Опубликовано: ГП 09-2006

CityLiner зажигает звёзды

А. Краснов

35 лет назад с выпуском туристской модели Cityliner началась новая история фирмы Neoplan. Недавние юбилеи самой фирмы и отдельных ее моделей, действительно, будоражили весь мир. Хотя Neoplan, вступив в группу Neoman Bus GmbH, потерял самостоятельность, тем не менее штутгартская фирма постепенно набирает обороты, стремится к былой самостоятельности и всемирному титулу законодателя автобусной моды.

Споттерский снимок, сделанный на «мобильник», стал первым подтверждением, что Cityliner будет меняться в лучшую сторону

Каждый новый автобус, рожденный в Центре стиля в городе Пильстинг (а до него и на других заводах), являлся более полувека эталоном красоты, изящного стайлинга, в высшей степени грамотной и смелой конструкции с острым взглядом в будущее. Начало длительному успеху компании положило знакомство в 1964 году Альбрехта Аувертера (первого сына Готтлоба Аувертера – основателя фирмы) с Бобом Ли.

Они учились в одной альма-матер – Гамбургском университете, знакомство закончилось грандиозным дипломным проектом сверхдлинного (по тем временам) автобуса модели Hamburg, после чего старший сын стал руководителем фирмы Neoplan, а Боб Ли навсегда связал свою жизнь с этой фирмой (правда, иногда работая в Neoplan USA). В начале 1990-х Альбрехт умер. У руля встал второй сын Готтлоба – Конрад. Но производственные дела фирмы шли все хуже, финансовое положение стало далеким от идеала. Здесь и началось наступление на всемирного законодателя автобусной моды со стороны фирмы MAN. Как раз в это время произошло и их слияние. В апреле 2000-го года автор массы фирменных автобусных бестселлеров Боб Ли ушел на пенсию и стал сотрудничать с турецкой фирмой TEMSA. Достаточно вспомнить появление автобуса VIP-класса Diamond, сразу ставшего желаемым для многих потенциальных покупателей.

Neoplan Cityliner, показанный на ганноверском NAA в 2004 году, не блистал выразительностью форм и особой пластикой, присущей прежним моделям Neoplan

А его «неоплановские» шедевры и сегодня выпускают десятки фирм во всем мире практически без изменений (хотя некоторым – за 30). Очень многие высококлассные специалисты восприняли это слияние негативно и вынуждены были покинуть Neoplan, а последние работы Боба Ли в родной фирме (чуть меньше десятилетия) стали отдавать дизайнерским «затишьем».

Это легко объяснимо. Дело в том, что Конрад Аувертер был по образованию «технарем» и не так близок к автобусному дизайну, как Альбрехт, но ревниво поправлял практически всех без исключения специалистов. По этой причине архитектурная пластика автобусов с именем Neoplan не так сильна. Альбрехт Аувертер в этом отношении был более лоялен и грамотен, считая, что каждый должен находиться на своем месте, а вмешательство лишь мешает делу.

А дизайн и стайлинг автобусов перешел в руки нового заводского дизайнера – Михаеля Штрайхера. Хотя в последней модели Starliner (Соасh of the Year 2006), впервые показанной в Ганновере-2004, по словам многих автобусных энтузиастов, из писем, полученных автором, основную компоновку со многими, совершенно иными элементами нового фирменного стиля предложил (инкогнито) именно Боб Ли. Не может он покинуть родную фирму! Ведь мозг дизайнера такого масштаба не останавливается ни на минуту. Он работает и ищет всю жизнь без сна и отдыха до самого конца... Естественно, его почерк заметен и в новейшей модели Cityliner.

Верхнее ветровое стекло

В ноябре прошлого года в городе Пильстинг на заводе Neoplan прошла очередная выставка NAA (Neoplan Autobus Ausstellung). Выставка оказалась на редкость неинтересной. Никаких новинок, хотя наступал довольно крупный юбилей – 35-летие модели Cityliner. Единственно, можно было отметить несколько новых модификаций старых моделей. На этом смотре автобусной техники присутствовал и автобус Cityliner в версии HC Edition 2006. В преддверии юбилея этой машины многие ожидали большего, но... этого не случилось. Многие посетители (более 2000 человек) выставки были, мягко говоря, разочарованы. В своих отзывах они так прямо и писали. Окончательное резюме о NAA было сформулировано скрупулезно и точно – нужен новый Cityliner!

Приговор оказался несколько неожиданным для руководства, но вполне понятным, тем более что работы над новым автобусом этого семейства уже велись. Впервые новый Cityliner «засветился» в Дании на одной из второстепенных трасс в марте 2006 года. Он был лишен всех опознавательных знаков, но и без них ни у кого не возникало сомнений, что на дороге новый Neoplan.

Правая часть панели приборов

Ходовые испытания нового автобуса утвердили многих в том, что довольно скоро может состояться и его презентация. Один из проезжавших мимо успел сфотографировать новинку камерой, встроенной в сотовый телефон. Поэтому качество изображения, естественно, «хромает», но четко видно, что передок сильно отличается от показанного варианта. Вероятнее всего, в эти дни Михаель Штрайхер находился в поиске окончательного стилевого решения передней панели.

А в конце июня в Австрии на пароме на озере Вольфгангзее прошел первый показ «четырехзвездочного» автобуса Neoplan Cityliner HD'06 автобусным специалистам. Представление началось вечером и сопровождалось фейерверками, цветными прожекторами на берегу, а сам паром был покрыт серебристой фольгой. Все было очень красиво и эффектно, но приглашенные специалисты догадались, что автобус еще «сырой» и говорить о его полной готовности к конвейеру пока рановато. Тем более что в приглашениях говорилось о целом семействе автобусов, а показан был только один HD.

К началу августа стало известно почти все об этой новинке, полное семейство которой должно предстать перед широкой публикой во всей красе на ганноверской выставке IAA International Motor Show Commercial Vehicles 2006 (IAA Nutzfahrzeuge 2006 – по-немецки International Automobil Ausstellung). Это будет мировой премьерой, а окончательная широкомасштабная презентация планируется в ноябре 2006 года. Но пока это только планы. Так что же это за семейство?

Консоль панели приборов

Самым маленьким автобусом семейства будет 2-осная модификация Cityliner HD (HochDecker) длиной 12 240 мм, следующим станет 3-осный Cityliner HDC длиной 12 990, самая длинная – 13 990 мм модификация Cityliner HDL. Все автобусы будут иметь одну высоту – 3700 мм.

Несомненно, стиль нового автобуса выдержан в уже известном направлении. Фактически он продолжает основную идею, заложенную в последней модели Starliner. Даже передок и задняя панель похожи. Такое же расположение фар и задних блоков фонарей, такая же их форма. Многие запоминающиеся стилевые элементы просто перенесены с одного автобуса на другой.

То же происходит с интерьером. Панель приборов очень похожа на панель своего предшественника. Даже потолочные багажные отделения высотой 215 мм напоминают «старлайнеровские» (см. схему). Под полом находятся вместительные багажники от 9,4 до 11,4 м3 (HD – HDL).

У одной и той же модели может быть по нескольку вариантов пассажировместимости. Например, туристский 12,24-метровый Cityliner HD может вместить 46 пассажиров (4-звездочная версия) или 51 пассажира (3-звездочная версия); 12,99-метровый Cityliner HDC вмещает от 50 до 55 человек, а 13,99-метровый Cityliner HDL – от 54 до 59 туристов. Все автобусы, независимо от классности оснащены химическим туалетом. Кроме того, новый автобус укомплектован двухсекционной климатической установкой: 30 кВт расходуется на подачу холодного воздуха и 36 кВт – на подачу теплого воздуха. Вторую секцию штатно устанавливают только на 3-осные модели (HDC и HDL на крыше в задней части автобуса.

Пассажирский салон

Что касается основного вида сбоку, то дизайнер явно стремился сохранить стилевую схему автобуса Cityliner, впервые показанную в Монако в 1971 году. Она заключается в том, что вдоль всего автобуса продолжаются окна пассажирского салона, а в передней части боковины под ними имеется отдельное окно рабочего места водителя. Собственно, это и есть отличительная черта автобусов семейства Cityliner всех лет. Эта схема полностью сохранена и в новейшей модели. Так что преемственность поколений налицо.

Силовая схема пространственного каркаса Cityliner выполнена по тому же принципу, что и у автобуса Starliner, даже силовые элементы расположены примерно в тех же геометрических координатах. Вообще, эти два автобуса настолько близки друг другу по компоновке и внешности, что возникает вопрос: а нужно ли было столько времени на создание нового Cityliner. При исследовании кузова на кручение (эти испытания для автобуса имеют первостепенное значение) модификации HD приборы показали удивительные результаты, которые можно использовать как резерв при работе над облегчением кузова.

Автобус HD серийно оснащают 10,5-литровым рядным 6-цилиндровым турбодизелем MAN D 2066 LOH 03/04 Euro 4 с системой Сommon Rail. Двигатель развивает мощность 400 л.с., но за дополнительную плату можно установить 440-сильный турбодвигатель. 440-сильные двигатели и особенно 480-сильный MAN D 2676 LOH 02 CR объемом 12,4 л понравятся водителям 3-осных модификаций.

Пространственно-компановочная 3D-схема пассажирского салона Cityliner

Все двигатели агрегатируются с 6-ступенчатыми КП TipMatic c преселективным переключением. По желанию заказчика может быть установлена 12-ступенчатая коробка. Тормоза всех колес дисковые с электронным управлением.

И последнее, о чем очень хотелось бы сказать. В настоящее время ведутся дорожные испытания трех новейших автобусов европейских производителей. Но мне почему-то кажется, что титул «Coach of the Year 2007» вновь заслуженно получит Neoplan Cityliner'06 без всяких испытаний. Без шуток. Есть за что...

И еще два очень показательных штриха. Я уже говорил, что фирма, несмотря на трудности, стремится к самостоятельности. Так вот, в мире не одни только немецкие фирмачи хотят этого. Пока инкогнито кто-то выделил (или выделили) около 350 млн. евро на очень быстрое и качественное проектирование и изготовление совершенно новой серии Cityliner, этот «кто-то» смог перенести мадридское автобусное шоу-2007 со своего стабильного места проведения в июне на ноябрь – дни проведения выставки NAA. Именно в это время и будет проводиться генеральная презентация нового семейства автобусов Neoplan, причем в списке экспонентов в Мадриде этой фирмы нет, но под нее оплачена выставочная площадь, во много раз превышающая все былые выставки в десятки раз. И наконец, в последних выступлениях руководства MAN постоянно слышится неприкрытая досада, что вот-вот оно что-то очень важное потеряет.

Не правда ли, слишком много совпадений и, естественно, вопросов, пока остающихся без ответов? Удачи тебе, уважаемый и любимый Neoplan!!!


Комментировать ... >>