Опубликовано: ГП 10-2018
Сказки Вельского леса

Сортиментовоз Scania G500 B6x6HZ

Даниил Минаев, фото автора

В Архангельской области рядом с деревней Кононовская Устьянского района, что под Вельском, уже несколько лет подряд проходит чемпионат «Лесоруб XXI века». По традиции здесь собираются десятки команд-участников со всей России, а в выставке техники принимают участие производители спецмашин для лесозаготовки и деревообработки. Там мне удалось познакомиться с любопытным новым автомобилем семейства Scania XT. Исходя из формата мероприятия неудивительно, что это оказался сортиментовоз.

Техническая грузоподъёмность задних мостов – 15 т, шестерни бортовых редукторов с косозубым зацеплением для уменьшения шума

Само собой разумеется, что приобрести такую технику по силам только успешному и стабильному предприятию лесозаготовительной отрасли. Но такие есть в России и немало, что показал состав «конкурсантов-лесорубов». Но насколько разнообразны климатические зоны, рельеф и грунты площадок лесозаготовки и деревообработки огромной страны, настолько разнообразен и транспорт для этой работы. Большинство сортиментовозов представляют собой автопоезда, состоящие из специально сконфигурированных седельных тягачей колёсных формул 6х4 или 6х6 со специализированными полуприцепами. Сортиментовоз Scania G500 B6x6HZ – «одиночка» с несъёмной специализированной надстройкой, способной не только транспортировать хлысты, но и выполнять погрузочно-разгрузочные работы. Если необходимо увеличить объём груза, то предусмотрена возможность и работы в составе специализированного автопоезда технически допустимой полной массы до 79 тонн: адаптация для работы с прицепом включает все три типа выводов – гидро, пневмо, электро.

Тягово-сцепное устройство VBG8500 Pin 50, предусмотрены гидро-, пневмо-, электровыводы для систем прицепа, поперечина под сцепку утоплена на 300 мм

Автомобиль лесоруба XXI века

Двигатель полноприводной трёхосной серебристой «Скании» – DС13 с настройкой мощности в 500 «лошадок» и пятым экологическим классом, который обеспечивается новейшей системой питания XPI, работающей без системы рециркуляции отработавших газов (EGR), используя лишь каталитическую нейтрализацию нового поколения ЕЕС3. КП – чисто механическая, число ступеней – 12+2, работает на три хода рычага, обеспечивая разнообразие передаточных отношений при помощи «флажка» демультипликатора и «носика» делителя. Привод рычага КП тросовый, признак единения в повсеместном отказе от громоздкой и металлоёмкой кулисы. Передний ведущий мост – AMD600TZP: 9- тонный, задние мосты AD501TZP, технически допустимой грузоподъёмностью 15 тонн. Все три моста ведущие, с межосевыми и межколёсными блокировками. Главная передача с одноступенчатыми редукторами гипоидного зацеп­ления и колёсными редукторами с косозубым зацеплением, передаточное отношение – 4,93. В тормозной системе барабанные колёсные механизмы, система предотвращения скатывания на уклоне и противобуксовочная система. Подвески по кругу рессорные: спереди пакеты параболических рессор 4х28, сзади многолистовые рессоры 8х30/90. Стабилизатор поперечной устойчивости на передней оси увеличенной жёсткости. Колёсная база сортиментовоза – 5350 мм. В памяти невольно всплывает термин – «политика Scania», подразумевающий фактически индивидуальное транспортное решение, но при этом собранное из стандартных серийных компонентов собственного производства.

Рабочее место внутри семейства характеризуется как среднее, но даже такая  «посредственность» на зависть многим конкурентам Рабочее место внутри семейства характеризуется как среднее, но даже такая  «посредственность» на зависть многим конкурентам Рабочее место внутри семейства характеризуется как среднее, но даже такая  «посредственность» на зависть многим конкурентам
Правое сиденье на пневматике – полезная опция для бездорожья
Путь в кабину состоит из трёх ступенек

Водителю – жить!

G-кабина средней высоты (модель CG20N) не может не порадовать своего обитателя и даже его напарника или ещё какого-либо помощника. Удобное и красивое рабочее место, о котором мы уже неоднократно рассказывали (Scania S500, Scania S620, Scania P440), в сегодняшнем случае сдобрено сиденьем пассажира на пневматике и полноценным широким нижним «спальником». Электростеклоподъёмники с доводчиками, люк в крыше, аудиосистема и жидкостный автономный отопитель, который, если честно, уже получил немного нареканий от северян, но его мощность в 3 кВт в целом способна удовлетворить большинство. Всё как и у ранее протестированных образцов вполне достойно на зависть некоторым конкурентам. Но самое главное – движок даже на высоких оборотах при закрытых окнах почти не слышен, а многоликие рессоры на всех осях не кидаются обитателями кабины даже на непредсказуемых лесных тропах между делянками Вельского леса!

Трансмиссионная перспектива спереди и сзади: картер расположен достаточно высоко относительно балки, усиленный передний стабилизатор, задние 15-тонные мосты
Трансмиссионная перспектива спереди и сзади: картер расположен достаточно высоко относительно балки, усиленный передний стабилизатор, задние 15-тонные мосты

«Лесная» надстройка

Надстройка-сортиментовоз на шасси Scania G500 B6x6HZ произведена российско-финским предприятием ООО «ЮФА» СНГ, которое является партнёром скандинавских и европейских компаний JYKI GROUP, NORDIC TANK, TOPLIFT, EKERI, HIAB, NTM, HUEFFERMANN, ALUCAR, KESLA, RIIKONEN. Надстройка имеет стальной надрамник с крестообразным усилением задней части, выдвижную консоль под манипулятор, 4 пары стальных коников Alucar, щит за кабиной. Предусмотрена защита топливного бака, гидробака, АКБ и ресиверов. Для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ здесь предусмотрен гидроманипулятор KESLA 2009 St. Масса надстройки с кониками, консолью и гидравликой всего около 1900 кг.

Передняя и задняя оптика всей линейки ХТ под защитой
Передняя и задняя оптика всей линейки ХТ под защитой
Передняя и задняя оптика всей линейки ХТ под защитой
Складная подножка на стальном переднем бампере специально для ХТ-серии
Техническая характеристика сортиментовоза Scania G500 B6x6HZ
Полная масса, технически допустимая, кг 39 000
Нагрузка на 1-/2-/3-ю оси, кг (технически допустимая) 9000/15 000/15 000
Колёсная база, мм 5350
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н⋅м
DC13 146 (Euro 5)

12 742
500 при 1900 мин-1
2550 при 1000–1300 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперед/ назад
GRS905R
Механическая, с демультипликатором и делителем, с двумя понижающими передачами и двумя передачами заднего хода
12/2
Передаточное число главной пары 4,93
Подвеска Рессорная на всех осях, спереди параболические рессоры 4х28, сзади многолистовые рессоры 8х30/90
Тормозная система Пневматическая, барабанные колёсные тормозные механизмы
Колёсная формула 6х6
Размер шин 385/65 R22,5 на передних осях
и 315/80 К22,5 на задних осях
Вместимость топливного бака, л 400 + 440 = 840
Вместимость бака AdBlue, л 47
Ёмкость АКБ, суммарная, А⋅ч 230
Максимальная скорость, км/ч 89
Комментировать ... >>