Опубликовано: ГП 12-2014

Кипящие тормоза

Настя Еремцова

Компания Comma провела некоторые исследования в области автохимии. Они показали пугающую неосведомлённость автовладельцев в том, что касается принципов работы тормозной жидкости: почти 75% из них не имеют об этом ни малейшего представления. Не очень высокий процент компетентности и в России. Помимо этого много свидетельств о низком качестве используемой тормозной жидкости.

По исследованиям специалистов, тормозные системы 25% автомобилей России в той или иной степени неисправны, и, как следствие, могут внезапно отказать. По статистике, 6% автовладельцев неосознанно рискуют своей жизнью в каждой поездке. И около 41% автомобилей действующего автопарка эксплуатируются с некондиционной тормозной жидкостью.

Мало кто знает, что тормозная жидкость впитывает влагу из атмосферы. В результате снижается её температура кипения, а значит, и степень эффективности. При температуре ниже 180 °C она становится не только бесполезной, но и опасной, и это может вызывать внезапные отказы тормозной системы.

Эксперты в области исследований качества эксплуатации автомобилей, компания Alba Diagnostics, рекомендуют заменять тормозную жидкость, если точка её кипения не выше 200 °C. Результаты тестирования автомобилей, проведённые компанией, показали, что в ряде случаев температура кипения залитой в исследуемые автомобили тормозной жидкости составила 150 °C.

Качество тормозной жидкости необязательно обусловливается возрастом и пробегом автомобиля. Температура кипения тормозной жидкости в каждом из пяти автомобилей с пробегом менее 100 000 км была ниже 200 градусов. Кроме того, подавляющее большинство клиентов автомастерских признали, что не осведомлены в принципах работы тормозной жидкости и не осознавали в полной мере риски, связанные с её эксплуатацией. Более четырёх пятых (65%) не заменяли тормозную жидкость более двух лет.

Таблица температуры кипения тормозной жидкости, залитой в автомобили России
Температура, °C Соотношение автомобилей, %
<181 6
181–200 19
201–250 56
>250 19

Абсолютно все должны знать, что если тормозная жидкость загрязнилась, этот процесс необратим. Он сопряжён с высоким риском закипания тормозной жидкости вашего автомобиля. Это может произойти при трогании или остановке автомобиля, в условиях интенсивного торможения или при буксировке. Эту неисправность очень трудно диагностировать, так как после аварии тормозная жидкость охладится и будет казаться нормальной. Такой скрытый характер некондиционности тормозной жидкости является причиной тысяч аварий каждый год. Если визуальная проверка уровня тормозной жидкости и осуществляется в процессе стандартной процедуры техосмотра, то проверка состояния её качества, как правило, не производится. Качество тормозной жидкости можно определить только в результате проверки температуры её кипения.

Почему качество тормозной жидкости так важно?

В современных транспортных средствах работа тормозных систем обеспечивается тормозной жидкостью за счёт гидравлического давления, создаваемого при нажатии педали тормоза, что сопровождается значительным тепловыделением даже в нормальных условиях эксплуатации. Эффективность работы тормозной жидкости зависит от температуры её кипения, которая должна быть постоянно высокой. Вместе с тем, как любая жидкость, она гигроскопична, т. е. впитывает атмосферную влагу, которая и понижает точку её кипения. При 100 °C вода закипает и переходит в пар, который, в отличие от жидкости, сжимаем. При эксплуатации тормозной жидкости с низкой точкой кипения появляется эффект «мягкой педали», когда при нажатии на педаль тормоза эффект торможения ослаблен или полностью отсутствует. Когда пар остывает, он снова конденсируется в жидкое состояние. Тормозная система, казалось бы, восстанавливает работоспособность, но только до тех пор, пока из-за нагрева при торможении процесс не повторяется и снова не возникают те же симптомы. Такое состояние тормозной жидкости получило название «безмолвный убийца», так как может вызывать внезапный отказ тормозов.

Состояние тормозной жидкости автомобилей в зависимости от пробега
Пробег Температура, °C Средняя температура, °C
<181 181–200 201–250 >250
<60 001 1,6% 3,1% 7,5% 2,8% 214
60 001–80 000 2,8% 4,4% 13,8% 1,3% 215
80 001–100 000 1,9% 5,6% 11,0% 2,2% 223
100 001–120 000 2,5% 3,7% 6,0% 0,9% 211
>120 001 2,8% 12,6% 11,0% 2,5% 199
Итого 11,6% 29,5% 49,3% 9,6%  
Состояние тормозной жидкости автомобилей в зависимости от их возраста
Возраст Температура, °C Средняя температура, °C
<181 181–200 201–250 >250
<3 лет 0% 0,8% 0,8% 0% 228
3–4 года 0,8% 2,9% 1,7% 0% 219
5–6 лет 1,7% 6,7% 7,2% 2,9% 210
7–8 лет 1,7% 16,2% 17,7% 0% 220
>8 лет 7,2% 2,9% 21,9% 6,7% 191
Итого 11,6% 29,5% 49,3% 9,6%  
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен