пензе. По заданию руководства ему часто приходится изготовлять копии вертолётов, паровозов, самолётов и другой техники в различных масштабах. Тем не менее деятельность мастерской Major Models продолжается. Небольшими сериями выпускаются копии автоцистерн ГрАЗ в масштабе 1:50, которые монтируются на масштабные модели грузовой техники компаний TEKNO, WSI и других. Идёт производство серии армейский заправщиков на базе КАМАЗ, копирующих в масштабе 1:43 продукцию НЕФАЗ. Есть у Юрия Пивкина и другие интересные задумки, о которых он пока просил не говорить. Ну что ж, наберёмся терпения и подождём.

Зенитно-ракетный комплекс «Печора-2М» Зенитно-ракетный комплекс «Печора-2М»
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен