Опубликовано: ГП 08-2016

Майнинговый позитив
Новый самосвал MAN TGS 41.480 8х8 прошёл тестирование на Дмитровском автополигоне

Производитель: MAN Truck & Bus AG
Модель: MAN TGS 41.480 8х8 BB-WW (typ 60W0151)
Начало продаж в России: 2016 г.
Даниил Минаев, фото автора

Однажды представительство концерна MAN решило сделать предложение российской горнодобывающей отрасли. В ответ было услышано, что там интересуются самосвалами грузоподъёмностью от 30 тонн. И закипела работа, итог которой – предмет сегодняшнего теста.

Почему «майнинговый»? Да потому, что термин mining – горный – уже вошло в обиход горняков. Самосвал MAN TGS 41.480 8x8 BB-WW с кузовом вместимостью 21 кубометр и грузоподъёмностью до 32 т я опробовал на тарированных уклонах Дмитровского автополигона. Получил массу адреналина и позитива. Но об этом далее, сначала разберём конструктив.

Рама и кузов

Перед конструкторами стояла непростая задача. С одной стороны, самосвалу полной массой 50 т по определению необходима прочная рама, с другой – усиление стандартной рамы крадёт драгоценные центнеры полезной нагрузки. Дилемма: проектировать под такую нетипичную машину собственную раму или усиливать стандартную. Опять же вопрос серийности, сколько в год необходимо строить подобного эксклюзива, оправдано ли удорожание, неизбежное в малых сериях.

В итоге сложных расчётов решили не применять усиление по типу «лонжерон в лонжероне» по всей длине рамы. Вставки из специальной стали толщиной 9,5 мм установили в трёх местах, практически не изменив собственный вес «хребта». Аналогичная проблема была и с надстройкой.

Гидравлические приводы компании F. X. Meiller отвечают не только за подъём и опускание кузова, но и используются в приводе заднего борта. Сам борт позволяет держать удар горной породы плотностью до 2 кг/cм<sup>3</sup> Гидравлические приводы компании F. X. Meiller отвечают не только за подъём и опускание кузова, но и используются в приводе заднего борта. Сам борт позволяет держать удар горной породы плотностью до 2 кг/cм<sup>3</sup>

Скальная порода требует такого материала кузова, чтобы выдерживать ударные нагрузки при наполнении кузова и фрикционный износ при движении и разгрузке. Конструкция кузова Meiller H436 из стали Hardox HB 450 позволила снизить собственную массу кузова до 5 т без потери прочности при удержании максимальной нагрузки 30 т. Толщина стенок – 8 мм, днища – 12 мм. Защитный козырёк на всю длину кабины имеет толщину 6 мм. Гидравлическая система тоже марки Meiller (Мюнхен, ФРГ) у этого самосвала отвечает не только за подъём и опускание кузова, но и управляет задним бортом. Это позволяет выдержать удар горной породы плотностью до 2 кг / см. Что ещё бросилось в глаза из оборудования на раме – единое поле вблизи аккумуляторных ящиков, куда выведены штуцеры пневмосистемы, выключатель «массы», фильтр-сепаратор и даже противооткатные упоры: водителю при обслуживании, аварийном запуске или подготовке к буксировке автомобиля не придётся шнырять вперёд–назад по всему периметру самосвала. По-немецки выверенное и аккуратное решение!

Трансмиссия и ходовая часть

Трансмиссия с постоянным полным приводом включает раздаточную коробку G253 с дифференциалом и роботизированную КП ZF 12 AS 2330 ОD TipMatic. Размерность шин – 325 / 95 R24.

Трансмиссионная перспектива спереди, размеры «чулков» ведущих мостов сами говорят о своей грузоподъёмности Трансмиссионная перспектива сзади, размеры «чулков» ведущих мостов сами говорят о своей грузоподъёмности
Ходовая часть полностью на сайлентблоках, смазка в процессе эксплуатации не требуется, за исключением надстройки Ходовая часть полностью на сайлентблоках, смазка в процессе эксплуатации не требуется, за исключением надстройки Ходовая часть полностью на сайлентблоках, смазка в процессе эксплуатации не требуется, за исключением надстройки
Ходовая часть полностью на сайлентблоках, смазка в процессе эксплуатации не требуется, за исключением надстройки

Крылья над задней тележкой металлические, появилась и новая защита силового агрегата на всю длину, включая КП. Передние мосты грузоподъёмностью по 9 т каждый – на четырёхлистовых параболических рессорах. Задние мосты грузоподъёмностью по 16 т установлены на балансирной тележке грузоподъёмностью 40 т. Стабилизаторы поперечной устойчивости присутствуют на всех четырёх осях. Теперь немного о тормозной системе. Колёсные тормозные механизмы барабанные на всех осях, интересно, что здесь имеется дополнительный стояночный тормоз на передней оси. За чистотой воздуха в пневмосистеме следит двухкамерный фильтр-осушитель с подогревом.

Крылья над второй осью изготовлены из металла

Двигатель

Для того чтобы уверенно приводить в движение гигантскую с точки зрения дорог общего пользования махину, самосвал снабдили двигателем модели D2676LF07 мощностью 480 л.с. при 1900 мин-1 с максимальным крутящим моментом 2300 Н∙м при 1000–1400 мин-1. Рядная дизельная «шестёрка» пятого экологического класса оборудована системой впрыска топлива Common Rail и системой нейтрализации выхлопных газов SCR с впрыском синтетической мочевины. Поскольку температуры выхлопных газов, по мнению конструкторов, достаточно для обогрева самосвального кузова, то предусмотрели разветвитель и заслонку в выпускном тракте.

Самосвал MAN TGS 41.480 8x8 BB-WW (тест-драйв)
Двигатель D2676LF07 (под капотом) Двигатель D2676LF07 (под кабиной)

С учётом специфики работы самосвала на двигатель установили вентилятор повышенной производительности, который приводится вязкостной муфтой. Для сложных условий эксплуатации предусмотрели дополнительный топливный фильтр с обогревом и водоотделителем и электрофакельное устройство для облегчения холодного пуска.

Кабина

Забираться в кабину майнингового самосвала ой как не просто – очень высоко, за день напрыгаешься! Внутри меня встретила привычная приборная панель с традиционными круглыми шкалами, со спокойными плавными линиями и обводами. К материалам отделки не придерёшься, но такого простора, как в магистральном тягаче конечно же нет. Но даже несмотря на невысокий потолок и отсутствие спального места, расположиться можно вполне с комфортом.

Регулировка жёсткости механической подвески кабины на пружинных стойках
Рабочее место – строго и лаконично Панель приборов

Для тяжёлой работы в пыльном карьере предусмотрен кондиционер, а воздухозаборник фильтра вентиляции кабины оборудован устройством «циклон», иначе фильтровальному элементу долго не выдержать. Ещё здесь я обнаружил электростеклоподъёмники, люк в крыше, правда, механический, регулировку жёсткости механической подвески кабины, круиз-контроль, аудиосистему и автономный отопитель Eberspacher мощностью 2 кВт. Недурно для «просто самосвала»! Непонятно только, почему не предусмотрели на подлокотник водительского кресла, ладно бы ещё была механическая КП, а с автоматом так вообще правая рука свободна.

Для тяжёлой работы в пыльном карьере предусмотрен кондиционер Воздухозаборник фильтра вентиляции кабины оборудован устройством «циклон», иначе фильтровальному элементу долго не выдержать
Для тяжёлой работы в пыльном карьере предусмотрен кондиционер, а воздухозаборник фильтра вентиляции кабины оборудован устройством «циклон», иначе фильтровальному элементу долго не выдержать

Уклоны и градусы

Начать упражнения в горной езде пришлось сразу с уклона 30 % – всего 16,7°. Посмотрите, по транспортиру – вроде чепуховина! Но когда едешь вверх, видно только небо, но MAN kann! Как говорится в рекламном слогане – «МАН может это»!

Сгруппированы корпус воздушного фильтра, топливный фильтр-сепаратор, аккумуляторный ящик и блок силовых предохранителей Сгруппированы корпус воздушного фильтра, топливный фильтр-сепаратор, аккумуляторный ящик и блок силовых предохранителей Баки для топлива и мочевины сгруппированы в единый модуль

Теперь нужно спуститься вниз (кузов частично загружен влажным песком), активировав декомпрессионный моторный замедлитель. Не стоит суетливо перебирать положения ретардера, чтобы добиться стабильного замедления. Электроника самостоятельно выберет нужный алгоритм для удержания такой тяжести на уклоне. И выбрать есть из чего: от инструментария работы КП до SCR с декомпрессионным регулируемым моторным тормозом EVBec.

Электронная система сама обеспечила установившееся замедление. От меня потребовалось лишь в нужный момент на спуске зафиксировать желаемую скорость кратковременным (в течение одной секунды) нажатием тормозной педали, а после нажатия на газ функция автоматически отключается. Но при движении на подъём инструктор просит отключить ассистент торможения, иногда (у него же нет глаз) этот электронный помощник, перестраховываясь, будет мешать разогнаться перед затяжным подъёмом. И вот неспешно, но уверенно самосвал ползёт наверх, мерно тарахтя мощным дизелем.

Температуры выхлопных газов достаточно для обогрева самосвального кузова, поэтому предусмотрели разветвитель и заслонку в выпускном тракте
Лестница в кузов расположена слишком высоко

Затем пришлось повторить заезд на соседнем уклоне 40 %. Страшно, поверьте. С непривычки кажется подъём никогда не закончится, и начинаешь думать, а если самосвал улетит под гору, если что-то пойдёт не так? Казалось бы, плюс какие-то 10 %, но из кабины кажется, что ты ползёшь вверх по вертикальной стенке! А ведь это всего лишь 21,8°! А ещё неприятно солнце светит прямо в лицо. Перевести дух удаётся, когда откуда-то снизу выплывает земля, а солнце чиркает вверх и уже не освещает как фонарь всю кабину.

А потом нужно было развернуться на верхней площадке, и тут уже лавиной обрушиваешься вниз. Ощущение, что сейчас вывалишься под гору вместе с кабиной, кузовом и всем его грузом, а машина так и будет терпеливо спускаться с подъёма! Благородный трудяга, созданный педантичными и аккуратными немецкими рабочими, опять не подвёл и воспринял это как будничную работу.

Передняя и задняя оптика забраны под защитную решётку. Вообще головной свет у MAN один из лучших, и заметьте, принципиально без использования модных сегодня линз Передняя и задняя оптика забраны под защитную решётку. Вообще головной свет у MAN один из лучших, и заметьте, принципиально без использования модных сегодня линз

В этот момент в глубине души проникаешься уважением к создателям такой техники. Ведь помимо завидных возможностей этого самосвала, в нём удобно водителю, он лёгок и понятен в управлении, безопасен и комфортабелен. Только представители концерна напоследок предупредили: технические возможности MAN TGS 41.480 BB-WW превышают некоторые требования по осевым нагрузкам для дорог общего пользования, посему грузить машинку от души и с горкой следует в карьерах и гонять на технологических дорогах, чтобы не конфликтовать с законом, и не добить совсем наши хлипкие дорожки-направления… Хотя где это в карьере вы видели хлипкие дороги?

Техническая характеристика MAN TGS 41.480 8х8 BB-WW (typ 60W0151)
Параметр Значение
Колёсная формула 8х8
Максимально допустимая полная масса, кг 50 000
Распределение нагрузки по осям, кг, при полной массе 50 т 9000/ 9000/ 16 000/ 16 000
Распределение нагрузки по осям, кг, при полной массе 44 т 9000/ 9000/ 13 000/ 13 000
Снаряжённая масса, кг 18 000
Грузоподъёмность, кг 32 000
Двигатель:
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
MAN D2676 LF07, турбодизель, I-6, Euro 5
12 419
480 при 1900 мин-1
2300 при 1000–1400 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперёд/ назад
ZF12AS2330OD TipMatic, автоматизированная
12/ 2
Тормозная система Пневматическая, барабанные тормозные механизмы на всех колёсах
Шины спереди/ сзади 325/95 R24
Самосвал MAN TGS 41.480 8x8 BB-WW (тест-драйв)
Комментировать ... >>