Опубликовано: ГП 10-2014
Седельный тягач Scania R 620 LA4X2HNA
Премиум-класс для дальнобойщика

Седельный тягач Scania R 620 LA4X2HNA

Даниил Минаев, фото автора
Производитель: Scania Sweden
Модель: Scania R 620 LA4X2HNA
Начало продаж в России: 2014 г.
Цена: от 6 300 000 руб.

Чёрный глянец решётки радиатора, внушительное число 620 с приставкой V, обилие светодиодной оптики и почти незаметный аэродинамический обвес. Передо мной эксклюзивный экземпляр тягача Scania R 620 Blue Stream цвета ярко-синий металлик.

Сегодня сделаю исключение – не буду искать ему полуприцеп. Зачем? Разве вызывает сомнение энерговооружённость восьмицилиндрового V-образника, рабочим объёмом 16 литров и «табуном» в 620 «рысаков»? Тем более я всё ещё под впечатлениями от недавней поездки на Нюрбургринг, где наблюдал гонки и не только гонки эксклюзивных, но по-своему, грузовиков. Нет, сегодня буду наслаждаться вождением этой мощной роскоши и без всяких полуприцепов.

Панель приборов и рабочее место – старые знакомые, но материалы и исполнение подчёркивают эксклюзив этого экземпляра и радуют цветными мониторами высокого разрешения

Жаркие дни за рулём

Лето пришло в Подмосковье ближе к августу и сразу принялось жарить. Пара недель – и пожухла трава, завяли недавно посаженные коммунальщиками молодые деревца, которые ещё не успели прижиться, а всё, что связано с камнем, раскалилось до весьма высоких некомфортных для обитания человека температур. Я не случайно сейчас немного углубился в метеорологию. Любой водитель знает, как нестабилен седельный тягач на мокрой и скользкой дороге, если он не обременён полуприцепом. Недостаток сцепного веса задней оси так и норовит отправить в занос «одинокую голову». И сегодняшние природные катаклизмы мне на пользу: сильно разогретый асфальт и резина держат дорогу вполне достойно, но ведь и я не на «Нордшляйфе» гоночного кольца «Нюрбургринга», и тягач мой не для гонок, а для перевозки грузов. А что нам нужно для их (грузов) успешной перевозки? Правильно, надёжная агрегатная база, прочная и грузоподъёмная ходовая часть, но об этом позже, ведь не менее важно и рабочее место, которое в дальнобойном тягаче совмещает ещё и функции жилища.

Бортовая телематика

Задача конструкторов была сделать управление автопоездом настолько комфортным и даже немного расслабленным, чтобы максимально снизить утомляемость и напряжение. Помогает в этом водителю не только широкий спектр бортовых электронных систем, но и самая современная телематика. С помощью удалённого мониторинга производится не только диагностика всех систем автомобиля в режиме реального времени, с помощью GPS отслеживается продольный профиль дороги, вплоть до того, чтобы автомобиль сам рассчитал разгонную и тормозную динамику конкретно для данного уклона.

«Fahrenhaus»

Мой английский оставляет желать лучшего, но я неплохо говорю по-немецки. Поэтому в зарубежных командировках, если я не в Германии, бывает трудно. Но только не в Швеции! Многие скандинавские слова совпадают с немецкими или напоминают этот язык, да и сами шведы часто владеют немецким языком, и так мы находим общий языковый знаменатель. Термин «Fahrenhaus», поставленный в заголовок подраздела, переводится с немецкого как кабина, но дословно, исходя из словообразования – «дом для движения». Этого достаточно, чтобы сказать всё о кабине и рабочем месте Scania R 620 Blue Stream цвета ярко-синий металлик. Опытные дальнобойщики негласно давно записали в лидеры европейской «большой семёрки» по удобству и внутреннему пространству кабины Scania. Даже если речь идёт о бюджетных «Гриффинах» или низких кабинах самосвалов и автовозов. Это не реклама, но я бессилен в поиске критических замечаний, тем более что, отперев кабину на 36-градусной жаре, я получил порцию блаженного холодного воздуха из климатической установки, едва успев пустить двигатель. Внутри конечно же всё знакомо и уже немного старомодно, ведь это не принципиально новая модель, а эксклюзивное исполнение серийного автомобиля. Такой и должна быть настоящая классика: всё на самом высоком уровне, но без вскриков и пятен.

Достаточно лишь взглянуть на сиденья Scania Premium: такое ощущение, что они спроектированы не для простых работяг-дальнобойщиков, а для амбициозных персон, которые время от времени сами не прочь «прохватить» за рулём. Это касается не только сидений – все материалы ладно пригнаны и приятны на ощупь
Достаточно лишь взглянуть на сиденья Scania Premium: такое ощущение, что они спроектированы не для простых работяг-дальнобойщиков, а для амбициозных персон, которые время от времени сами не прочь «прохватить» за рулём. Это касается не только сидений – все материалы ладно пригнаны и приятны на ощупь
Достаточно лишь взглянуть на сиденья Scania Premium: такое ощущение, что они спроектированы не для простых работяг-дальнобойщиков, а для амбициозных персон, которые время от времени сами не прочь «прохватить» за рулём. Это касается не только сидений – все материалы ладно пригнаны и приятны на ощупь

Самая высокая кабина TopLine премиум-класса (серия R) задирает планку показателей комфорта до непостижимых высот и ей соответствует. Достаточно лишь взглянуть на сиденья: такое ощущение, что они спроектированы не для простых работяг-дальнобойщиков, а для амбициозных персон, которые время от времени сами не прочь «прохватить» за рулём. Это касается не только сидений – все материалы ладно пригнаны и приятны на ощупь. Дальше сложно даже перечислить весь список дополнительного оборудования. Холодильник, две полноценных спальных полки, «мокрый» автономный отопитель, центральный замок с выносным пультом, пакет для спального места, электростеклоподъёмники, люк с электроприводом, специальное тонированное ветровое стекло, аудиосистема с управлением на рулевом колесе, которое, естественно, обтянуто кожей, системы климат-контроля, поддержки водителя, управления парком. Это далеко не полный список, я же испытатель, а не менеджер по продажам. Сравнивая с множеством других автомобилей Scania, за рулём которых мне удалось побывать, могу лишь добавить, что стало ещё просторнее и роскошнее, а серьёзных претензий к эргономике у меня и раньше в отношении этой шведской марки и не было.

Такие процедуры, как проверить и долить масло в двигатель, засечь уровень антифриза, тормозной жидкости в приводе сцепления, ещё пара контрольных операций перед выездом, а если надо, то и подать сжатый воздух – не составят труда
Такие процедуры, как проверить и долить масло в двигатель, засечь уровень антифриза, тормозной жидкости в приводе сцепления, ещё пара контрольных операций перед выездом, а если надо, то и подать сжатый воздух – не составят труда
Такие процедуры, как проверить и долить масло в двигатель, засечь уровень антифриза, тормозной жидкости в приводе сцепления, ещё пара контрольных операций перед выездом, а если надо, то и подать сжатый воздух – не составят труда

А если поднять кабину

Сделать это придётся вручную. Специалисты Scania уверены в том, что при надлежащем обслуживании в пути этим неблагодарным делом заниматься не придётся, и не предлагают электропривод даже в качестве опции. Вообще, прежде чем пристально изучать матчасть визуально, довольно много можно узнать, рассмотрев заводские таблички Scania. Судите сами. Первая буква индекса обозначает тип кабины – P, G, R. Следующие три цифры – это округлённая мощность двигателя в лошадиных силах. Затем буквы функционального назначения модели: L – магистральная, С – строительная техника. Затем идёт обозначение колёсной формулы. Следующий буквенный символ обозначает расчётные условия работы техники: М – нормальные, Н – тяжёлые, Е – особо тяжёлые. Далее идёт маркировка высоты шасси. Сверху вниз последовательно: H, N, L, E. Завершает маркировку индекс конструкции подвесок: А – передняя рессорная, задняя на пневматике; В – все оси на пневматике; Z – все оси рессорные. А теперь попробуем приложить индекс сегодняшнего тестового автомобиля Scania R 620 LA4X2HNA. И вот что получается. Этот тягач с самой высокой кабиной мощностью 620 лошадиных сил предназначен для магистрального использования в тяжёлых условиях, с передней рессорной и задней пневматической подвесками. Хотя, конечно, и так понятно, что наш франтоватый двухосник совсем не «строитель», он, скорее, локомотив курьерского поезда!

Подножки подсвечиваются светодиодами
Замок топливного бака модернизирован

Теперь осмотрим всё это «хозяйство». Важнейшее отличие Scania от большинства конкурентов – полностью самостоятельная агрегатная база. Не бывает здесь, например, коробок передач и ведущих мостов сторонних производителей, а двигатели – предмет особой гордости конструкторов Scania. Им удалось спроектировать целую линейку моторов для использования на автомобилях, в промышленности и на водном транспорте. При этом двигатели имеют очень высокий процент унификации, что упрощает их обслуживание и ремонт. Взять хотя бы конструкцию двигателя с раздельными головками цилиндров. Даже с неисправной прокладкой одной из ГБЦ можно продолжить движение, а её (головки блока цилиндров) ремонт менее трудоёмок. Ещё важным преимуществом такой схемы является модульные решения по запасным частям: одинаковая головка цилиндров используется на двигателях разного рабочего объёма и с разным числом и компоновкой цилиндров. Из других особенностей двигателя следует отметить отключаемый воздушный компрессор: вместо срабатывания клапана сброса избыточного давления он просто выключается.

Перед подъёмом кабины необходимо извлечь из специальных гнёзд витые пневмошланги, они крепятся к задней стенке!
Кабина поднимается вручную – традиция или нет необходимости в модернизации привода, так как маловероятно придётся делать это в рейсе?
Двигатель V-8 – внушительная мощь!
Масляный фильтр заднего моста

Обновлённую КП Opticruise тоже постиг ряд невидимых глазу изменений. Самое главное – уменьшен заправочный объём трансмиссионного масла. Это снижает внутренние потери, отчего улучшается выбег и экономится топливо. Чтобы понижение уровня масла не ухудшило смазку деталей и не подняло температуру масла, картер КП был переработан: появились рёбра, которые выполняют две функции. Первая – стабилизация уровня масла при движении по уклону, вторая – дополнительное охлаждение.

Задний мост крепится к раме не при помощи системы реактивных тяг или Н-образной балки, а на интегральных кронштейнах по двухбаллонной схеме. Это принципиально отличает тягачи Scania от других европейских марок. Отсутствие каких-либо резинометаллических соединений при таких массах пойдёт на пользу надёжности.

Водитель Scania Blue Stream, находясь даже в достаточно далёком рейсе, не сильно озаботится проблемой заправки топливом. Он может взять на борт запас 1100 л, и ограничить его (шофёра) могут только таможенные правила при въезде в некоторые страны. А так, заправившись на родной базе, можно преодолеть примерно 3800 км. Для наглядности – это два челночных рейса из Москвы в Санкт-Петербург, кругорейс по маршруту Москва – Сочи или, например, Москва – Челябинск.

Местами незаметный взгляду обывателя обвес не только украсил автомобиль, но и улучшил аэродинамические показатели, и оставил в чистоте узлы и агрегаты на раме

Назад в дальнобойщики

Благодаря выверенной аэродинамике дверные ручки остаются чистыми в ненастную погоду

Что до ощущений за рулём – опять ассоциации с легковым авто премиум-класса. Это удобный и быстрый автомобиль с мощным мотором, «автоматом», отличным обзором и шумоизоляцией, на котором даже прохожие невольно задерживают взгляд. Вдоволь налюбовался и я этим тягачом, после чего вернул его обратно законному владельцу. С предательскими мыслями в моей голове: «Почему я сегодня уже почти оставил дальнобойное ремесло, может быть, и мне посчастливилось бы работать на этой машине…»

Головная оптика и аэродинамический обтекатель

Scania здесь демонстрирует здоровый традиционализм. На некоторых версиях производитель до сих пор не отказался от стеклянных рифлёных рассеивателей. На этом тягаче наряду с обильным применением светодиодов вы не найдёте линз и газоразрядных ламп. На мой взгляд, чрезвычайно ответственный подход, так как сомнительные эксперименты со световыми приборами могут серьёзно осложнить жизнь водителя магистрального автопоезда, особенно в России, где освещённых участков загородных дорог совсем не много. А сама форма козырька это не только аэродинамика, обтекатель отвечает за интенсивность светового потока от солнца в разных частях кабины, чтобы не навредить здоровью водителя.

Техническая характеристика автомобиля Scania R 620 LA4X2HNA
Полная масса, кг 20 000
Полная масса автопоезда, кг 40 000
Допустимая нагрузка на 1-/2-ю оси, кг 8500/ 11 500
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, л
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
DС16 102 620 (Euro 5)
Дизельный, V-8
16,0
620/1900 мин-1
2300/1000–1300 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
GRS905R
Автоматизированная
12/2
Передаточное число моста 2,92
Подвеска Спереди – рессорная, сзади – пневматическая
Тормозная система Пневматическая
Колёсная формула 4x2
Размер шин Передние – 385/65 R22,5; задние – 315/60 R22,5
Седельный тягач Scania R 620 LA4X2HNA

Заключение

Вспомнились два прошлогодних теста Griffin и Streamline. Там, вспоминая предыдущий тест-драйв, я констатировал упрямый факт, что потолок кабины становится выше, а моторный тоннель – наоборот. Но тягач линейки Streamline, который близок к сегодняшней версии Blue Stream, показался мне уже перенасыщенным инновациями для российского автопарка, где методы ведения бизнеса и автодороги далеки от совершенства. Да и водители не без греха, чтобы без опасений доверить им столь дорогую технику. И вот сегодня передо мной товарная версия ещё более навороченной машины, заказанной реально существующим российским перевозчиком. «Тепличных» условий эксплуатации современных автопоездов по-прежнему нет в нашей стране, но это не помешало сделать выбор. В пользу Blue Stream…

Седельный тягач Scania R 620 LA4X2HNA
Комментировать ... >>