Опубликовано: ГП 10-2016
И как мать, и как водитель

Новые автобусы МАЗ-241S30 и МАЗ-257 и социальная программа «Школьный автобус»

Андрей Филиппов, фото автора

2013 год. Минский автомобильный завод и «Банк развития Республики Беларусь» начали совместную социальную программу «Школьный автобус». Её суть – передать школьным учреждениям Белоруссии автобусы МАЗ-241 для доставки детей из отдалённых деревень к месту учёбы. А изюминкой проекта стал тот факт, что управлять всеми автобусами должны были… женщины. Оригинальная идея осуществлена, и милые дамы за рулём школьных автобусов стали символом безопасности при перевозке детворы: сами матери, они лучше всех понимают ценность своих пассажиров…

Со старта проекта прошло три года. В 2013 году было поставлено 60 автобусов, в 2014 – 15 ед., в 2015 ещё 61 «школьник» стал перевозить маленьких пассажиров. Нынешний год позволил разменять вторую сотню – как раз на передаче партии, где находился 200-й экземпляр МАЗ-241, мы и смогли поприсутствовать. Что же поменялось за прошедшие годы?

«Старички»…

В принципе, изменений не так уж и много. В первую очередь, добавились электронные аксессуары, например, большой монитор под потолком, по которому можно развлечь детвору мультиками или фильмами во время длительных поездок – путешествие от школы до дома порой занимает до часа. Да и выезды на экскурсии никто пока не отменял.

Судить об интерьере МАЗ-257 пока сложно – ни клавиш, ни кнопок, ни магнитолы. Одно слово – макет. Впрочем, кабина довольно просторная, а на крышке моторного отсека есть полезные выштамповки Интерьер кабины «школьника» отличается от обычного автобуса лишь вспомогательным оборудованием: монитор на панели передает изображение с камеры, а коробка справа – пульт системы пожаротушения

Во-вторых, стоит отметить перекомпоновку моторной шахты, связанную не только с установкой двигателя Cummins вместо ММЗ, но и с улучшением её шумоизоляции, что для комфорта как водителя, так и маленьких пассажиров, несомненное благо.

Есть и ещё доработки, но перечислять их все я не буду. Тем более, что процесс модернизации вёлся постепенно, и все изменения бросаются в глаза только в сравнении с самыми первыми МАЗ-241, переданными в школы в 2013 году. Основное отличие нынешней партии – новые кресла с четырёхточечными ремнями. До этого устанавливались стандартные сиденья от пригородных версий серийных автобусов.

В общем, процесс идёт.

Салон МАЗ-257. Ровный пол, полки для ранцев, узкие форточки, сиденья практически на одном уровне, кроме мест сопровождающих, лицом по ходу движения – типичный «школьник» Особенность данной партии МАЗ-241 – детские кресла с четырёх-точечными ремнями безопасности. Обратите внимание – профиль кресел и их расстановка выбраны с учётом акселерации нынешних школяров

Байки для VIP

Всё-таки МАЗ – рисковый завод. Пригласить специализированные СМИ не на символическую, а реальную передачу автобусов, да ещё и предоставить возможность пообщаться с водителями, которые ежедневно на них работают… Я не мог этим не воспользоваться!

Знакомьтесь, Надежда Никонова – водитель школьного автобуса МАЗ-241 с 2013 года. Именно она стояла у истоков той самой «школьной» программы в Белоруссии, продолжение которой мы сейчас наблюдаем, и, как это ни печально, она одна из немногих, кто остался верен выбранной профессии. Выдержать тяжёлый режим работы, где к ответственности за детей «бонусом» добавлялась работа на новых (читай «сырых») автобусах, смогли немногие. Надежда смогла, так что встреча с ней для меня оказалась большой удачей.

О тех первых МАЗах она отзывается сдержанно. Машины реально были «сырыми» и требовали повышенного внимания к себе. Только после «протяжки» и обкатки, когда все мелкие недочёты были устранены, появилась уверенность в машине, и перевозка детей начала приносить радость. Впрочем, ни разу за всё время автобус её не подвёл, безжизненно замерев где-нибудь среди заснеженных лесов или продуваемых всеми ветрами полей, что не может не радовать – дети же в салоне!

Водитель школьного автобуса Надежда Никонова

Из того, что категорически не нравилось – вибронагруженный двигатель ММЗ и механическая коробка передач с нечёткими ходами и нелогичными для автобуса передаточными отношениями, максимальная скорость которого не превышает 60 км / ч. Эти и остальные неприятные мелочи, которые всплывали в процессе эксплуатации, скрупулезно доводились до автозаводцев – благо, те реально интересовались своими творениями и были благодарны любым отзывам.

Как оказалось, собирали они информацию не из праздного любопытства. Новый МАЗ-241S30, который получила Надежда, оснащён более совершенным двигателем Cummins и таит в себе длинный список проведённых доработок. После краткого осмотра только положительные эмоции – автобус стал заметно лучше. Единственное – коробка передач так и осталась механической, ставить «автомат», чтобы облегчить женский труд, почему-то решили нецелесообразным.

А ещё Надя просто влюбилась в МАЗ-257: отдельная дверь в кабину (не надо скакать по моторному тоннелю), увеличенная пассажировместимость (можно обойтись двумя рейсами вместо трёх), увеличенный клиренс и рессорная подвеска (можно увеличить скорость на разбитых дорогах и не бояться снежных переметов) и т. д. Список отмеченных плюсов оказался большим. Сказала, что теперь есть новая мечта – сесть за руль «257-го». Похоже, наша встреча была явно не последней, кто лучше водителя расскажет, чего стоит тот или иной автобус?!

…и «молодой»

Впрочем, для меня основной интерес на мероприятии представляли не доработанные МАЗ-241S30, а анонсированный показ нового «школьника» – МАЗ-257. Правда, журналистов сразу предупредили, что машина проходит испытания на стенде и, по сути, представляет собой макет. Но разве можно этим остановить фанатичную прессу?! Вот он, подросший в размерах и утративший причудливый дизайн, новичок!

Новый «школьник» МАЗ-257 – пока только ходовой макет, но о дизайне, компоновке и пропорциях можно судить совершенно спокойно, они уже не изменятся Старый «школьник» МАЗ-241S30 – доработанная версия. Внешне машина не изменилась, зато по начинке автобус ушёл от первых машин достаточно далеко. Конструкторы услышали пожелания водителей

Перед конструкторами стояла задача увеличить размеры автобуса для перевозки детей. В связи с закрытием школ и детских садов в маленьких деревнях количество школьников и малышей, которых надо централизованно доставлять к месту, увеличивается с каждым годом, и компактный МАЗ-241 уже давно не справляется с возросшим «пассажиропотоком». Теперь в салоне можно перевезти на 8 человек больше.

Кроме того, встал вопрос об увеличении проходимости автобуса. Изначально спроектированный как «турист» и автобус для нерегулярных перевозок по асфальтированным дорогам, «241-й» довольно болезненно переносит разбитые «гравийки», особенно когда дело касается глубоких ям. У «257-го» с этим проблем быть не должно: клиренс под осями по 200 мм, угол въезда – 16°, угол съезда – 10°.

Передняя подвеска МАЗ-257 на малолистовых рессорах. Защита двигателя не предусмотрена – до него просто не достать при всем желании. А вот кожух от грязи перед радиатором, возможно, появится Сзади у новинки полноценный пакет рессор. Видите стальные трубки а-ля амортизаторы? Пока не начались полноценные испытания, на макете много подобных неожиданных решений…

А ещё меня не покидало стойкое ощущение, что это не узкоспециализированный «школьник» – две полноценные одностворчатые служебные двери с механизмом обкатывающего типа, по два небольших багажных отсека под днищем, салон с широким проходом и высотой не менее 1900 мм. Всё это очень смахивает на задел по пригородному автобусу, который легко заменит весьма популярный до сих пор, но, увы, снятый с производства МАЗ-256. Поживем, увидим?!

Технические характеристики автобусов МАЗ-241S30 и МАЗ-257*
Модель МАЗ-241S30 МАЗ-257
Габаритные размеры, мм 6790х2550х2945 8720х2550х3150
Колёсная база, мм 3800 4800
Полная масса, кг 9300 10 330
Снаряжённая масса, кг 7670 8030
Пассажировместимость, чел.
  • в т.ч. сидя
22
21+1
31
29+2
Вместимость багажных отсеков, м3 0,7 Н.д.
Допустимая нагрузка на: 1-/ 2-ю оси, кг 4100/ 5200 4050/ 6280
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Cummins ISF3.8s
Турбодизель, I-4, Euro 4
3759
168 при 2600 мин-1
600 при 1300–1700 мин-1
Cummins
Турбодизельный, I-4, Euro 5
Н.д.
177–217
Н.д.
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
Fast Gear 6J70T
Механическая
6/1
ZF
Механическая
6/1
Подвеска Передняя – пневматическая, зависимая с амортизаторами и стабилизатором.
Задняя – пневморессорная, зависимая с амортизаторами и стабилизатором
Передняя – рессорная, зависимая с амортизаторами и стабилизатором.
Задняя – рессорная, зависимая с амортизаторами и стабилизатором
Колёсная формула 4х2
Минимальный радиус поворота, м 9,0 Не более 8,5
Вместимость топливного бака, л 190 Н.д.
* Данные условны в соответствии с ТЗ
Комментировать ... >>