Опубликовано: ГП 01-2020
Нефтекамский респект Москве (Часть 1)

Низкопольный городской
автобус НЕФАЗ-5299-0000040-52

Даниил Минаев,
фото автора и Юрия Петрова

После громкого старта эксплуатации электробусов КАМАЗ-6282 на столичных улицах, среди которых почти пара сотен машин, построенных на берегах Камы, на московские улицы вышли новенькие дизельные автобусы, скроенные по общим лекалам с электрическим собратом. Что это, новая модель автобуса НЕФАЗ или специализированное исполнение для Москвы? И то и другое!

Эксклюзивное исполнение

Чёрная оправа передней части с вертикальными глазницами линз передней оптики стали отличительной особенностью новых НЕФАЗов, которые только по недоразумению имеют общий индекс с автобусами I и II поколения. И лишь лихой росчерк, делящий оконную линию над колёсными арками, напоминают Mercedes-Benz Citaro. Это одни из фирменных черт нового низкопольного городского автобуса НЕФАЗ 5299-0000040-52. Впервые автобусы III генерации были представлены на COMTRANS`2017, и за два года были доработаны салон и передняя маска со светотехникой.

Прогресс в дизайне наиболее явен при сравнении с [b]опытным образцом 2017 года[/b] и моделью II поколения – перронным автобусом НЕФАЗ-5299-40-52 ДТ
Прогресс в дизайне наиболее явен при сравнении с опытным образцом 2017 года и [b]моделью II поколения – перронным автобусом НЕФАЗ-5299-40-52 ДТ[/b]
Прогресс в дизайне наиболее явен при сравнении с опытным образцом 2017 года и моделью II поколения – перронным автобусом НЕФАЗ-5299-40-52 ДТ

В настоящее время в Нефтекамске сертифицировано и готово к производству на заказ целое семейство городских автобусов с различными силовыми агрегатами, включая газовые двигатели. Новинку отличает не только обновлённый дизайн экстерьера, но и новое наполнение интерьера. Так, например, для Москвы и мегаполисов был разработан низкопольный вариант с задними портальными мостами ZF AV-133/80. Предусмотрена и конструкция с 60% низкого уровня пола, в котором применён стандартный задний ведущий мост: китайский Hande или венгерский Raba. Это не столько бюджетный вариант, сколько оглядка на состояние дорог.

Свежие машины с полностью низким полом и портальными мостами, кстати, можно увидеть в Набережных Челнах и аэропорту Бегишево близ Нижнекамска. От аэровокзального комплекса до трапа самолёта и обратно пассажиров подвозит НЕФАЗ-5299-40-52 ДТ с двухсторонними выходами.

Панель приборов на автобусах НЕФАЗ-5299 второго поколения выглядит как сущий анахронизм, но останется в производстве в качестве основной
Блок с галогеновыми фарами дополнен ходовыми огнями

Московский заказ – эксклюзивный. Для него специально разработан новый дизайн и существенно улучшен не только пассажирский салон, но и кабина водителя. В структуру «Мосгортранса» новенькие НЕФАЗ- 5299-0000040-52 поставляют по контракту 15-летнего жизненного цикла, поэтому сам производитель, отвечающий за бесперебойную эксплуатацию напрямую заинтересован в качестве своей продукции. Насколько эффективно работает эта схема, покажет время, поскольку статистика эксплуатации ещё не накоплена, так как первые автобусы вышли на маршруты в июне 2019 года. Планами нефтекамского завода, входящего в холдинг «КАМАЗ», не исключается и постройка сочленённой версии с увеличенной пассажировместимостью. Так что старт многообещающий!

Классическая планировка городского салона для формулы дверей 2–2–2 с обширной средней накопительной площадкой
Освещение над дверями и в салоне светодиодное Блок с двойным USB-портом для зарядки мобильных гаджетов стал обязательным требованием ГУП «Мосгортранс»: на правых стойках поручней организовано три точки на 5 В Кожухи, короба, плинтусы и декоративные элементы на полу или снизу на стенках салона изготовлены из ударопрочного немаркого тёмного пластика и не боятся коррозии и затирания Кожухи, короба, плинтусы и декоративные элементы на полу или снизу на стенках салона изготовлены из ударопрочного немаркого тёмного пластика и не боятся коррозии и затирания

Таинство инженерии

Следуя вечному зову технического совершенства, инженеры старались применить все самые современные технологические решения. В параллелепипед вагонной компоновки городского автобуса трудно вдохнуть что-то принципиально новое, оттого дизайнерам пришлось отдуваться на тонкостях деталей экстерьера и интерьера. Внешне получилось неплохо! В пассажирском салоне всё на ожидаемо высоком уровне. Износостойкость и прочность материалов и обивки сидений на новой машине оценить сложно, но пока всё выглядит ничуть не хуже, чем у многих иномарок. Ещё для себя я отметил, что все кожухи, короба, плинтусы и декоративные элементы на полу или снизу на стенках салона изготовлены из ударопрочного немаркого тёмного пластика. У конкурентов там встречаются алюминиевые профили и окрашенные эмалью металлические панели, которые уже на второй год эксплуатации или затёрты ногами пассажиров, или подвержены коррозии. Пассажирские сиденья имеют консольное крепление. Эта конструктивная черта облегчает уборку и мойку салона. Единственный недостаток такого решения – они плохо переносят разбитые дороги, но в Москве ситуация с асфальтом вполне приличная.

Для людей с ограниченными возможностями предусмотрен откидной пандус и место для собаки-поводыря
Для людей с ограниченными возможностями предусмотрен откидной пандус и место для собаки-поводыря
Для людей с ограниченными возможностями предусмотрен откидной пандус и место для собаки-поводыря
Остекление внутри салона отмечено суперграфикой
Новая концепция отделки салона предполагает светлый и приятный дизайн

При достойных накопительных площадках создателям автобуса удалось разместить 29 посадочных мест при полной вместимости 111 пассажиров, и это при наличии массивной моторной шахты в корме. Дверное полотно в нижней части оборудовано уплотнителем – нижней поворотной кромкой, которая обеспечивает герметичность салона даже при прохождении глубоких луж.

Благодаря применению новых материалов, автобус стал легче и прочнее. Так, сухая масса НЕФАЗ-5299 длиной почти 12,5 м всего 10 т. Снижение массы достигнуто оптимизацией массы путём применения новых материалов панелей и облицовок. Остановимся на конструкции кузова НЕФАЗ-5299 чуть подробнее.

Шасси и каркас кузова

Каркас и облицовка кузова

Кузов автобуса состоит из каркаса, внутренней и наружной облицовки, панелей, остекления и дверей с пневмоприводом. Каркас сборно-сварной конструкции объединяет боковины, элементы каркаса пола, кабины водителя, мотоотсека. Все элементы соединены электродуговой сваркой. Внутренние полости труб каркаса обработаны антикором. Торцы труб заглушены полимерными пробками. Днище и полости арок обработаны антикоррозионной мастикой. Важная инновация – конструкция крыши – не является неотъемлемой частью фермы. У московской версии она типа сэндвич: представляет собой монолитную конструкцию, состоящую из продольных шпангоутов, закреплённых при помощи клеевых соединений.

Для доступа к узлам и системам в напольных подиумах салона предусмотрено 10 люков, запираемых на специальный ключ.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен