Опубликовано: ГП 02-2015

 

Вне времени (ПАЗ-3205)

Андрей Филиппов
Фото автора, Максима Шелепенкова и Павловского автобусного завода

Эти ко­ро­бочки с круг­лыми фа­рами знают все. «Па­зики» уве­ренно при­жи­лись прак­ти­че­ски во всех от­рас­лях, свя­зан­ных с транс­пор­том. Их ис­поль­зуют на го­род­ских и при­го­род­ных марш­ру­тах, на них возят школь­ни­ков и со­труд­ни­ков пред­при­я­тий, неф­тя­ники и гор­но­спа­са­тели, си­ло­вики и спа­са­тели – прак­ти­че­ски все хоть раз в жизни были пас­са­жи­рами ав­то­бу­сов ПАЗ се­мейства «3205». Этот ав­то­бус на­столько прочно вошёл в нашу жизнь, что порой на­чи­нает ка­заться, что он был все­гда и пе­ре­живёт любой ка­та­клизм.

Впро­чем, так было не все­гда. 25 лет назад никто и не пред­по­ла­гал, что только-только встав­шему на кон­вейер ПАЗ-3205 уго­то­вана не только яркая жизнь, но и воз­мож­ность пе­ре­бить ре­корд дол­го­ле­тия сво­его пред­ше­ствен­ника – ПАЗ-672, про­дер­жав­ше­гося на кон­вейере 20 лет. Ско­рее, на­обо­рот, ввиду тех слож­но­стей, ко­то­рые ав­то­бус пре­одо­лел при своём рож­де­нии, само су­ще­ство­ва­ние мо­дели было под боль­шим во­про­сом…

Вне­пла­но­вый «пазик»

Не по­ве­рите, но ПАЗ-3205 не яв­лялся след­ствием за­пла­ни­ро­ван­ного об­нов­ле­ния мо­дель­ного ряда. На­обо­рот, он был ито­гом от­каза от про­из­вод­ства новой мо­дели – ПАЗ-3203.

С 1972 по 1977 год за­вод­чане со­з­дали целое се­мейство ав­то­бу­сов (3 го­род­ских ПАЗ-3203, при­го­род­ный ПАЗ-32031, ту­рист­ский ПАЗ-32033 и вез­де­ход ПАЗ-3204), призван­ных сме­нить на кон­вейере «ста­ричка» ПАЗ-672М. Увы, гран­ди­оз­ным пла­нам не суж­дено было осу­ще­ствиться. За­ло­жен­ные в кон­струк­цию пер­спек­тив­ные ре­ше­ния: тор­моз­ная си­стема с ме­ха­низ­мами от ГАЗ-53–11, зад­няя рес­сор­ная под­веска с кор­рек­ти­ру­ю­щими пру­жи­нами, 5,5-лит­ро­вый дви­га­тель ЗМЗ-3203, а так же 5-сту­пен­ча­тая КП, кар­дан­ная пе­ре­дача и ГУР от ЗИЛ-130, по­ка­зали ши­роту вз­гля­дов кон­струк­то­ров ПАЗа, и… не­спо­соб­ность смеж­ни­ков вы­пол­нить их за­явку. Пе­чаль­ный итог – се­мейство «3203» умерло не ро­див­шись…

Этот набор ме­тал­ли­че­ских тру­бок скоро ста­нет при­выч­ным глазу «па­зи­ком» «4234» А чем это за­няты люди «в белых ком­безах» со шпа­те­лем в руках? Они го­то­вят кузов ав­то­буса к по­краске Нитка из про­шлого, через на­сто­я­щее в бу­ду­щее – клас­си­че­ский «пазик» не­по­бе­дим

Есте­ственно, с таким по­ло­же­нием дел завод сми­риться не мог, и как аль­тер­на­тив­ное пред­ло­же­ние воз­никла идея скре­стить новый кузов со ста­рым шасси, есте­ственно, про­ведя над по­след­ним все воз­мож­ные до­ра­ботки. Так, в ап­реле 1978 года впер­вые за­го­во­рили о се­мействе «3205». Пер­вый опыт­ный об­ра­зец ПАЗ-3205 был со­бран летом 1979 года. Не­смотря на зна­чи­тель­ный про­цент уни­фи­ка­ции и внеш­нюю схо­жесть с ав­то­бу­сами серии «3203», «3205» от­ли­чался пла­ни­ров­кой са­лона и имел целый ряд кон­струк­тив­ных от­ли­чий по ку­зову. Одной из зна­чи­мых осо­бен­но­стей ПАЗ-3205 стала ори­ги­наль­ная пнев­мо­гид­рав­ли­че­ская тор­моз­ная си­стема, поз­во­лив­шая ис­ко­ре­нить одну из глав­ных бед ПАЗ-672 – не­до­ста­точ­ную эф­фек­тив­ность ра­бо­чих тор­мо­зов с гид­ро­ва­ку­ум­ным при­во­дом. Из­ме­нился и ру­ле­вой ме­ха­низм – при­ме­не­ние типа винт – ша­ри­ко­вая гайка с встро­ен­ным гид­ро­у­си­ли­те­лем (от МАЗ-5336) поз­во­лило на 60 % со­кра­тить число гиб­ких шлан­гов, по­вы­сив на­дёж­ность ра­боты узла. Не оста­лась без вни­ма­ния и под­веска: суже­ние рес­сор­ной колеи поз­во­лило умень­шить ра­диус раз­во­рота, а уд­линён­ные пе­ред­ние рес­соры сов­местно с уста­нов­кой кор­рек­ти­ру­ю­щих пру­жин в зад­ней под­веске уве­ли­чили плав­ность хода.

А дальше пошло раз­ви­тие се­мейства. В те­че­ние года уви­дели свет опыт­ные об­разцы ПАЗ-3205 вто­рой серии – два ав­то­буса в ба­зо­вом ис­пол­не­нии и го­род­ская мо­ди­фи­ка­ция ПАЗ-32051 с двумя ав­то­ма­ти­че­скими слу­жеб­ными дверьми. В 1981 году были по­стро­ены ещё два об­разца ПАЗ-3205 для про­ве­де­ния меж­дуве­дом­ствен­ных ис­пыта­ний, ко­то­рые успешно за­вер­ши­лись в 1982 году с ре­ко­мен­да­цией о по­ста­новке «на поток». В те­че­ние 1983 года по до­ра­бо­тан­ной тех­ни­че­ской до­ку­мен­та­ции в экс­пе­ри­мен­таль­ном цехе со­брали пять пред­се­рий­ных об­раз­цов ПАЗ-3205, а в 1984-м «3205» впер­вые по­яви­лись в го­до­вом от­чёте за­вода как то­вар­ная про­дук­ция: в но­ябре – де­кабре пять ав­то­бу­сов было из­го­тов­лено на участке малых серий.

Пер­вый опыт­ный эк­зем­пляр ПАЗ-3205 1979 г. – внешне ав­то­бус опре­де­ля­ется без­оши­бочно

Впро­чем, на про­тя­же­ние ещё пяти лет ПАЗ-3205, со­би­ра­е­мый «вруч­ную», был всего лишь «по­пут­ной» про­дук­цией к ПАЗ-672М. И только 28 ян­варя 1989 года про­цесс «же­нитьбы» ку­зова и шасси «3205» со­сто­ялся на глав­ном кон­вейере, а не в цехе малых серий. А пол­но­цен­ную «кон­вейер­ную» жизнь ПАЗ-3205 начал с 1 де­кабря 1989 года.

К этому вре­мени на за­воде были раз­ра­бо­таны и во­пло­щены в ме­талле уже 10 раз­лич­ных мо­ди­фи­ка­ций, и «3205» стал пол­но­цен­ным се­мейством. Пер­вой из них стала го­род­ская вер­сия ПАЗ-32051 с двумя ав­то­ма­ти­че­скими дверьми, в 1982 году по­явился «пол­но­при­вод­ник» ПАЗ-3206, за­кон­чив­ший ис­пыта­ния к де­кабрю 1986 года, но… то­вар­ные ма­шины уви­дели свет лишь в 1994 году.

В 1984 году по за­казу ЦК КПСС один из по­стро­ен­ных об­раз­цов ПАЗ-3205 под­вергся пе­ре­обо­ру­до­ва­нию в экс­пе­ри­мен­таль­ном цехе в ав­то­бус ту­рист­ского типа с крес­лами с вы­со­кой спин­кой, улуч­шен­ной от­дел­кой са­лона, сте­рео­фо­ни­че­ской ра­дио­ап­па­ра­ту­рой и изо­ли­ро­ван­ным ба­гаж­ни­ком. После одоб­ре­ния опыт­ного об­разца пред­ста­ви­те­лями ЦК пар­тии 10 таких ав­то­бу­сов было со­брано в 1985 году для об­слу­жи­ва­ния де­ле­га­тов XXVII съезда КПСС.

В 1985 году на за­воде под­го­то­вили тех­ни­че­ские про­екты на се­вер­ную и южную мо­ди­фи­ка­ции – ПАЗ-320501 и ПАЗ-320509 со­о­т­вет­ственно, во­пло­щён­ные «в ме­талле» в 1986 году.

Ав­то­бус для пе­ре­возки детей – ПАЗ-32053-70 (3205CX). А пер­вый «школь­ник» уви­дел свет ещё в 1997 г.

Тогда же под ка­по­том было ре­шено про­пи­сать и ди­зель­ные дви­га­тели – оте­че­ствен­ный ГАЗ-542 и япон­ский Hino W04CT. Пер­вые ди­зель­ные «па­зики» вышли на ис­пыта­ния в 1987 году, но из-за слож­но­стей ком­по­новки «га­зов­ский» мотор сошёл с ди­стан­ции прак­ти­че­ски сразу, а до­ро­гу­щий япон­ский ди­зель ста­вили лишь под заказ с на­чала 90-х, и его вы­пуск не пе­ре­шаг­нул рубеж не­скольких де­сят­ков.

В 1987 году были под­го­тов­лены тех­ни­че­ское за­да­ние и тех­ни­че­ская до­ку­мен­та­ция на ав­то­бус ПАЗ-3205-10 с про­па­но­вым га­зо­бал­лон­ным обо­ру­до­ва­нием, опыт­ные об­разцы ко­то­рого были по­стро­ены в 1987 (1 шт.), 1988 (2 шт.) и 1989 (1 шт.) годах. До­во­доч­ные ра­боты по этим ма­ши­нам про­во­ди­лись сов­местно с кон­струк­то­рами за­во­дов ПАЗ, ГАЗ и ЗМЗ.

Вы­пуск ав­то­бу­сов серии «ПАЗ-3205» за 1989–2000 гг.
Год 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
ПАЗ-3205 307 8004 9680 10 342 11 070 9073 7800 7235 8679 8500 7495 8060
Вы­пуск ав­то­бу­сов серии «ПАЗ-3205» за 2001–2013 гг.
Год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
ПАЗ-3205 10 126 10 131 10 249 10 520 11 546 11 680 11 728 11 661 5733 6380 6726 7089 6151
ПАЗ-4234 709 1232 1792 2111 2534 1869 1104 1382 1823 1722 1282

Далё­кая пер­спек­тива?

А потом у ПАЗ-3205 на­ча­лась обыч­ная жизнь се­рий­ной ма­шины. Те­ку­щие до­ра­ботки, по­яв­ле­ние новых мо­ди­фи­ка­ций, внед­ре­ние новых аг­ре­га­тов и адап­та­ция к уже­сто­ча­ю­щимся тре­бо­ва­ниям сер­ти­фи­ка­ции. В этой ру­тине ярким пят­ном стало по­яв­ле­ние в 2003 году уд­линён­ной мо­ди­фи­ка­ции ПАЗ-4234 для ра­боты на го­род­ских и при­го­род­ных маршру­тах.

Что ж, в на­сто­я­щее время се­мейство «3205» не только не со­би­ра­ется «на покой», но и при­рас­тает но­выми ком­плек­та­ци­ями. В мо­тор­ном от­секе осва­и­ва­ются новые дви­га­тели, ме­ня­ется внеш­ность, по­яв­ля­ются уни­каль­ные вер­сии, пред­на­зна­чен­ные под кон­крет­ных за­каз­чи­ков за ру­бе­жом. Взять хотя бы шасси ПАЗ-3205–040, ко­то­рые ста­бильно по­став­ляют на Кубу с 2012 года. Ку­бинцы уста­нав­ли­вают на них ки­тайские мо­торы, ку­зова соб­ствен­ного из­го­тов­ле­ния и по­лу­чают ав­то­бусы с соб­ствен­ным име­нем «Диана».

Впро­чем, к чему слова, если можно вз­г­ля­нуть на сухие цифры ста­ти­стики вы­пу­щен­ных ав­то­бу­сов. Ло­гично, что вы­пуск мо­дели, от­ме­тив­шей 25-лет­ний юби­лей, сни­жа­ется, усту­пая место более со­вре­мен­ному се­мейству «Век­тор». Но ска­зать, что про­из­вод­ство ПАЗ-3205 сво­ра­чи­ва­ется, по­жа­луй, не риск­нет самый за­кон­чен­ный пес­си­мист…

ПАЗ 4234 – Уд­линён­ная вер­сия се­мейства «3205» быстро нашла своих по­ку­па­те­лей и за­кре­пи­лась на рынке Пол­но­при­вод­ный ПАЗ-3206 – один из не­мно­гих пол­но­цен­ных «ав­то­бу­сов-вез­де­хо­дов», вы­пус­ка­е­мых се­рийно

Байки для VIP

За 25 лет су­ще­ство­ва­ния на кон­вейере се­мейство «3205» об­рело не­мало ин­те­рес­ных мо­ди­фи­ка­ций и ис­пол­не­ний. Этот пе­ре­чень вклю­чает де­сятки ав­то­бу­сов, и если рас­ска­зы­вать о каж­дом из них, то можно по­свя­тить целый жур­нал. Мы же со­брали наи­бо­лее яркие эк­зем­пляры се­мейства, под­чёр­ки­ва­ю­щие, что в Пав­лово не си­дели сложа руки, ку­па­ясь в лучах славы, а ста­ра­лись идти в ногу со вре­ме­нем, от­сле­жи­вая и тен­ден­ции моды, и за­просы рынка, вы­да­вая мо­дели, в ко­то­рых ПАЗ-3205 было порой не узнать…

Ту­рист­ский ПАЗ-3205 – сов­мест­ное де­тище ПАЗа и за­пад­но­гер­ман­ской фирмы Ernst Auwarter. В конце 1990 г. немцы про­де­мон­стри­ро­вали в ку­зове «3205» ав­то­бус с мини-баром, кон­ди­ци­о­не­ром и боль­шими ок­нами для луч­шего об­зора, и такие ма­шины быстро нашли по­ку­па­те­лей
Ак­ти­ви­за­ция го­род­ских пе­ре­во­зок част­ными ком­па­ни­ями, ко­то­рые на­чали ак­тивно за­ку­пать «3205» в роли «марш­рут­ных такси», заста­вила со­з­дать до­ра­бо­тан­ную мо­дель ПАЗ-32052. Ши­ро­кая дву­створ­ча­тая дверь в базе была призвана уско­рить ро­та­цию пас­са­жи­ров
Ре­стай­линг мо­дели – опыт­ный ПАЗ-32051-50. Кроме осо­вре­ме­нен­ной внеш­но­сти ав­то­бус по­лу­чил и более ком­фор­та­бель­ный салон с но­выми си­де­ньями
Ответ на раз­ви­тие част­ных гру­зо­пе­ре­во­зок – гру­зо­пас­са­жир­ские ПАЗ-3205-20 с раз­ной пла­ни­ров­кой кабин, кстати, они до сих пор на кон­вейере. А вот изо­тер­ми­че­ский фур­гон ПАЗ-3798, свое­об­раз­ный на­след­ник «Пинг­ви­нов», уже не вы­пус­кают...
Лёг­кий ре­стай­линг се­мейства «3205» по­явился на се­рий­ных ма­ши­нах только в 2013 г. Новые пе­ред­ние фары, зад­ние фо­нари и едва за­мет­ное из­ме­не­ние ка­пота. Увы, даже такое не­зна­чи­тель­ное из­ме­не­ние по­влекло рост сто­и­мо­сти, по­тому и спрос на фэйс­лиф­тинг не­ве­лик
От­дель­ная строка – внут­ри­за­вод­ской транс­порт на базе се­рий­ных ПАЗ- 3205. Эти ав­то­бусы не пред­на­зна­чены для дорог об­щего поль­зо­ва­ния, и, чтобы уви­деть их, не­об­хо­димо ока­заться на тер­ри­то­рии Пав­лов­ского ав­то­бус­ного за­вода, где их бе­гает около де­сятка
Раз­но­об­ра­зие со­че­та­ний кабин и ку­зо­вов ПАЗ-3205-К столь ве­лико и при­чуд­ливо, что опи­сать это про­сто не­воз­можно. Раз­лично всё – длина, вы­сота, на­ли­чие две­рей и мест для ра­бо­чей бри­гады. Это нужно уви­деть са­мому – зре­лище не­за­бы­ва­е­мое…
Комментировать ... >>