Опубликовано: ГП 12-2020
Несколько цифр о контрафакте

Поддельные автозапчасти

Даниил Минаев, фото автора

Стремление к снижению издержек на эксплуатацию и ремонт автотранспорта при общей неблагоприятной конъюнктуре рынка на руку производителям контрафактной продукции, в частности автозапчастей.

Компания OSRAM, известная на весь мир своими световыми приборами, причём не только автомобильными, в содружестве со специалистами независимого аналитического центра компании «ТИАР-Центр» провели исследование. Некоторые данные, на наш взгляд, оказались очень интресные. Например, по данным исследования, доля контрафактных автокомпонентов на вторичном рынке РФ за 2019 год составила порядка 31%, что сопоставимо с уровнем распространения контрафакта в России в целом (30%). При этом на товары с незаконным нанесением защищённых товарных знаков приходится около 11% от общего объёма рынка автокомпонентов, а остальные поддельные детали продаются под товарными знаками, сходными с зарегистрированными до степени смешения. Они составляют примерно 2/3 от общего объёма контрафактной продукции.

Пустить в расход

Самые популярные подделки – это «расходники», т. е. регулярно заменяемые детали. Среди них фильтры, комплектующие тормозных систем, ремни и цепи, детали подвески, а также лампы и фары. Для отдельных категорий компонентов доля контрафакта достигает 45%. В зоне риска оказываются автомобили брендов средней и низкой ценовых категорий. Высокий спрос на использование контрафакта обоснован степенью толерантности к контрафакту в обществе, а также стоимостью подделок: в среднем контрафактные детали на 30–50% дешевле оригиналов.

Контрафактные детали производятся с серьёзными нарушениями (упрощениями) технологии и стандартов качества, так как используются более дешёвые материалы и применяется некачественное производственное оборудование. Такие компоненты, как правило, выходят из строя гораздо быстрее оригинальных, а также могут привести к повреждению смежных узлов и систем автомобиля.

Отдельный вопрос – безопасность участников дорожного движения. Так, исследование подтверждает, что оборот контрафакта статистически связан с группой ДТП, произошедших из-за технических неисправностей. Например, коэффициент корреляции между количеством ДТП из-за неисправности внешних световых приборов и объёмом контрафакта на рынке ламп составляет 0,96.

Сегодня всё больше автомобилистов при выборе и заказе запчастей пользуются Интернетом

Экология и упущенные возможности

При производстве некоторых компонентов используются вещества, требующие особого обращения, в том числе на этапе утилизации: использованные ксеноновые лампы из-за содержания ртути относятся к первому классу опасности отходов (наиболее опасные), использованные свинцовые аккумуляторы – ко второму классу. Поскольку подделки служат существенно меньше оригинальных, их применение значительно увеличивает объём опасных отходов. К примеру, только текущий уровень оборота контрафактных ламп увеличивает годовой объём отходов первого класса опасности на 7,8 тонн.

Поддельные детали могут влиять на эффективность автомобиля в целом: несоответствующие стандартам компоненты двигателя приводят к увеличению расхода топлива до 15%, а значит и к увеличению выбросов СО2 и токсичных веществ (угарного газа, оксидов азота и других).

Моторное масло, особенно популярных брендов, во все времена было в группе риска контрафакта

Учитывая долю контрафакта на рынке, вызванное им увеличение углеродного следа от эксплуатации автомобильного транспорта в России можно оценить в 1,2%. В абсолютном выражении это составляет 180 000 тонн CO2 в год.

Незаконный импорт и производство контрафактных компонентов приводит к недополучению государством налогов и таможенных сборов из-за их заниженной стоимости. Объём недополученных налогов за 2019 г. только в части НДС оценивается более чем в 24 млрд рублей, 461 млн рублей из них – упущенные доходы федерального бюджета России в части НДС из-за оборота контрафактных ламп в 2019 году.

Самые популярные подделки – это «расходники», т. е. регулярно заменяемые детали. Среди них фильтры, комплектующие тормозных систем, ремни и цепи, детали подвески, а также лампы и фары Самые популярные подделки – это «расходники», т. е. регулярно заменяемые детали. Среди них фильтры, комплектующие тормозных систем, ремни и цепи, детали подвески, а также лампы и фары Самые популярные подделки – это «расходники», т. е. регулярно заменяемые детали. Среди них фильтры, комплектующие тормозных систем, ремни и цепи, детали подвески, а также лампы и фары

Затянувшиеся инициативы

Государственная стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на период 2020 г. и плановый период до 2025 г. предусматривает совершенствование законодательства, мониторинг ситуации на рынке, а также вовлечение покупателей в борьбу с контрафактом.

К решению этой проблемы запланировано подключить автопроизводителей и поставщиков комплектующих, которые вместе с государственными органами должны производить систематическую работу по выявлению и пресечению оборота контрафакта. Компании пытаются вовлечь в процесс потребителя, создавая возможности для самостоятельной проверки подлинности продукции перед приобретением. Например, программа Osram Trust.

Качественные альтернативные РТИ для эксплуатации в РФ вопрос крайне важный: как у них обстоят дела с морозостойкостью? Качественные альтернативные РТИ для эксплуатации в РФ вопрос крайне важный: как у них обстоят дела с морозостойкостью?

На основании анализа трендов и консультаций с экспертами в процессе проведения исследования были отобраны два блока мер, способных сократить долю контрафакта на российском рынке автокомпонентов.

Первый касается стратегического государственного целеполагания и нормативно-правового регулирования отрасли. Так, участники исследования предлагают:

  • выделить и приоритезировать категорию «автомобильные комплектующие с высоким значением для безопасности дорожного движения»,
  • сделать участие производителей в ЦРПТ опциональной для поддержания ценовой конкурентоспособности,
  • ввести упрощенную процедуру уничтожения контрафакта по соглашению сторон.
Приводные ремни и ремни ГРМ имеют ограниченный срок хранения до реализации, порядочные производители обязательно информируют об этом факте Приводные ремни и ремни ГРМ имеют ограниченный срок хранения до реализации, порядочные производители обязательно информируют об этом факте

Второй блок включает конкретные меры, которые можно начать реализовывать уже при текущей регуляторной рамке, т. е. обеспечить:

  • выявление и закрытие лабораторий, продающих сертификаты соответствия,
  • координацию оперативного взаимодействия между таможенниками ЕАЭС, использование единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности,
  • привлечение Роспотребнадзора к мероприятиям по выявлению и пресечению оборота контрафактных автокомпонентов.
При внешней схожести современные свечи зажигания серьёзно различаются по своим характеристикам, и руководствоваться только подходящей резьбой, калильным числом и размером ввёртного ключа не допускается

Общие пожелания и скромное мнение редакции

Опасайтесь подделок, проверяйте геометрию и конструкцию детали, с оглядкой на «эталон», в качестве которого можно использовать отслужившую «родную» запчасть. Подбирайте детали, справляясь с руководством по ремонту и обслуживанию, всегда ориентируйтесь на допуски и требования производителей. Сотрудничайте только с проверенными продавцами.

Но самое обидное, что эти общие советы всё равно слабая защита для розничного покупателя. Импортёры и поставщики не сотрудничают с физлицами и крайне редко своими силами осуществляют розничные продажи. Если представитель АТП, закупая расходники мелким оптом, имеет шанс договориться напрямую с официальным поставщиком, то у частника такого выхода нет. Торговые точки, не всегда кристально честные, а в условиях сегодняшних реалий выживания, способны наряду с легальным товаром реализовывать контрафакт, иногда даже цинично с учётом личности покупателя. Поймите, мы не стремимся уличить или полить грязью добропорядочных продавцов, но негодников сегодня на рынке предостаточно, если треть товара это подделка.

Небольшие компании тщательно блюдут реализацию собственной продукции. Риск подделки минимален, но качество и соответствие уровня их технологий требованиям иногда находятся в разбалансированном состоянии…

У этой грустной истории свет в конце тоннеля всё же есть. Набирает обороты возможность онлайн-проверки товара на сайте производителя по уникальному серийному номеру или QR-коду. Торговые точки иногда стремятся получить сертификаты эксклюзивных распространителей. Масла полюбившейся марки для двигателя и трансмиссии можно приобрести на фирменных одноимённых АЗС, правда, это чуть дороже. Значительно меньше риск приобрести контрафакт, если приобретать моторное масло в розлив из баррельных бочек, таких предложений немало. Иногда в подарок к маслу следует его бесплатная замена.

Тем, у кого в голове есть автоинженерный минимум и для кого автомобиль это не только работа или бытовая техника, рекомендую мониторить события на рынке поставщиков и брендов, их официальные релизы. Чаще всего подделывают «громкие имена» – бренды и торговые марки, которые на слуху и виду, при том, что в коробочке упаковщика со скромным логотипом могут лежать вполне кондиционные компоненты…

Отраслевые выставки помогают сориентироваться в океане альтернативных автокомпонентов
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию