Опубликовано: ГП 04-2016
Коллектив «ФИНОКО». Верхний ряд, слева направо: Александр Фисун, Владимир Новиков, Сергей Евтодий, Николай Коршунов. Нижний ряд: Валерий Зайцев и Александр Кобриц

Автобусы в миниатюре «ФИНОКО»
Памяти Александра Олеговича Фисуна – прекрасного человека и отличного мастера

Дмитрий Лисин. Фото автора и Александра Кобрица

Первым производителем, который открыл для меня мир автобусов Союза Советских Социалистических Республик в миниатюре, стала мастерская «ФИНОКО». Благодаря масштабным моделям этой мастерской множество коллекционеров на протяжении нескольких лет закрывали в своих коллекциях дефицит автобусной техники СССР. Для меня же эти модели ручной работы, выполненные по особенной технологии, долгое время были одними из лучших доступных копий автобусов в масштабе 1:43 в нашей стране!

Год рождения мастерской «ФИНОКО» – 1993-й. Теперь это время называют «лихими девяностыми». Но именно тогда у населения появилась возможность реализовывать свои бизнес-идеи, создавая собственные предприятия и мастерские, занимаясь в том числе и производством. Одной из таких возможностей и стала мастерская «ФИНОКО», созданная в городе Омске тремя друзьями-коллекционерами масштабных моделей: Александром Олеговичем Фисуном, Владимиром Николаевичем Новиковым и Александром Юрьевичем Кобрицем, нашедших друг друга по объявлению в газете.

Различные конверсии грузовиков серии МАЗ-500

Верное направление

Название мастерской выглядит несколько причудливо, хотя представляет собой акроним, в котором каждые две буквы (Фи-Но-Ко) означают фамилии создателей.

Трио уже тёртых жизнью мужчин, к тому времени сформировавшихся коллекционеров, обладало не только устойчивым интересом к автомобильной технике разных стран, но и довольно интересными коллекциями. Например, у Владимира Новикова имелись редкие в те времена масштабные модели импортных производителей и копии автомобилей ручной работы различных мастеров и мастерских. А Александр Кобриц гордился наличием редчайшей копии «Москвич-408», созданной французским отделением английской компании Dinky Toys.

Александр Фисун дома за работой

В общем, создатели «ФИНОКО» обладали глубокими знаниями об ассортименте масштабных моделей, имели обширные связи среди мелких и крупных производителей масштабных моделей и коллекционеров. Более того, двое из трёх – Фисун и Новиков – имели необходимые навыки для создания масштабных моделей, отточенных при самостоятельном формировании так называемых «конверсий» (когда новая масштабная модель той или иной модификации реального автомобиля создаётся путём внесения небольших изменений в детали или узлы масштабной модели ранее выпущенной чаще всего промышленным способом).

Поэтому когда два Александра и Владимир решили создать небольшое предприятие для выпуска масштабных моделей, они уже понимали, в каком направлении будут развивать своё творчество: прежде всего – это создание из металла копий автобусов СССР.

У Александра Фисуна уже был опыт создания изделий путём литья из металла – в своё время он создавал солдатиков. Тем не менее технологию сначала решили отработать на меньшем и доступном прототипе, вот почему первой масштабной моделью «ФИНОКО» стала копия автомобиля «Москвич-401», хозяином которого был Александр Фисун.

«Москвич-401»

Мерки со своего автомобиля он снимал прямо в гараже. Удалось создать несколько копий, одна из которых, кстати, с отрывающимся капотом и имитацией двигателя до сих пор находится в коллекции Александра Кобрица! Правда, некоторые детали этой модели (диски колёс, покрышки, светотехника) использовались от стандартных моделей, выпускавшихся в Саратове. Главное удалось: создали матрицу и получили небольшой тираж самостоятельно отлитых из металла кузовов для масштабной модели.

Владимир Новиков самостоятельно создал штамп и из сырой резины сварил по нему салон для модели «Москвич-401». Это было важно! Теперь можно было приступать к созданию более крупных масштабных моделей – копий автобусов.

Конверсия ЗИЛ-133ГЯ

Универсальная технология

Первым был ПАЗ-672 и его модификации. Многие спросят, как же Фисуну, Новикову и Кобрицу удалось в такие короткие сроки создать несколько мастер-моделей ПАЗ-672 и модификаций? Ведь, несмотря на то, что это один и тот же автобус, у него есть различия по кузову, например в разных модификациях этого автобуса Павловского автозавода количество дверей для посадки, высадки пассажиров разное. Получается, для создания каждой модификации необходима своя мастер-модель для снятия с неё матрицы и последующего тиражирования.

Создание мастер-модели – это очень трудоёмкий и дорогостоящий процесс, и с точки зрения бизнеса нерентабельно делать почти одинаковые модели и тратить на их изготовление обширные трудовые и финансовые ресурсы. Не лучше ли, создавая линейку, сначала сделать копии различных автобусов, а затем уделять внимание их многочисленным модификациям? Вот тут и кроется «изюминка» технологии, которую придумала и применила омская троица.

ПАЗ-672

Мастер-модель создавалась из баббита (сплав олова и свинца) на вертикально-фрезерном станке не единой деталью, повторяющей кузов будущей копии автобуса, а в виде отдельных пяти элементов: крыша, передняя часть, задняя часть, правый борт и левый борт. Далее в течение месяца путём электролиза на созданные из баббита составные части мастер-модели осаживалась медь, в результате чего получалось пять тонких медных корок – матриц, повторяющих мастер-модель. Затем создавалась форма из стали с отверстиями для литников, к каждой части которой на болтах крепилась соответствующая одна из пяти матриц.

ПАЗ-3201

Перед созданием отливки форма собиралась воедино вместе с пуансоном, благодаря которому можно было регулировать толщину стенок будущих отливок. Затем собранную форму нагревали, в неё заливали расплавленный сплав олова и свинца (чаще всего сплав марки ПОС-83). После остывания формы и сплава в ней её разбирали, извлекали готовую деталь кузова, пригодную для дальнейшей ручной обработки. В связи с тем, что каждый элемент матрицы кузова из меди был съёмным, можно было осуществлять тиражирование не только кузова ПАЗ-672, но и кузовов для копии автобуса ПАЗ-3201, изменив в основе для отливки матрицу правого борта, где вместо двух дверей для посадки / высадки пассажиров одна, и, естественно, отлив новое днище. Экономия в трудозатратах налицо!

Московский ЗИЛ-158

Благодаря такой технологии, можно было сразу выпускать множество модификаций копий одного и того же семейства автобусов! С окнами на крыше, без окон на крыше, с одной дверью по борту с двумя и т.п., учитывая любые изменения в конструкции прототипа.

Распределение ролей

Первые модели «ФИНОКО» коллекционеры встретили очень тепло. Это произошло в Екатеринбурге на одном из слётов. Пошли заказы. Мастерская была расположена в небольшом помещении Омского ДОРНИИ – основном месте работы Александра Фисуна, выпускника Сибирского автодорожного института. Владимир Новиков в то время трудился сначала оператором холодильных установок на Омском шинном заводе, а затем водителем, как и Александр Кобриц.

ПАЗ-3205 патрульно-милицейской группы

Роли друзей разделились следующим образом: Александр Кобриц, включая всю изобретательность и напор, отвечал за рекламу, поиск технической документации, организацию возможности визуального осмотра предполагаемых к воссозданию в масштабных моделях прототипов. Он же занимался поставкой необходимых материалов (в основном свинца, олова и других составляющих сплава). При необходимости делал закупку необходимых деталей в Саратове или Краснодаре (покрышки колёс, элементы, копирующие переднюю и заднюю светотехнику).

Александр Фисун и Владимир Новиков отвечали за создание мастер-моделей, тиражирование, окраску и сборку. Чуть позже в сборке стали помогать Сергей Евтодий, Валерий Зайцев и Николай Коршунов – друг Фисуна, приехавший в Омск из Тольятти.

Отливка деталей ПАЗ-652 до обработки от облоя
ПАЗ-652

Кстати, впоследствии, в 2001 году, Николай Коршунов стал автором карьерного самосвала МАЗ-525 в масштабе 1:43. Это первая масштабная модель «ФИНОКО» из задуманной серии карьерных самосвалов, к сожалению, дальше не развившаяся. У модели откидывался кузов и открывался капот, под которым можно было увидеть имитацию двигателя, что было не типично для общей линейки моделей омских мастеров. Машину отливали из металлического сплава, она была весом чуть более килограмма!

Но очень скоро выпуск модели МАЗ-525 был прекращён из-за ухода автора из коллектива мастерской. Вся оснастка этой модели была продана в Красноярск, где и затерялась.

МАЗ-525 и «Москвич-401»

Постепенно Александру Кобрицу удалось собрать обширный архив фотографий, чертежей и текстовых материалов по автобусной технике. Огромную помощь ему в этом оказали Люциус Сюслявичус, Михаил Колодочкин, Александр Шкаев и работники архива Омского автобусоремонтного завода. Пригодился и архив его деда, Кобрица Анатолия Яковлевича, ветерана Великой Отечественной войны, закончившего её в звании капитана на должности начальника центральных ремонтно-восстановительных мастерских Войска Польского, никогда не расстававшегося с фотоаппаратом.

Автобусное совершенство

За 19 лет существования мастерской удалось выпустить в масштабе 1:43 более 1500 моделей, среди которых копии ПАЗ-672М, ПАЗ-652Б, ПАЗ-3201, ПАЗ-3205, ПАЗ-32051, ПАЗ-3206, ЛиАЗ-677М, ЛиАЗ-158В, ЛАЗ-695Е, ЛАЗ-695М, ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-697Е, ЛАЗ-697М. В разработке модели ЛАЗ-697М принимал участие Александр Визнер – известный мастер из Казахстана, создававший свои копии автобусов по технологии жесть – пайка: ЛАЗ-697Р, ЛАЗ-699Р, ЗИС-155, ЗИС-154, ЗИЛ-158, ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-52565, троллейбусы ЗИУ-5 и ЗИУ-9, МАЗ-525.

ЛиАЗ-677М
ЗИУ-682

Помимо выпуска стандартных моделей «ФИНОКО» омские мастера создавали и «конверсии» на их базе, к которым можно причислить, например, создание копий троллейбусов на основе ЛАЗ-695Е и многие другие. Первые партии масштабных моделей не комплектовались фототравлеными деталями, поэтому можно встретить экземпляры с дворниками, выполненными из проволоки, которые от времени, к сожалению, ржавеют. А вот более поздние (после 1999 года) экземпляры уже снабжали фототравлеными эмблемами автозаводов и дворниками.

ЛАЗ-695Е
ЛАЗ-697Е

Рисунок каждой эмблемы атозавода, увеличенной в 4 раза, вычерчивал на ватмане Александр Фисун, затем в масштабе 1:1 на омской картографической фабрике изготовлялись фотопозитивы эмблем, а само травление в масштабе 1:43 и анодирование осуществлялось по изготовленным фотопозитивам на одном из оборонных предприятий в Санкт-Петербурге.

ЗИС-154
ЗИС-155

Сбыт созданных «ФИНОКО» масштабных моделей в основном происходил по заказам коллекционеров. Всякий, кто стремится заполучить омские модели автобусов, либо различными путями выходит на мастерскую сам, либо пользуется услугами посредников. Мне удалось найти адрес Алесандра Фисуна в 1998 году. С тех пор и продолжалась наша переписка. Могу сказать, что омский мастер отличался терпеливостью, общался всегда вежливо, отвечал на множество вопросов и охотно делился информацией.

Чтобы максимально предохранить модель от повреждений при пересылке по почте, Фисун разработал очень интересную упаковку. Копия упаковывается в полиэтиленовый пакет и укладывается в коробку из толстого гофрокартона. Затем всё пустое пространство между стенками коробки и моделью заполняется древесными опилками. Гофрокоробка упаковывается в почтовую коробку и высылается. Но даже такие беспрецедентные меры порой не спасают.

Универсал ВАЗ-2111 – «Лада 111»

В начале 2000-х Владимир Новиков переехал со своей семьёй за границу на постоянное место жительства, но общение с коллегами не прекратил, более того, выпустил несколько автобусов под брендом «ФИНОКО» в Германии, правда, из пластика. Александр Олегович Фисун работал с масштабными моделями до конца своих дней, он скончался 10 января 2011 года на 54 году жизни. Дело в том, что этот замечательный человек участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Однако перед смертью Александр Олегович успел сделать одну интересную копию – ещё одного своего личного автомобиля ВАЗ-2111.

Выпуск новых масштабных моделей под брендом «ФИНОКО» прекратился к 2012 году. Оставшиеся киты и заготовки продали всем желающим. Небольшая часть форм на изготовляемые масштабные модели хранится в семье А. О. Фисуна, остальное утилизировано либо не пригодно к использованию. Жена Александра Олеговича после его смерти некоторое время занималась сборкой моделей из китов, но постепенно процесс остановился. Так закончилась история мастерской, одной из первых в России освоившей мелкосерийное производство копий автобусов СССР из металла.

Коллекция Кобриц – модели «ФИНОКО» за некоторым исключением
Комментировать ... >>