Опубликовано: ГП 12-2015

Что такое эффективный прицеп?
Обзор «интеллектуальных» систем для прицепной техники

Валерий Смирнов

В июньском и сентябрьском номерах нашего журнала мы начали цикл публикаций об интеллектуальных системах для прицепной техники и рассказали о блоке TEBS как основе этих систем, функциях, повышающих безопасность и удобство эксплуатации прицепов. В этой заключительной статье мы рассмотрим такой немаловажный фактор, как комфорт и эффективность управления для водителей.

Эффективность управления для водителей

Главная задача водителя – это безопасное вождение. Современные разработки призваны избавить его от необходимости отвлекаться на посторонние задачи, существенно облегчить управление прицепом и сократить время на его обслуживание.

Интеллектуальные прицепы могут помочь водителю при трогании с места на скользкой поверхности и уклонах. Для этого функция помощи при трогании может на время приподнять переднюю ось прицепа. Перераспределённая нагрузка догрузит ведущую ось грузовика и повысит тем самым коэффициент сцепления колеса с дорогой.

Если водитель имеет дело с телескопическим прицепом, то процесс складывания или раздвижения прицепа можно облегчить и ускорить благодаря специальной функции, которая без использования каких-либо дополнительных средств тормозит колёса прицепа, позволяя тягачу сдвинуть или раздвинуть его. А дополнительно установленные на прицепе датчики позволят отображать точную длину прицепа на панели управления. Эта информация будет нужна водителю, чтобы соответствующим образом скорректировать манеру вождения.

Пульт дистанционного управления, установленный в кабине грузовика
Кран ручного управления eTASC
Пульт управления SmartBoard
Устройство дистанционного управления ECAS

Достаточно специфичная функция прицепа – это возможность синхронизации с асфальтоукладочной машиной. Работая совместно, они должны двигаться с одинаковой скоростью. Однако на практике добиться этого крайне тяжело, особенно при движении на уклоне.

Для синхронизации с асфальтоукладочной машиной на прицепе устанавливается механический выключатель. Водитель прицепа подъезжает задним ходом к асфальтоукладчику, поднимает кузов и тем самым активирует систему. После включения функции в тормозную систему подаётся давление, достаточное для того, чтобы сцепка тягач–прицеп самостоятельно не откатывалась, но в то же время позволяла асфальтоукладочной машине, приложив усилие, толкать прицеп вместе с тягачом. В России самосвальные прицепы для асфальтоукладочных работ мало распространены, поэтому и данная функция встречается крайне редко.

Гарантированная безопасность

В блоке TEBS предусмотрена и функция защиты прицепа от угона. Введя PIN-код на пульте дистанционного управления или специальной панели, водитель задействует механический тормоз прицепа и заблокирует всю пневматическую тормозную систему. Это не позволит злоумышленникам растормозить прицеп, даже подключив его к другому тягачу.

Конечно, умные решения всегда напомнят водителю о том, что подошло время очередного сервисного обслуживания, или сообщат, что тормозные колодки изношены и их пора заменить.

К элементам, упрощающим жизнь водителя, относятся и различные устройства управления функциями подвески ECAS. Вспомним того водителя, который бегал вдоль прицепа во время погрузки/ разгрузки. Так вот бегал он к самому простому элементу управления – крану ручного управления. С его помощью можно только менять высоту прицепа.

Более продвинутым вариантом ручного управления является кран ручного управления eTASC производства WABCO. Аналогов этому устройству нет. Оно объединяет в себе преимущества ручного управления с помощью поворотного золотникового клапана и комплексной функциональности электрической пневмоподвески с ECAS. При этом подключение к грузовику не требуется.

Для удобства персонала, который осуществляет погрузку/ разгрузку, предусмотрены пульты управления, расположенные в задней части прицепа. На таком пульте доступны только основные функции, и грузчикам нет необходимости звать водителя, когда нужно дополнительно опустить или поднять прицеп.

На прицепе могут быть установлены различные варианты панелей управления, в зависимости от исполнения, ими можно контролировать либо только основные функции прицепа, либо весь функционал пневмоподвески с электронным управлением ECAS.

Самым же продвинутым элементом управления будет пульт дистанционного управления, установленный в кабине грузовика. На данном пульте управления могут отображаться индикаторы износа тормозных колодок, индикация низкого давления в шинах и информация о состоянии иммобилайзера (вкл/ выкл).

На пульте предусмотрена индикация расстояния до объектов системы TailGUARDTM шесть функциональных кнопок, на которые можно запрограммировать управление различными функциями подвески.

Цена эффективности и конкурентное преимущество

Конечно, многие из описанных интеллектуальных решений достаточно дорогостоящие. Владельцы автопарков могут заказать прицеп с уже установленным оборудованием для реализации умных функций, а могут модернизировать уже имеющиеся в их распоряжения прицепы. В любом случае эти инвестиции не пройдут даром и смогут избавить вас от лишних издержек, помогут избежать аварийных ситуаций, уберечь груз, ваше транспортное средство и водителя. Некоторые из них, такие как система IVTM, покажут свою эффективность и окупятся достаточно быстро. Другие, возможно, потребуют больше времени для окупаемости, но конкурентные преимущества они дадут вашему автопарку сразу! А значит, позволят раньше ваших конкурентов выйти на качественно новый уровень и получить значительное преимущество в конкурентной борьбе.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен