Опубликовано: ГП 03-2020
Разнообразный «Эталон»

Автобусы производства Бориспольского и Черниговского автозаводов

Александр Говоруха
Фото автора, Юрия Петрова и корпорации «Эталон»

Сегодня корпорация «Эталон» занимает второе место по производству автобусов на Украине. Оборотной стороной этой медали является очень малый выпуск, находящийся за пределами рентабельности. Из 891 автобуса, произведённых в 2018 году на Украине, только 188 приходится на машины этого предриятия.

Бориспольский автозавод, входящий в состав корпорации «Эталон» был создан на базе ранее существовавшего предприятия «УкрВолгаТехсервис», собиравшего легковые и грузовые автомобили ГАЗ. Сам завод расположен возле пгт. Пролиски, что на полпути от Киева к Борисполю.

В 2002 г. предприятие начало сотрудничество с индийской автомобилестроительной компанией Tata Motors, и производственные мощности завода были перепрофилированы под лицензионную сборку среднетоннажных грузовиков Tata для украинского рынка. В мае 2002 г. на международном автосалоне «SIA-2002» завод представил новый автобус. Разработкой БАЗ А079 на шасси Tata LPT-613/38 из комплектующих индийского и украинского производства занимался НИИ ОАО (ВАТ) «Укравтобуспром», который впоследствии и передал документацию НТЦ «Эталон». Осенью того года началось серийное производство автобусов А079, цена которых составляла $23 тыс. В 2003 году модельный ряд автобусов корпорации значительно расширился и завод начал активно продвигать свою продукцию на рынке России, участвуя в московских автосалонах.

Начиная с 2004 года, в структуру корпорации вошёл Черниговский автозавод. Кроме широко известных автобусов «Эталон», были созданы и опытные образцы автобусов, известные лишь узкому кругу специалистов. Многие из опытных машин засветились лишь однажды, став участниками международных автовыставок.

Опытный образец [b]автобуса А079, получивший название «Эталон» (укр. «Еталон»)[/b] спроектирован ВАТ «Укравтобуспром». Впервые был представлен на международном автосалоне «SIA-2002». Автобус базировался на индийском шасси Tata LPT-613/38. Двигатель, ходовую часть, «оптику» и часть передней маски для этого автобуса были предоставлены индийской стороной
[b]Микроавтобус БАЗ-2215 «Дельфин»[/b], разработанный на базе «ГАЗели» ГАЗ-3302 ещё в середине 1990–х НТЦ «Автополипром Ltd»,  несколько месяцев в конце 2003 года выпускался на Бориспольском автозаводе, а в 2004 году его производство было перенесено в Чернигов
[b]Городской автобус малого класса БАЗ-3201 «Подснежник»[/b] впервые был представлен в 2003 году. Из новшеств того времени стоит отметить зад­нее размещение силового агрегата. Большие сдвоенные двери пассажирского салона размещались в пределах колёсной базы. Общая пассажировместимость составляла 35 человек
Новинка 2004 года [b]автобус БАЗ-А411 «Роксолана»[/b] относится уже к городским автобусам среднего класса. Длина машины – 9000 мм. В салоне, рассчитанном на перевозку 70 человек, предусмотрено 20 пассажирских кресел. Моторный отсек предназначен под установку разных вариантов двигателя, но на этом образце смонтирован двигатель Tata 697. Подвеска всех колёс пневматическая
[b]Малогабапритное автомобильное шасси технологического назначения БАЗ-3340 «Терен»[/b] впервые было показано на выставке «SIA-2003» в мае, а в августе уже на московском МИМС-2003. Машина с установленным кузовом для распределения твёрдых противогололёдных реагентов или песка была адресована коммунальным и парковым хозяйствам, но так и не заинтересовала никого из потенциальных покупателей
На автосалоне «Автобус-2004» был представлен [b]БАЗ-3202 «Подснежник»[/b]. По сравнению с первым опытным образцом ширина машины уменьшена с 2200 до 2100 мм, что благотворно отразилось на её экстерьере. Автобус получил две одностворчатые двери в средней части кузова
[b]Городской автобус малого класса БАЗ-3240[/b] в исполнении маршрутного такси был изготовлен весной 2003 года по документации НТЦ «Автополипром Ltd». Маршрутка базировалась на агрегатах IVECO и получила собственное имя «Мустанг». Салон опытного образца был рассчитан на 30 пассажиров
[b]Туристский автобус малого класса БАЗ-3203 «Эдельвейс»[/b] был впервые показан на московском МИМС-2003 и только в 2004 году на Украине. Машина имела несущий кузов и заднее размещение 5,7-литрового дизеля Tata 697. В салоне размещалось 18 комфортабельных пассажирских кресел
В 2005-м был представлен [b]автобус малого класса БАЗ-А212[/b], получивший собственное имя «Славутич». Салон машины вмещал 37 мест (посадочных – 15). А212 имел несущий кузов. Мосты и дизель ММЗ Д-245 мощностью 136 л.с. позаимствованы от трёхтонки ЗИЛ-5301 «Бычок». Подвеска колёс оригинальная, пневматическая, с возможностью опускания кузова на остановках
Городской 10-метровый [b]автобус среднего класса БАЗ-А412[/b] был показан на международном автосалоне TIR-2006. Он имел цельнометаллический кузов вагонной компоновки, интегрированный с шасси FAW 6102D92-1. Салон вмещал 79 человек (23 места для сидения). Двери автобуса с пневматическим приводом размещались согласно схеме 1+2+1. От базового шасси машина унаследовала переднюю и заднюю зависимые рессорные подвески с телескопическими амортизаторами
[b]Пригородный автобус малого класса БАЗ-А053.02 «Эталон»[/b] был представлен в 2006 году.  По сути, это укороченный более чем на метр привычный БАЗ-А079 «Эталон». Его длину уменьшили с 7150 до 6030 мм, а ширину – с 2240 до 2100 мм. В салоне предусмотрено 17–18 мест для сидения, общая пассажировместимость – 22 человека. На машину устанавливался дизельный двигатель Tata меньшей мощности – 90 л.с. вместо 130
[b]Штабной автобус изготовлен в 2007 году на базе модели туристского автобуса А079[/b]. Его изюминка в салоне, который разделён на две зоны. В первой, что ближе к водителю, расположено 8 пассажирских сидений. Вторая зона оборудована всем необходимым с целью создания максимального комфорта в пути: мягким диваном, большим столом, газовой плитой, умывальником, душевой кабиной, холодильником, двумя видеосистемами, кондиционером. Зоны автобуса в случае необходимости разделяются дверью-купе, в каждую из зон есть отдельный вход
В 2006 году на киевском автосалоне был представлен [b]городской автобус ЧАЗ-А074[/b], собранный на китайских агрегатах. Кузов рамной конструкции вмещал 41 пассажира (19 мест для сидения).  Автобус был спроектирован с целью создания дешёвой городской машины, доступной небогатым перевозчикам. Дизельный двигатель здесь FAW CA4D32 мощностью 119 л.с. потреблял до 16,5 л топлива на 100 км пути
На Киевской международной выставке TIR-2010 впервые был представлен [b]городской автобус I класса БАЗ-А081 «Василёк»[/b] длиной 7,7 м. Для прохода в салон автобуса предусмотрены две двери – двухстворчатая в средней части и одностворчатая в задней части. В салоне размещалось всего 15 сидений, при этом автобус мог перевозить до 55 пассажиров. В качестве силового агрегата использовался японский 160-сильный турбодизель Hino HA6DTI3N-BS-Ш
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию