Опубликовано: ГП 05-2012
Рогатое наследство Болгарии

Развитие троллейбусного транспорта Болгарии

Константин Климов, фото автора, Р. Киндла, «Чавдар», с сайта «Център за градска мобилност»

Болгария была первой страной на Балканах, где в 1941 году при участии немецких специалистов была введена в эксплуатацию троллейбусная линия. Подвижной состав для небольшого участка был тоже поставлен из Германии, это были машины MAN MPE1. Однако время для развития троллейбусного транспорта было выбрано неудачное.

Сейчас Болгария является лидером по числу машин, изготовленных в Советском Союзе, которые одновременно находятся в эксплуатации.

Время неумолимо бежит вперед, унося с собой свидетельства прошлого. Это коснулось и троллейбусов, изготовленных в Советском Союзе, но не для внутреннего рынка, а на экспорт. Первые троллейбусы покинули пределы СССР в 1945 году, когда в рамках оказания помощи «Моссовет» отправил в столицу Польши 30 бывших в использовании троллейбусов из числа работавших в Москве. В разные годы наши троллейбусы дарили и продавали в Румынию, Болгарию, Югославию, Польшу, Грецию, Финляндию, Монголию, Индию, Аргентину, Колумбию, Китай.

Троллейбус MAN MPE1 с кузовом Konrad Auwärter на первой троллейбусной линии в районе Горна Баня

Но разговор сегодня о Болгарии. Троллейные воздушные линии и подвижной состав троллейбусов Софии к концу войны пришли в негодность и были в нерабочем состоянии. В 1947 году Советский Союз принял непосредственное участие и помог в восстановлении первой очереди троллейбусных линий и поставил 10 машин МТБ-82М с тушинского авиазавода №  82.

Следующие троллейбусы, которые работали в Софии, назывались ТБ-51. Болгары строили их уже сами на заводе «6 септември» (Завод им. 6 сентября). Внешне они идентичны советским МТБ-82. Первый такой троллейбус был изготовлен 15 февраля 1951 года. В период с 1952 по 1956 год была сделана 71 машина, дополнительная и завершающая партия была собрана в 1960 году – 15 штук. Помимо Софии 15 троллейбусов ТБ-51 в 1956 году были отправлены с завода во второй по величине город страны – Пловдив, где был открыт троллейбусный маршрут.

Троллейбусы ТБ-51 первых выпусков. У последующих троллейбусов этой серии ветровые стёкла были прямыми

Электротранспортизация

Развитие троллейбусного движения в Болгарии можно разделить на три этапа. Первый – с 1947 по 1948 год. После этого болгары строили троллейбусы самостоятельно, а затем на протяжении нескольких десятилетий закупали их в других странах. По разным причинам в ряде стран эта техника уже выведена из эксплуатации и сохранилась только в качестве музейных образцов, а, к слову сказать, один из музеев Англии приобрел для своей коллекции троллейбус ЗИУ-682, ранее работавший в Греции.

Период, когда в Болгарии начали широко строить предприятия электротранспорта, можно отнести ко второму этапу развития электротранспорта. В середине 1980-х годов пленум компартии НРБ принял решение о развитии экологически чистого электрического транспорта в курортных городах Болгарии. Это послужило толчком сразу для нескольких решений.

Прототип «Чавдар Т14-30»
Прототип «Чавдар Т13-30»

Во-первых, начали развивать уже существовавшие сети в городах, возводя новые парки, тяговые подстанции и маршруты. Во-вторых, для новых троллейбусных хозяйств в городах (а такие были открыты в Русе, Плевене, Стара-Загоре, Хасково, Бургасе, Варне, Враце, Габрово, Толбухине (ныне Добрич), Пернике, Сливене, Пазардижике) требовался подвижной состав в большом количестве.

Кроме того, ещё в нескольких городах были выстроены подстанции, парки и смонтирована контактная сеть (КС). Из-за начавшегося финансового кризиса 1990-х годов этим городам так и не было суждено попасть в число действующих троллейбусных систем.

В Софии есть единственные в Болгарии троллейбусы Gräf und Stift GS GE 152 M18
Модернизированный в Софии троллейбус Ikarus 280Т
Ikarus 280T с электрооборудованием Gänz

С 1985 года и до распада Советского Союза в Болгарию было поставлено свыше 400 троллейбусов ЗИУ-682. От машин для внутреннего рынка они отличались наличием более мощного тягового электродвигателя, который позволял троллейбусу лучше работать в условиях горного рельефа городов. Внешне некоторые ЗИУ для Болгарии имели выступающие спереди бамперы, форточки в каждом оконном проёме, сзади отсутствовала лестница на крышу, а вместо неё по бортам были установлены специальные откидные крючки. С их помощью водитель при необходимости мог подняться на крышу.

Сочленённые ЗИУ-683В0-1 работали в Добриче и Русе
ЗИУ-682В-10 в заводской окраске хорошо сохранились благодаря мягкому климату Болгарии. Многие троллейбусные линии в городах Болгарии проложены по экологически чистым районам, вблизи заповедников и парков отдыха

Недопроизводство

При том, что новые троллейбусы поступали из СССР, Болгария одновременно с этим приобретала подвижной состав в Чехословакии, на заводе Škoda-Ostrov, были предприняты попытки по созданию совместного предприятия по изготовлению троллейбусов с Румынией. Плодом этого союза в середине 1980-х годов стал сочленённый «DAC-Чавдар-317ЕТР». Такие машины работали в Варне, Пернике, Пловдиве, Софии, Стара-Загоре. До наших дней они сохранились в рабочем состоянии в городе Пернике. В тот же период были построены экспериментальные двухосный «Чавдар Т13-10» и 3-осный сочленённый «Чавдар Т14-30». Оба троллейбуса прошли ходовые испытания в Софии, но в серийное производство не пошли.

Сочленённый APG, 1968 года выпуска, с 1996 г. работает в г. Пазарджик
Чешский троллейбус Škoda 26Tr с кузовом Solaris
«Трамкар-Чавдар 130», построенный в 1993 г. в единственном экземпляре

Проектированием и разработкой ПСД на строительство зданий парков и сетей занимался болгарский институт «Транспроект». Примечательно, что все троллейбусные парки, построенные с начала 1980-х годов, выполнены практически по одному проекту и внешне похожи, как братья-близнецы. Имела свои отличия и воздушная КС. Она изначально делалась по типу подвески, применяемой в Швейцарии, и по сей день имеет свои индивидуальные отличия в элементах подвешивания, крепления и в деталях мелкой арматуры.

Период стагнации пришел в Болгарию в середине 1990-х годов, когда страна, как и другие государства на востоке, переживали переломный период в своём развитии, переход от социализма к капитализму. Так начался третий этап развития электротранспорта.

Троллейбус ЛАЗ Е183D1 в Стара-Загоре
Троллейбус «ДАК-Чавдар-317ЕТР» в г. Перник
Модернизированная в условиях парка чешская Škoda 14Tr в г. Стара-Загора

Старость – не радость

К концу 2011 года из действовавших 15 систем троллейбусного транспорта в 14 городах осталось 550 троллейбусов, из них 186 троллейбусов ЗИУ-682. За годы независимости капитального ремонта ни одного троллейбуса произведено не было, а самому новому сегодня уже миновало 20 лет (не считая двух троллейбусов, приобретённых в 2006 году городом Пазарджик). Если в небольших городах действовало два–три маршрута в лучшие годы, то сегодня работает один. КС на закрытых участках движения либо демонтирована, либо находится в заброшенном состоянии.

Осенью 2006 года в город Пазарджик прибыли две «Тролзы» – первые новые троллейбусы, приобретённые за все годы независимости Болгарии. До и после этого города могли себе позволить лишь единичные покупки уже бывшего в использовании подвижного состава из стран Западной Европы. Спустя четыре года, в 2010 году, в Софии состоялся тендер на поставку 30 троллейбусов. Победителем был объявлен чешский производитель Škoda Electric с кузовом Solaris. Годом ранее новые троллейбусы приобрел город Стара-Загора. Тендер в этом городе выиграл Львовский автобусный завод, поставивший 6 низкопольных троллейбусов ЛАЗ Е183D1.

Швейцарский Saurer-Hess GT560 из Санкт-Галлена с 2009 г. работает в Пловдиве
Турецкий Cobra GD 272, 2002 г. выпуска, завода «Трамкар»

Нужно отметить, что в 2002, 2004 и 2007 гг. в Софии были предприняты попытки наладить выпуск троллейбусов собственной конструкции на базе 2-осных автобусных кузовов. Однако из-за технического несовершенства, которое показала регулярная эксплуатация опытных троллейбусов, их строительство не получило продолжения.

В 2011 году городские власти Варны объявили о своих планах по части приобретения подвижного состава для предприятия «Урбан Транспорт», которое занимает доминирующее положение в городе по перевозкам пассажиров. В его состав входят троллейбусная и автобусная колонны. До 2013 года в Варну должны поступить 50 автобусов и 25 троллейбусов. Кроме того, власти финансируют работы по расширению троллейбусной маршрутной сети на 15 км. Новые линии будут открыты в южной части Варны, где сейчас работает автобусный маршрут № 17.

Прототип болгарского троллейбуса с голландским кузовом автобуса Den Oudsten Alliance City B96

Для справки. Троллейбус в Варне был открыт в 1986 г. В лучшие годы функционировало 6 маршрутов, которые обслуживали троллейбусы Škoda 14Tr (33 шт.), Škoda 15Tr (9 шт.) и троллейбусы «ДАК-Чавдар-317ЕТР» (36 шт.), которые полностью изъяты из эксплуатации ещё в 2003 г. В 2012 г. работает 41 троллейбус и действуют три маршрута (№ 82, 83, 88).

Сегодня фактор старения основных фондов почти во всех городах, где ещё продолжает работать троллейбус, определяет дальнейшую судьбу предприятий электротранспорта. Рано или поздно перед городскими властями станет выбор: модернизация действующих маршрутов и КС, замена подвижного состава и оборудования тяговых подстанций или демонтаж всей инфраструктуры, перепрофилирование троллейбусных парков и замена на газовые автобусы.

В приморском городе Варна эксплуатируются единственные в Болгарии Škoda 15Tr
Комментировать ... >>