Опубликовано: ГП 11-2018
Пророссийский Arocs

Самосвал Arocs 3345 К 6х4 с кузовом Meiller Kipper

Даниил Минаев, фото автора
Модель: Mercedes-Benz Arocs 3345 К 6х4 Euro 5
Производитель: ООО «ДК РУС»
Начало продаж в России: август 2018 г.

Минувшим летом семейство грузовых автомобилей Mercedes-Benz Actros четвёртого поколения, производимое в Германии с 2011 года, и строительно-внедорожное семейство Mercedes-Benz Arocs перестали быть статичными героями экспозиций основных целевых российских выставочных форумов. Начались их официальные продажи, причём в пятом экологическом классе. Нам на тест достался добротный общестроительный самосвал Arocs 3345 К 6х4 с кузовом Meiller Kipper.

Почти как в Европе для российского рынка на заказ Arocs доступен во многих вариантах колёсных формул, вплоть до 8х8. На выбор возможны рессорная и пневматическая подвеска, рама для эксплуатации на дорогах с хорошим покрытием или в условиях бездорожья, различные колёсные базы, варианты кабин и двигателей и различная реализация полного привода. Помимо шасси есть и выбор надстроек, пока довольно традиционного плана: самосвалы, бетоносмесители. Конечно, на рынок приехали и седельные тягачи. Автомобили для России будут изготовляться как на заводе в немецком Вёрте, специализирующемся на нестандартных и сложных конфигурациях, так и на производстве компании «ДК РУС» в Набережных Челнах.

Такой метод защиты головной оптики иначе как брутальным и не назвать

Движущая сила

В принципе, на Mercedes-Benz Arocs могут быть установлены четыре модели рядных шестицилиндровых двигателей, рабочим объёмом 7,7; 10,7; 12,8 и 15,6 л, которые позволяют получить 18 вариантов мощности и крутящего момента: от 175 кВт (238 л.с.) до 460 кВт (625 л.с.) и, соответственно, от 1000 до 3000 Нм. Но на предмете нашего теста установлен основной для поставок в нашу страну агрегат ОМ471 – рядный шестицилиндровый двигатель рабочим объёмом 12,8 л, настроенный на отдачу в 449 л.с.

Интерьер «Арокса» в зоне рабочего места водителя близок по духу ближайшему магистральному родственнику «Актрос» МР4, но взгляд на заднюю стенку кабины меняет дело, возвращая с автобана в карьер или на стройку Интерьер «Арокса» в зоне рабочего места водителя близок по духу ближайшему магистральному родственнику «Актрос» МР4, но взгляд на заднюю стенку кабины меняет дело, возвращая с автобана в карьер или на стройку Интерьер «Арокса» в зоне рабочего места водителя близок по духу ближайшему магистральному родственнику «Актрос» МР4, но взгляд на заднюю стенку кабины меняет дело, возвращая с автобана в карьер или на стройку

Назад в пятый класс

Для обеспечения пятого экологического класса немецкие конструкторы переработали программное обеспечение, ликвидировали сажевый фильтр, модифицировали конструкцию распылителей форсунок, изменили состав сплава, из которого изготовляются клапаны. Как пояснили специалисты, дело не только в нормативах вредных выбросов: все эти изменения должны повысить толерантность двигателя к топливу с повышенным содержанием серы и не только. Попросту говоря, была проведена работа по адаптации мотора для работы на не самом лучшем топливе. Но вместе с тем предостерегли, что это отнюдь не допускает использование некондиционной или контрафактной солярки.

Моментная составляющая

Двигатели оснащены аккумуляторной системой впрыска (Common Rail), системой рециркуляции отработавших газов, системой каталитической нейтрализации. Как и у немецких машин, здесь система впрыска X-Pulse с полностью электронным управлением и мультипликатором давления для кратковременного повышения пикового крутящего момента. Согласно внешней скоростной характеристике максимальный крутящий момент достигается уже с 800 об/мин, на частотах вращения 1300–1400 об/мин доступно до 95% максимального крутящего момента.

Под капотом всё, что нужно, можно долить (моторное масло, антифриз, стеклоомыватель), а вот необходимость этого долива укажет бортовая электроника
Вручную подкачать топливо после замены фильтра можно кнопкой прямо на его корпусной детали, подкачать топливо можно и на фильтре-сепараторе, который, естественно, с подогревом
Вручную подкачать топливо после замены фильтра можно кнопкой прямо на его корпусной детали, подкачать топливо можно и на фильтре-сепараторе, который, естественно, с подогревом
Вручную подкачать топливо после замены фильтра можно кнопкой прямо на его корпусной детали, подкачать топливо можно и на фильтре-сепараторе, который, естественно, с подогревом

Варианты трансмиссий

Несмотря на изобилие колёсных формул до России на «Ароксах» «доедет» лишь два варианта КП, оба автоматизированных PowerSchift, в которых будет 12 или 16 ступеней. Как вскользь прокомментировали инструкторы, они (КП) делят диапазон оборотов двигателяц «по 200 или по 300». Алгоритм их работы позволяет выполнить прямое переключение с первой на заднюю передачу, чтобы быстро совершить манёвр. После КП крутящий момент через нити карданных передач попадает в лапы 16-тонных ведущих мостов с планетарными колёсными редукторами, передаточное отношение главной передачи – 5,333, предусмотрены межосевые и межколёсные блокировки.

Для нашего рынка предлагается только 2 варианта автоматизированной КП (12 или 16 ступеней), но кто мешает использовать «мануальный» режим?

Забота о водителе и машине

Кабина у нашего Mercedes-Benz Arocs 3345 К 6х4 Euro 5 ClassicSpace дневная с откидным спальным местом. Это не самый просторный вариант семейства, ширина кабины 2,30 м, присутствует в ней и моторный тоннель высотой 170 мм. Но о водителе неплохо позаботились. Ему предусмотрели складную спальную полку, систему кондиционирования и систему подогрева кабины за счёт остаточного тепла двигателя. Самосвальный кузов Meiller Kipper модели С325 с задней разгрузкой объёмом 16 м3, грузоподъёмностью до 25 т. Днище изготовлено из стали VS 100 толщиной 8 мм, стенки из стали BS 70 толщиной 6 мм. Кузов может обогреваться выхлопными газами, аккуратно исполненная заслонка и разветвитель имеются. Самосвальная гидравлика рассчитана на работу в условиях низких температур до –45 °С, рабочее давление до 275 бар.

Подвеска кабины здесь обошлась без пневматики
Подвеска кабины здесь обошлась без пневматики
Подвеска кабины здесь обошлась без пневматики
Техническая характеристика Mercedes-Benz Arocs 3345 К 6х4 Euro 5 (тип 964.216)
Колёсная формула 6х4
Полная масса самосвала/автопоезда, т 40 /70
Грузоподъемность, т 25
Нагрузка на 1-/2-/3-ю оси, кг 9000/16 000/16 000
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
OM471, Euro 5
Турбодизельный, 6 цилиндров в ряд
12809
449 при 1800 мин-1
2200 при 1100 мин-1
Коробка передач
  • тип
  • количество ступеней вперед/ назад
PowerSchift 3 G281-16
Автоматизированная
16/2
Передаточное число главной пары 5,333
Подвеска Рессорная на всех осях
Тормозная система Пневматическая, с антиблокировочной системой и активным ассистентом торможения
Вместимость топливного бака, л 390
Вместимость бака AdBlue, л 25
Шины 325/95 R24
Объём самосвального кузова, м3 16,0

По шоссе и в колее на косогоре

Прошлогодний дотошный тест семейства Mercedes-Benz Arocs, который проходил в Германии в ноябре на полигоне «Заурер» и близлежащих дорогах общего пользования показал, что при правильном подборе внедорожного инструментария грузовик способен воплотить самые сокровенные замыслы эксплуатанта. При этом было отмечено, что и на асфальте он не становится тихоходной обузой для других участников движения, вынуждая себя постоянно обгонять.

Для буксировки спереди предусмотрены три хорошо завуалированных проушины, чтобы не портить изящный экстерьер
Для буксировки спереди предусмотрены три хорошо завуалированных проушины, чтобы не портить изящный экстерьер
Для буксировки спереди предусмотрены три хорошо завуалированных проушины, чтобы не портить изящный экстерьер
Для буксировки спереди предусмотрены три хорошо завуалированных проушины, чтобы не портить изящный экстерьер

Российский вариант подтверждает ранее сделанные выводы. Несмотря на гигантские шины нашего самосвала размерностью 325/95 R24 с отнюдь не шоссейным рисунком, он вполне сносно вёл себя на скоростях до 80 км/ч, и динамика разгона просто отличная. На грунтовке и в колее порожний самосвал с рессорными подвесками по кругу не могло не потряхивать, тем более что подвеска кабины здесь обошлась без пневматики. Коллеги, которым достался на тест похожий самосвал, но с 20-кубовым кузовом и колёсной формулой 8х4, покинув асфальт, чувствовали себя более комфортно, чем я в более коротком 6х4.

Но мелкие придирки сразу забылись, когда организаторы предложили опробовать принципиально новый моторный замедлитель, мощностью 410 кВт, а заодно и штурмовать хоть и короткий, но резкий уклон, на глазок градусов под 30, или, если угодно, примерно 60%.

Трансмиссионная перспектива для колёсной формулы 6х4 Трансмиссионная перспектива для колёсной формулы 6х4

Подъезжаем и подготавливаемся. Трогаюсь перед горкой с VII, зафиксировав передачу в ручном режиме. Взревев мощным двигателем и увидев только небо в ветровом стекле, через несколько секунд мы – на вершине, по ходу дела совершив львиный прыжок через приличной глубины канаву. Готовимся ехать вниз. Перед спуском моторный замедлитель перевожу в максимальное положение, подталкиваю автомобиль, чуть работая педалью акселератора, к пропасти и убираю ногу со всех педалей, но замедление под контролем, а в ветровом стекле сначала только кочки с пожухлой травой, но картина постепенно выравнивается, самосвал постепенно обретает вновь горизонтальное положение. Подняв облако пыли засушливого периода конца августа, возвращаемся на старт.

Кузов может обогреваться выхлопными газами, аккуратно исполненная заслонка и разветвитель имеются

Мысли вслух вместо резюме

Забавно, что немцы, предвидя куда бόльшие истязания своих грузовиков в реальной российской жизни, гружёными горкой, пробивающими колею подъездных технологических дорог очередных ударных строек и месторождений, в ненастье, гололёд и в глубине снежного покрова в трескучий мороз и в весеннюю распутицу не побоялись дать официальную гарантию на силовую линию в три года или 250 000 км…

Комментировать ... >>