Опубликовано: ГП 06-2005

Электронные партнёры «Мосгортранса»

В. Васильев

(Окончание, начало см. «ГП» № 5, 2005 г.)

Автоматизация процесса непрерывного контроля перевозок, достигнутая с помощью современных средств навигации, позволила выйти на качественно новый уровень. В психологическом аспекте контроль дал положительные результаты, поскольку постоянное внимание диспетчера к действиям водителя дисциплинирует последнего. Водители говорят, что за ними следит не только «зоркий глаз», но и «чуткое ухо», которое вовремя услышит просьбу о помощи в любой неординарной ситуации: будь то вызов техпомощи, сложная дорожная обстановка, дорожно-транспортное происшествие, хулиганские или другие противоправные действия.

Нахождение неисправного автобуса или место ДТП диспетчеру становится известно и отображается на электронной видеограмме города, что позволяет более эффективно организовать предо-ставление помощи.

Несколько слов об автоматизированной подсистеме мониторинга пассажиропотоков. Эта подсистема – нижний производственный уровень корпоративной транспортной информационной системы. В дополнение к АСДУ, которая автоматически учитывает выполненные рейсы, пробеги и рабочее время, подсистема АСМ-ПП автоматически подсчитывает фактическую загрузку салонов пассажирского транспорта. В аппаратуре использован специальный контроллер со спутниковым навигационным приемником и радиоканалом ближнего действия в открытом диапазоне частот. Весь подсчет и накопление данных ведется автоматически без участия водителя и кондуктора. По окончании рабочей смены при заезде в парк из транспортного средства автоматически по радиоканалу в компьютер транспортного предприятия считываются следующие данные: общее число вошедших и вышедших пассажиров; число пассажиров в салоне на каждой остановке; путь, пройденный транспортным средством; число пассажиров, перевезенных каждой машиной за каждый рейс.

Накопленные данные о пассажиропотоках передаются для обработки программным средствам анализа в таком виде, который необходим автопаркам, службам и органам управления пассажирским транспортом. Эти данные могут передаваться в АСУ предприятия в электронном виде и использоваться для контроля полученной от перевозок выручки, как это делается, например, в Италии.

Транспортные средства (автобус, троллейбус, трамвай) оборудуются специальной аппаратурой для подсчета количества вошедших и вышедших пассажиров на каждой остановке. Принцип работы – инфракрасные датчики, устанавливаемые в дверных проемах сверху.

Приведем некоторые примеры аналитических данных в АСМ-ПП: количество перевезенных пассажиров по часам суток; оценка выполненных пассажирокилометров и использования вместимости транспортных средств по часам суток; сравнение необходимого и фактического количества транспортных средств на маршруте; распределение рейсов по наполнению на максимальном перегоне; пассажирообмен остановочных пунктов по прямому и обратному направлениям; распределение поездок по дальности; оценка затрат времени пассажиров на поездку и ожидание.

В случае возникновения аварийных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), поломки транспортного средства у диспетчера есть возможность в кратчайшие сроки направить техническую, медицинскую и другую помощь.

Появилась возможность автоматизированного обнаружения мест ДТП, оперативного вызова аварийно-спасательных служб, «скорой помощи» и ГИБДД.

Автоматизированная система мониторинга пассажирских перевозок как подсистема нижнего производственного уровня транспортной комплексной информационной системы:

а) является источником первичной информации, инструментальными методами формирует данные о фактически перевезенных пассажирах и выполненных пассажирокилометрах в любых группировках;

б) поставляет исчерпывающий объем информации для решения задач транспортного планирования, оптимизации маршрутных сетей, оптимизации процессов перевозок и производственно-хозяйственной деятельности транспортных предприятий.

Повышение качества пассажирских перевозок обеспечивается за счет оперативного контроля выполнения расписания движения маршрутизированным транспортом, управленческих действий по замене неисправных подвижных единиц на маршрутах; упорядочения и координации работы как частных, так государственных и муниципальных перевозчиков; информирования пассажиров о времени прибытия транспорта при установке специализированных табло на остановочных пунктах.

На более высоком уровне решается комплекс актуальных задач обеспечения безопасности перевозок. Опыт работы автобусов, оборудованных радионавигационными бортовыми устройствами, показал широкий спектр возможностей системы по выявлению и устранению последствий ДТП и чрезвычайных ситуаций в кратчайшие сроки в самом автобусе, на дороге и остановочных пунктах по пути следования. Впервые каждый водитель получил возможность в любой точке маршрута обратиться к диспетчеру за помощью при чрезвычайной ситуации, в случае криминала или террора. За время эксплуатации АСДУ такие ситуации реально возникали неоднократно, и во всех случаях средства связи и навигации помогли быстро решить проблему.

В случае возникновения аварийных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), поломки транспортного средства у диспетчера есть возможность в кратчайшие сроки направить техническую, медицинскую и другую помощь.

Появилась возможность автоматизированного обнаружения мест ДТП, оперативного вызова аварийно-спасательных служб, «скорой помощи» и ГИБДД.

 

Появление новых информационных технологий, включая Интернет, создали условия для реализации принципиально новых возможностей и технологий управления транспортом.

К ним относятся удаленный доступ к должностным лицам транспортных предприятий, центральных и линейных диспетчерских служб, административных и контролирующих органов, с учетом установленных прав и разграничения доступа, к данным о работе транспортного комплекса.

Возможность автоматической передачи по каналам связи оперативной информации о местонахождении транспортных средств в службы МВД, скорой медицинской помощи и МЧС при возникновении ДТП и других чрезвычайных происшествий.

Публикация данных о состоянии перевозочных процессов в информационной сети Интернет. Доступ должностных лиц к данным о работе транспорта по сети Интернет.

В такой информационной среде руководители транспорта и административные органы всегда имеют достаточно оперативные и наиболее объективные данные о работе как пассажирского, так и других видов транспорта. Наряду с этим имеется возможность оперативно контролировать безопасность работы транспортных систем.

Развитие автоматизированной системы диспетчерского управления перевозками на маршрутах двух автобусных парков (12-го и 15-го) проводится по следующим направлениям: ввод под контроль системы всех маршрутов; повышение качества и надежности работы радиоканалов подвижной связи; дооснащение автобусов бортовыми дисплеями – индикаторами с «тревожной» кнопкой (кнопка SOS); установка электронных информационных табло для пассажиров на крупных остановках общественного транспорта.

Особо важной задачей является оборудование автобусов бортовыми дисплеями-индикаторами водителей. Такое оснащение запланировано на втором этапе внедрения АСДУ, сразу после отработки технологий автоматизированного управления с использованием средств радионавигации.

В состав бортового дисплея-индикатора (БДИ) включена «тревожная» кнопка, при нажатии которой происходит передача сигнала (экстренного сообщения) в диспетчерский центр. Диспетчер, получив этот сигнал, отрабатывает регламенты действий при чрезвычайных ситуациях – контакты с силовыми службами, с парками и потерпевшим автобусом. В конструкции и алгоритмах работы БДИ предусмотрены возможности передачи более конкретного формализованного сообщения с одновременным указанием необходимой помощи (службы «01», «02», «03» или техническая помощь).

К базе данных и справкам автоматизированной диспетчерской системы могут быть подключены по каналам связи или Интернету не только руководители и специалисты транспортного комплекса различного уровня, но и любой гражданин, являющийся пассажиром, если информация размещена для общего доступа в сети Интернет.

 

 

Комментировать ... >>