Опубликовано: ГП 08-2008

Город Горький, проспект Ленина...
Музей истории и трудовой славы ГАЗа

Сергей Ионес, фото автора

Back in USSR!

Москва проводила сумеречной сырой оттепелью, и часов через шесть четыре колеса привезли меня в неожиданно солнечный и морозный зимний денек, словно лет на 20-25 назад. На тесной обледенелой парковке запираю выпущенную в 2005-м, но до последнего болта разработанную в советское время машину, оглядываюсь.

Старые советские заводские корпуса, коробки административных зданий, стальная ограда бульвара, посаженные в советское время деревья. По торчащим из земли советским рельсам катит трамвай советского производства. Так и хочется сказать, что я не в Нижнем Новгороде, а в городе Горьком, тем более эта улица – проспект Ленина, и где-то рядом должна быть станция метро «Комсомольская». Лучшего места и лучшего антуража для музея автомобилей, ставших символом автопрома советской эпохи не придумать!

Название типично советское – «Музей истории и трудовой славы ГАЗа». Ничего удивительного: музей основан в 1965 году. Тогда это была выставка в Доме культуры, где еще не экспонировались живые автомобили. Правда, к тому времени работники завода сохранили несколько машин прежних лет, ставших основой коллекции музея. В свое нынешнее помещение музей переехал в 1981-м, к 50-летию завода, а зал с автомобилями был открыт в 1983-1984 годах. Последний раз экспозицию расширяли в 1995-м.

Два зала музея разместились на двух этажах в административном здании ГАЗа. Наверху – исторические реликвии, вроде интерьера директорского кабинета 1930-х, фотографии, ценные подарки. На нижнем этаже – царство «железа»: автомобили, их агрегаты. Здесь же стенды с фотографиями, эскизами и чертежами, рассказывающими много интересного о продукции завода. Хотя машины стоят не на колесах, а на подставках, подпирающих мосты, директор музея Наталья Колесникова говорит, что основные экспонаты на ходу. В зале есть ворота, через которые при необходимости автомобили можно выгнать на улицу.

Праздничный наряд «газика»

Несколько лет назад два знакомых собирателя ретро-автомобилей спорили, красили на заводе кабины ГАЗ-51 в оранжевый цвет или нет. Один, начинавший «шоферить» в 1970-х на отсталой автобазе, утверждал, что этого не может быть потому, что не может быть никогда. Его младший по возрасту, но очень наблюдательный оппонент прекрасно помнит такие машины. Он не раз на улицах Москвы обращал внимание на новенькие «газики» с оранжевыми кабинами заводской окраски. Я тогда предположил, что в начале 1970-х для экспорта вполне могли делать оранжевые кабины, а отдельные не проданные за рубеж машины попадали в автохозяйства. В музее мы видим подтверждение, что оранжевые ГАЗ-51 существовали! Кабину самого последнего экземпляра ГАЗ-51А в 1975 году окрасили в тот самый оранжевый. На прощание, как на выпускной бал, машину нарядили в красивое праздничное платье.

Культурный обмен

Самый редкий из серийных автомобилей в музее – трехосная полуторка ГАЗ-ААА. Другой живой бортовой ГАЗ-ААА на сегодня известен только в одном из автомобильных музеев Латвии. По словам Н. Колесниковой, эту машину нашли в конце 1980-х или начале 1990-х где-то в Подмосковье. В заводской музей ее привез тогдашний генеральный директор ПО «ГАЗ» Борис Павлович Видяев. За редчайшую машину он отдал ее владельцам новый ГАЗ-66 с конвейера. Как собиратель ретро-автомобилей со стажем, могу подтвердить, что практика обмена коллекционных автомобилей на повседневные транспортные средства – достаточно распространенное в недавнем прошлом явление, и для тех лет это был достойный равноценный обмен.

Долгое прощание

Своеобразная традиция ГАЗа – ставить в музей последний автомобиль каждой модели – заложена в конце 1950-х, когда на заводе сохранили последнюю «Победу» и последний ЗИМ, их теперь можно видеть в музее. Перед посетителем предстает последний экземпляр, а значит, самый поздний вариант каждой машины: ГАЗ-51А, ГАЗ-63А, ГАЗ-53-12, ГАЗ-66-40, ГАЗ-21УС, ГАЗ-24, ГАЗ-31029. Не видна эволюция модели. Как известно, основные модели «Волги» и грузовиков ГАЗ не раз модернизировали, поэтому машины раннего и позднего выпуска существенно отличались друг от друга. Но на все разнообразие горьковской продукции места в этом зале не хватит. Пусть всевозможные модификации и варианты модернизации сохранит не заводской музей, а частные коллекционеры, число которых с каждым годом растет!

Глаза древних ГАЗов

Характерная деталь довоенных ГАЗов, – так называемые «фордовские» фары. Они больше по диаметру, чем послевоенные, с плоскими, а не выпуклыми стеклами. Стальной корпус-«горшок» у такой фары иной, чем у более поздней. В наше время довоенные фары и их детали – большой дефицит. В музее только у ГАЗ-А родные «фордовские» фары. «Эмка» и обе полуторки с послевоенными фарами и их «горшками».

«У нас, к сожалению, и задние габаритные огни неродные, – признается Н. Колесникова. – Когда создавали музей, не осталось на заводе оригинальных световых приборов».

Сейчас публика пошла грамотная: музей посещают знатоки советского автопрома, профессиональные автореставраторы, и все обращают на это внимание. Для замены фар и габаритных огней реставрировать автомобиль заново не надо. Вооружившись гаечными ключами, это можно сделать прямо на месте. Надеемся, когда-нибудь у машин из коллекции завода появится оригинальная светотехника. Продвинутые реставраторы везут «фордовские» фары из США, где их предлагают фирмы, выпускающие запчасти для олдтаймеров.

Отчего фуры не летают?

По отраслевой индексации 1940 – 1960-х ГАЗу принадлежали двухзначные числа первой сотни. Последний индекс ГАЗ-99 присвоили интересному необычному мотору. В 1960-х автомобильные компании мира экспериментировали с газовыми турбинами, казавшимися альтернативой поршневому двигателю. Газотурбинный двигатель ГАЗ-99Д 1969 года мощностью 350 л.с. предназначался для дальнобойной фуры грузоподъемностью 42 т с тягачом МАЗ-6423, и для внедорожных (читай военных) транспортных средств. Турбина была двухвальная, а чтобы стало возможным торможение двигателем, валы соединяла между собой обгонная муфта. Пояснительная табличка гласит, что мотор работал на любых сортах жидкого и газообразного топлива, не был шумным, легко заводился в мороз, отличался малым расходом масла и экологически чистым выхлопом. Масса ГАЗ-99 примерно 600 кг. Для сравнения: масса дизельной «шестерки» ЯМЗ-236 как минимум под тонну. Проект удивительного мотора заслуживает отдельного подробного рассказа.

Волжская радуга

А какого цвета в 1970-е годы завод выпускал «Волги» ГАЗ-24? Не только черные, белые и серые! На верхнем этаже музея есть изумительная витрина образцов конвейерной окраски с моделями «Волг» в масштабе 1:50 – по одной каждого из запланированных заводом цветов. Такие миниатюрные модельки «двадцать четверки» когда-то делал цех ширпотреба ГАЗа. Они продавались в универмагах родного города, их привозили из Горького в качестве сувенира, изредка я встречал их в московском ГУМе. По непроверенной версии в основе лежала модель ГАЗ-24, разработанная в конце 1960-х английской фирмой Corgi toys по заказу «Автоэкспорта».

«Волга», наша дочь родная, Mercedes не догнала

В музее ГАЗа выставлена большая загадка советского автопрома. О ней в начале 1970-х вскользь упоминали автомобильные журналы и потом сочиняли легенды автомобилисты. Этот V-образный шестицилиндровый двигатель специально разработан для ГАЗ-24. Он должен был стать основой супер-«Волги», которая по классу шагнула бы навстречу «Чайке», а по мощности и скоростным показателям могла встать в ряд с седанами Mercedes Benz, чешской машиной TATRA и «компактными» американскими автомобилями. Угол развала блока 60°, почти 3 л рабочего объема, мощность 136 л.с. при 5000 мин-1, крутящий момент 230 Н·м при 2200 мин-1. Индекс ГАЗ-24-14 должна была носить «Волга» с такой «шестеркой», а не универсал-такси на базе ГАЗ-24-10. К сожалению, ГАЗу в очередной раз не хватило ресурсов реализовать перспективный проект.

Мотор несбывшихся надежд

Кто помнит, что такое ГАЗ-6008? В эпоху Продовольственной программы 1980-х в Горьком проектировали дизельный сельскохозяйственный автопоезд: самосвал ГАЗ-САЗ-4509 с прицепом ГКБ-8536, дизелем воздушного охлаждения и кабиной от ГАЗ-3307. Живой машины в музее нет, ее историю рассказывает стенд с фотографиями. И стоят три дизеля, разработанных для ГАЗ-6008. Рядные шестицилиндровые ГАЗ-542 объемом 6,23 л: один с наддувом, другой без и максимально унифицированный с ними четырехцилиндровый ГАЗ-545.

Дизель ГАЗ-542 был серийным! С 1986 по 1996 годы завод выпустил 29 158 грузовиков ГАЗ-4301 с такими движками. Они еще встречаются в объявлениях о продаже подержанной техники, какие-то фирмы пока предлагают оригинальные запчасти к ГАЗ-542! Бывший инженер ГАЗа рассказывал мне, что по конструкции дизель был великолепный... Оборудование по производству ГАЗ-542 демонтировали, освобождая цех для выпуска Fiat Palio. Проектом хорошего грузового дизеля пожертвовали ради прожекта не самой лучшей легковушки, и завод проиграл по всем статьям: ГАЗ-542 не стало, а нижегородский Fiat так и не получился.

Автомобиль, похожий на «ГАЗель»

Видавшая виды машина, похожая на «ГАЗель». Это построенный в конце 1980-х и прошедший 280 тысяч безжалостных километров заводских испытаний опытный образец будущего 1,5-тонного ГАЗ-3302. У него множество отличий от серийной «ГАЗели»: другая форма окон кабины, непохожая на серийную облицовка, деревянная платформа, сиденья от ГАЗ-24-10. В кузове стоит экзотический подъемник с гидроприводом. Оценим, каких трудов стоит подготовить опытный образец к массовому производству и сколько мелочей надо довести до ума. Очень полезно сохранять эти уникальные предсерийные образцы!

Где давно закончился асфальт

Помимо легковых и грузовых ГАЗ много лет выпускает автомобили, которых не встретишь на улице ни в Москве, ни в Нижнем Новгороде, потому что они не предназначены для движения по дорогам общего пользования. Вот гусеничный транспортер ГАЗ-3403, в прошлом – ГАЗ-71. В кабине вместо рулевого колеса тракторные рычаги, подтормаживающие при повороте правую или левую гусеницу. «Рабочая лошадь» сибирской тайги и непроходимых болот, народный автомобиль тех краев, где до ближайшего шоссе сотни и тысячи километров. Наверное про эту модель написал Высоцкий: «... Пришел тягач, и там был трос, и там был врач». Жаль, что в музее стоит машина позднего выпуска, нет ее предшественника, капотного транспортера ГАЗ-47. В каких северных топях искать сохранившийся экземпляр?

Самый странный «пятьдесят первый»

О работе конструкторов ГАЗа над двигателями с форкамерным зажиганием писали не одно десятилетие. Под неприметным индексом модификации ГАЗ-51Ф скрывался интереснейший движок, серьезно отличавшийся от «51-го». Он был верхнеклапанным, впускной и выпускной коллекторы располагались не с правой, а с левой стороны блока, трамблер и фильтр грубой очистки масла, наоборот, переехали с левой стороны на правую. Карбюратор экспериментальный, незнакомой марки. Двигатель представлен в разрезе, как макет в автошколе, виден дополнительный кулачок на коромысле ГРМ, приводящий иглу впрыска топлива в камеру сгорания.

При таком же, как у ГАЗ-11/51/52 литраже (3,48 л) этот мотор развивал 80 л.с. Им оснащали опытные партии ГАЗ-51 и мелкосерийный внедорожный ГАЗ-62, предтечу ГАЗ-66. Понимаю, форкамерные «навороты» были капризны и сложны в эксплуатации. Но что мешало поставить на конвейер модификацию такой верхнеклапанной рядной «шестерки» с обычной системой питания и зажигания?

Осколки «неземных» автомобилей

Среди обычных автомобилей выставлены фрагменты алюминиевых кузовов двух диковинных транспортных средств, словно прибывших со съемок научно-фантастических фильмов.

Изделие, похожее на самолетную кабину, – носовая часть гоночного автомобиля с турбореактивным двигателем, построенного в 1954 году. Лев Шугуров писал, что машина попала в аварию, а гонщик Михаил Метелев отделался травмой ноги. Правда это или нет, но ни лобового удара, ни сильного пожара не было точно!

Лежащая рядом часть земноводного аппарата с двумя проемами для автомобильных ветровых стекол поражает воображение своим невероятным обликом. Это не корабль пришельцев, а автомобиль на воздушной подушке ГАЗ-16, созданный в 1964-м, когда подобными машинами увлекались в США и Европе. Оба экзотических автомобиля разработаны под руководством конструктора Алексея Смолина. Останки ГАЗ-16 до 1990-х пропадали на заднем дворе корабельного Сормовского завода, совместно с которым ГАЗ испытывал машину. До слез жалко, что не удалось спасти кузова двух удивительных автомобилей целиком!

Недоразвитый детеныш?

Мотоколяски, уменьшенные до предела автомобили, вызывают мало приятных эмоций. В конце 1950-х, когда усилия десятков талантливых конструкторов Советского Союза бросили на разработку этих транспортных средств, горьковский автогигант не избежал всеобщей участи. Производитель «Волг», ЗИМов и «Чаек» достойно вышел из положения. Вместо мотоциклетного двухтактника сзади расположена «половинка» двигателя «Москвича». Вместо жутковатых рычагов инвалидного управления – гидромеханическая коробка. Даже контрольные приборы не от мотоцикла или грузовика, а от «Москвича-401». И внешне экспериментальный ГАЗ-18 смотрится лучше, чем ставший серийным серпуховской С3Д.

Машина, найденная в Подмосковье в 1999 году, попала в музей в с «неродными» двигателем, передними колесами и другими узлами.

Юбка выше колен

Летом 1988-го по Ленинскому проспекту мимо меня проехала машина незнакомой марки со необычными форточками, опущенными намного ниже поясной линии. Увидев горьковский номер, я сразу подумал, что это прототип новой машины ГАЗ. Вскоре на ВДНХ, на выставке «Автодизайн-88» я заметил эскизный рисунок проекта новой «Волги» с похожими окнами, и сомнений не осталось.

Говорят такой ГАЗ-3105 показывали в Кремле. Первая леди страны, Р.М. Горбачева, села в машину, подол ее юбки поднялся выше колен. Супруга Генерального секретаря осталась недовольна тем, что снаружи видно коленки сидящей в автомобиле женщины, и это поставило крест на странных низких окнах.

Думаю, Раиса Максимовна была права! Неопускаемые боковые стекла и сдвижные форточки снизу – изобретение тех времен, когда снизить аэродинамическое сопротивление и расход топлива, пытались любой ценой. За прошедшие 20 лет ни одна автомобильная компания в мире ни на одном седане не внедрила такого нелепого и некрасивого решения, подобное было только у мало распространенных японских купе начала 1990-х. Но... в этих окнах есть парадоксальная эстетика абсурда.

Русский Audi Quattro?

У следующей серии опытных образцов «Волги» ГАЗ-3105 и у машин из небольшой промышленной партии, построенной в середине 1990-х, окна подтянули вверх и снабдили нормальными стеклоподъемниками. Модель могла переломить ход эволюции развития «Волги». Вместо шкворневой подвески и классической трансмиссии – полный привод, основанный на силовом агрегате переднеприводной машины с продольным расположением двигателя. Чем не аналог Audi Quattro годов 1980 – 1990-х? Можно было сделать подороже, с оригинальным 8-цилиндровым мотором в 3,4 л, можно – подешевле с «четверкой» семейства ЗМЗ-406. Технологичность производства и ремонта обеспечивало крепление силового агрегата и узлов заднего привода на съемных подрамниках. Если бы тогда, заработав на выпуске «ГАЗелей», завод довел эту «Волгу» до массового производства, может быть, сейчас не пришлось бы покупать линию по производству «Сайберов»у Chrysler.

Полет не во сне, а наяву

Силуэт белой чайки впереди, силуэт блестящей хромом чайки сзади, боковые молдинги, похожие на крылья птицы. Не хочется говорить общих фраз о первой «Чайке», ведь я знаю этот автомобиль! Когда мне было лет 25, я поездил на ГАЗ-13: несколько сотен километров пассажиром и всего несколько километров за рулем. Помню, как проваливался в изумительно мягкие диваны, не забуду солидный гул мощных электростеклоподъемников, совсем не похожий на писк и жужжание электроприводов автомобилей XXI века, помню легкие толчки автоматической коробки, при разгоне оповещавшие о переключении передач. Я тогда впервые сел на машину с ГУРом и удивился, как легко вращать «баранку» такой громадины. На ходу хорошо чувствуются ее габаритные размеры – с места водителя было легко ориентироваться по выступающим черным кромкам крыльев. Сидя на заднем диване, я на ходу переписывал чьи-то телефоны в записную книжку. Строчки выходили ровные, словно книжка лежала на столе – такая у «Чайки» плавность хода.

В музее не серийная машина. Этот ГАЗ-13 собрали специально для музея уже после прекращения выпуска в середине 1980-х из имевшегося на заводе запаса запчастей.

Три дня стресса

Автомобиль ГАЗ-5904, больше известный как БТР-80 — еще одна специальность многопрофильного автозавода. Нет слов, это серьезный автомобиль, незаменимый для обороны страны и честно заслуживший множество боевых наград. Но у штатского человека, помнящего Москву начала 1990-х, он вызывает невеселые ассоциации.

Было время, когда СМИ запугивали мирных граждан, что такие машины, как ГАЗ-5904, станут «новым видом городского транспорта», а их вооруженные пассажиры в форме – неотъемлемой частью пейзажа.

И едва не свершилось! Жуткое утро в августе 1991-го: колонны зеленых стальных чудовищ в сопровождении машин ГАИ, дымя дизельными выхлопами, прут по Ленинскому в центр... И невероятное облегчение три дня спустя, когда боевую технику так же колоннами выгнали прочь из столицы.

БТРы, они же ГАЗ-5904, в отличие от танков и БМП, не разрушали асфальт, не создавали рытвин, на которых нам, автолюбителям, потом предстояло гробить подвески наших «Жигулей» и «Запорожцев».

Большой брат и большая сестра

Советский легковой автомобиль 1970-х годов с автоматической коробкой передач, гидроусилителем руля, кондиционером, электрическими стеклоподъемниками, центральным замком дверей, аудиосистемой высокого класса в серийной комплектации... Скажете, не может быть? А ведь было! Все эти, как говорят сейчас, навороты на конвейере ставили на «Чайку» второго поколения ГАЗ-14. Благодаря плавным изящным линиям кузова большой черный горьковский автомобиль казался грациозным и элегантным в сравнении с тяжеловесными лимузинами ЗИЛ – «членовозами», «мавзолеями на колесах». А, может, они были парой: ЗИЛ поигрывал грубой мужской силой, а «Чайка» олицетворяла женственное начало. Представительский автомобиль-самец и представительский автомобиль-самка. Лимузин ЗИЛ гордился одиночеством, старался ни одной деталью не выдавать родства с грузовыми пролетариями своего завода. А «Чайка» была членом дружной горьковской семьи, например, она щедро поделилась с малой сестрой «Волгой» своими контрольными приборами, сиденьями и другими деталями.

Первый парад, последний парад

На военных парадах на Красной площади Министр обороны и командующий парадом объезжают строй, стоя в двух серых открытых машинах. Но я не забуду необычный военный парад 9 Мая 1995-го, в честь 50-летия Победы. Он проходил не на Красной площади, а на Поклонной горе – в менее помпезном, но действительно мемориальном районе города. И в тот день в первый и последний раз Министр обороны и командующий парадом ехали не в открытых ЗИЛах, а на кабриолетах «Чайка» ГАЗ-14-05. Тогда меня порадовало, что торжественную дату при желании можно отметить немного скромнее, зато с большим вкусом... Но, к сожалению, в современной России в моде пафос. Не прижились ни парады на Поклонной горе, ни «Чайки» вместо ЗИЛов. О, времена, о нравы!

Ландшафтный дизайн

Когда-то первый этаж заводского музея занимали заводская поликлиника и реабилитационный центр с бассейном. Из ванны бывшего бассейна теперь выезжает знаменитый ГАЗ-67Б, единственный серийный джип, который производили в Горьком. Бассейн отделан камнями, позади него – зеркальная стенка. Получился красивый и стильный антураж для автомобиля повышенной проходимости.

Остальные внедорожные машины стоят в экспозиции рядом с дорожными братьями. Есть здесь и наследник «67-го» — ГАЗ-69 в трехдверной модификации, более распространенной, чем четырехдверная. Основной выпуск этой машины состоялся в Ульяновске, а горьковчанам остается гордиться, что именно они разрабатывали эту машину, построили первые ее партии и сейчас могут поставить в свой музей.

Музей ГАЗа

Время работы:

Открыт по рабочим дням с 8.00 до 16.00

Обед с 11.30 до 12.30

Адрес:

Проспект Ленина, д. 41

Стоимость билетов:

Вход свободный, только за фотосъемку придется заплатить 150 рублей. Наверное, это самый доступный из заводских автомобильных музеев в стране!

Комментировать ... >>