Опубликовано: ГП 12-2014

Японская экспансия
Как японцы завоёвывали мир

Алексей Стариков
Фото автора, Константина Климова, Джона Варда (John Ward) и открытых источников

Когда в начале 1960 гг. на рынке США появились первые японские легковушки, над ними смеялись. А к середине 1970-х местным конкурентам стало не до смеха, и уже к 1980-м они оказались в роли догоняющих. Точно так же обстояло дело и с грузовым рынком мира.

Пожалуй, практически не осталось ни одной страны, на рынке которой нет японских грузовиков. Правда, в некоторых частях света (Европа, Северная Америка) не представлен тяжёлый класс, зато в других японцы захватили почти половину рынка. Как же это произошло?

Экспансия основных современных грузовых производителей началась не сразу. После войны японские компании начинали с лицензионной сборки американских грузовиков и автобусов для оккупационных войск и армий стран Индокитайского полуострова. Заметные экспортные поставки в страны Юго-Восточной Азии и Африки начались уже на рубеже 1960–1970 гг. Сейчас в мире японские грузовики представлены четырьмя марками.

Hino

Один из крупнейших игроков на грузовом рынке сформировал свою гражданскую программу лишь к середине 1960-х. Именно тогда появилось широко ныне известное семейство Ranger среднего класса. Особняком среди них стояла машина ТС10 полной массой 17 т с двумя передними управляемыми осями. Мало того, что он был первым в Японии грузовиком с откидывающейся кабиной, так трёхосная схема 6х2 с одним задним мостом, известная теперь как Chinese six, также была применена впервые. Идеологией её появления была увеличенная до 10 т грузоподъёмность и применение второго управляемого моста, состоявшего из тех же деталей, что и первый. Именно эта модель стала основой экспортной программы. Вхождение Hino в 1967 году в состав концерна Toyota облегчила эту задачу.

Первая экспортная модель Hino TH10, выпускаемая с 1950 г., поставлялась, как правило, в страны Юго-Восточной Азии и послужила , базой для автобусов Революционная модель 1958-го – начала 1960-х Hino TC10 грузоподъёмностью 10 т стала основой экспортной программы

Первыми странами, куда начались поставки грузовиков Hino, были соседние Таиланд, Южная Корея, Филиппины, Малайзия. Неудивительно, что там же открылись СП по их сборке – Pilipinas Hino (Филиппины), Indomobil (Индонезия), SAMCO (Вьетнам). Позже открылись фирмы в Пакистане, Индии, Египте, Турции. Там собирались машины как лёгкого (Dutro) класса, так и тяжёлого, в том числе капотные упрощённые модели NH, KY (4x2), NZ (4x4), ZM, ZY (6x4), ZC (6x6) полной массой до 35 т.

Примечательно, что Hino – единственный японский производитель, сумевший проникнуть в нишу тяжёлых магистральных грузовиков на тесном европейском рынке. Точнее, в Великобритании и Ирландии, именно в последней фирма Harris Motors начала сборку бескапотных машин серии HE ещё в 1968 году.

Другим важным рынком для Hino стала Океания и рынки Австралазии (так в англоязычных странах от Океании отделяют Австралию, Новую Зеландию, Тасманию, Новую Гвинею, Тимор и Соломоновы острова). При этом в начале неизвестная компания использовала бейдж-инжиниринг. Так, стартовавшая в продаже средняя серия Hino Ranger с 1980 по 1998 г. носила название Ford N. На сегодняшний день основная доля продаж на этом рынке принадлежит моделям малого и среднего класса. Однако и магистральные тягачи серии 700 чувствуют себя неплохо – в год их продается около 700 шт., причём не с собственными коробками передач, а с 18-ступенчатыми RoadRanger от Eaton-Fuller.

Младшая модель Hino Dutro полной массой до 5 т выпускается по всему миру, в том числе и в Турции Hino 185 серии 600 – специальная капотная модель 5 класса грузоподъёмности для США и Канады. В настоящее время Hino этого класса заменены на бескапотные модели Завоевание английского рынка началось с бескапотных тягачей Hino серий SS и HE, собранных там же Простые капотные 8-тонные машины 1980-х гг. продолжают возить грузы, как и этот кубинский Hino NH 30-тонный самосвал Hino ZY240 6x4 на отсыпке дорог в султанате Дубаи (Дубай)

Не остался в стороне и американский рынок. Для проникновения на него Hino открыла сборочные производства в Мексике и Канаде. В обеих странах она сосредоточилась на машинах лёгкого класса. А для победы на консервативном рынке США, помимо собственного завода, Hino пошла на создание специальной версии – капотной серии 600 среднего класса (6 и 7-го, по местной классификации) полной массой до 11 800 кг.

Ну и, конечно, не остался без внимания бездонный китайский рынок. В последнее десятилетие ХХ века там открылось два СП: GAC Hino – по производству машин и Shanghai Hino Engine – по изготовлению двигателей.

Isuzu

Не менее известная в мире компания помимо машин славится собственными дизелями. Несколько десятилетий Isuzu была мировым лидером в их производстве (включая стационарные и судовые). Само собой, они являются важной строкой экспорта в продукции фирмы. Еще до Второй мировой войны Isuzu будучи крупным дзайбацу (торгово-промышленным и банковским конгломератом) приобрела по сносной цене лицензии и технологии у немецких MAN и Deutz. На их основе были разработаны силовые установки установки для судов и двигатели для грузовиков.

Mitsubishi-Fuso FK416 и Isuzu JCR500 на службе в пожарной части Бангкока с кузовами местной таиландских компаний

В области грузового автотранспорта великая эпоха Isuzu началась в 1959 году, когда появился лёгкий грузовик Elf с двухлитровым 52-сильным дизелем и полной массой 2 т. С него начался экспорт в страны Юго-Восточной Азии и Африку, которая тогда была образцом колониальной строгости. Параллельно продолжалось производство классических 5-тонных машин TD, TDX (4x2) и 16–22-тонных ТМ (6x2 / 6x4), имевших хороший спрос за рубежом.

Появившиеся на мировом рынке качественные и недорогие модели привлекли к японской компании внимание китов мирового автопрома. Низкий уровень йены и тихоокеанский экономический кризис послужил катализатором для заключения в 1971 году соглашения с концерном General Motors. По нему американский концерн приобрел 35 % акций, а позднее довел эту цифру до 49 %. Это открыло Isuzu дорогу на рынки Европы, Австралии и Америки. В США началась сборка 1-тонных пикапов серии КВ, а на собственном предприятии в Португалии – грузовиков Elf.

Isuzu широко пользовалась возможностями старшего партнёра. В Европе машины продавали под маркой Bedford (она же использовалась на рынках Океании, причём и для тяжёлых машин). Северная и Южная Америки с тех пор активно используют лёгкую серию под именем Jumbo (модели NKR, NPR, NQR), не подозревая, что это Isuzu Elf. Такая же история со среднетоннажниками Isuzu Forward полной массой до 17 700 кг, известными в Америке как Chevrolet / GMC T6500 – T8500. Кроме того, в США открыто СП под именем DMAX для сборки дизельных двигателей различных классов.

Турецкий Isuzu NQR30 оснащён третьей подъёмной осью для увеличения грузоподъёмности Старые капотники Isuzu ТМ, иногда основательно переделанные, часто встречаются в азиатских странах Поскольку в Тунисе у Isuzu свой завод, там популярны модели всех классов «Всемирная» модель Isuzu NKR продаётся в Америке под брендом Chevrolet

А для некоторых ближневосточных рынков Elf переименован в Reward.

Кроме того, шасси Isuzu использовалось производителями мультистопов (при том, что и сама компания их строила).

C 1984 года в Турции начала сборку «Эльфов» компания Anadolu. Позднее специально для Малой Азии, в отличие от прочих стран, там была разработана 3-осная модель полной массой до 7,5 т. Там же на базе Isuzu разработана широкая гамма автобусов от микро- до городских низкопольных. Кроме этого у Isuzu большое количество дочерних предприятий и СП по всему миру, которые собирают машины разных классов.

Это Ghandhara (Пакистан), HICOM (Малайзия), Thai Rung (Таиланд), Isuzu Astra (Индонезия), заводы в Австралии, Великобритании, Вьетнаме, Индии, Китае, Египте, Тунисе, Южной Африке, Южной Корее, на Тайване и Филиппинах.

Малазийский HICOM имеет некоторое отличие в оформлении от японских Isuzu Тягач Isuzu SBG (6x2) предлагался в странах Океании под маркой Bedford, тоже принадлежавшей GM Успех малотоннажника Jupiter T10 в виде пикапа положил начало экспортной программе Mitsubishi

Мitsubishi

Входящая в большую «грузовую японскую тройку» компания Mitsubishi Motors Corp. (MMC) прошла похожий с конкурентами путь. В послевоенные годы эта дзайбацу была расчленена на несколько компаний. Машиностроительное подразделение выпускало разнообразные простые коммерческие машины, от 3-колесных Leo LT-10 грузоподъёмностью до 500 кг до 8-тонных грузовиков серии Т. Тогда же впервые для коммерческого транспорта было использовано название Fuso – по имени цветков гибискуса.

Но в отличие от конкурентов в 1959 году ММС презентовала не имевшую аналогов в Японии серию Jupiter. Это была простая рамная капотная машина грузоподъёмностью 2,5–3,5 т. Она пришлась по вкусу нарождавшемуся мелкому бизнесу не только внутри страны, но и у соседей. Больше того, через четыре года на его основе появился бескапотный грузовик, впервые получивший знаменитое ныне имя Canter. К 1970-м программа Mitsubishi включала широкую гамму грузовиков, автобусов, троллейбусов и специальной техники.

В 1971 году компания подпадает в орбиту влияния другого крупного американского концерна Chrysler, который выкупает сначала 15 % её акций, затем 35 %. В результате через 10 лет программа разрослась до сотен вариантов машин всех классов. Варианты для некоторых стран (в частности Океании) предлагались под маркой Dodge. С 1980 года начинается производство грузовиков Canter для Европы в Трамагале (Португалия). К сегодняшнему дню их суммарный выпуск достиг 125 000 штук.

Тяжёлые машины Fuso Great на некоторых рынках носят имя собственное Shogun («Сёгун») Проспект австралийского отделения рекламирует 32-тонный тягач Dodge Fuso FP В широкой программе 1980 гг. была и капотная модель, 12-тонная Mitsubishi серии NV

В 1984 году турецкая компания TemSA начинает лицензионную сборку ММС Canter и большой гаммы автобусов. На следующий год заработало СП с «Крайслером» в США. Собираемые там машины продавались под двумя именами сразу как Mitsubishi Canter и Sterling 360.

К тому времени сборочные заводы концерна уже производили продукцию в Египте, Индии, Таиланде, Малайзии, Южной Корее, Новой Зеландии, на Филиппинах.

В 1999 году начинается альянс с Volvo Trucks, которая выкупает 5 % акций, и даже начинает продажу лёгких машин через собственных дилеров. Но уже на следующий год шведов сменяет концерн Daimler, которому на сегодняшний день принадлежит 89,29 % акций ММС.

В начале века образовано несколько СП в Китае. Одно из них, с компанией САМС, стало настолько успешным, что японцы заключили с ним соглашение о разделах внешних рынков, чтобы избежать дублирования продукции.

Сейчас предприятия и филиалы ММС расположены в 31 стране мира. Из последних новостей – открытие заводов в Таиланде и Нигерии, а также создание специальной серии упрощённых грузовиков для стран третьего мира под собственным именем Fuso. Они сочетают агрегаты обеих марок, Mitsubishi и Mercedes-Benz, и выпускаются (CKD-сборка) параллельно в Японии, Индии и ЮАР.

Четырёхтонный Canter в США продавался уже как Sterling 360 Японская рама, кабина и двигатель от Mercedes-Benz – специальная модель Fuso F1 для Азии и Африки

Nissan Diesel / UD

Четвёртый производитель коммерческого транспорта Страны восходящего солнца заметно уступает конкурентам по количеству выпуска, ничем не отличаясь по качеству.

Изначально компания называлась Nihon Diesel Industries, Ltd и специализировалась на выпуске дизельных грузовиков. Первые экспортные поставки грузовиков начались уже в 1951 году под маркой Minsei. Бренд UD – Uniflow Diesel первоначально касался только дизелей, но потом распространился и на грузовики. В 1960-х для малотоннажных моделей и пикапов применялся также бренд Prince.

Сейчас бывшее грузовое подразделение Nissan Diesel имеет широкую программу бескапотных грузовиков всех классов. Но есть и отличия. Так, UD (аббревиатура от Uniflow Diesel, с 2010 года ставшая официальным названием фирмы) больше не выпускает комплектных автобусов, зато расширил гамму тяжёлых крановых шасси. Кроме того, деление на грузовики для внутреннего и внешнего рынков у UD выражено сильнее. Например, в отличие от земляков-конкурентов UD до конца века продолжал выпускать капотные полноприводные модели для ближневосточного и африканского рынков (TFA 4х4, TZA 6x6).

Тяжёлый тягач UD Quon способен таскать австралийские дорожные поезда – road train Полноприводные капотные машины серии TFA часто встречаются на Ближнем Востоке Новую модель Quester не будут поставлять на внутренний японский рынок

Есть и ещё одно серьёзное различие – позиции в странах Западной Европы. В отличие от других японских компаний преимущества себе Nissan Diesel создал, просто купив европейского производителя. Испанская компания Motor Iberica выпускала простые бескапотные машины под маркой Ebro. В 1983 году японцы выкупили её, получив в собственность пять заводов. На этой основе было создано новое семейство Nissan Cabstar, заметно отличающееся от японских аналогов.

Подобно прочим Nissan Diesel имеет несколько сборочных предприятий в Азии, представлен в США (машины малого и среднего класса, аналоги серий Atlas и Condor) и Австралии (машины тяжёлого класса, аналоги Quon).

В 1999 году часть акций выкупила Renault Trucks. Её новый владелец, Volvo, в свою очередь, стал полноценным хозяином. Под руководством нового владельца несколько лет назад UD разработал новую серию тяжёлых экспортных машин – Quester, которая производится на тайском заводе.

А с 1996 года имеет большое СП с китайским Dongfeng, где собирают множество тяжёлых моделей и дизельные двигатели.

В начале 1970-х тяжёлые машины Nissan Diesel продавали в Новой Зеландии под маркой GM Новая серия Nissan Cabstar NT400 с двойной кабиной, произведённая в Китае

Прочие

Естественно, что список японских производителей грузовых автомобилей был бы не полным без упоминания и других брендов. Прежде всего нужно вспомнить о грузовиках Toyota. Экспорт своих моделей G1 и GA компания начала уже в 1936 году. Но до 1944 года поставки обычно приходились на регионы, оккупированные войсками императорской армии. В послевоенный период, вплоть до середины 1960-х, грузовики серий DG, DW и DA были весьма значимой статьёй экспорта Toyota. В 1970-х основу экспорта Toyota начинают составлять пикапы HiLux и LandCruiser, а также грузовики Dyna, которые продают до сих пор как Daihatsu Delta. Сейчас Dyna остаётся единственной полноценной коммерческой моделью в программе концерна.

Компания Toyo Kogyo до того, как в 1994 году стать Mazda Motors, тоже была в числе экспортёров коммерческой техники. До 1950 года, когда был представлен мини-грузовик Mazda CA, компания выпускала трёхколёсные грузовики. Перелом наметился в 1960-х, когда была освоен выпуск моделей Proceed и пикапов серий B, D и E, которые экспортировали сначала в Австралию, а затем и страны Тихоокеанского региона. Линейку пикапов с 1971 года дополнили грузовики серии T, получившие собственное имя Titan. Пик популярности этих грузовиков пришёлся на середину 1980-х, когда на его базе начали выпускать автобусы Parkway и наладили их сборку в Индонезии и Индии (Swaraj Mazda – ныне SML). Неудачи на рынке коммерческих автомобилей заставили в 1990-х начать продажу грузовиков Titan 3-го поколения уже под брендом Ford Trader. С 2004 года модельный ряд Titan представляют грузовики Isuzu Elf.

Toyota DA 115 продержалась в экспортной программе Toyota Motor Co. до 1989 г. Romper – первая коммерческая машина компании Mazda, разработанная с прицелом на рынки стран Тихоокеанского региона Toyota Dyna RU10, выпускаемая в 1971–1977 гг., благодаря невысокой цене определила на долгие годы успех моделям Dyna и Daihatsu Delta II

Suzuki Motor Corporation известна прежде всего как производитель пассажирских и грузовых машин K-класса – Carry, которые выпускают уже более 50 лет. Первые зарубежные поставки начались лишь в 1977 году, а к 1985-му компания имела СП и собственные производства в Индонезии, Индии (Maruti), Тайване, Пакистане и Китае. В разное время эти машины продавали под именами Bedford Rascal, Ford Pronto, Mitsubishi Colt T120SS, Chevrolet CMV, Holden Scurry и GME Rascal.

Коммерческая техника Subaru, выпускаемая концерном Fuji Heavy Industries Ltd, менее всего известна в мире. Subaru Sambar К-класса, выпускаемые с 1961 года в Европе, появились лишь в середине 1980-х под именем Libero / Domingo в виде минивэна, хотя в Японии, Китае, Гонкоге и Южной Корее их продавали в варианте заднемоторного грузовика с передним приводом.

Mazda Titan серии T, пожалуй, самый успешный продукт компании Toyo Kogyo сейчас продаётся на рынке Индии под брендом SML
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию