Опубликовано: ГП 08-2020

Первые пожарные электромобили СССР

ПЭМ-23, ПЭМ-24 и ПЭМ-25

Александр Говоруха
Фото из архива ОКБ-8 Прилукского завода противопожарного оборудования

Сегодня электромобилями никого не удивишь, они уже прочно входят в нашу жизнь. Именитые и малоизвестные автомобильные бренды на презентациях и международных автосалонах представляют грузовые и пассажирские электромашины. Не остаются в стороне и производители специальной техники, в том числе противопожарных машин. Например, не первый год проходит испытания пожарный электромобиль австрийской фирмы ROSENBAUER. Однако проектированием пожарных электромобилей занимались ещё в СССР. Об одном таком проекте я и хочу рассказать.

В 1951 году НАМИ разработал конструкцию электромобилей для внутризаводской противопожарной службы. При этом было решено не использовать уже промышленно выпускающиеся для предприятий электрокары, а с учётом размещения пожарно-технического вооружения спроектировать новую конструкцию. Для реализации этого проекта изначальная документация была передана из Москвы на Украину специалистам особого конструкторского бюро № 8 (ОКБ-8). Созданный годом ранее при Прилукском заводе противопожарного оборудования ОКБ-8 специализировался на подготовке серийной документации и создании опытных образцов пожарной техники.

Командирский пожарный электромобиль ПЭМ-23
Командирский пожарный электромобиль ПЭМ-23

Пожарка со своими особенностями

Полученную из НАМИ документацию украинским инженерам предстояло адаптировать для выпуска пожарной техники в экспериментальном цехе предприятия. Результатом этой совместной работы стали три пожарных электромобиля грузоподъёмностью 0,5 т и 1,5 т. Этим разработкам были присвоены индексы ПЭМ-23, ПЭМ-24 и ПЭМ-25 (ПЭМ – пожарный электромобиль, число – номер модели).

Особенностью этих электромобилей стало применение в их конструкции хребтовой балки с приваренными к ней поперечинами в виде кронштейнов для установки двух секций аккумуляторной батареи и почти исключительное применение серийно выпускаемых автомобильных агрегатов.

Такая конструкция рамы обеспечивала удачное размещение аккумуляторных батарей и необходимого пожарного оборудования. К концу 1952 года все три электромобиля были изготовлены в экспериментальном цехе Прилукского завода ППО и направлены на прохождение заводских испытаний. Пожарные электромобили имели открытый кузов, так как они предназначались для работы внутри цехов и других помещений. На почти вертикальном ветровом стекле в верхней части устанавливался красный фонарь. При выезде к месту пожара вместе с сиреной было предусмотрено мигание этого фонаря. В передней части между фарами конструкторы разместили массивные хромированные элементы в виде молдингов с названием электромобилей. Нижнюю часть маски обрамляли узкие хромированные бамперы с элементами декора.

Пожарный электромобиль ПЭМ-24 для доставки противопожарного оборудования и боевого расчёта в количестве 9 человек
Пожарный электромобиль ПЭМ-24 для доставки противопожарного оборудования и боевого расчёта в количестве 9 человек

Тройняшки

Рассмотрим каждый их этих пожарных электромобилей подробнее. Командирский электромобиль ПЭМ-23 имел грузоподъёмность всего 500 кг и предназначался для доставки к месту пожара командного состава пожарного подразделения в составе 4-х человек не считая водителя. В передней части машины раполагались 2 ряда деревянных скамеек. Первый ряд для 2-х человек, второй – для 3-х. В задней части кузова предусмотрен небольшой грузовой отсек закрытый брезентовой накидкой. Для освещения места пожара в задней части ПЭМ-23 устанавливались две поворотных фары – прожекторы. Машину оснастили электродвигателем мощностью 6 кВт. Полная масса электромобиля с АКБ составляла 2046 кг.

Пожарный электромобиль ПЭМ-24 был крупнее, имел грузоподъёмность 1500 кг, служил для доставки к месту пожара противопожарного оборудования и боевого расчёта в количестве 9 человек. Оборудование размещалось как в отсеках в задней части кузова, так и крепилось снаружи за первым рядом сидений. Двери боковых отсеков были распашные, а задний отсек закрывался брезентом. Шесть человек боевого расчёта этого пожарного автомобиля располагались вдоль оси автомобиля спиной к спине. Для движения машины использовались два электродвигателя по 6 кВт каждый, а максимальный вес составлял 3883 кг.

Пожарный электромобиль ПЭМ-25 для доставки трёх бойцов пожарного подразделения и запаса углекислоты в балонах
Пожарный электромобиль ПЭМ-25 для доставки трёх бойцов пожарного подразделения и запаса углекислоты в балонах

Третья машина для углекислотного тушения, ПЭМ-25, имела грузоподъёмность 1500 кг. По замыслу конструкторов она должна была доставлять к месту пожара трёх бойцов пожарного подразделения и запас углекислоты в баллонах. Восемь баллонов с углекислым газом размещались на специальных кронштейнах в средней части кузова за рядом деревянных скамеек. Вместимость каждого баллона составляла 50 л. Общий вес вывозимой углекислоты составлял 280 кг. Резиновые рукава с раструбами размещались в заднем отсеке и закрывались брезентовой шторкой. Полная масса этого электромобиля составляла 3764 кг. В движение ПЭМ-25 приводился двумя электродвигателями по 6 кВт каждый.

К сожалению, в архивах ОКБ-8 отчётов по результатам испытаний найти не удалось. Возможно, они затерялись при переезде в новое помещение в 1960-х годах. Лишь известно, что после прохождения заводских испытаний машины были переданы в опытную эксплуатацию. А тот факт, что эти пожарные электромобили не попали на страницы справочников и учебников по пожарному делу, говорит о том, что ПЭМ-23, ПЭМ-24 и ПЭМ-25 так и остались опытными экземплярами.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию