Опубликовано: ГП 11-2007

На всякий пожарный случай

Р. Коркин, фото М. Шелепенкова и Д. Кирюшина

В начале сентября в Москве, на ВВЦ, прошла 6-я Международная специализированная выставка, посвященная пожарной безопасности, на которой были широко представлены различные пожарные автомобили. В основном были показаны модернизированные и доработанные модели, которые выпускают не первый год, но и новинки присутствовали. Именно о них мы и расскажем.

БЕРЕГ (ПП)

Интересная машина АБР РОБОТ (4326) была разработана ВНИИПО и изготовлена на ЗАО «ПО «Берег». По сути, это передвижной домик для пожарного аккумуляторного робота малого класса «Кузнечик», который предназначен для работы в тех условиях, где человек находиться не может. Автомобиль оборудован всевозможными приборами и приспособлениями, обеспечивающими его работу. Для экипажа есть дыхательные аппараты и костюмы, позволяющие работать в задымленной, загазованной и радиоактивной средах.

ВЗППСО (ВР)

Варгашинский завод (Курганская обл.) представил две новинки. Автомобиль пожарно-спасательный АПС 4,0-40 (43253) – это 4-кубовая цистерна с элементами АСА. Он подойдет для городских пожарных частей. Только окраска выставочного образца несколько легкомысленная. Интересно, осмелятся ли ее оставить в ПЧ?
Вторая новинка из Варгашей – обновленная модель АЦ 5,0-40 (43114)-20ВР. Все бы ничего, только отсеки с пожарно-техническим вооружением (ПТВ) теперь стали такими высокими, что полки с ПТВ пришлось делать вынимающимися и опускающимися на пружинах. Но даже при этом вытаскивать и убирать оборудование проблематично.

ВНИИПО

Во ВНИИПО разработан и пожарный робот среднего класса «Ель-4» на гусеничном ходу с дизельным двигателем. Он управляется дистанционно, но пока только в пределах видимости оператора, потому что не оборудован камерами обзора, зато может справиться с более сложными задачами, чем «Кузнечик». Наверное, когда не будет пожарных, пожары будут тушить роботы, а пока они лишь проходят опытную эксплуатацию.

КАЛАНЧА

Сергиево-Посадское ООО «Каланча» представило насосно-рукавный автомобиль АНР-30 на базе УАЗ-3909, предназначенный для тушения лесов. В отличие от представленного в прошлом году, у этого нет выступающих за габариты машины пеналов на крыше, а свернутые всасывающие рукава лежат прямо на багажнике. Это намного удобнее – при езде по лесу пеналы не будут повреждаться. Насос производительностью 20 л/с с приводом от КОМ двигателя сменила съемная мотопомпа производительностью 30 л/с.

ЛЗПМ

Ливенский завод противопожарного машиностроения из Орловской области, отметивший в середине июля 85-летие, представил свою первую пожарную машину АЦ-4,0-40 (433112). Несмотря на то что в индексе производительность насоса указана 40 л/с (стоит насос НЦПН-70), двигатель обеспечит только 60 л, так что, по правде говоря, это АЦ-60. По нормативным документам, АЦ может быть 40 или 70; если реальная производительность не дотягивает до 70, то модель считается АЦ-40. Еще одна особенность этой машины – у нее автономный двигатель для привода насоса. По существу это лишнее, так как влияет на стоимость машины, а эта АЦ предназначена для сельской местности. Взамен второго двигателя лучше эту настройку установить на полноприводное шасси.

ПОЖТЕХНИКА (ПМ)

Торжокский завод удивил представленной АЦЛ-4-40-22 (43118). Партия машин делается для Министерства обороны, хотя такая пригодилась бы и в любой городской пожарной части. Здесь полноценно сочетаются два хода в одном. Если раньше АЦЛ выпускались только с одинарной кабиной, небольшими емкостями для воды и короткой лестницей, то новая АЦЛ может выполнять более широкий спектр задач. Кабина рассчитана на шестерых бойцов, баки для воды на 4000 л, не считая пенообразователя, а лестница может выдвигаться на 22 м.

Новинка «Пожтехники» – цистерна легкого типа АЦ-2,0-40/4 (3310) на шасси «Валдая» – больше похожа на автомобиль первой помощи (АПП), тем не менее является самостоятельной боевой единицей. Экипаж машины состоит из 6 человек, водобак рассчитан на 2000 л воды и пенобак на 150 л пенообразователя. Насос у машины комбинированный: ступень нормального давления 40 л/с, есть еще ступень высокого давления – 4 л.с. Однако как себя машина покажет в деле, говорить пока еще рано.

ПРОСТОР

Продолжается сотрудничество НПО «Простор» и «ВАЗинтерсервис» в области создания легких и маневренных пожарно-спасательных автомобилей на базе пикапов. Новинкой этого года стал автомобиль АПС-0,1-0,5/30 (234612) на базе полноприводного пикапа с четырехместной кабиной. Автомобиль оборудован установкой пожаротушения тонкораспыленной водой (УПТВ), баком для воды до 300 л, баком для пенообразователя на 30 л, бензо- и электроинструментом, дыхательными аппаратами, ранцевой установкой пожаротушения, гидравлическим инструментом.

УРАЛПОЖТЕХНИКА

Уралпожтехника АЦ-6,0-60 (4320)

У «Уралпожтехники» было сразу три премьеры. Автомобиль порошкового тушения АП-5000 (53215) служит для тушения пожаров огнетушащим порошком, и может разово перевести его до 5 т. Непонятно только, зачем ему столько отсеков, ведь ПТВ на нем немного. Может, просто заняли ящиками свободное пространство?

Следующий представитель «Уралпожтехники» – аэродромный автомобиль АА-12/60 (63501), созданный на четырехосном полноприводном шасси КамАЗ-63501. Он предназначен для тушения пожаров и проведения спасательных работ на воздушных судах и наземных объектах аэропортов. Следует учитывать, что в индексе аэродромных машин (12 м3) указывается суммарный объем водобака и пенобака: 11 300 л воды и 700 л пенообразователя.

«Уралпожтехника» представила и автоцистерну АЦ-6,0-60 (4320) на шасси «Урал». К месту пожара он доставляет 5 кубов воды и 1 куб пенообразователя – всего 6 кубов. Но по мнению специалистов, для такого автомобиля этого мало, а в целом машина, как и вся техника «Уралпожтехники», отличается высоким качеством сборки: отсеки польские, насос финский, емкости утеплены.

СПЕЦАВТОТЕХНИКА (ПВ)

Еще один пожарный автомобиль АПП-0,8-20-200 (33104) 023ПВ на базе «Валдая» был показан на выставке екатеринбургской «Спецавтотехникой». Эта машина намного интереснее, чем торжокский АЦ-2,0. Здесь установлен насос высокого давления 20-200, предназначеный для тушения высоток. Можно одновременно подать воду в две рукавные линии 51 мм (рукава «Армтекс») и в один жесткий рукав на катушке над насосом. У насоса свой двигатель, так что он не зависит от базового двигателя. Цистерна может быть на 1,5 или 0,8 м3. Машина укомплектована аварийно-спасательным оборудованием и генератором. Для города отличная техника.

LIEBHERR

Пожарный телескопический кран LTM 1045-3.1 фирмы Liebherr уже состоит на вооружении российских пожарных частей. Вылет стрелы 34 м, грузоподъемность 45 т. При боковом вылете 22 м грузоподъемность снижается до 20 т. Имеется мощная лебедка. Кроме выполнения обычных работ по разбору завалов и различных аварий может использоваться при тушении пожаров. На конце стрелы есть откидной лафетный ствол, напорные рукава o/ 77 мм всегда при нем и находятся в ящике справа от стрелы, уложены в гармошку. Подгоняй автоцистерну, и можно подавать воду на высоту.

MAGIRUS

Magirus Multistar (H)LF 20-16

Помимо отечественных производителей в этом году в смотре пожарной техники приняла участие немецкая фирма Magirus. Их машина Multistar (H)LF 20-16 на базе IVECO FF 150 E 28 совмещает сразу четыре пожарных хода: автоцистерну, 31-метровый автогидроподъемник, автомобиль ГДЗС и аварийно-спасательный автомобиль. На нем есть всё для тушения пожаров любой сложности: электростанция, гидравлический инструмент, дымосос, аптечки и носилки, бензо- и электроинструмент, немеханизированный инструмент, осветительные приборы, шикарный комбинированный насос и другое штатное пожарно-техническое вооружение (ПТВ). У машины комфортная кабина на 9 человек, в которой тоже находится много оборудования. После выставки машина уйдет на родину, но, как сказали представители компании Magirus, два таких автомобиля уже в этом году должны поступить в Питер.

Magirus показал новую 55-метровую пожарную лестницу DLK-55 Vario CS на шасси IVECO Trakker 350. Машина оборудована компьютерной системой стабилизации – все колебания лестницы во время работы демпфируются, что обеспечивает высокую скорость работы и безопасность. По отзывам наших специалистов, машина – просто сказка! Жаль, что этот экземпляр не остался в России.

Комментировать ... >>