Опубликовано: ГП 03-2008

Дзержинский коктейль

Шелепенков Максим, фото автора и «Дизель-ТС»

АБС-2 на шасси АМУР-53131М служит в основном для перевозки строительного раствора

АБС-7 (модель 580711) на шасси КамАЗ-53229

АБС-7 на шасси КрАЗ-65101

АБС-5 (модель 580631) на шасси МАЗ-533702

Трубогибочная трехвальцевая машина служит для изготовления основных частей барабана

Чистовая обработка сварочных швов на специальном стенде

Полностью подготовленный к монтажу барабан

На фоне таких грандов в производстве миксеров для бетона, как Каменск-Шахтинский завод «КОМЗ-Экспорт», «Туймазинский завод автобетононасосов» или «Пушкинский машиностроительный завод», небольшая фирма «Дизель-ТС» из города Дзержинска Нижегородской области выглядит не очень внушительно. Она является прямой наследницей «Опытно-эксперементального завода по ремонту дизельных автомобилей и агрегатов», который выпускал бетоносмесители еще в советское время.

Ты помнишь, как все начиналось?
Впрочем, завод в Дзержинске создавался совсем для других целей, что нашло отражение в его cтаром названии. С 1977 года, на вновь построенном авторемонтном предприятии занялись капитальным ремонтов автомобилей КрАЗ всех модификаций, присылаемых обезличено на завод по линии Минстроя СССР. Ремонтировали всё, начиная от двигателей, мостов и раздаточных коробок и заканчивая деревянными кабинами и подушками сидений для них. При коллективе 500 человек обязательства у завода были огромные – не менее 2000 капитально отремонтированных автомобилей в год.
При вечном дефиците всего и вся в СССР, завод в Дзержинске недолго просуществовал как авторемонтный, с 1979 года здесь начали изготавливать на базе КрАЗов самосвальные автопоезда с боковой разгрузкой. Этот факт послужил отправной точкой для создания на заводе отдельного участка специальной продукции. А дальше завертелось-закружилось: многие опытные специализированные автомобили для строительства, прежде чем попасть в производство на другие заводы изготавливались здесь в Дзержинске. В результате завод получил к своему названию приставку «опытно-эксперементальный».
Тем временем все бόльшие обороты набирало монолитное бетонное строительство. Минсевзапстрою, которому подчинялось предприятие, необходимо было расширять парк своих бетоносмесителей и растворовозов. Производство миксеров в Дзержинске начинали с нуля – ни опыта, ни отработанных технологий у завода не было. Даже нормального помещения для производства миксеров тогда, в 1987 году, на заводе не существовало. Тем не менее съездили на завод в Каменск-Шахтинский (он подчинялся соседнему Минюгстрою), получили необходимую документацию и приступили к выпуску бетоносмесителей. Сразу же возникли сложности с получением редукторов (Каменск-Шахтинский получал их из Германии в обмен на барабаны, поставляемые фирме Stetter). Пришлось приобретать необходимое оборудование и налаживать производство редукторов самостоятельно.
Принимая во внимание успехи предприятия в освоении производства бетоносмесителей, заводу профинансировали строительство отдельного цеха для изготовления опытных конструкций, а по сути, под выпуск миксеров. Новый цех появился в 1989 году и ежемесячный выпуск бетоносмесителей вырос до 20 машин в месяц.

Из огня – да в полымя
Рыночный период сильно ударил по заводу. Капитальный ремонт автомобилей КрАЗ (основной вид деятельности) сошел на нет, а производство миксеров не смогло удержать «на плаву» все предприятие. К 1998 году завод обанкротился. Но ведь оставались люди, которые к этому времени имели неплохой опыт в производстве востребованной (!) продукции. Логично, что спустя некоторое время после развала завода как единого предприятия, цех опытных конструкций был выкуплен (контроль над предприятием сегодня осуществляет местная компания «Тосол-Синтез») и на его базе в 2003 году создана новая фирма «Дизель-ТС».

Возрождение
Производство миксеров возродили в новом качестве. Раньше выпускали машины с приводом барабана от двигателя автомобиля, через раздаточную коробку, то сейчас основная продукция – бетоносмесители с приводом от автономного двигателя.
Наибольшим спросом пользуются миксеры с объем барабана от 5 до 8 «кубов». И если сначала основной моделью был 7-кубовый миксер АБС-7 на шасси КамАЗ-53229, то сейчас от шасси КамАЗов отказались, отдав предпочтение более доступным и надежным МАЗам. На их базе производят 5-кубовые (на двухосном шасси МАЗ-533702), 6- и 7-кубовые миксеры (оба на трехосном шасси МАЗ-630303).
В производственной программе присутствует и не совсем обычная машина – миксер АБС-2 на 2 м3 смеси на шасси АМУР-53131М (ЗИЛ-130). Такой малыш используется в основном для перевозки строительного раствора. А недавно на заводе освоили серийное производство бетоносмесителей АБС-8 на шасси «Урал-63685». Машина для эксплуатационников новая и заказчики к ней пока относятся насторожено, и тем не менее первые машины уже нашли своих хозяев – партию АБС-8 забрали в Чебоксары.
Что же выделяет дзержинские миксеры среди подобных? Прежде всего, на машинах в качестве автономного двигателя для барабана используется минский дизельный двигатель Д-242. Вращение барабана осуществляется от гидромотора, входящего в комплект гидростатической трансмиссии ГСТ-90 производства Кировоградского предприятия «Гидросила» (Украина), изготовленной по лицензии немецкой фирмы Sauer-Sundstrand. Правда, чтобы не зависеть от одного поставщика сейчас опытную эксплуатацию проходят миксеры с гидроприводом от альтернативного производителя – Екатеринбургского завода «Пневмостроймашина».
Основные узлы, подверженные наибольшим нагрузкам, в Дзержинске стараются применять импортные. Это редукторы, передающие крутящий момент от гидромотора к барабану, производства PMP-Group (Италия) и кулачковые муфты гидропривода, изготовленные в Германии.

Далеко идущие планы
Производство бетоносмесителей в Дзержинске сейчас на подъеме, в месяц делают больше машин, чем в советское время (в октябре –22 машины). Для улучшения производительности купили установку плазменной резки металла, правда, еще не ввели ее в строй, и раскрой металла осуществляется пока по старинке – с помощью лекал.
Зато уже приступили к изготовлению новой продукции – полуприцепов цистерн для перевозки... тосола. Не забываем, что контроль над «Дизель-ТС» осуществляет «Тосол-Синтез». Для такой специфической продукции, как тосол (он плотнее, а значит, тяжелее большинства жидкостей), наша промышленность не выпускает специального подвижного состава, а используемые для этих целей в настоящее время бензовозы неоправданно сложны. Вот и решили в Дзержинске своими силами начать изготавливать такие полуприцепы. Тем более что все необходимое оборудование имеется, а торцы к цистерне можно сделать из днищ бетоносмесительных барабанов (Ø 1700 мм). Опытный образец полуприцепа-цистерны почти закончен, и уже можно огласить некоторые технические подробности: она безрамной конструкции, на осях BPW, объемом 22 м3.
В перспективе у «Дизель-ТС» не только расширение модельного ряда, но и производственных площадей – уже началось строительство нового корпуса. Запланировано и расширение рынков сбыта, хотя и сегодня миксеры из Дзержинска хорошо продаются не только в России, но в Казахстане и на Украине. В современной истории предприятия есть факт поставки машин в Сербию и Черногорию.


Комментировать ... >>