Опубликовано: ГП 11-2011
Санитарный автомобиль «Руссо-Балт Е 15/35» с кузовом фабрики Куранова из состава летучего санитарно-автомобильного отряда, сформированного председателем правления т-ва «Треугольник» В.В. Виттенбергом. Петроград, 1915 г.

Автомобили «Руссо-Балт» специального назначения (Часть 2)

Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия), иллюстрации из коллекции автора, его помощников и из российской и зарубежной прессы 1908–1915 гг.

Во время Первой мировой войны автомобильный отдел Русско-Балтийского вагонного завода работал исключительно на оборону страны, поставляя в армию автомобильные шасси, предназначенные для нужд Военного министерства. Продукция завода нашла применение как для спасения солдат Русской армии, так и для борьбы с противником. Производство санитарных машин и бронированных автомобилей на шасси «Руссо-Балт» – одна из самых ярких страниц в истории предприятия.

Санитарные машины

До начала Первой мировой войны в Русской армии имелось всего две санитарные машины. С началом войны ситуация коренным образом изменилась. Несмотря на отсутствие опыта эксплуатации в армии автомобилей для перевозки раненых, одной из первоочередных задач военного командования стало формирование автомобильных санитарных колонн. Осенью 1914 года Русско-Балтийский завод отгрузил Военному министерству санитарный автомобиль, изготовленный на шасси № 339 модели «С 24/40». Это был единственный санитарный «Руссо-Балт», полностью построенный на заводе в Риге. В дальнейшем было принято решение закупать автомобили этого назначения за границей и изготовлять специальные кузова на различных кузовных фабриках в России, использовав для них как иностранные, так и отечественные шасси.

Испытания полугусеничного автомобиля «Руссо-Балт С 24/40» шасси № 579. За рулём А. Кегресс. На заднем сиденье император Николай II. Царское Село, 1915 г.

Отечественные кузова для перевозки раненых с подвесными носилками разработал врач Учебной автомобильной роты, известный автомобилист доктор Е.Ф. Климович. Начиная с лета 1914 года, преимущественно в мастерских Учебной автомобильной роты по его системе было оборудовано 50 автомобилей на шасси, поступивших по военно-автомобильной повинности и купленных у Русско-Балтийского завода, и 300 автомашин – на шасси, приобретённых в Англии и Франции. По прибытии в Россию первых крупных партий английских и французских автомашин к постройке санитарных были подключены различные кузовные и экипажные фабрики и мастерские в Петрограде, Москве и других городах – столичные фирмы «Ив. Брейтигам», «К. Крюммель», «А.Ф. Куранов» и «А.Е. Рогозин», московские «П. Ильин», «Братья Крыловы», «С.И. Субботин» и «А.И. Евсеев». В небольшом количестве санитарные машины строили фирмы «Эмпеде» и «Гекманн» в Одессе, «А. Фризен» в Риге и различные экипажные мастерские.

Для автомобильных санитарных отрядов, формируемых различными общественными организациями, Императорское Российское автомобильное общество (ИРАО) разработало более простой кузов, представлявший грузовую платформу, покрытую мягкими тюфяками и защищённую брезентовым тентом. Санитарные машины «по типу, выработанному ИРАО», строились в Петрограде фабриками «Ив. Брейтигам» и «А.Ф. Куранов». Использовались шасси различных легковых автомобилей, в том числе и «Руссо-Балтов» моделей «С 24/40» и «Е 15/35». Последние 20 шасси модели «Е 15/35» № 457, 460, 461, 463–465, 469, 471, 472–475, 477–484 были сданы Военному ведомству весной 1915 года и использовались в основном для установки санитарных кузовов.

Автомобили санитарной колонны имени Наследника Цесаревича Императорского Российского автомобильного общества при поезде Его Императорского Высочества перед отправкой на фронт во дворе кузовной фабрики «Ив. Брейтигам». Рядом с легковой машиной «Берлие» санитарный автомобиль, изготовленный по проекту ИРАО на шасси «Руссо-Балт С 24/30». Петроград, 06. 09.1914 г.
Автомобили санитарной колонны имени Наследника Цесаревича Императорского Российского автомобильного общества при поезде Его Императорского Высочества перед отправкой на фронт во дворе кузовной фабрики «Ив. Брейтигам». Рядом с легковой машиной «Берлие» санитарный автомобиль, изготовленный по проекту ИРАО на шасси «Руссо-Балт С 24/30». Петроград, 06. 09.1914 г.
Автомобили санитарной колонны имени Наследника Цесаревича Императорского Российского автомобильного общества при поезде Его Императорского Высочества перед отправкой на фронт во дворе кузовной фабрики «Ив. Брейтигам». Рядом с легковой машиной «Берлие» санитарный автомобиль, изготовленный по проекту ИРАО на шасси «Руссо-Балт С 24/30». Петроград, 06. 09.1914 г.

Во время войны обострилась проблема повышения проходимости автомобилей. Осенью 1915 года Адольф Кегресс представил на рассмотрение Технической комиссии ГВТУ подробное описание модернизированной конструкции гусеничного движителя, на что незамедлительно последовала резолюция: «Крайне желательно испытать приспособление Кегресса на автомобилях разных систем, а особенно возможность их применения для броневых автомобилей, что может иметь большое значение». Тогда же по системе Кегресса был перестроен один штабной автомобиль «Руссо-Балт С 24/40» (шасси № 579 серии XIII-бис) и пять санитарных машин – одна на шасси «Руссо-Балт». По непроверенным сведениям с 1913 по 1915 год всего было изготовлено четыре полугусеничных «Руссо-Балта» разных моделей.

В сентябре 1914 года была сформирована и отправилась на Северный фронт автомобильно-санитарная колонна ИРАО имени Наследника Цесаревича. Её первые машины были изготовлены на Петроградской кузовной фабрике «Ив. Брейтигам» на шасси автомобилей, пожертвованных членами ИРАО, среди которых был один «Руссо-Балт», вероятно, модели «С 24/30». Через год в составе колонны находились уже пять «автосаней» системы Кегресса, из них минимум одна машина на шасси «Руссо-Балт» и две на шасси «Рено». Каждая из них имела грузовые прицепы-сани с медицинским оборудованием и запасом медикаментов.

«Автосани» автомобильно-санитарной колонны имени Наследника Цесаревича ИРАО перед отправкой на фронт у здания ИРАО. Санитарная машина построена на шасси автомобиля «Руссо-Балт С» с полугусеничным движителем системы Кегресса. В различной литературе этот автомобиль ошибочно указан как модель «М», однако анализ фотографии, проведённый специалистами, не оставляет сомнений, что рама машины модели «С». К тому же движитель Кегресса мог быть приспособлен только к автомобилям с карданным приводом, а 2-тонная грузовая машина модели «М» имела цепной. Автомобиль имеет необычно длинный капот, вероятно, на нём был установлен «не родной» двигатель, возможно, 6-цилиндровый. Подробная информация об этой машине пока ещё не найдена. Петроград, 1916 г.

В октябре 1915 года ГВТУ утвердило представленную прапорщиком Кегрессом «программу работ для дальнейшего развития изобретённых им движителей». В 1916 году начальник Автомобильного отдела ГВТУ полковник А.А. Крживицкий заключил до­говор с Обществом Путиловских заводов на постройку 213 «приспособлений Кегресса». Они предназначались для установки в первую очередь на грузовые и легковые автомобили «Паккард» и на бронеавтомобили «Остин». С середины 1916 года Путиловский завод в Петрограде начал производство небольших партий универсальных «приборов Кегресса», годных для установки на автомобили разных типов. Резиновые гусеницы к «приборам Кегресса» выпускало петербургское Товарищество резиновой мануфактуры «Треугольник». Летом 1916 года на полугусеничный ход в опытном порядке был перестроен один английский бронеавтомобиль «Остин». Планировалось в 1917 году провести перестановку на полугусеничный ход многих имевшихся в войсках бронеавтомобилей. Однако до конца 1917 года удалось построить всего около пятнадцати комплектов «приборов Кегресса». Смена власти в стране помешала полностью воплотить намеченное. Забегая вперёд, отмечу, что в Советской России в 1918–1922 годах эти работы были возобновлены. На Путиловском заводе было построено двенадцать полугусеничных броневиков «Остин-Кегресс», оборудовано несколько легковых и грузовых автомобилей «Паккард» и две легковые машины «Роллс-Ройс».

Напутственный молебен 1-й автомобильной пулемётной роты перед отправкой на фронт. Бронеавтомобили постройки Ижорского завода на шасси «Руссо-Балт С 24/40». Петроград, 19 октября 1914 г.

Боевые «Руссо-Балты»

Уже через несколько дней после начала войны, 17 августа 1914 года, военный министр В.А. Сухомлинов предложил полковнику лейб-гвардии Егерского полка А.Н. Добржанскому сформировать «бронированную пулемётную автомобильную батарею», а через два дня резолюцией военного министра было «положено начало существованию блиндированных автомобилей и формированию 1-й пулемётной автомобильной роты» – первой бронеавтомобильной части в мире. 22 сентября 1914 года Добр­жанский был назначен её командиром. Материальная часть роты включала восемь бронированных пулемётных, один бронированный и два небронированных пушечных, 17 легковых и семь грузовых (из них два были оснащены пушками и использовались как боевые машины) автомобилей, а также один мобильный лазарет (санитарный автомобиль), один автомобиль-прожектор и 14 мотоциклов. Бронемашины были изготовлены в кратчайший срок Ижорским заводом Морского ведомства в Колпино. Эскизы бронированных машин выполнил сам полковник Добржанский, а рабочий проект разработал инженер-механик А.Я. Грауэн. Первыми боевыми машинами Русской армии стали лёгкие броневики, построенные на шасси № 530, 532–535, 538, 539, 542 легковых автомобилей «Руссо-Балт» модели «С 24/40» и вооружённые тремя пулемётами «Максим». По причине недостатка времени на них не были установлены башни, огонь вёлся из амбразур.

Бронеавтомобиль «Руссо-Балт-Ижорский» 1-й автомобильной пулемётной роты выдвигается на боевую позицию. Северо-Западный фронт, весна 1915 г.
Бронеавтомобили «Руссо-Балт-Ижорский», изготовленные на шасси модели «С 24/40» в ожидании неприятеля на замаскированной позиции в районе Прасныша. Северо-Западный фронт, весна 1915 г.
Бронеавтомобиль «Руссо-Балт-Ижорский» 1-й автопулемётной роты после боя. В лобовой броне видна пробоина. Северо-Западный фронт, февраль 1915 г.

В 1915 году в мастерских Военной автомобильной школы в Петрограде был изготовлен бронеавтомобиль подобной конструкции на шасси «Руссо-Балт» № 442 модели «Е 15/35» по заказу 125-го Курского пехотного полка, но вскоре его перестроили по проекту штабс-капитана В.А. Мгеброва, оснастив новой усиленной бронёй и пулемётной башней.

Мастерская Ю.A. Братолюбова в Петрограде собрала в 1915–1916 гг. 10 бронеавтомобилей конструкции штабс-капитана Некрасова. Четыре машины были построены на шасси № 531, 536, 540, 541 «Руссо-Балт С 24/40» и шесть на шасси № 432, 433, 435–438 «Руссо-Балт D 24/40». Автомобили типа «D 24/40» были изготовлены для Государственного банка, пожертвованы им летом 1914 года на военные нужды. Первоначально на них предполагалось поставить осветительное оборудование фирмы «Шуккерт», но в октябре 1914 года их передали под постройку бронеавтомобилей. Шесть броневиков «Руссо-Балт» конструкции Некрасова, изготовленные в 1915 году, не имели башни и были вооружены 37 мм автоматическими пушками и пулемётами, а четыре машины, построенные в 1916 году, оснащены башней с двумя пулемётами. Бронеавтомобили оказались слишком тяжёлыми и негодными к боевой службе. Три из них позже переставили на железнодорожный ход, превратив в бронедрезины, а остальные оставили в составе Запасного бронедивизиона в Петрограде в качестве резервных и учебных машин.

Пушечные бронеавтомобили «Руссо-Балт» производства мастерской Братолюбова образца 1915 г. Слева машина на шасси «С 24/40», справа – на шасси «D 24/40».
Пушечные бронеавтомобили «Руссо-Балт» производства мастерской Братолюбова образца 1915 г. Слева машина на шасси «С 24/40», справа – на шасси «D 24/40».
Пушечные бронеавтомобили «Руссо-Балт» производства мастерской Братолюбова образца 1915 г. Слева машина на шасси «С 24/40», справа – на шасси «D 24/40».
Пулемётные бронеавтомобили «Руссо-Балт» Братолюбова/ Некрасова образца 1916 г. Машина на шасси «С 24/40» со снятой боковой бронёй. Петроград, 1916 г.
Пулемётные бронеавтомобили «Руссо-Балт» Братолюбова/ Некрасова образца 1916 г. Броневики на шасси «D 24/40» во время Февральской революции. Петроград, 1917 г.

Бронированные «Руссо-Балты» работы Братолюбова не приняли участия в войне, зато активно использовались в обеих революциях 1917 года. А вот «Руссо-Балты» Ижорского завода, несмотря на простую конструкцию, с успехом выдержали все тяготы войны, не потеряв ни одной машины этого типа. Первая автомобильная пулемётная рота (впоследствии 1-й броневой дивизион) Добржанского стала одной из знаменитейших воинских частей Русской армии. Героизм её чинов и надёжность броневиков трудно переоценить. Её боевой путь отмечен славными победами. Достаточно сказать, что по количеству кавалеров орденов и крестов Святого Георгия ей не было равных в действующей армии. Впрочем, эта тема достаточно широко раскрыта в военно-исторической литературе, а в наши задачи не входит описание боевых действий.

Летом 1915 года в связи с наступлением германской армии в Прибалтике Автомобильный отдел Русско-Балтийского завода был эвакуирован в Петроград. Производство автомобилей было временно прекращено. Только в 1917 году в Петрограде возобновили сборку из вывезенных из Риги деталей шасси модели «С 24/40». В 1917 году было собрано и оборудовано грузовыми платформами 42 машины, а в 1918 году – последние восемь автомобилей. Их фотографии автор пока ещё не нашёл.

«Революция победила. (Февральские дни в Петрограде 1917 г.)». На репродукции с картины И.А. Владимирова изображён бронеавтомобиль «Руссо-Балт D 24/40» производства мастерской Братолюбова, конструкции Некрасова «Святослав» из состава Запасного бронедивизиона

Литература:

1. IV Международная автомобильная выставка 1913 года. Петроград, 1915.

2. Барятинский М., Коломиец М. Бронеавтомобили Русской армии 1906–1917. М., 2000.

3. Дубовской В.И. Автомобили и мотоциклы в России 1896–1917 гг. М., 1994.

4. Кирилец С.В. Автомобили Российской Империи. М., 2007.

5. Кирилец С.В., Канинский Г.Г. Автомобили Русской Императорской армии. М., 2010.

6. Климович Е.Ф. Санитарные автомобили в войсках. Петроград, 1916.

7. Коломиец М.В. Броня Русской армии. М., 2008.

8. Крживицкий А.А. Механические средства передвижения по снегу. М., 1926.

9. Шугуров Л.М., Ширшов В.П. Автомобили страны Советов. М., 1983.

10. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. М., 1993.

11. Шугуров Л.М. Погоня за «Руссо-Балтом». М., 2004.

12. Dupouy A. L’automobile en Russie jusqu’en 1917. Grenoble, 1989.

13. Liepins E. Rigas auto. Riga, 1997.

14. РГВИА. Фонд 802, опись 4, дело 1158. 1914/1917 гг.

Комментировать ... >>