Опубликовано: ГП 03-2020
Corgi, не пошедшие в серию

Масштабные модели Corgi автомобилей Chevrolet Advance Design

Подготовил Дмитрий Лисин

Давай покрасим холодильник в красный цвет!

Он был зелёным, был он чёрным, красным нет!..

(Слова из шуточной песни)

Одним из самых открытых и дружественных к коллекционерам масштабных моделей автомобилей производителей по праву можно считать правообладателей бренда Corgi из Великобритании. Несмотря на то, что за шестьдесят три года существования он периодически (особенно в последние 20 лет) переходит из рук в руки владельцев могущественных инвестиционных корпораций, их менеджмент не забывает работать с коллекционерами.

Сотрудники Corgi терпеливо выслушивают пожелания и предпочтения чуть ли не каждого заказчика, общаются с многочисленной армией поклонников, входящих в «Клубы любителей Corgi». Не забывает менеджмент и о своих корнях. Он не формирует бюрократических надуманных барьеров, не скрывает удачи и досадные промахи, помогает в создании подробных книг об истории Corgi. К таким можно причислить несколько изданий на английском языке «The Great Book of Corgi» Марселя Ван Климпута, возглавлявшего команду разработчиков Corgi с 1956 по 1983 годы. Компания следит и за полнотой перечня выпущенного ассортимента масштабных моделей, публикуемого в каталогах, предоставляя возможность журналистам работать как с архивными материалами, так и общаться со своими сотрудниками, отдавшими значительную часть своей жизни развитию одного из известнейших брендов как в Великобритании, так и во всём мире.

Благодаря этой задокументированной истории в книгах, многочисленных статьях в журналах и публикациям в сети Internet, мы смогли узнать, что на производственных площадях Corgi, расположенных в Уэльсе, трудилось множество талантливых людей, например, как Джеральд Уингроу – один из знаменитейших и профессиональных мастеров, впоследствии самостоятельно создавший множество подлинных шедевров и подробнейших копий масштабных моделей автомобилей. И о том, что именно под брендом Corgi с 1956 года, впервые в мире стали выпускаться копии автомобилей из ЦАМа (сплав из цинка, алюминия и меди), методом литья под давлением с остеклением кабины прозрачным пластиком.

Мелкие хитрости Corgi

Именно Corgi очень активно вступила в конкуренцию с продукцией серии Dinky Toys компании Meccano. В отличие от ассортимента компании из Ливерпуля, масштабные модели от Corgi снабжались не литыми из ЦАМа колёсными дисками, окрашенными в красный цвет или цвет модели, а точёными из алюминия, сверкающими на солнце или при ярком освещении, что выгодно подчеркивало их качество. Другой изюминкой, на которую сделали ставку разработчики моделей Corgi – это педантично добиваться сохранения пропорций между размерами в реальном прототипе и моделью, что в конечном итоге сделало созданные ими копии автомобилей визуально более привлекательными. Однако для этого пришлось пожертвовать точностью и ввести погрешности в размеры моделей, что сказалось на масштабе (он колебался от 1:40 до 1:48). Дело в том, чтобы добиться хорошей визуальной восприимчивости, зависящей от точки обзора и перспективы, приходилось увеличивать на 1–2 мм ширину модели. Многие отмечали, что в сравнении с отличными моделями Corgi, копии автомобилей серии Dinky Toys смотрятся узкими и неправдоподобными. Это была очередная хитрость команды разработчиков Corgi во главе с её создателем и идейным вдохновителем Филиппом Ульманном.

Чем дальше, тем больше. Копии автомобилей Corgi стали оснащаться более проработанным внутренним интерьером и мягкой подвеской (Glideamatic spring), благодаря которой у них появился плавным ход и более реальная имитация системы рессор. В 1960 Corgi выпустила первую масштабную модель с отрывающимся капотом и имитацией двигателя под ним. Чуть позже у масштабных копий от Corgi появились поворотные колёса, передние фары в виде бриллиантовых камушков, открывающиеся двери и багажник, под которым виднелось запасное колесо. Далее в 1963 году при производстве копии грузового микроавтобуса Volkswagen Toblerone добавили систему, имитирующую горение передних фар Trans-o-Lite, основанную на известной сейчас оптоволоконной технологии.

Чтобы максимально расширить свой ассортимент и удовлетворить потребности различных групп коллекционеров под брендом Corgi выпускались как копии классических автомобилей, грузовиков, автобусов, так и копии необычных и порой даже фантастических транспортных средств, увидеть которые можно было в кино и на телевидении: бэтмобили Бэтмена, автомобили Джеймса Бонда, Mini Мистера Бина и другие.

Эксклюзивы американского рывка

Однако не все задуманные на фабрике и центральном офисе в Уэльсе, а впоследствии и на заводах в Китае, куда переехала значительная часть производства, попадало на конвейер. Одни проекты дорожной техники, масштабных моделей автобусов и военных автомобилей завершались на этапе эскизного рисунка, другие на этапе проектирования, а третьи по тем или иным причинам останавливались на этапе создания полностью законченного прототипа модельной серии, готового для фотосессий в каталоге новинок. Благодаря таким сотрудникам, как Пол Лумсдон, множество подобных прототипов и историй их создания не канули в лету, хоть и существуют они в единственном экземпляре. Сегодня о некоторых из них вы узнаете чуть подробнее, что возможно когда-нибудь, если появится шанс, поможет вам принять правильное решение, без каких-либо сомнений и требований в дополнительных консультациях или свидетельствах.

Пассажирский фургон Chevrolet Suburban Carryall, 1947 г.

В 1995 году после того, как компания Mattel и принадлежавший ей бренд Corgi, перешли под влияние венчурных капиталистов финансовой группы Cinven, перед генеральным директором компании Крисом Гестом поставили очень амбициозную задачу повысить продажи на 10% в течение года. В тех условиях, спада интереса к коллекционированию масштабных моделей, общих проблем в глобальной экономике, добиться поставленных цифр роста было крайне сложно. Однако трудности капиталистов не интересовали, их интересовала только прибыль, на вложенные инвестиции и увеличение международной привлекательности компании, так как готовилась её очередная продажа. В таких условиях Крис решил завоевывать новые рынки, предлагая новинки, способные вызвать интерес у разных слоев населения как у молодёжи, представителей бизнеса, так и у коллекционеров со стажем. Предприняв ряд мер, направленных на расширение своего влияния на достаточно обширный рынок Соединённых Штатов Америки, помимо множества новых проектов решили запустить серию копий действительно американских автомобилей, известных и популярных во всём мире. Я имею в виду серию Chtevrolet Advance Design (пикапы так называемой «Улучшенной конструкции»), продержавшейся на конвейере без особенных конструктивных изменений с 1947 по 1954 год и заменившей раннюю серию с индексом «АК».

Модель грузовой платформы на базе Chevrolet 3100 серии, масштаб примерно 1:43, Corgi Toys, единственный экземпляр
Chevrolet-3100 Series Advance Design 0,5 ton – Chevrolet 3100 серии, грузоподъёмностью 500 кг, 1947 г.

По сути, автомобили Chevrolet 3100 (грузоподъёмность 0,5 тонны), Chevrolet 3600 (грузоподъёмность 0,75 тонны), Chevrolet 3800 (грузоподъёмность 1 тонна), Chevrolet Loadmaster, Chevrolet Thriftmaster и GMC New Design с 3,5-литровым двигателем мощностью в 90 л.с. стали первыми унифицированными грузовичками, созданными не на базе легковых автомобилей, а на базе лёгкого грузовика. Они обладали различной грузоподъёмностью и типом кузова (пикап, пассажирский фургон – третья серия ранее известных всем Suburban, пикап с кунгом, грузовой фургон и другие) состояли из одного и того же набора комплектующих. В послевоенные годы эти автомобили «Улучшенной конструкции» стали очень популярны из-за своей доступности, простоты и надёжности. Некоторые из них эксплуатируются до сих пор и именно благодаря им в дальнейшем появились популярнейшие серии автомобилей серий Chevrolet Task Force и Chevrolet C/K.

Таким образом, определились прототипы будущей серии масштабных моделей. На первом этапе в производство планировалось запустить копии автомобилей с короткой базой Chevrolet 3100 (или 3600) Suburban пассажирский фургон, Chevrolet 3100 (или 3600) Suburban грузовой фургон и сельскохозяйственный пикап Chevrolet Advance Design. Усилить их принадлежность к США, а следовательно, попытаться заинтересовать ещё больше северо-американских потребителей решили размещением на кабины и кузова моделей рекламных надписей «Coca-Cola», одного из самых узнаваемых брендов газированных напитков не только в США, но и всем мире!

Масштабная модель грузового фургона на базе Chevrolet Suburban, Corgi Toys, единственный экземпляр
Масштабная модель грузового фургона на базе Chevrolet Suburban, Corgi Toys, единственный экземпляр

Прототипы будущих моделей Corgi специалисты изготовили в масштабе 1:43 из смолы. Как видно на фото, у них достаточно подробно воспроизведены кузов, элементы его наружной отделки, особенно радиатор, подножки кабины, передний и задние бамперы. Ручки дверей и дворники отлиты совместно с кузовом, а не отдельными деталями, однако окрашены в серебристый цвет, а не цвет кузова, как могли бы сделать в целях экономии. Значит, всё же их планировали вставить в каталог новинок, поэтому подчеркивали все положительные стороны. На хромированных колпаках отчётливо читается Chevrolet. На кабинах и кузовах моделей представлены различные варианты рекламных надписей компании Coca-Cola. В общем, вполне симпатичные и проработанные масштабные модели. У прототипа сельскохозяйственного пикапа кузов имел два борта, однако вторая его часть, похоже, безвозвратно утрачена в результате длительного хранения. На проработку днищ моделей специалисты решили не тратить свое время.

Масштабная модель пикапа Chevrolet 3100 серии, 1953 г.в., масштаб 1:43, Road Champs
Масштабная модель грузового фургона Chevrolet Suburban, 1954 г.в., масштаб 1:43, Road Champs

Недовостребованные раритеты

Почему же эти масштабные модели так и не дошли до конвейера? Увы, просто несмотря на их привлекательность и возможную востребованность широким количеством потребителей, они оказались убыточными. Дело в том, что для начала литья под давлением уже серийных копий, необходимо было оплатить определённое вознаграждение компании GM – владельцу бренда Chevrolet. Эти затраты в принципе не стали сюрпризом для Corgi, данная практика довольно широко распространена в мире. Подкосила выход серии сумма вознаграждения, запрашиваемая компанией Coca-Cola. Несмотря на большое количество переговоров и доводов, на них сказанных, представители Coca-Cola оказались несгибаемы и не пошли на компромисс. Они очень серьёзно оберегают репутацию своего бренда, а аудитория Corgi показалась им слишком малой и довольно «нишевой», чтобы идти на какие-то уступки. Как результат, все затраты на производство маркетинговых исследований и создание прототипов масштабных моделей Chevrolet, а это всё же была значительная сумма, списали. Работы не возобновили.

Фургон мороженщика, футуристический автомобиль на базе Chevrolet 3100, масштаб 1:43, Road Champs

Одна из неудач маркетинго-производственного блока не помешала в 1999 году представителям финансовой группы Cinven продать Corgi китайской компании Zindart International Limited, которая в 2000 году создала собственное подразделение в США, назвав его Corgi USA. Венчурные капиталисты достигли своих целей и увеличили свою прибыль. Представители компании из Китая заполучили известнейший бренд и стали думать, как развивать его дальше, переименовавшись в 2006 году в компанию Corgi international и продав часть активов Zindart International Limited. Копии грузовиков Chevrolet Coca-Cola на долгие двадцать лет забыли в тёмном шкафу одного из кабинетов фабрики в Уэльсе, откуда их спас Пол Лумсдон и хранит их у себя до сих пор.

Масштабные же модели автомобилей Chevrolet Advance Design, отлитые из металлического сплава ЦАМ по технологии die-cast с различными вариантами кузова, рекламными надписями и даже открывающимися элементами в США, как и в других странах мира, коллекционерам и всем желающим предложил бренд Road Champs. Правда, эти модели копировали автомобили 1953 года выпуска, а не как у Corgi – 1947 года.

Масштабная модель эвакуатора на базе пикапа Chevrolet 3100 серии, 1953 г.в., Road Champs
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию