Опубликовано: ГП 06-2009
Русско-Балтiйскiй Т

История «Русско-Балтийского тяжёловоза» – бортового грузовика с полезной нагрузкой 5–6 т модели «Руссо-Балт Т 40/65»

Cтанислав Кирилец (Stanislav Kiriletz),
иллюстрации из коллекции автора и М. Коломийца

Поставщик Величества Акционерное общество «Русско-Балтийского вагонного завода» (РБВЗ) было основано в Риге в 1875 г. как филиал немецко-бельгийской фирмы «Ван дер Ципен и Шарлье» (Van der Zypen & Charlier GmbH) для постройки железнодорожных вагонов. Вскоре предприятие стало независимым и выросло в один из крупнейших машиностроительных концернов России. На Русско-Балтийском заводе в Риге строились вагоны, сельскохозяйственная техника, стационарные моторы.

С 1909 г. отдел автомобилей РБВЗ в Риге по предложению председателя правления завода М. В. Шидловского взялся за постройку автомобилей. На должность главного конструктора был приглашен швейцарский инженер Жульен Поттера, ранее работавший в бельгийской фирме Fondu («Фондю»). Первые автомобили «Русско-Балтийский» (так было сначала написано на радиаторах машин, позже появились названия «Русско.-Балт», «Руссо-Балт» и франкоязычный вариант Russo-Baltique) конструктивно повторяли автомобили типа «Фондю». C 1913 г., когда на пост главного конструктора вступил немец Эрнст Валентин, завод освоил и собственные модели автомобилей, а несколько 1,5-тонных грузовиков и автобусов были изготовлены по лицензии швейцарской фирмы Arbenz («Арбенц»).

Автомобильный отдел РБВЗ был крупнейшим производителем автомобилей в Российской империи. Всего на РБВЗ с 1909 по 1915 г. в Риге и с 1916 по 1919 г. в Петрограде было построено 632 автомобиля (в Риге – 581). «Руссо-Балт» выпускал ряд моделей легковых и грузовых машин (первоначально модели обозначались латинскими литерами C, K, L, M, T, D, E, но позже в документах Военного ведомства и российской прессе латинские индексы были заменены на русские) с моторами мощностью от 16 до 65 л.с. Среди них были автобусы, пожарная машина и артиллерийский тягач. Основным заказчиком фирмы было Военное министерство, закупившее с 1911 г. 402 легковых и грузовых автомобиля «Руссо-Балт». В 1910 г. РБВЗ приобрел кузовную фабрику «Фрезе» в Петербурге, на ее базе было организовано петербургское отделение завода. Позже в Петербурге был основан новый моторный и авиационный завод (РБМЗ, или «Аэро-Балт»), где выпускали авиадвигатели, аэропланы и аэросани для русской армии, в том числе тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец» конструкции И. И. Сикорского, а после эвакуации рижского завода в 1915 г. вели сборку автомобилей. В 1916 г. открылись филиалы РБВЗ в Москве и Филях. B советское время они были национализированы и стали называться Броне-танково-автомобильные заводы (1-й БТАЗ и 2-й БТАЗ) объединения «Промбронь». Там до конца 1923 г. были построены 27 последних легковых машин под маркой «Промбронь».

Начав автомобильную деятельность в июне 1909 г. с изготовления легковых машин, руководство Автомобильного отдела РБВЗ одновременно запланировало и производство грузовиков. Предложение Русско-Балтийского завода Военному ведомству о постройке трех «грузовозов» (1,5, 2 и 3-тонного) поступило в мае 1909 г. Несмотря на то что до этого времени РБВЗ грузовиков не делал, 20 декабря 1910 г. после посещения командиром Учебной автомобильной роты подполковником П. И. Секретевым Русско-Балтийского вагонного завода в Риге Военное ведомство подписало с РБВЗ договор о поставке двух машин для роты, предупредив руководство фирмы, что они предназначены для участия в военно-испытательном пробеге «грузовозов», намеченном на 1911 г. Однако только 10 декабря 1912 г. РБВЗ сообщил Военному ведомству об исполнении заказа. Есть основания полагать, что Русско-Балтийский завод намеренно затянул сдачу заказанных грузовиков, дожидаясь результатов пробега, чтобы изготовить автомобили строго по армейским требованиям, которые были определены только после этих испытаний. При этом первая 1,5-тонная грузовая машина модели «L 24 / 35» была собрана из узлов швейцарской фирмы Arbenz, а 3-тонная модель «M 24 / 35» была собственной разработкой РБВЗ. Сначала Военное ведомство не спешило отдать крупные заказы отечественному производителю, не проверив производственные возможности Автомобильного отдела РБВЗ и технические возможности автомобилей «Руссо-Балт». Был даже послан запрос лифляндскому генерал-губернатору о кредитоспособности завода, на который весной 1911 г. пришел положительный ответ. Осенью 1911 г. начальник Отдела военных сообщений Главного управления Генерального штаба Русской императорской армии генерал-лейтенант Ф. Н. Добрышин совместно с П. И. Секретевым во второй раз посетил завод в Риге, после чего рассеялись последние сомнения в способности завода выпускать автомобили для армии. В докладной записке от 11 ноября 1911 г. Ф. Н. Добрышин положительно высказался по этому вопросу, а 9 декабря, дополнив докладную описанием завода, П. И. Секретев поддержал позицию Добрышина.

Многие автомобильные фирмы Европы и Америки были заинтересованы в поставках своей техники Военному ведомству России. Это сулило им огромные прибыли. В мае 1913 г. в Санкт-Петербурге открылась IV Международная автомобильная выставка. По своему размаху она затмила все доселе проведенные автомобильные выставки в Европе. Зная о намерениях России закупить для военной службы большое количество автомобилей, многие фирмы целенаправленно представили на «Петербургском салоне» военные автомобили, в том числе специализированные, разумеется, и «Руссо-Балт» нуждался в военных заказах.

В советские годы широкое распространение получило идеологически выдержанное мнение некоторых историков, что Военное ведомство Российской империи сознательно игнорировало продукцию отечественных производителей автомобилей, приобретая, как правило, машины только иностранных заводов. Мнение это неверное. Наоборот, в первую очередь именно Русская армия всячески содействовала развитию отечественной автомобильной промышленности, постоянно заказывая автомобильную технику на русских предприятиях, даже на тех, где автомашины строились эпизодически в незначительных количествах.

Император Николай II со своей свитой перед входом в Михайловский манеж, где распологалась IV Международная автомобильная выставка. На заднем плане автомобиль «Руссо-Балт Т 40/65». Санкт-Петербург, 1913 г.
Император Николай II со своей свитой перед входом в Михайловский манеж, где распологалась IV Международная автомобильная выставка. На заднем плане автомобиль «Руссо-Балт Т 40/65». Санкт-Петербург, 1913 г.
Император Николай II со своей свитой перед входом в Михайловский манеж, где распологалась IV Международная автомобильная выставка. На заднем плане автомобиль «Руссо-Балт Т 40/65». Санкт-Петербург, 1913 г.

Русско-Балтийский завод пользовался самым пристальным вниманием военных кругов. Уже в 1913 г. легковые машины отечественного производства, изготовленные Автомобильным отделом РБВЗ, кроме отдела военных сообщений Главного управления Генерального штаба имелись в штатах и других армейских структур – в Петербургском окружном артиллерийском управлении, Офицерской воздухоплавательной школе и Кронштадтском крепостном артиллерийском управлении. В 1913 г. по инициативе Главного артиллерийского управления на РБВЗ был построен оснащенный мощной лебедкой и стальными колесами первый отечественный тягач, предназначенный для транспортировки мишеней Сергиевского артиллерийского полигона, – «Руссо-Балт Т 40 / 65». С этой машины началась история российских тяжелых грузовых автомобилей.

Дебют «Русско-Балтийского тяжёловоза» – бортового грузовика собственной конструкции с полезной нагрузкой 5–6 т модели «Т 40 / 65» – состоялся на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге в мае 1913 г.

Колесный тягач «Руссо-Балт Т 40/65», 1913 г.

Конструкция модели «Т» отличалась многими интересными прогрессивными особенностями. На автомобиле «Руссо-Балт Т 40 / 65» образца 1913 г. устанавливали 4-цилиндровый двигатель мощностъю 40 / 65 л.с. (первая цифра в индексе относится к т. н. налоговой мощности, вторая – к реальной) рабочим объемом 7235 см3 (120х150 мм) с нижним расположением клапанов по обе стороны блока. В 1914 г. объем двигателя повысили до 7850 см3 (125х160 мм), а клапаны были установлены по настоянию Военного министерства на одной стороне мотора. Номинальная мощность двигателя 65 л. с. вырабатывалась при 1000 мин–1 при допущении перегрузки в 30 %. Пружины клапанов были сделаны из специального сорта стали, не дающей усадки при нагревании, и вместе с толкателями были закрыты алюминиевыми крышками. Коленвал крепился на трех бронзовых подшипниках в алюминиевом картере. Смазка автоматическая под давлением производилась двумя поршневыми насосами, из которых один подавал масло к трущимся частям двигателя, а другой в картер.

Бронированные зенитные установки «Руссо-Балт Т 40/65 – Путилов», 1915 г.

Карбюратор на машине стоял французский (фирмы Zenith), регулировка газа производилась рычагом на руле и акселератором. Бензин подавался под давлением из бака, вмещающего 226 л топлива, размещенного под сиденьем шофера, и самотеком из дополнительного резервуара, укрепленного на приборной доске. Зажигание двойное – при помощи двух-искрового магнето высокого напряжения и аккумуляторной батареи с индекционной катушкой производства Bosch. Система охлаждения включала трубчатый радиатор, укрепленный эластично на раме перед двигателем. Циркуляция воды производилась при помощи центробежного насоса, для облегчения пуска двигателя имелся декомпрессор. Отработанные газы выводились через глушитель, имевший клапан для свободного выпуска. Двигатель крепился на раме при помощи четырех «лапок».

Бронированные зенитные установки «Руссо-Балт Т 40/65 – Путилов», 1915 г. 1-я отдельная батарея для стрельбы по воздушному флоту капитана Тарновского
Бронированные зенитные установки «Руссо-Балт Т 40/65 – Путилов», 1915 г.
1-я отдельная батарея для стрельбы по воздушному флоту капитана Тарновского
Бронированные зенитные установки «Руссо-Балт Т 40/65 – Путилов», 1915 г. 1-я отдельная батарея для стрельбы по воздушному флоту капитана Тарновского
Бронированные зенитные установки «Руссо-Балт Т 40/65 – Путилов», 1915 г. 1-я отдельная батарея для стрельбы по воздушному флоту капитана Тарновского

Сцепление модели «Т» было классическим – при помощи обратного конуса, обтянутого пропитанной специальным противоизносным составом кожей. Двигатель был соединен коротким карданом с алюминиевой 4-скоростной КП, прикрепленной к раме на эластичных подушках. Валы и шестерни КП были изготовлены из высокопрочной стали и вращались на шариковых подшипниках. Главная передача на задние колеса производилась роликовыми цепями, оба ведущих вала были соединены с задней осью при помощи шарнирных штанг, имеющих винтовую регулировку длины для натяжения цепей. Для защиты цепей предусматривались съемные металлические кожухи, но на практике они применялись редко. Педалей было три: сцепление, тормоз и дополнительная – для одновременного выключения сцепления и торможения. Тормозов наружного действия было два – один на главном валу КП, второй на одном из ведущих задних валов дифференциала. Оба механических тормоза приводились в действие педалью, были снабжены пружинным уравнителем и водяным охлаждением. Ручной тормоз приводил в действие тормозные колодки в барабанах на задних колесах. Рама машины изготовлялась из коробчатой стали, рессоры были полуэллиптическими. Оси стальные кованые имели двутавровое сечение. Рулевое управление – червячно-секторное, колеса имели массивные дубовые спицы, металлические ободья, сплошные резиновые «грузо-шины» и бронзовые втулки с сальниками, предохраняющими смазку от вытекания. В передней части рамы были установлены два буксирных крюка, а в задней – «упряжное приспособление» для транспортировки прицепа, снабженное двумя буферами. К задней оси на шарнирах были прикреплены два «горных упора».

Расчет небронированной самоходной зенитной установки Лендера/ Тарновского на шасси грузовика «Руссо-Балт Т 40/65» во время боевых действий на Северном фронте. 2-я отдельная батарея для стрельбы по воздушному флоту, лето 1916 г. (внизу). Вверху – бронированный вариант 1-й батареи
Расчет небронированной самоходной зенитной установки Лендера/ Тарновского на шасси грузовика «Руссо-Балт Т 40/65» во время боевых действий на Северном фронте. 2-я отдельная батарея для стрельбы по воздушному флоту, лето 1916 г. (внизу). Вверху – бронированный вариант 1-й батареи

Выставленный на петербургской выставке 1913 г. грузовик «Руссо-Балт Т 40/65» имел следующие размеры: колея – 1710 мм; база – 3650 мм; бортовая платформа – 3500х2000 мм. Вес машины был 3000 кг, кабина открытая с парусиновым защитным верхом, максимальная скорость машины 18–20 верст в час. На поздних моделях 1914 г. снаряженная масса достигала 4320 кг.

Всего в 1913–1914 гг. Русско-Балтийский вагонный завод в Риге изготовил 20 грузовиков модели «Т 40/65». Все они были приобретены Военным ведомством и в дальнейшем были задействованы на фронтах Первой мировой войны в составе автомобильных и артиллерийских подразделений.

Особое внимание следует уделить автомобилям, предназначенным для зенитной артиллерии, для которой подвижность имеет зачастую решающее значение. Первая попытка установить на автомобиль зенитное орудие, предназначенное тогда для борьбы с аэростатами, произошла в Германии в 1911 г. Специалисты Рейнского металлического и машиностроительного завода Rheinmetall «Рейнметалл» установили 65-мм зенитную пушку на шасси грузовика Ehrhardt («Эрхардт»). Этой новинкой заинтересовалось российское Главное артиллерийское управление (ГАУ), велись даже переговоры с Германией о покупке такой машины, правда, бесплодные. Летом 1914 г. инженер-технолог Путиловского завода Ф. Ф. Лендер сконструировал трехдюймовую противоаэростатную пушку на неподвижном лафете. А установка, прицельное приспособление и рассеивающий механизм орудия были разработаны офицером ГАУ капитаном В. В. Тарновским. Орудие могло действовать и против аэропланов, поэтому его назвали трехдюймовой противоаэроплановой пушкой системы Лендера/ Тарновского. В августе 1914 г. на Путиловский завод в Петрограде поступил заказ от ГАУ на изготовление 12 таких пушек, их предполагали установить на автомобили. В декабре начались испытания первых четырех орудий и одновременно приступили к формированию зенитной автомобильной батареи. Базой для первых самоходных зениток послужили отечественные тяжелые грузовики «Руссо-Балт Т 40/65». Орудие установили на платформу машины, снабженную тремя опускающимися при стрельбе упорами, моторный отсек и кабину забронировали. Помимо четырех боевых машин в 1-ю отдельную батарею для стрельбы по воздушному флоту поставили четыре 3-тонных грузовика «Руссо-Балт М 24/40», предназначенных для перевозки личного состава и боеприпасов. Бронирование всех машин и установка орудий велись на Путиловском заводе. После испытаний 20 марта 1915 г. стрельбой и пробегом батарея под командованием капитана Тарновского в составе пяти офицеров, одного военного чиновника и 88 нижних чинов отправилась на Северный фронт. Удачные боевые действия 1-й батареи побудили Главное артиллерийское управление к дополнительному заказу пушек Лендера/ Тарновского. В 1915 г. была сформирована 2-я отдельная батарея для стрельбы по воздушному флоту, в 1916 г. еще пять и в 1917-м – две. Всего было сформировано двенадцать батарей на автомобилях. На вооружение новых батарей поступали небронированные зенитные автомобили, изготовленные на шасси машин «Руссо-Балт Т 40/65» и «Уайт» (White) американского производства. Таким образом, как минимум, еще четыре зенитных «Руссо-Балта» поступили на вооружение императорской армии, два из них осенью 1917 г. во время развала русской армии в связи с революционными событиями были захвачены немцами.

Захваченные немецкими войсками (на снимке внизу) самоходные зенитные установки Путиловского завода конструкции Лендера/ Тарновского на шасси грузовиков «Руссо-Балт Т 40/65» на сборном пункте трофеев германской императорской армии. Курляндия, 1917 г.
Захваченные немецкими войсками (на снимке внизу) самоходные зенитные установки Путиловского завода конструкции Лендера/ Тарновского на шасси грузовиков «Руссо-Балт Т 40/65» на сборном пункте трофеев германской императорской армии. Курляндия, 1917 г.

Литература:

IV Международная автомобильная выставка 1913 года. Петроград, 1915.

Барятинский М., Коломиец М. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917. М., 2000.

Дубовской В.И. Автомобили и мотоциклы в России 1896–1917 гг. М., 1994.

Кирилец С.В. Автомобили Российской империи. М., 2007.

Коломиец М.В. Броня русской армии. М., 2008.

Хальфан Ю.А. Первые русские автомобили и их эксплуатационные качества. М., 1960.

Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. М., 1993.

Шугуров Л.М. Погоня за «Руссо-Балтом». М., 2004.

Dupouy A. L'automobile en Russie jusqu'en 1917. Grenoble, 1989.

Liepins E. Rigas auto. Riga, 1997.

Комментировать ... >>