Опубликовано: ГП 03-2013

Операция «ЗИЛ-158»

Будущий экспонат музея раритетов

Олег Бодня, фото автора и Алексея Гонтарева

Не так давно в петербургском Музее городского электрического транспорта появился новый экспонат. Сама по себе эта новость могла бы стать лишь поводом для небольшой заметки, если бы не одно «но». Это не трамвай или троллейбус, а автобус модели ЗИЛ-158. И сразу же у меня возникли вопросы. Почему эта машина попала в музей электротранспорта? Появятся ли в нём другие модели автобусов?

О петербургском Музее городского электрического транспорта, который разместился на территории бывшего Василеостровского трамвайного парка, мой коллега Максим Шелепенков рассказывал сравнительно недавно. Помимо основной экспозиции, состоящей из более чем двух десятков трамваев и троллейбусов, в музее есть большое число экспонатов, ожидающих восстановления. Преимущественно это троллейбусы (так как трамваи всех основных ленинградских моделей уже есть в коллекции музея). Теперь же к ним присоединился и автобус.

У первого найденного ЗИЛ-158 хорошо сохранился кузов…
У первого найденного ЗИЛ-158 хорошо сохранился кузов…

Новая цель

Думаю, никто не будет спорить о том, что история развития автобусного движения в городе на Неве не менее ценна и интересна, чем трамвайная или троллейбусная. Достаточно вспомнить знаменитые 100-местные довоенные автобусы на ярославских шасси, а также АТУЛы – одни из первых серийных советских автобусов вагонной компоновки. Сейчас о них помнят только специалисты. До наших дней в Северной столице сохранилось лишь несколько пассажирских машин, которые имеют определённую музейную ценность. Эти автобусы хранятся в парках основного городского перевозчика – ГУП «Пассажиравтотранс». Часть из них была в своё время найдена транспортниками-энтузиастами и при содействии руководства предприятия доставлена в Санкт-Петербург. И только одна машина – междугородный лайнер Ikarus 55 Lux – была восстановлена в Санкт-Петербурге к 80-летию с начала регулярного автобусного движения в Ленинграде. Эту дату отмечали в 2006 г., и с тех пор, к сожалению, положение дел с автобусной музейной экспозицией не улучшилось. Даже Ikarus 55 Lux не получил надёжное место для стоянки – во время снежной зимы 2009–2010 гг. он, как и многие другие старые машины, стоял на открытой площадке, занесённый сугробами. Как сказывается на состоянии уникальной машины такое времяпрепровождение, думаю, пояснять не нужно.

…поэтому второму ЗИЛ-158 досталась почётная роль донора

Много потенциальных экспонатов музея не удалось сохранить до наших дней. Речь идёт об автобусах, ставших сараями и бытовками на дачных участках. Сейчас их становится всё меньше: раритеты сдают в металлолом, реже просто сносят спецтехникой при застройке участков. Коллективу энтузиастов, сформировавшемуся вокруг городского музея электротранспорта, после продолжительных поисков и проверки информации удалось найти в Ленинградской области несколько автобусов ЗИЛ-158. Два из них, которые было проще всего забрать технически, были доставлены в Санкт-Петербург. Планируется один восстановить, а второй станет донором запчастей и кузовных деталей. Работами по доставке автобусов-ветеранов в центр Северной столицы руководил Алексей Гонтарев. Да, тот самый специалист, который буквально из ничего, из трухлявого дачного сарая сумел воссоздать уникальный троллейбус ЯТБ-1, а вслед за ним МТБ-82, ЗИУ-5Г и ранний ЗиУ-682Б. Помогали ему коллеги из музея и сотрудники «Пассажиравтотранса», за что им отдельная благодарность.

Оба автобуса оказались производства Ликинского завода, выпущенные в середине 1960-х годов. Их детальный осмотр подтвердил первоначальное решение – воссоздавать в виде ходового экспоната стоит только один из ЗИЛ-158. К сожалению, будущее этого музейного экспоната, несмотря на все усилия энтузиастов, вкладывающих в сохранение нашей истории много усилий и средств (в том числе и личных), пока туманно. Официально его ещё не признали частью музейной коллекции, и средства на восстановление ещё не выделены. Поэтому даже ориентировочные сроки сейчас никто, естественно, не называет.

Участники операции «ЗИЛ-158»: Алексей Гонтарев, Руслан Баянов, Михаил Блескин и Анатолий Федуков

Раритеты на свалке

Алексей Гонтарев, руководитель троллейбусного отдела Музея городского электрического транспорта СПб ГУП «Горэлектротранс»:

«За последнее время очень много старой техники было сдано в металлолом. Недавно мы приехали в одно место в Ленобласти, где я когда-то нашёл автобус АТУЛ бескапотной компоновки, и увидели там только остатки машины в виде дров. Этот автобус был для нас безвозвратно утерян. Серьёзным толчком к началу сбора автобусных кузовов послужило событие, которое произошло весной 2012 года. Недалеко от дачи моего коллеги стоял шикарный (если можно так сказать) ЗИЛ-158 — прямо бери, пескоструй, крась – и в музей. Мы очень долго узнавали, кто хозяин участка, на котором стоял этот автобус. Когда, наконец, нашли его координаты, и у нас появилась возможность договориться с ним о выкупе машины, мы пришли на участок и увидели душераздирающее зрелище – уникальный автобус был буквально растерзан на части строительной техникой, работающей на участке. От него остались одни ошмётки. Через некоторое время я понял, что дальше тянуть нельзя, надо искать старую технику и приво­зить её в музей любым возможным способом. Для кого-то старые автобусы и троллейбусы – это просто металл, на котором можно неплохо поживиться, а для нас — это история, которую нужно сохранить для современников и потомков».

Этот автобус варварски уничтожили до того, как энтузиасты приняли решение о его покупке

Об общем музее замолвите слово

Мечта Алексея и его коллег – собрать под одной музейной крышей с электротранспортом все основные модели автобусов, работавших в Северной столице, включая «155-й» ЗИС, фестивальный ЛАЗ-695 и символ 1970–1990-х годов – Ikarus 280. И эта мечта может стать реальностью, ведь несколько раритетов удалось сохранить в городских автобусных парках. Среди них есть такие уникальные машины, как Ikarus 556, Ikarus 620 и единственный в России Ikarus 435 венгерской сборки. И пусть их состояние, мягко говоря, не идеальное, но большинство из них находится в лучшем виде, чем те ветхие кузова, что энтузиасты находят на областных дачных участках».

Кстати, об участках. Музейные работники и их коллеги по увлечению (которое, впрочем, на самом деле является хоть и интересной, но довольно трудной работой) в течение лета–осени 2012 г. нашли в пригородной зоне Петербурга ЛАЗ-­695 1957 г. выпуска (тот самый фестивальный) и трофейный капотник «Мерседес» 30-х годов. Владельцы раритетов готовы передать их в музей на Васильевском острове, но энтузиастов пока останавливает неопределённый статус уже имеющихся в Северной столице исторических автобусов.

Фестивальный ЛАЗ-695 готов стать музейным экспонатом

В петербургском воздухе уже давно витает идея объединения двух музейных экспозиций – электротранспортной и автобусной. Сейчас этому мешают лишь ведомственные барьеры. У Музея городского электрического транспорта есть площади для размещения дополнительных экспонатов, так как трамвайный парк им. Леонова больше не является эксплуатационным предприятием и некоторые хозяйственные пристройки, сделанные в его производственных корпусах, могут быть снесены. Автобусы могут стать органичной частью музея, гиды которого смогут рассказывать посетителям не только об истории электротранспорта, но и транспортной системе города в целом.

Уникальная машина – капотный автобус Mercedes-Benz довоенного выпуска

Будем надеяться, что все вопросы, которые сейчас есть между эксплуатационными предприятиями, будут разрешены, и в Санкт-Петербурге появится Музей городского транспорта. И пусть он потеряет в своём названии одно слово, но зато приобретёт не один десяток новых экспонатов, с которыми у петербуржцев и гостей Северной столицы связаны, без сомнения, какие-то свои радостные и грустные, но почти всегда приятные (такое уж свойство человеческой памяти) воспоминания.

А мы будем следить за процессом восстановления автобуса ЗИЛ-158 и обязательно расскажем о его первом выезде на улицы Санкт-Петербурга.

Петербургские раритеты
Автобусы устаревших моделей, сохранившиеся до наших дней в парках ГУП «Пассажиравтотранс»
Бортовой номер Модель Год выпуска Примечание
ЗИС-155 Н. д. Находится на территории бывшего АП № 3
Ikarus 55 Lux Н. д. Восстановлен в 2006 г. Находится на территории АП № 1
Ikarus 556 Н. д. Поступил из Нижнего Новгорода, находится на территории бывшего АП № 3
8542 Ikarus 620 1966 Работал в Выборге (Ленинградская обл.). Находится на территории бывшего АП № 3
1014 MAN SL200 1984 Находится на территории Колпинского филиала АП № 7
1090 Ikarus 250.59 1987 Находится на территории АП № 1
7210 Ikarus 260.37 1989 Находится на территории Колпинского филиала АП № 7
1005 ЛАЗ-695Н Н. д. Находится на территории АП № 1
1004 ЛАЗ-699Р Н. д. Находится на территории бывшего АП № 3
1092 ЛАЗ-699Р 1991 Находится на территории бывшего АП № 3
2002 Ikarus 260.50 1991 Находится на территории Колпинского филиала АП № 7
2249 Ikarus 435.05A 1993 Находится на территории АП № 1
0162 ЛиАЗ-677М 1997 Находится на территории Колпинского филиала АП № 7
6980 Hyundai AeroCity 540 1998 Находится на территории Колпинского филиала АП № 7
Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен