Опубликовано: ГП 06-2018
Передовые технологии прошлого и будущего

Шоу-показ современных машин и ретротехники DAF посвящённый 90-летию компании

Александр Еремцов, фото автора

В середине апреля 2018 года в Эйндховене (Нидерланды) DAF Trucks организовала для российских и иностранных журналистов тест-драйв своих машин. Показ был посвящён 90-летию компании. Сразу хочу оговориться, что юбилею DAF редакция посвятит отдельный материал в следующем номере. В этой же статье рассказывается о сегодняшних успехах компании и невероятно интересных машинах, представленных на заводском полигоне.

Такое шоу DAF Trucks устраивает не каждый год, а раз в 10 лет. Иногда это называют демонстрацией возможностей. Но в данном случае можно трактовать ещё шире: демонстрация современных успехов и возможностей прошлых лет. Ведь на тест-драйв были представлены не только самые современные машины, но и грузовая ретротехника DAF, начиная с 1950-х годов.

Технологии прошлого

За свою 90-летнюю историю компания DAF разработала множество инновационных транспортных решений, устанавливая новые стандарты эффективности, длительности непрерывной эксплуатации, экологичности, безопасности и комфорта водителя. Примеры включают технологии турбонаддува, которые компания DAF впервые предложила ещё в пятидесятые; турбонаддув с системой промежуточного охлаждения, запущенный DAF в начале семидесятых и не имевший аналогов в отрасли, и выпускаемые сегодня силовые агрегаты PACCAR MX-11 и MX-13, работающие в низком диапазоне оборотов и обеспечивающие передовые показатели топливной экономичности и исключительно низкий уровень шума автомобилей.

[b]DAF A1300P, выпуска 1955 г.[/b] – один из старейших действующих грузовиков DAF. Дизель – 6-цилиндровый Perkins P6 рабочим объёмом 4,78 л развивает мощность 83 л.с. при 2400 об/мин. Коробка передач 4-ступенчатая синхронизированная. Колёсная база – 3,90 м. Снаряжённая масса, 4050 кг, грузоподъёмность – 5555 кг
[b]DAF A13DA. Год выпуска 1961 г.[/b] Под капотом установлен рядный 6-цилиндровый 4,75-литровый дизель DAF DA475, мощностью 95 л.с. при 2500 об/мин. При снаряжённой массе 4100 кг грузоподъёмность с бортовым кузовом составляла 5378 кг
[b]DAF T2400DK, год выпуска 1968-й.[/b] Оснащён 6-цилиндровым 11,6-литровым двигателем DAF DKA 1160, мощностью 237 л.с. при 2200 об/мин. КП – 12- ступенчатая ZF AK 6/90. Масса транспортного средства – 6040 кг, полная масса автопоезда – 46 т

В 1951 году компания представила собственную кабину с закругленными углами и наклонной передней решёткой для улучшенной аэродинамики. Внедрение сиденья на подвеске позволило повысить уровень комфорта водителя. Однако самые передовые стандарты комфорта водителя были представлены с запуском DAF 2600 для международных грузоперевозок в 1962 году. В 1969 году компания DAF одной из первых представила наклонный механизм для моделей, в которых кабина располагается над двигателем, который значительно упростил доступ к двигателю для технического обслуживания.

В 1988 году внедрена концепция Space Cab, которой компания DAF задала новые стандарты размера и комфорта кабин для международных грузоперевозок. А вместе с кабиной Super SpaceCab, представленной в 1994 году, кабины DAF остаются эталоном комфорта водителя и просторности по сей день.

Слева – современный автобетоносмеситель [b]Liebherr HTM905[/b] на шасси облегчённой конструкции DAF СF 410 FAD Construction (8x4). Справа – 4-кубометровый [b]автобетоносмеситель на шасси DAF A1902DS 360 1958 года выпуска[/b]. Этот автомобиль оснащён 6-цилиндровым 5,75-литровым турбодизелем DAF DS575 мощностью 155 л.с. (при 2400 об/мин). Коробка передач – 6-ступенчатая АК 670. Снаряжённая масса транспортного средства – 7800 кг, грузоподъёмность – 8200 кг
[b]DAF YA328 (6x6) образца 1958 г.[/b] Между 1952 и 1958 годами было изготовлено почти 4500 единиц YA328 для голландской армии. Карбюраторный 6-цилиндровый двигатель Hercules JXLD с рабочего объёма 5,55 л снимал мощность 131 л.с. при 3200 об/мин. Коробка передач 5-ступенчатая, механическая ZF AK5-83. Снаряжённая масса – 6200 кг, грузоподъёмность – 3000 кг
[b]DAF A1600DD, выпущенный в 1967 году.[/b] Серия А – одна из самых известных моделей DAF 1960-х годов. Их комплектовали 6-цилиндровым 5,75-литровым дизелем DAF DD575, который выпускали на собственном моторном производстве. Мощность двигателя – 112 л.с. при 2400 об/мин. Коробка передач, 5-ступенчатая ZF AK 5-35. Снаряжённая масса транспортного средства – 5260 кг, грузоподъёмность – 7580 кг. Прицеп F5 создан на DAF в 1952 году, его  грузоподъёмность – 2750 кг

Современные успехи

DAF Trucks N. V. – это международная компания. И не только потому, что она входит в состав PACCAR Inc. Грузовые автомобили она производит в Нидерландах, Великобритании и Бразилии, а продукция DAF реализуется через 1100 независимых дилеров на пяти континентах. Однако любая компания сильна не только производством, но и уровнем сервисного обслуживания. И здесь у известного автопроизводителя тоже всё в порядке. Подразделения PACCAR Parts и PACCAR Financial предлагают для грузовых автомобилей DAF самые лучшие в отрасли услуги. Для поддержки автопарков компания использует в Европе службу технической помощи на дороге. Действует такая техническая помощь и в России. Международный центр технического обслуживания (ITS) и DAF Connect активно внедряют передовую систему управления автопарком, и те, кто принял её на вооружение, по достоинству оценили современные методики: экономия с одного грузовика может достигать 1300 евро в год.

Революция в сфере международных перевозок – [b]DAF FA2600DKA со спальной кабиной[/b]. Год выпуска 1970-й. Оснащён 6-цилиндровым 11,6-литровым дизелем DAF DKA 1160 мощностью 237 л.с. при 2200 об/мин. Коробка передач –12-ступенчатая ZF AK 6/90. Масса транспортного средства – 7540 кг, полная масса автопоезда – 40 т
[b]DAF FA2000DH, 1976 год.[/b] В 1969 году DAF представил совершенно новый ассортимент грузовиков в среднетоннажном сегменте. Это был первый грузовик с опрокидывающейся кабиной для облегчения доступа к двигателю. Он оснащён 6-цилиндровым 8,25-литровым дизелем DAF DH825 мощностью 166 л.с. при 2400 об/мин. Снаряжённая масса автомобиля – 5550 кг, грузоподъёмность – 9850 кг

Весной 2016 года DAF Trucks представила обновлённый развозной грузовик серии LF. Была проведена серьёзная работа по созданию идеального грузовика для современного города и мы подробно рассказывали об этом. Ровно через год – весной 2017 года – было представлено новое поколение грузовиков DAF серий CF и XF. Мы также об этом писали. Как говорят сами конструкторы компании: ничто не осталось без изменений. Была поставлена главная цель – добиться максимальной экономичности и экологичности. И она была достигнута.

[b]DAF FGT3600DKZ 6х2 1987 года.[/b] Эти тягачи более известные как DAF 3600 ATi оснащены 6-цилиндровым 11,6-литровым 373-сильным (при 2000 об/мин) турбодизелем DAF DKZ 1160 с интеркуллером. Коробка передач ZF с выбором из 16 передач позволяла уверенно водить 50-тонные автопоезда. Масса тягача – 8100 кг
[b]DAF YBZ3300 DKX 6х6 1992 года выпуска[/b] с маркировкой PROTO. В 1989 году после длительных испытаний голландская королевская армия заказала на заводе в Эйндховене 255 ремонтно-эвакуационных машин. Машины поставляли в течение 1992–1993 гг. и до сих пор стоят на вооружении! Тягачи с бронированной кабиной даже служили в Афганистане в 2005–2011 гг. Рядный 6-цилиндровый 11,6-литровый турбодизель DAF DKX 1160 Ati развивал мощность 345 л.с. при 2200 об/мин. Коробка передач 16-ступенчатая ZF. Снаряжённая масса эвакуатора – 21 870 кг

Благодаря улучшенной работе системы климат-контроля удалось добиться экономии 0,2% топлива, улучшенная аэродинамика автомобиля сэкономила ещё 0,5%. А вот благодаря анализу и улучшенным алгоритмам автоматических систем грузовика и всего программного обеспечения удалось снизить расход топлива на 1,5%. Качественные улучшения в трансмиссии и задней оси позволили добиться 1,7% экономии. Но лучшие показатели были достигнуты благодаря двигателю и системе очистке выхлопа – 3,1%. Суммарно каждый грузовик DAF нового поколения расходует до 7% топлива меньше, экономия составляет 3000 евро в год.

Водительская мечта – [b]DAF FT 95.500 4х2[/b] с самой большой кабиной Super Spase Cab, выпущен в 1995 году и нашёл немало поклонников в России. Оснащён 6-цилиндровым 14,03-литровым двигателем VF373M мощностью 507 л.с. при 1900 об/мин. Коробка передач 16-ступенчатая ZF с гидравлическим переключением передач. Снаряжённая масса автомобиля – 8040 кг, полная масса автопоезда – 40 т

И наконец, осенью 2017 года копания представила линейку специальной техники, предназначенной для эксплуатации в тяжёлых условиях. Она отличалась повышенной надёжность и максимальным сроком безотказной работы. Там тоже была существенная экономия – затраты на обслуживание таких машин снизились на 250 евро в год. Вес многих узлов снизился, силовой агрегат получил бóльшую мощность и лучший крутящий момент и конечно же отличный моторный тормоз.

[b]Производство грузовиков в 2017 ≥ 16 т[/b]
[b]XF 440 FTR TelliSys (6x2).[/b] Особенность этого автомобиля в том, что он оснащён специальными задними осями, колёсами меньшего размера и имеет малую высоту седла. Это позволяет применять низкорамные шторные полуприцепы TelliSys – 161N (Intelligent Transport System) с увеличенным на 20 м[sup]3[/sup] объёмом за счёт уменьшенной погрузочной высоты. Для Европы такое решение, безусловно, актуально, но для России с нашими дорогами сомнительно. Передняя ось 16N на 8 т подвешена на 2 пневмоэлементах. Задняя ось SR1344 на нагрузку 11,5 т снабжена 4 пневмоэлементами. Колёса: 375/45 R22.5 (передняя ось), 315/45 R22.5 (задняя ось), 205/65 R176 (задняя ось)

Технологии будущего

При всём своём рациональном подходе конструкторы компании DAF Trucks всегда немного заглядывают в будущее, возможно, потому, что оно непосредственно связано с экономией и экологией. Как ближайшая перспектива, был предложен вариант использования в качестве моторного топлива – возобновляемые источники: растительное масло, животные жиры, биологический углеводород. Такое топливо не в конкуренции с производством продуктов питания, может использоваться на всех грузовиках DAF нового поколения, для этого не требуются какие-либо доработки топливной системы и нет влияния на обслуживание. А самое главное – выбросы CO2 при использовании возобновляемых источников снижаются на 80%.

Другая альтернатива – электричество. Однако и здесь конструкторы DAF Trucks отличились. Они не пошли по безумному пути полной электрификации грузовика, а создали два седельных тягача с гибридными схемами.

[b]Система EcoTwin[/b] разработана согласно общеевропейскому проекту. За головным автомобилем в автоматическом режиме следуют несколько других. Это способствует снижению расхода топлива, сокращению выбросов CO[sub]2[/sub] и оптимизации потока транспорта. В колонне может двигаться до 6 машин, минимальное расстояние между грузовиками – 6 метров

Первый инновационный грузовик – DAF Convenient – стал результатом проекта, выполненного в 2016 году при поддержке Европейской комиссии, с целью развития транспортных решений, способных в перспективе привести к значительному снижению расхода топлива. Это грузовик с параллельным гибридным приводом оснащён ДВС PACCAR MX-11 (320 кВт) и электромотором мощностью 120 кВт. На борту кроме традиционного топлива есть литий-ионные аккумуляторы общей энергоёмкостью 9 кВт∙ч. На сегодня это приоритет максимальной топливной экономичности (4–6%), так как у тягача имеется возможность движения только на электрической тяге. Правда, запас хода невелик – 3–6 км в зависимости от массы автопоезда, потом придётся включать ДВС и восполнять электроэнергию. Обычно этого достаточно, для того чтобы въехать и выехать из центрального района города, доставив грузы по назначению. При этом соблюдаются все, даже самые жёсткие городские требования.

DAF Convenient умеет анализировать предстоящий участок дороги и подбирает оптимальные параметры работы силового агрегата, снижая таким образом объём выбросов дизельного двигателя. А для достижения максимальной общей эффективности задняя ось оснащена системой регулирования уровня масла в картере. Для достижения наилучших аэродинамических показателей на основании ожидаемой нагрузки на автомобиль, а также на основании GPS-данных о положении автомобиля, пластины решётки радиатора могут закрываться автоматически.

XF 440 FT Convenient (4x2)

Второй инновационный грузовик – DAF XF EcoChamps – конструкторы назвали очередным шагом в гибридизацию. Ecochamps – это инициатива, осуществляемая при поддержке Европейской комиссии, в работе над которой 26 ведущих компаний и научно-исследовательских институтов автомобилестроения, под предводительством DAF Trucks, ищут возможные пути, чтобы сделать гибридные и электрические силовые агрегаты эффективными, компактными, лёгкими, надёжными и помимо прочего коммерчески выгодными для покупателей. Для решения этой задачи в грузовике используются компоненты, применяемые в сегменте легковых автомобилей. Примеры включают электромотор мощностью 90 кВт, представляющий собой аналог двигателей, используемых в легковых автомобилях, и обеспечивающий удешевление за счёт меньшего объёма, элементы питания и преобразователь постоянного тока, который заменяет традиционный генератор и преобразует номинальное напряжение 300 В высоковольтного аккумулятора в стандартные 24 В.

Этот автомобиль оснащён насосом усилителя рулевого управления с электроприводом. Такое решение отличается исключительно высокой эффективностью и позволяет полностью отключать дизель во время движения по шоссе.

XF 450 FT EcoChamps (4x2)

В грузовике DAF Ecochamps применяется технология рекуперации энергии торможения и используется тепло отработавших газов для восстановления заряда аккумуляторов. Если в грузовике DAF Convenient стоит баснословно дорогая АКП с возможностью использования электропривода, то в DAF EcoChamps, как я понял, используется обычная АКП, которая становится гибридной благодаря дополнительному энергоблоку, в результате увеличения стоимости КП составляет не более 10%, а эффективность трансмиссии увеличивается на 20%.

Да, ещё один интересный факт: в этой машине установлена система «старт-стоп», которую чаще используют на легковых машинах и почти никогда на грузовиках.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен