Опубликовано: ГП 02-2021
Мифологическая серия Scania HAGEN предназначена для перевозок руды и вскрышных пород
Майнинговая мифология продолжается

Самосвал Scania Hagen S P440 B6x4H

Даниил Минаев, фото автора

Мифологические самосвалы Scania нового поколения, названные именами собственными в честь древних воинов HAGEN и ODIN, впервые представленные в 2019 году на выставке Mining World Russia ввиду мирного времени давно укатили «на заработки». «Один», окрашенный в серо-синих тонах трудится на перевозках угля, а яркий оранжевый «Хаген» возит скальные породы и был замечен на рудниках. В 2020 году «Скания-Русь» неожиданно показала новинку – младшего брата доблестного «Хагена», а точнее трёхосную версию самосвала, именуемую Scania Hagen S.

Вспомним жестокого, но доблестного воина по имени HAGEN.

Характер этого воина на поле боя горнодобычи вызывает заслуженное уважение. Полная масса «первичного» «Хагена XL» образца 2019 года – официально 50 т, но технически допустимый порог вне дорог общего пользования может быть повышен. Колёсная формула – 8х4, колёсная база 4950 мм, внедорожные шины размерностью 325/95R24. Кузов вместит 25 кубометров породы…

Младший из «Хагенов» с приставкой S в 2020 году в ярком огненном цвете хорош собой. Более компактная версия мощного самосвала выкладывает свои козыри. В первую очередь, это манёвренность, энерговооружённость, управляемость, меньшая трудоёмкость техобслуживания и ремонта. При этом функциональные возможности не слабые: технически допустимая полная масса 41 т (однако с учётом запаса прочности ведущих мостов до 10 т каждого можно ещё и немного «согрешить» – читаем между строк), колёсная формула 6х4, база 3750 мм, 20-кубовый самосвальный кузов. К тому же грузоподъёмность до 32 т обеспечивает дополнительную устойчивость при перевозке тяжеловесного груза.

Часто, проектируя тяжёлые общестроительные самосвалы для дорог общего пользования, конструкторы заблаговременно предпочитают колёсную формулу 8х4, чтобы обеспечить законодательные осевые нагрузки. В майнинговом мире философия несколько иная. Для технологических дорог, карьеров и зимников важна манёвренность и геометрическая проходимость, напрямую зависящая от длины колёсной базы и общей длины грузовика. При высокой технически допустимой полной массе, позволяющей работать вне дорог общего пользования, такие более компактные транспортные средства не менее востребованы, чем более объёмные четырёхосные.

Данные силовой линии

В движение меньшего «Хагена» приводит аналогичный 13-литровый двигатель Scania DC13 153/440 пятого экологического класса. В отличие от четырёхосного исполнения самосвала его мощность немного ниже – 440 л.с. против пяти сотен у более тяжёлой машины.

Особенностью этого семейства двигателей является возможность комплектования их различными системами впрыска – PDE или XPI. Наиболее современная система впрыска топлива XPI (Extra-high Pressure Injection) характеризуется сверхвысоким рабочим давлением до 2400 атм. Основное отличие данной системы от привычной PDE с обычной насос-форсункой – в более точном дозировании подачи топлива в камеру сгорания. В XPI подача топлива и давление впрыска устанавливаются с высокой точностью независимо от скорости и нагрузки двигателя. Система сама перенастраивается, адаптируясь к изменениям скорости и различным ситуациям, чтобы обеспечить экономию топлива.

Многоступенчатый воздухоочиститель двигателя для запылённых условий тяжёлой техники Scania XT

Конструкции блоков и головок цилиндров двигателей с различными топливными системами, будь то PDE или XPI, например, DC13 143/440 и DC13 153/450 одинаковы – разница только в системе впрыска топлива. Такой подход соответствует глобальному принципу модульной сборки Scania, который сокращает число компонентов, облегчает ТО, ремонт и подбор запчастей для ремонта, упрощает процесс модернизации.

Процесс нейтрализации отработавших газов построен без системы рециркуляции (EGR), используется только новейшая система каталитической нейтрализации ЕЕС3, единая для машин нового поколения пятого и шестого экологических классов. Главное её отличие в том, что теперь форсунка распыляет реагент AdBlue под высоким давлением без предварительного подмешивания воздуха.

Теперь о трансмиссии. Преобладающий в последнее время тренд – автоматизированные КП на грузовиках всех типов: магистральных, дистрибьюторских, общестроительных, карьерных…

Строительную и тяжёлую технику XT нового поколения Scania характеризуют специальный стальной бампер и базовая защита оптики

Если говорить о Scania, то это конечно же Opticruise GRSO935R. Это 12-ступенчатая коробка с автоматизированным управлением. Выбор режимов движения у этого агрегата прелестный: демультипликатор, делитель, две пониженных передачи, ускоряющая передача, две передачи заднего хода. Предусмотрено дополнительное охлаждение масла в КП.

Главная передача модели RB900 с блокировкой дифференциала, передаточное отношение – 7,63 с расчётом на короткое плечо при перевозке вскрышных пород. Бортовые редукторы ведущих мостов выполнены с косозубым зацеплением, для уменьшения шума.

Согласно пожеланиям заказчиков, топливный бак круглого сечения

Данные ходовой части и тормозов

Передняя подвеска HAGEN S на усиленных параболических рессорах, грузоподъёмностью 9 т. Задние 16-тонные мосты установлены на балансирной тележке с многолистовыми рессорами 8х30/100. Технически допустимая грузоподъёмность задней балансирной тележки до 40 т (вот где «спрятался» дополнительный запас – читаем между строк). Присутствуют здесь и стабилизаторы поперечной устойчивости с прочными резинометаллическими втулками.

Тормозная система с барабанными механизмами на всех осях, антиблокировочной и противобуксовочной вспомогательными системами дополнена ретардером R4100 с ручным и автоматическим управлением.

Трансмиссионная перспектива самосвального шасси Scania 6х4: монументально… Трансмиссионная перспектива самосвального шасси Scania 6х4: монументально…
Стремянки балансира установлены гайками вниз, узел требует регулярной смазки путём шприцевания

Особенности шин

В комплектации автомобиля предусмотрена специализированная ошиновка для работы в карьере. Самосвал обут во внедорожные шины Michelin размерностью 325/95R24 линейки MICHELIN X Multi. Шведский автопроизводитель продвигает эту шинную продукцию, как наиболее подходящую для своих «кастом-самосвалов». Пресс-формы для этих шин изготовлены с применением 3D-печати. Технология позволяет формировать самообновляющиеся блоки протектора, включающие скрытые ламели, которые раскрываются по мере износа. Именно эти скрытые ламели обеспечивают оптимальный уровень сцепления и безопасности при любых погодных условиях на протяжении всего срока службы шины.

Кабина – дневная, поэтому придираться к низкому потолку, пружинной подвеске и близости задней стенки не актуально
Гидравлическая система HYVA ALPHA FC A157 высокого давления

Данные надстройки

Кузов самосвала, разработанный и изготовленный машиностроительным предприятием «Бецема», оснащён двойным полом из износостойкой стали Quard 450 HB – это запатентованное решение завода для максимально эффективного обогрева, чтобы исключить налипание груза. Особая конструкция двойного пола повышает прочность кузова и долговечность самосвала. Доработанный защитный козырёк делает работу водителя безопасной.

Передний борт – прямой, толщиной 8 мм. Задний борт – наклонный, с тросовым приводом заднего борта на выносных рычагах, изготовлен из износостойкой 8 мм стали Quard 400. Гидравлическая система – HYVA ALPHA FC A157 высокого давления.

Некоторая деталировка самосвальной надстройки «Бецема»

Кабина для работы

Забираться в кабину самосвала высоко: снаружи две жёстких и нижняя мягкая подножки. Комплектация кабины – CP14L. Несмотря на невысокий потолок расположиться можно удобно, дверца открывается на прямой угол, не препятствуя посадке в кабину. Посадка водителя в новом поколении этих грузовиков родом из Швеции со смещением вперёд и влево обеспечивает отличную обзорность с рабочего места. Кабина – дневная, поэтому придираться к низкому потолку, пружинной подвеске и близости задней стенки не актуально.

В кабине на рабочем месте не очень просторно, но эта машина не предполагает работу на длинном плече
Техническая характеристика самосвала Scania Hagen S P440 B6x4H
Полная масса, технически допустимая, кг 41 000
Нагрузка на 1-/2-/3-ю оси, кг (технически допустимая) 9000/16 000/16 000
Колёсная база, мм 3750
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, л
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
DC13 153/440 (Euro 5)
Дизельный, I-6
12,7
440 при 1900 мин-1
2300 при 1000–1300 мин-1
Коробка передач
  • тип
  • количество ступеней вперед/ назад
Opticruise GRSO935R
Автоматизированная
12/2
Передаточное число главной пары 7,63
Подвеска Рессорная на всех осях, спереди параболические рессоры 5х27, сзади многолистовые рессоры 8х30/100
Тормозная система Пневматическая, с электронным управлением, барабанные колёсные тормозные механизмы
Колёсная формула 6х4
Размер шин 325/95R24
Вместимость топливного бака, л 400
Вместимость бака AdBlue, л 80
Ёмкость АКБ, суммарная, А·ч 230
Максимальная скорость, км/ч 89

Пример реального эксплуатанта

Выбор в пользу HAGEN S сделала горнорудная компания «Алатау». На предприятии самосвал будет перевозить железорудный концентрат плотностью 3,4 из карьера до обогатительной фабрики, по плечу 35 км через тайгу. Конструкция автомобиля как раз рассчитана на подобные сложные условия эксплуатации и перевозку материалов с высокой плотностью.

Комментировать ... >>