Опубликовано: ГП 11-2020
Грузовик на голодной диете

Езда с низким уровнем топлива в баке

Даниил Минаев, фото автора

В наше непростое время, когда топливо стоит дорого, есть смысл вспомнить об одном эксплуатационном моменте – чересчур низком уровне топлива в баке. Это явление не совсем безобидно, как кажется на первый взгляд, и если ездить на последних каплях войдёт в привычку, то рано или поздно придётся заниматься дорогостоящим ремонтом. Почему? Приводим аргументированные доводы.

Есть ли смысл в езде «на лампочке»?

Ситуация, когда на приборной панели автомобиля загорается индикатор низкого уровня топлива, знакома каждому автомобилисту. Но если для одних это сигнал о том, что пора как можно скорее отправиться на заправку и залить полный бак, то для других езда «на лампочке» становится системой. Иногда за подобные ошибочные суждения приходится дорого платить.

Дефицит синтетической мочевины не так критичен для двигателя, как низкий уровень топлива
Общее состояние топливного бака и его соединений – залог здоровья всей топливной системы

Топливный насос

Первое, что может пострадать от хронически низкого уровня топлива в баке – топливный насос. Причём как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Дело в том, что топливо для него выступает своего рода охлаждающей жидкостью и смазкой. А когда бензина или солярки мало, вместо них насос начинает захватывать воздух и работать в буквальном смысле на износ. Современные топливные насосы погружного типа бензиновых двигателей достаточно надёжны и стойко переносят такой неблагоприятный режим работы, но это отнюдь не означает, что он в итоге никогда не откажет.

Многие автовладельцы уповают на противоотливной стакан, который призван защищать топливный насос от колебаний уровня топлива на неровных дорогах и при резком маневрировании, а также при низком уровне топлива в баке. В теории это звучит убедительно. Но статистика – вещь упрямая, а сервисмены говорят о непосредственной взаимосвязи «любви» к езде «на лампочке» и поломок топливного насоса.

Кстати, для тех, кто эксплуатирует дизельные двигатели, последствия даже разового попадания воздуха в топливную систему могут быть куда более серьёзными: движок просто откажется запускаться, и в лучшем случае потребуется полная прокачка всей системы, а в худшем дело дойдёт до замены ТНВД и форсунок…

На фото два типа топливных насосов – погружной и врезной. Если топливный насос установлен не в баке, в разрыве топливной магистрали, то перегрев ему при низком уровне топлива не страшен, но от конденсата он не защищён
Чем меньше в баке топлива, тем выше скорость его засорения

Топливные фильтры

Вторая проблема, с которой можно столкнуться при езде с почти пустым баком – засорение топливных фильтров. Да, частички мусора и грязи неизбежно попадают в бак вместе с топливом, заправляем мы 500 литров или 5. Но топливный бак это не чайная кружка и перед каждым применением его не промоешь, со временем эта грязь оседает на дне в виде осадка. И чем меньше в баке топлива, тем выше удельный вес осадка в топливе, следовательно, тем больше нагрузка на топливный фильтр и тем выше скорость его засорения. Основным симптомом того, что необходима замена фильтра, является потеря динамики при разгоне.

Первое, что может пострадать от хронически низкого уровня топлива в баке – топливный насос

Водяная угроза

И, наконец, ещё одна угроза, с которой может столкнуться как бензиновый, так и дизельный автомобиль из-за постоянно низкого уровня топлива – образование конденсата и скопление воды в баке. Воздух в бортовом хранилище топлива присутствует всегда. И точно так же в этом воздухе всегда присутствует влага. Из-за перепада температур она оседает на стенках бака в виде конденсата, который постепенно стекает в топливо. Поскольку вода тяжелее, то она опускается на дно бака и скапливается там. Малое количество топлива проблему только усугубляет: чем его меньше, тем больше воздуха, а значит, пространства для образования конденсата. Со временем воды на дне топливного бака скапливается всё больше, топливный насос может в этом случае «подсасывать» конденсат вместе с топливом. И в отличие от твёрдых частичек грязи обычный фильтр эту воду задержать не способен. Минимизирует негативные последствия в этом случае фильтр-сепаратор с отстойником, но при общей запущенности технического состояния его возможностей может и не хватить. А вот излишняя влага вполне способна вызвать самые серьёзные проблемы: от падения мощности двигателя до его поломки (особенно если речь идёт о дизельном двигателе).

Путь конденсату в топливной системе дизельного двигателя преграждает фильтр-сепаратор

Итак, общая рекомендация – следить за уровнем топлива и не доводить до срабатывания индикатора резерва.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию