Опубликовано: ГП 04-2007

По письмам наших читателей

С. Ионес

P>Когда журнал объявил конкурс необычных грузовиков, в редакцию стали писать не только создатели самодельных машин. Среди читателей немало людей, занимающихся поиском и восстановлением старых автомобилей. Безусловно, их деятельность заслуживает внимания. Развивая тему, я решил поместить два письма, в которых автореставраторы делятся своим опытом. Я сам не первый год собираю старые автомобили и легко могу прокомментировать рассказы читателей.

"Уважаемая редакция журнала "Грузовик Пресс".

Вы поднимаете очень интересную тему для обсуждения и дискуссии о самодельных и старых восстановленных автомобилях. Инициативная группа работников ООО "АлтайМАЗсервис" пять лет назад загорелась желанием разыскать первенца Минского автомобильного завода и установить его на почетное место.

Сначала в эту идею мало кто верил, да и относились к этому с какой-то осторожностью, мол, зачем это надо, да и кому это надо? Ни в одном МАЗсервисе нет такой "рухляди" и нам она не нужна! Но мы были настойчивы и упрямы: разослали по всем регионам информацию, провели определенную работу с механиками, водителями, и результат вскоре оправдал наши надежды.

Из оврага местной свалки города Заринска были извлечены остатки шасси автокрана МАЗ-200. Кроме рамы и кабины ничего не было. В Кемеровской тайге, вблизи жилья Агафьи Лыковой, был обнаружен еще ходовой МАЗ-205, правда, двигатель был Урал-ЗИС, капот от КрАЗа, облицовка и крылья от Studebaker. Одним словом – автомобильное ассорти.

Больше всего удивило, что на днище кузова было наварено семь листов железа толщиной до 5 мм. И мы решили кузов не трогать, чтобы было видно, что этот МАЗ действительно трудился на народно-хозяйственных стройках, а не стоял в ремонтных боксах.

Конечно, постамент – не лучшее место для хранения техники. Но иногда именно так сохраняются старые машины. В Новомосковске Тульской области перед краеведческим музеем установлен уникальный трактор СТЗ с кабиной над двигателем и ракетной установкой, прозванной в войсках "Надюша"

Каждый месяц сборочная площадка с узлами и агрегатами старого МАЗа пополнялась. Нашлись две кабины, две рамы, пять двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206, крылья и новая облицовка радиатора, но не было родного капота.

Однажды, участвуя в сибирской ярмарке, я подошел к руководителю клуба ретроавтомобилей Н.В. Строганцеву, разговорились, и я посетовал, что уже заканчиваем ремонт автомобиля МАЗ-205, но не можем найти родной капот. Николай Владимирович достал свой журнал и сказал, что в лесу, возле воинской части, находится списанный брошенный МАЗ-200, от которого кроме кабины и переднего оперения ничего не осталось, но капот, кажется, есть. Когда мы его разыскали, радости и восхищению не было предела! Я взял в руки ключ, отвернул болты крепления капота, сложил задние сиденья своего автомобиля и аккуратно положил капот. Если бы в тот момент меня кто-нибудь увидел, непременно покрутил указательным пальцем у виска – в костюме, белой рубашке с галстуком и улыбкой на лице в лесу крутит гайки?! А чуть позже мы приехали туда на грузовой машине с автокраном, загрузили останки брошенного МАЗа в кузов и привезли на нашу базу в г. Барнаул.

Уже почти никто не сомневался – МАЗ будет! Но, откровенно говоря, что он получится таким, я сам не верил. Были трудности с декоративными быками, что находятся на обеих сторонах облицовки двигателя (фигурки зубра. – Ред.). Но нам помог технический директор Минского автомобильного завода А.П. Ракомсин. Когда он узнал о нашей затее, сильно удивился и пообещал помочь. Позже я узнал, что на заводе нашли пресс-форму, отлили, отникелировали, и заводские быки стали нашим достоянием.

Через некоторое время МАЗ-205 приобрел свой первоначальный вид. Долгое время решали, в какой цвет покрасить, но потом пришли к мнению – ярко-оранжевый, потому что МАЗ этот яркий цвет заслужил! (Цвет, рекомендуемый для строительной техники. – Ред.) Трудовые будни его закончились, он будет участвовать в парадах и праздничных шествиях!

Вот уже несколько лет этот автомобиль украшает здание ООО "АлтайМАЗсервис", поднимает настроение рабочих и удивляет пришедших покупателей. На День города или другие праздничные мероприятия, например в День работников автомобильного транспорта, он своим ходом направляется на выставочные площади и доставляет удовольствие многим тысячам зрителей, среди которых немало тех, кто трудился на таких автомобилях. И когда видишь, как пожилой человек, работавший в молодости на таком же автомобиле, возлагает на капот белые розы, невольно вспоминаешь трудное время поиска узлов и агрегатов, скрупулезный ремонт и восстановление автомобиля. Ради этого стоило идти на все затраты.

Теперь это визитная карточка нашего предприятия. И мы гордимся, что из 40 имеющихся у Минского автозавода МАЗ-сервисов только у нас есть такой красавец. В заключение хочу сказать, что в Сибири у нас много единомышленников, которые хотят сохранить память о тех, кто разрабатывал старые автомобили.

Денис Цынк"

Письмо нашего читателя из Барнаула показалось мне очень интересным. Оно отражает некоторые характерные тенденции. Например, какую реакцию вызвала инициатива энтузиастов, решивших найти и восстановить старый грузовик. "Кому это надо?" – заявляют некоторые граждане. Потребуется немало времени и сил, чтобы доказать несостоятельность таких рассуждений, перебороть устойчивое заблуждение, что старые машины – "хлам" и "рухлядь".

На въезде в Рязань со стороны Москвы крышу магазина автозапчастей украшает ГАЗ-63

Лет 10 назад мы с двумя моими знакомыми скупали за бесценок "Победы", старые "Москвичи", "21-е" "Волги". Окружающие крутили пальцами у виска и спрашивали: "Зачем это надо? Музей? Зачем вы этим занимаетесь, ведь есть Политехнический музей, Музей АЗЛК... Киносъемки? А разве на "Мосфильме" нет своей автобазы?" Такой ограниченный подход погубит не только старые машины. Из-за людей, занимающих подобную позицию, общество гниет, как кузов старого автомобиля.

Да, сейчас модно восстанавливать старую технику, появились новые музеи, у которых есть и помещения, и средства на реставрацию машин. Руководитель музея, как правило, ставит в коллекцию один экземпляр автомобиля каждой марки, и такой подход полностью оправдан: возможности отдельного музея и отдельного коллекционера всегда ограничены. Но разве нормально, что из многотысячного и миллионного выпуска автомобилей какой-то модели в живых останется только один экземпляр в заводской исторической экспозиции или одном частном музее?

Правда, некоторые модели, особенно грузовые, стали уже такой редкостью, что приходится радоваться даже тому, что кто-то нашел хоть один экземпляр и взялся за его восстановление. Но многим моделям старых машин повезло больше, "живых" экземпляров осталось немало. Задача людей, уважающих историю, не заниматься дальнейшим истреблением "поголовья" старой техники, не поддерживать тех, кто решил сделать бизнес на утилизации автомобилей, а восстановить как можно большее количество даже однотипных и якобы "не имеющих исторической ценности" машин.

Как я уже сказал, никакой, даже самый состоятельный музей или коллекционер не сумеют собрать все бездарно пропадающие старинные машины. Во всем мире большую роль играет энтузиазм частных лиц. Пусть в заводском музее ГАЗа есть одна "Победа" и один ГАЗ-51. Это не мешает тысячам организаций и "частников" в разных регионах сберечь и восстановить тысячи других "Побед" и "газиков". Таким образом, сохранятся машины разных модификаций, разных лет выпуска, разного цвета. А на киносъемках при правильном подходе к организации и финансированию можно поставить в кадр не одну где-то найденную и кое-как восстановленную "машину героя фильма", а собрать целый поток транспортных средств разных марок, которые могли ездить по улицам в определенное сценарием время.

Справиться с реставрацией легкового автомобиля по силам "частнику"-одиночке. С тяжелыми грузовиками и автобусами сложнее: они требуют более серьезной ремонтной базы. Инициативу таких людей, как сотрудники "АлтайМАЗсервиса", можно только приветствовать. Пусть как можно больше частных лиц и разных фирм возьмется за автореставрацию! Не обязательно каждому собирать коллекцию и создавать музей. Вам удалось найти и отреставрировать одну старую машину? Замечательно!

Как бывалый "автостарьевщик", я узнаю в рассказе Д. Цынка немало знакомого. Вот так, по частям нередко приходится собирать старые машины. Одни детали изначально есть, другие найдутся у тех, кто освобождает старый гараж, третьи, никуда не денешься, приобретешь у перекупщиков, порой за неразумно большие деньги, четвертые находишь на свалке.

Многие реставраторы собирают один "олдтаймер" из трех однотипных. Важно только, что будет с теми деталями, которые не пошли на основную машину. Пожалуй, работники алтайского предприятия допустили ошибку, отправив на утилизацию ненужные неисправные агрегаты. Не нужно лично вам, так продайте или отдайте тем, кто хочет восстановить такую же машину. Через Интернет вы всегда найдете заинтересованных лиц.

Еще одно письмо пришло из Тобольска Тюменской области от любителя старинных автомобилей И. Курчаевского.

Уважаемая редакция журнала "Грузовик Пресс"!

Я посылаю вам сделанные мной фотографии необычного грузовика ГАЗ-4 (1933–1937) и неизвестного "Москвича-400", переделанного в цельнометаллический фургон на фотоконкурс.

Поскольку я являюсь реставратором автомобиля УАЗ-450, а информации очень мало, мне бы хотелось увидеть его на страницах вашего журнала, как вы сделали с ГАЗ-53 ("ГП" № 1, 2006). Пожалуйста, подробнее, с деталями салона и органами управления. Заранее благодарен".

Машины, фотографии которых прислал И. Курчаевский, подверглись существенной реконструкции, фактически превратившись из "олдтаймеров" в самоделки. Радикальная переработка современных или недавно снятых с производства массовых машин, без сомнения, имеет право на существование: об удачных примерах такого рода наш журнал пишет в рубрике, посвященной самоделкам. Но не будем забывать, что деревянный "Москвич" – редкая машина, а ГАЗ-4 – уникальная.

В прошлом "неизвестный" "Москвич" был фургоном "вуди" модели "422". Об этом свидетельствует, например, обшитая дерматином крыша, характерная для данной модели. У этого экземпляра пришедшие в негодность деревянные борта заменены металлическими, скорее всего, самодельными. На место деревянных дверей кабины легко встали стальные от "Москвича" седана.

Переделка изображенной на снимке машины выглядит аккуратно. Нельзя исключить, что неизвестный авторемонтный завод серийно восстанавливал "422-е", заменяя деревянные части кузова металлическими. Если удастся достоверно, с помощью исторических документов выяснить, что данный кузов – серийное изделие ремонтного предприятия, то машину следует оставить в том виде, в каком она есть.

Но если это не так, то "Москвич" годится в качестве основы для полноценной реставрации редкого деревянного фургона: у него целы агрегаты шасси, днище кузова, моторный отсек, оригинальная крыша. Деревянные борта реально сделать заново, как, например, это удалось реставраторам из московского Музея экипажей и автомобилей (см. "ГП" № 11, 2006). А бампер "Москвича-407" и колесные колпаки "Москвича-408", надеемся, еще пригодятся хозяевам таких машин.

У второй машины мало осталось от "настоящего" ГАЗ-4. Утрачены двери и задняя стенка кабины. Они у серийного пикапа были такие, как у "полуторки" ГАЗ-АА, и найти их реально даже в наши дни. Вызывает сомнение аутентичность бортов платформы. Точно "неродные" крылья. Передние, скорее всего, получены путем перекройки крыльев "УралЗИС-355" середины 1950-х. Колеса взяты от грузового ГАЗ-ММ, а не от легкового ГАЗ-А, на основе которого был выполнен серийный пикап. Вероятнее всего, подвеска ГАЗ-А с поперечной рессорой тоже не сохранилась. Даже фары и их корпуса у машины послевоенные. Они намного меньше, чем оригинальные, "фордовские".

Вернуть первоначальный облик изображенному на снимке пикапу ГАЗ сложнее, чем восстановить сгнивший и разукомплектованный экземпляр. И все же в наше время заявили о себе виртуозные автореставраторы, которые готовы взяться за такую работу. Вероятно, эту машину следует сохранить до лучших времен, когда до нее дойдут руки настоящего мастера.

Что касается УАЗ-450, то мы планируем рассказать об этой машине и ее отличиях от современной "буханки", когда удастся провести подробную фотосъемку "живого" автомобиля данного семейства. В Москве есть три такие машины, и мы ведем переговоры с их владельцами.

ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:



Комментировать ... >>