Опубликовано: ГП 02-2021
Шнекороторный снегоуборщик РС-3, разработанный КБ Управления благоустройства Москвы в 1953 году на расчистке смотровой площадки Ленинских гор в Москве (1964 г.). Использовано «развёрнутое» шасси ЗИС-150: задние ведущие двускатные колёса стали передними, передние управляемые – задними. Так избавились от перегрузки оси. Рабочий орган состоит из питателя (двух шнеков), метательного аппарата (шестилопастного ротора) и рукава для отбрасывания снега на расстояние до 25 метров. Привод – от штатного бензинового двигателя.  Выпускали РС-3 на Свердловском машиностроительном заводе Главного управления коммунального оборудования МКХ РСФСР
Снеговики

Материал о снегоуборочной технике

Денис Орлов
Фото AASHTO, Mercedes-Benz Public Archive, Norsk Vegmuseum, pastvu.com/Snowfish, Riksarkivet, SA-Kuva, University of California Library/Jervie Henry Eastman, Toronto Public Library, из архивов фирм, собрания автора, филиал ЦВММ «Дорога жизни» в Осиновце

Колёсная снегоуборочная техника ведёт историю из мира железных дорог. Оттуда же заимствованы и многие идеи. Впрочем, со времён, когда «крестьянин, торжествуя, на дровнях обновлял путь», а его лошадка, «снег почуя, плелася рысью как-нибудь», существовали гужевые снегоочистители-волокуши. Александр Сергеевич наш Пушкин внёс свою толику в вопрос снегоуборки. В 1836 году он рассматривал возможность поместить в своём журнале «Современник» соображения инженера-путейца Матвея Степановича Волкова о прокладке железных дорог в России. И вот что Пушкин отвечал поэту Владимиру Фёдоровичу Одоевскому, переславшему ему записки путейца: «Некоторые возражении противу проекта неоспоримы. Например: о заносе снега. Для сего должна быть выдумана новая машина».

В общем-то, способов расчистки пути придумано много: снег можно сминать, сдувать, сметать, сдвигать, отбрасывать, перемещать в кузов или истапливать его на месте теплом или химреагентами. И специализированным машинам с навесными приспособлениями несть числа. Известна шутка, что зима в России всегда приходит внезапно. Каламбуру, наверное, столько же лет, сколько и «снежной и людской повинности», коей обкладывали деревни вдоль российских дорог. Чистить дороги выходили всем миром. Согласитесь, что употребляемый на железной дороге термин «снегоборьба» перекликается с известным фразеологизмом «Битва за урожай». Во все времена снег у нас убирали, как урожай.

Приспособление для расчистки снега можно установить на любой автомобиль, трактор или даже квадроцикл. И для этого не потребуется вносить в их конструкцию сколь-нибудь радикальных изменений. Главное, чтобы развиваемое в пятне контакта шин тяговое усилие соответствовало возможностям приспособления. Таковые можно разделить на две группы. В первую войдут плужные, плужно-роторные и фрезерные снегоочистители, иначе – машины одноступенчатого цикла, во вторую – конструкции, в которых процесс разделён на два цикла: сначала один механизм отделяет снег от общей массы, а затем другой отправляет, куда следует. По известной аналогии, такие машины часто называют снегоуборочными комбайнами.

Знаменитые автомобильные марки, такие как F.W.D., Oshkosh, Walter выпускали специальные модели под снегоочистители, а такие известные имена в области снегоуборки, как Fa. Peter in Liestal AG, Klauer Manufacturing Co., Alfred Schmidt AG, Sicard SSI Group Inc., завод «Севдормаш» разрабатывали собственные специализированные шасси. От КДМ до аэродромных снегоочистителей – разнообразие невероятно высоко. Компоновочная схема и отдельные конструктивные решения некоторых образцов способны ввести в ступор любого автомобильного инженера.

Лёгкий грузовоз Opel использовался норвежской фирмой Brødrene Øveraasen Motorfabrik og Mek. Verksted для испытаний снегоочистителей разного типа. Далеко не все они выглядели безопасными. Впрочем, плужный снегоочиститель берёт начало от паровозного «метельника», который на железных дорогах Северной Америки изначально служил скотосбрасывателем. О безо­пасности ли говорить? Основанная в 1908 году братьями Эвераасенами в Гьёвике фирма делает снегоочистители по сей день
Снегоочиститель конструкции норвежского дорожного мастера Ивара Хёгсвена испытывали в 1927–1928 годах в Лаагендалене. Метательный механизм представляет собой поперечный цепной транспортёр с закреплёнными на нём скребками. Устройство установлено на 1,8-тонном грузовике Traffic. Фирма Traffic Motor Truck Corporation существовала в Сент-Луисе (штат Миссури) с 1917 по 1929 год
Первый плужный снегоочиститель, вышедший на улицы Торонто в 1923 году. В кузове установлены два штурвала, с помощью которых оператор опускал и поднимал плуги. Шасси – полнопривод­ное, Walter Motor Truck, Inc. из города Лонг Айленд, штат Нью-Йорк
Полноприводный F.W.D. модели SSU с передним V-плугом и дополнительным боковым крылом, сдвигающим снег с обочины. Такое оборудование поставляла фирма Union Iron Works, Inc. из Бангора (штат Мэн) под маркой Sargent. Дон Сарджент из Бэнора, штат Иллинойс, получил свой первый патент на плуг ещё в 1919 годуs
Почтовый автобус Scania-Vabis 3241, 1928 года, с плугом шведской марки Lycksele-Ploge. Плуг на автобусе – распространённый способ профилактического содержания зимних дорог. Со сколь-нибудь серьёзными заносами он бороться не мог
Рейсовый автобус Sisu SH-7 на зимних дорогах Финляндии, 1939 год. В скандинавских странах вообще практиковали совмещение обязанностей: автобусы перевозили пассажиров, почту, а иногда и грузы. И попутно прочищали путь
Экспериментальный 3,5-тонный вездеход Mercedes-Benz LG 3000a (LG65/4) с колёсной формулой 8х8, 1937 год. Оснащён дизелем мощ­ностью 100 л.с. Плуг изготовлен фирмой Kraftschneepflug Sachsen AG
Дизель-электрический снегоуборочный комбайн DEP образца 1941 года, производства швейцарской фирмы Fa. Peter, Liestal AG. Использовался в годы Второй мировой войны германской строительной организацией Тодта для расчистки дорог в Норвегии и Финляндии. Привод активного рабочего органа осуществляется напрямую от дизеля (18 л, 8 цил., 165 л.с.), а тележку ведущих колёс вращают два бортовых электромотора мощностью по 30 кВт каждый, получая ток от генератора (70 кВт, 220 В). Рабочая скорость комбайна – от 0,2 до 20 км/ч, ширина захвата снежного пласта – 2950 мм, высота – до 1,2 м
ЗИС-5 со снегоочистителем лёгкого типа ДАК-5 на Дороге Жизни. ДАК-5 создан в Центральном автоэксплуатационном научно-исследовательском институте (ЦАНИИ) в 1935 году группой зимней эксплуатации под руководством инженера Д. Карповича. С автомобилем плуг соединяется толкающей рамой и захватами к передней оси. Масса устройства 450 кг. На скоростях 8 – 12 км/ч способен очищать снежный покров толщиной до 300 мм, на скорости 25 км/ч – толщиной до 150 мм. Ширина захвата 2,1 – 2,4 м. Если снег лёгкий, допускается работа со средним боковым отвалом с правого борта. Общая ширина обработки увеличивается до 4 м.
Легендарный Sno-Go – шнекороторная снегоуборочная машина компании Klauer Manufacturing из города Дубик (штат Айова). Способен расчищать снежный пласт толщиной до 2 м и шириной 2,5 м. В годы войны «сноги», как их у нас называли, поступали в СССР по ленд-лизу. Использовались главным образом для расчистки взлётно-посадочных полос, в том числе на знаменитом перегонном маршруте АлСиб. В СССР SnoGo поставлялся на шасси Chevrolet, Dodge, Ford, FWD, International M-5H-6. Всего было запрошено 43 шнеково-роторных снегоочистителя марок SnoGo и Sicard. Сколько из них доплыло до портов назначения, неизвестно
Поливочно-моечная машина ПМ-6 со снегоочистителем плужного типа, на шасси «УралЗИС-5» 1948 года. Цистерна вмещает 4000 л воды, плюс оборудование для подачи воды, плюс навеска подметальной щётки, плюс навеска отвала – нагрузка на шасси превышала допустимую на целых 2 т! Задние рессоры усилены. Данный экземпляр сохранялся энтузиастами автомотостарины в 11-м таксомоторном парке Москвы до конца 1980-х, после чего перекочевал в коллекцию Сергея Цветкова на Ходынском аэродроме, где и погиб
Канадская поливочно-моечная машина Sicard Master Flusher, 1948 год. В 1925 году Артур Сикар запатентовал автомобильный шнекороторный снегоочиститель. Sicard Industries, Inc. выпускала грузовые автомобили собственной конструкции, в том числе и специализированные шасси. В 1967 году автомобильный завод Sicard в Сэн-Терез, под Монреалем, перешёл в собственность корпорации Paccar. Однако снегоуборочное оборудование марки Sicard продолжали выпускать до 2000 года
Willys CJ-2A вполне годится для расчистки дорог и улиц от снега. Установлен односторонний поворотный отвал. Для плуга любого типа необходимы опорные салазки (лыжи, ролики) и амортизатор, помогающий избегать толчков и повреждений при наезде на препятствие
Д-470 создан в 1959 году конструктором В.К. Коршуновым на Рыбинском заводе «Дормашина». Освоен мехзаводом №8 в Северодвинске (будущий «Севдормаш»). Сходство снегоочистителя с ЗИЛ-157 относительно: под капотом нет двигателя. Вместо этого в кузове установлен 6-цилиндровый дизель У2Д6 для привода колёс и рабочего органа. Роль сцепления выполняет пневмошинная муфта, сглаживающая несоосность валов двигателя и трансмиссии. Д-470 выпускали до 1986 года, и это, вероятно, наиболее распространённый советский снегоуборочный комбайн. На снимке – поздняя модификация Д-470А на шасси ЗИЛ-157КДЕ коммунальной службы Ростока: в своё время в ГДР отгрузили 88 машин
Комбинированная дорожная машина (КДМ) мэрии Бостона на шасси Ford C1100 Super Duty (1961 год). «Форды» C-Series стали одной из самый долгоиграющих серий в истории: их делали 33 года, с 1957 по 1990 год. Это была первая модель Ford с откидываемой кабиной. Она во многом вдохновила конструкторов и дизайнеров ЗИЛа в 1964 году на создание собственного первого бескапотника ЗИЛ-Э169А
Лаповый снегопогрузчик КО-206А Уральского автомоторного завода (УАМЗ) из Новоуральска. Завод входил в ПО ЗИЛ, однако для КО-206А использовалось специальное шасси 4х4 с дизелем Д-242П мощностью 62 л.с. Снаряжённая масса 6000 кг. Благодаря демультипликатору рабочая скорость составляет 0,18 – 2,52 км/ч. Диски-питатели с загребающими лапами подают снег на скребковый цепной транспортёр, а с него – в кузов грузовика. Одно неудобство: самосвал мог подойти на погрузку только задним ходом, и был вынужден пятиться вслед за снегопогрузчиком
Ярко-оранжевые вездеходы Mercedes-Benz UNIMOG со сменным навесным оборудованием Schmidt приглянулись москвичам. На столичные улицы они вышли в конце 1970-х. Альфред Шмидт основал свой завод в немецком городе Санкт-Блазиен в 1920 году. Марки стали тождествами. Говорили UNIMOG, подразумевали: Schmidt. На снимке – фрезерно-роторные и плужные снегоочистители Schmidt на вездеходах UNIMOG семейств 421 и 406 на выставке Salone Della Montagna в Турине, 1972 год. С 2019 года изделия Schmidt выпускаются объединением Aebi Schmidt Group
Аэродромный снегоочиститель Wausau MTE2522 SNOOne Multi-Tasking High Speed Airport Unit в сос­таве полноприводного тягача Snow Mauler PV-400 мощностью 400 л.с. и полуприцепа SNOSaw TOW5222 с подметальной щёткой шириной 6,7 м, совмещённой с тепловым агрегатом для сушки полосы. Впереди у тягача установлен отвал D-типа (зовётся так из-за схожести с буквой D) шириной 7,62 м. Работает на скоростях до 72 км/ч. Изготовлен Wausau Equipment Company, Inc. из городка Нью-Берлин, штат Висконсин. В 2000 году фирма Wausau приобрела у Klauer Manufacturing Company из Дубика, штат Айова, права и технологию на снегоочиститель SnoGo, а в апреле 2009 года купила технологию шасси у компании FWD
Фрезерно-роторный аэродромный снегоочиститель Zaugg Rolba 5000 швейцарской фирмы Zaugg AG Eggiwil из Эггивила. Оснащён дизелем мощностью 675 кВт и гидростатической трансмиссией. Благодаря всем управляемым колёсам 24-тонный Zaugg Rolba 5000 имеет радиус поворота всего 7 м. Производительность – 8 т снега в час. История Zaugg AG Eggiwil ведётся с 1893 года, а первые плужные и фрезерные снегоочистители фирма начала выпускать только в 1950-е. Марка Rolba имеет свою историю. Это акроним от имени основателя, Рольфа Баумана. 20 октяб­ря 1949 года он открыл в городе Ветцикон завод снегоочистителей Fa. Rolba. Марка быстро приобрела известность во всём мире. Она несколько раз переходила из рук в руки пока, наконец, 1 мая 2020 года не стала собственностью Zaugg AG Eggiwil
Скоростная расчистка автодорог в штате Миссури с использованием технологии TowPlow, предложенной Американским объединением работников государственных скоростных шоссе и перевозок (AASHTO). К грузовику снегоочистителю цепляется прицеп с отвалом, совмещённым с распределителем жидких противогололёдных реагентов или дисковым распределителем каменной крошки. Благодаря поворотным осям прицеп движется боком. Общая ширина захвата составляет 7,3 м, что соответствует ширине двух полос дороги. Для буксировки прицепа необходим трёхосный грузовик с двигателем не менее 350 л.с.
Современный аэродромный снегоочиститель Oshkosh H-Series с фронтальной подметальной щёткой шириной 5 м. В шасси оригинальной конструкции используется 12,7-литровый 6-цилиндровый дизель Scania DC13 мощностью 350 л.с., коробка передач Allison, передний мост Eaton, задний мост и раздаточная коробка Oshkosh. Oshkosh Motor Truck Manufacturing Company начинала как Duplex Auto Company в Клинтонвилле, штат Висконсин, и сменила название в 1918 году после переезда в город Ошкош.
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию