Опубликовано: ГП 04-2020
Колёсный углублённый ликбез (Часть 2)

Основные сведения по подбору и эксплуатации автомобильных колёс

Даниил Минаев, фото автора

Когда пора на пенсию

Любимая песня о наболевшем – износ шин. Согласно требованиям ПДД необходимо заменить шины, когда высота протектора становится менее 1,6 мм для легковых автомобилей, 1 мм – для грузовиков и 2 мм для автобусов. Это минимум, установленный законом. Но если финансы позволяют, лучше уходить от этих значений в большую сторону. Например, известный производитель шин Continental рекомендует заменять летние шины при остаточной высоте рисунка протектора 3 мм, а зимние – при 4 мм. А как быть если шине уже много лет, а протектор ещё так и не достиг критического износа?

Замер остаточной глубины протектора специальным цифровым прибором

К вопросам возраста и износа автошин мы регулярно возвращаемся в наших материалах. Сегодня конспективно приведём основные тезисы, которые необходимо учитывать, принимая решение о продолжении эксплуатации шин, имеющих достаточную глубину протектора, но преклонный возраст, исходя из даты изготовления.

Шина радиальной конструкции

Первая группа, не предусматривающая никаких компромиссов, – мотоциклетные шины. Пять (5!) лет – именно столько отведено для гарантии безопасной эксплуатации на двухколёсных транспортных средствах. Впрочем, убеждать здесь особо и не требуется. Настоящий водитель скоростного байка – крайне чуткий и ловкий человек, в один прекрасный день сам поймёт и почувствует ту тонкую грань «держака», за которой ездить безрассудно опасно!

Производители автомобильных шин более лояльны к потребителям, некоторые допускают и 10-летнюю эксплуатацию покрышек. Основной критерий, помимо приемлемых сцепных свойств – равномерный износ, без вырывания фрагментов протектора, выкрашивания резины, «грыж» и прочих визуальных замечаний.

На практике случается, что новые шины лежали на складе и были установлены лишь через несколько лет. Естественно, что они будут более «живые», чем их ровесники, установленные на автомобиль, пусть и с минимальным пробегом, так как «складские» не подвергались нагрузке, не взаимодействовали с реагентами и прочей дорожной таблицей Менделеева. Главные зоны риска (место установки) для старых по возрасту шин – рулевые оси большегрузов и передние оси автобусов, лучше их избежать.

Теперь расскажем, как определить истинный возраст шины. Он определяется по маркировке на боковине, следующей за символом «DOT». Последние 4 цифры обозначают дату изготовления шины с точностью до недели. Первая пара цифр обозначает неделю, ближайшую к дате производства шин (этот показатель варьируется от «01» до «53»). Последняя пара цифр – это год выпуска. Например, шина с DOT XXXXXXX2714 была произведена на 27-й неделе 2014 года. Шины, произведённые до 2000 года, для обозначения даты выпуска маркированы тремя цифрами вместо четырёх. В 1990-е годы компания Continental добавила треугольник (◄) после набора символов. Это было сделано для того, чтобы отличать шины, произведённые в 90-х годах, от шин прошлых десятилетий. Например, шина с маркировкой DOT XXXXXXX274 ◄ была произведена на 27 неделе 1994 года.

Спектральный анализ состояния всех слоёв шины в заводской лаборатории
Спектральный анализ состояния всех слоёв шины в заводской лаборатории

Хитрости и секреты повседневной эксплуатации

В заключение несколько фактов, о которых не всегда помнят или сознательно забывают.

Повышенное давление в шинах снижает сопротивление качению, может немного снизить расход топлива, но зато происходит быстрый износ центральных дорожек протектора и ухудшаются условия работы ходовой части из-за недостаточного демпфирования. Пониженное давление в шинах существенно (до 15%) повышает расход топлива, вызывает неравномерный износ боковых дорожек протектора, ведёт к перегреву и деформации шин, особенно это явление опасно на тяжёлых грузовиках, где перегрев может вызвать разрыв шины и потерю контроля над управлением.

Осевое биение («восьмёрка») колеса часто становится причиной преждевременного износа ступичных подшипников и рулевых наконечников, радиальное биение медленно, но верно губит амортизаторы, шаровые опоры или втулки шкворней и детали рулевого механизма. А нарушение углов установки колёс (развал-схождение) может прикончить новенькую покрышку всего за пару тысяч километров.

Колёсные шпильки и привалочную плоскость колеса рекомендуется смазывать специальными материалами, устойчивыми к воздействию высоких температур

Эксплуатационные практические вопросы

Необходимо ли производить балансировку колёс большегрузного автотранспорта?

В связи с тем, что колёса грузовиков имеют большой статический радиус и допустимые скорости движения грузового автотранспорта не слишком высокие, угловые скорости вращения колёс ниже, чем у легковых автомобилей, из-за этого крутильные колебания, именуемые в народе дисбалансом, не проявляются так явно, биение становится заметно только на окончательно изношенных или не соответствующих условиям эксплуатации колёсах. Но срок службы шин, ступичных подшипников и некоторых компонентов ходовой части напрямую зависит от качества балансировки колеса. Фрагментарный износ протектора – последствия дисбаланса показан на фото.

Такой фрагментарный износ протектора – последствия дисбаланса колеса
Можно ли двигаться с большей скоростью, чем указана в индексе скорости шины, можно ли превысить требования индекса нагрузки, что произойдёт?

Индексы скорости и нагрузки шин гарантируют постоянную стабильность свойств шины при длительном непрерывном движении, в любых погодных и дорожных условиях при соблюдении указанных параметров и соответствию сезона эксплуатации шины. Любое отклонение чревато на начальном этапе повышенным износом и ухудшением сцепных свойств, при дальнейшем и грубом пренебрежении может произойти перегрев, деформация и даже внезапный разрыв шины. И если индексы скорости современных шин имеют достаточно большой запас, чтобы удовлетворить лихачей, то с индексом нагрузки «шутить» не рекомендуется, особенно когда речь идёт об эксплуатации коммерческого транспорта.

Какие колёса выбрать легкосплавные или стальные?

Бывает, что оригинальные штампованные стальные диски для бюджетных комплектаций стоят дороже альтернативных легкосплавных, которые к тому же более красивые и лёгкие. Эта лёгкость снижает неподрессоренные массы, способствует лучшей управляемости и снижению расхода топлива, такие колёса более прочные, стойко сохраняют идеальную геометрию, но при наезде на серьёзное препятствие часто трескаются и ремонту не подлежат. Стальные диски более надёжные, при сильных ударах мнутся, но чаще легкосплавных сохраняют герметичность, позволяя добраться до дома или шиномонтажа, требуют окраски и ухода, но могут быть восстановлены, и в ряде случаев даже более долговечны, так как алюминиевые сплавы сильнее страдают от зимних дорожных реагентов.

Надо ли смазывать крепёжные шпильки, болты и поверхность ступицы?

Иногда в инструкциях по эксплуатации встречаются запреты на смазку колёсного крепежа. Мотивация – смазанную резьбу легко закрутить избыточным моментом, что приведёт к сложностям при демонтаже колеса, особенно на дороге. Но кто мешает во избежание такой ошибки воспользоваться динамометрическим ключом! Смазывайте крепёж смело, но только подходящими материалами, работоспособными при высоких температурах. Составы, содержащие кислоты, медь или алюминий, не всегда подходят для всех новейших конструкций, так как могут вносить помехи в работу датчиков ABS и CAN-шины. При демонтаже колёс задних осей грузовых автомобилей и автобусов со сдвоенной ошиновкой, обязательно наносите смазку в местах соприкосновения плоскостей колёсных дисков, чтобы при следующем демонтаже не пришлось работать обратным молотком, особенно если придётся менять колесо в дороге.

Можно ли ремонтировать, заваривать трещины и прокатывать с целью восстановления геометрии легкосплавные колёса?

Металловеды и многие эксперты категорически против таких ремонтных воздействий, чему приводят ряд вполне мотивированных доводов. Но практика показывает, что хорошим мастерам своего дела часто удаётся спасти колесо и оно вполне успешно продолжает эксплуатироваться длительное время. Однако со страниц журнала мы не можем рекомендовать такой восстановительный ремонт и что-либо гарантировать. Разве что вполне безопасно подварить аргоновой сваркой небольшую трещину, когда геометрия диска не нарушена, но имеет место быть утечка воздуха.

Означает ли маркировка шины «M+S» её пригодность для зимней эксплуатации?

Нет, так же, как и обозначения «M.S», «R+W» или «All season Tours terrain». Настоящие зимние шины должны иметь маркировку в виде снежинки, вписанной в горные пики («три альпийских пика»). Это обозначение соответствует техническому регламенту Таможенного союза, согласно которому с 1 января 2015 года зимние шины в обязательном порядке следует использовать в декабре, январе и феврале, однако в северных регионах местные власти вправе расширить календарь действия этого требования.

Есть ли смысл накачивать шины азотом или другими газами, а не воздухом?

Азот в автомобильных шинах иногда предлагают «продвинутые» шиномонтажные мастерские, как более инновационный вариант, пришедший из автоспорта. В обычном атмосферном воздухе, которым мы с вами дышим, и так азота около 78%. Изменения свойств для повседневной эксплуатации (в лучшую сторону) – в пределах погрешности измерений, изменение затраченных денежных средств по отношению к обычному воздуху (в сторону увеличения) – вполне ощутимо! Вообще ответственные шиномонтажные сервисы заботятся о состоянии компрессорного оборудования, контролируя чистоту (отсутствие абразива и примесей нефтепродуктов), а также влажность воздуха, подаваемого для накачки автомобильных колёс.

В вопросе утилизации автомобильных шин нет единого мнения

Прошлой осенью ассоциация «ЭкоШинСоюз», в которую входят ведущие производители и импортёры шин, резко выступила против введения моратория на самостоятельную реализацию расширенной ответственности производителя. Реакцию вызвали предлагаемые Министерством природопользования изменения в области обращения с отходами в части изношенных шин, а именно требования одномоментного увеличения норматива по утилизации до 100% от объёма, произведённых и импортируемых шин и введения экосбора.

Принцип расширенной ответственности производителя законодательно введен в России 1 января 2015 года и предполагает, что производитель и импортер самостоятельно утилизирует произведённую продукцию, которая утратила потребительские свойства. В рамках исполнения данного законодательства за период с 2017 по 2019 г. утилизировано 136 000 тонн отработанных шин. По экспертным оценкам в России ежегодно образуется порядка 800 000 тонн изношенных шин.

В итоге, «ЭкоШинСоюз» выступает за постепенное, а не единовременное повышение норматива утилизации. Согласно данным ассоциации, объёмы утилизируемых шин растут каждый год. В 2017 году было переработано 30 000 тонн, в 2019 году – уже 70 000 тонн. При сохранении текущей динамики уровень утилизации достигнет 50% к 2024 году, что почти на треть выше целевого показателя. Минприроды, напротив, считает такие темпы недопустимо медленными и требует 100% утилизации…

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию