<<< Назад

Автобус МАЗ-107

А. Ерохин, фото автора

На­ко­нец ре­дак­ции уда­лось по­лу­чить для те­сти­ро­ва­ния но­винку из Бе­ло­рус­сии – го­род­ской низ­ко­поль­ный трех­ос­ный ав­то­бус МАЗ-107. При длине почти 15 м по вме­сти­мо­сти он рав­но­це­нен со­чле­нен­ному го­род­скому ав­то­бусу. При этом от­сут­ствие ме­ха­низма со­чле­не­ния и «гар­мошки», за­кры­ва­ю­щей раз­рыв между пе­ред­ней и зад­ней ча­стями, зна­чи­тельно уве­ли­чит ре­сурс ку­зова ав­то­буса.

 

Ма­шина вы­гля­дит до­вольно при­вле­ка­тельно. Ин­те­рьер са­лона тоже смот­рится очень не­п­лохо. Кроме того, низ­кий пол предо­став­ляет пас­са­жи­рам в го­роде мак­си­маль­ные удоб­ства: пе­ред­няя и сред­няя двери не имеют сту­пе­ней во­обще. Если вс­пом­нить сред­нюю длину по­ездки пас­са­жира в го­роде, то это весьма со­лид­ное пре­иму­ще­ство низ­ко­поль­ной ма­шины. Не­да­ром в Ев­ропе уже много лет в ка­че­стве го­род­ского ав­то­буса ис­поль­зу­ются в боль­шей сте­пени именно они.

Ра­бо­чее место во­ди­теля удоб­ное, обзор па­нели при­бо­ров не затруд­нен, сами при­боры и кон­троль­ные лампы не пе­ре­кры­ва­ются обо­дом ру­ле­вого ко­леса и ру­ками во­ди­теля. При воз­ник­но­ве­нии не­ис­прав­но­стей, спо­соб­ных при­ве­сти к вы­ходу из строя дви­га­теля или от­казу тор­мо­зов, кроме кон­троль­ных ламп для при­вле­че­ния вни­ма­ния во­ди­теля ис­поль­зу­ется и зву­ко­вая сиг­на­ли­за­ция. Бла­го­даря этому во­ди­тель уже не по­па­дет в си­ту­а­цию, ко­то­рая сло­жи­лась у нас при те­сти­ро­ва­нии ав­то­буса ЛиАЗ-5256, когда по­теря охла­жда­ю­щей жид­ко­сти чуть не при­вела к пе­ре­греву дви­га­теля.

Топ­лив­ный фильтр с под­ка­чи­ва­ю­щим на­со­сом рас­по­ло­жены «под рукой»

Ав­то­бус МАЗ-107060 имеет и ряд дру­гих ин­те­рес­ных осо­бен­но­стей. Мо­тор­ный отсек рас­по­ло­жен в зад­нем левом углу са­лона и за­ни­мает все про­стран­ство от пола до по­толка. Ра­ди­а­торы си­стемы охла­жде­ния дви­га­теля и про­ме­жу­точ­ного охла­жде­ния над­ду­воч­ного воз­духа рас­по­ло­жены в верх­ней части мо­тор­ного от­сека прямо над дви­га­те­лем и уста­нов­лены вдоль левой стенки са­лона ма­шины. Вен­ти­ля­тор имеет гид­рав­ли­че­ский при­вод, по­скольку ре­мен­ный ока­зался бы еще слож­нее. Сзади на левом боку ав­то­буса на­хо­дится воз­ду­хо­за­бор­ник си­стемы охла­жде­ния, на зад­ней стенке – место для вы­хода воз­духа, про­ду­ва­е­мого вен­ти­ля­то­рами. До­пол­ни­тельно сверху в мо­тор­ном от­секе име­ется от­кры­ва­ю­щийся люк. Таким об­ра­зом, од­но­вре­менно с охла­жде­нием ра­ди­а­то­ров осу­ществ­ля­ется и вен­ти­ля­ция мо­тор­ного от­сека ав­то­буса: даже в жару нор­маль­ный тем­пе­ра­тур­ный режим.

Ма­шина осна­щена ряд­ным ше­сти­ци­лин­дро­вым дви­га­те­лем Mercedes-Benz, cа­г­ре­га­ти­ро­ван­ным с ав­то­ма­ти­че­ской ли­цен­зи­он­ной ко­роб­кой пе­ре­дач Voith Diva ка­зан­ского про­из­вод­ства. За­ме­ча­тельно, что ко­робка имеет встро­ен­ный гид­рав­ли­че­ский тор­моз-за­мед­ли­тель (ре­тар­дер). На­с­колько он удо­бен на го­род­ском ав­то­бусе, не надо го­во­рить. Ведь режим дви­же­ния ма­шины – раз­гон и тор­мо­же­ние на каж­дой оста­новке. И бла­го­даря ре­тар­деру хо­ди­мость тор­моз­ных ко­ло­док может вырасти с 10–15 тыс. до 110 тыс. км.

Ком­би­на­ция при­бо­ров: всё видно, руль ни­чего не за­кры­вает

Кроме ос­нов­ной тор­моз­ной си­стемы МАЗ-107060 есть еще три за­пас­ных (ава­рий­ных). Тор­моз­ные ме­ха­низмы снаб­жены ав­то­ма­ти­че­ской ре­гу­ли­ров­кой за­зо­ров между ко­лод­ками и ба­ра­ба­нами, что об­лег­чает тех­ни­че­ское об­слу­жи­ва­ние. Ан­тиб­ло­ки­ро­воч­ная (ABS) и про­ти­во­бук­со­воч­ная (ASR) си­стемы при пол­ной массе ма­шины около 24 т и плот­но­сти дви­же­ния транс­порт­ного по­тока в со­вре­мен­ных го­ро­дах тоже не ка­жутся лиш­ними.

Чтобы обес­пе­чить низ­кий пол в са­лоне кар­тер ре­дук­тора зад­него моста мак­си­мально сме­щен к ле­вому ко­лесу. Правда, на до­став­шейся нам для те­сти­ро­ва­ния ма­шине его ка­че­ство ока­за­лось не иде­аль­ным: на ско­ро­стях, близ­ких к мак­си­маль­ной, и на мак­си­маль­ной в са­лоне по­яв­ля­ется силь­ный шум ре­дук­тора, что сильно пор­тит впе­чат­ле­ние от ав­то­буса. Нам ка­жется, что с этой про­бле­мой за­вод­чане спра­вятся и все будет в по­рядке.

Еще одна ин­те­рес­ная осо­бен­ность ав­то­буса МАЗ-107060: при дви­же­нии ма­шины впе­ред ко­леса зад­ней под­дер­жи­ва­ю­щей оси яв­ля­ются са­мо­уста­нав­ли­ва­ю­щи­мися. Фак­ти­че­ски ось ра­бо­тает как пе­ред­ний мост, не свя­зан­ный с ру­ле­вым ме­ха­низ­мом. Это зна­чи­тельно умень­шает со­про­тив­ле­ние ка­че­нию ма­шины в по­во­роте, сни­жает рас­ход топ­лива и износ шин. Для дви­же­ния зад­ним ходом ко­леса под­дер­жи­ва­ю­щего моста бло­ки­ру­ются от по­во­рота с по­мо­щью гид­рав­лики, управ­ля­е­мой кла­ви­шей на па­нели перед во­ди­те­лем.

Мо­тор­ный отсек - вид из са­лона

По не­за­ви­ся­щим от нас при­чи­нам МАЗ-107060 мы про­те­сти­ро­вали только в гру­же­ном со­сто­я­нии. Пер­вое, что вы­зы­вает опа­се­ние – это длина ма­шины и свя­зан­ные с ней затруд­не­ния при во­жде­нии. Од­нако ни­ка­ких не­у­добств при дви­же­нии по слу­жеб­ным до­ро­гам ав­то­по­ли­гона, поль­зо­ва­нии пло­щад­ками для раз­во­рота, дви­же­нии по гор­ной до­роге мы не об­на­ру­жили. Ав­то­бус нор­мально управ­ля­ется, обзор через зер­кала до­ста­точ­ный, ши­рина ко­ри­дора, за­ни­ма­е­мая ма­ши­ной в по­во­ро­тах, а именно она и вызвала опа­се­ния, не так уж и ве­лика. Да, она не­сколько больше, чем у ав­то­буса нор­маль­ной длины (10–11 м), но су­ще­ственно меньше, чем у тя­гача с пол­но­раз­мер­ным трех­ос­ным по­лу­при­це­пом гру­зо­подъем­но­стью 25 т.

Дви­га­тель Mercedes-Benz в со­че­та­нии с ав­то­ма­ти­че­ской ко­роб­кой ра­бо­тает очень хо­рошо, мо­менты пе­ре­клю­че­ния пе­ре­дач по­до­браны удачно, а сам про­цесс пе­ре­клю­че­ния про­ис­хо­дит плавно, без рыв­ков. Ру­ле­вое управ­ле­ние в норме, уси­лие на руле не­боль­шое даже при его вра­ще­нии на месте.

Пол в са­лоне ров­ный

Поль­зо­ва­ние пе­да­лью тор­моза на этом ав­то­бусе не­много не­обычно. Дело в том, что при на­жа­тии пе­дали сна­чала по­сле­до­ва­тельно вклю­ча­ются три сту­пени ре­тар­дера, и только затем, при даль­ней­шем на­жа­тии, всту­пает в ра­боту ос­нов­ная тор­моз­ная си­стема. При этом ре­тар­дер обес­пе­чи­вает слу­жеб­ные за­мед­ле­ния ма­шины при­мерно до 2,0–2,5 м/с2.

Во время сня­тия топ­ливно-ско­рост­ных ха­рак­те­ри­стик ав­то­бус нам в ос­нов­ном по­нра­вился. Ис­клю­че­ние со­ста­вил режим мак­си­маль­ной ско­ро­сти, на ко­то­ром и про­явился шум ре­дук­тора зад­него моста в са­лоне. Ди­на­ми­че­ские ка­че­ства ма­шины с пол­ной на­груз­кой сред­ние, мак­си­маль­ная ско­рость для го­род­ского ав­то­буса вполне до­ста­точ­ная – 80 км/ч.

Ма­шина остав­ляет хо­ро­шее впе­чат­ле­ние. И даже с таким, не слиш­ком мощ­ным, дви­га­те­лем она имеет не­п­лохую ди­на­мику. Про­блему с шумом ре­дук­тора на за­воде, без­условно, решат, и ав­то­бус быстро най­дет сво­его по­тре­би­теля на рос­сийском рынке.



Кол­лек­тив ре­дак­ции бла­го­да­рит ру­ко­вод­ство Мин­ского ав­то­бус­ного за­вода за воз­мож­ность по­зна­ко­миться со своей новой про­дук­цией – ав­то­бу­сом МАЗ-107060.

Комментировать ... >>
Eugene
(24.09.11)
ЛИАЗ - это музыкальная шкатулка, а МАЗ вещь!!!!! Не знаю, кому он там неудобный, но часто бывая в Москве, езжу на 107-х, и всем доволен! Салон очень просторный, проход достаточно широкий. Прокатились бы на "корейцах" или "китайцах", так потом бы МАЗ добрым словом вспоминали!!!!!
Водитель автобуса
(16.03.10)
У половины автобусов проблемы с блокировкой дополнительной оси и соответственно нет возможности включения задней передачи.
Водитель автобуса
(16.03.10)
А в одном из автобусных парков города Минска с декабря 2009г. не эксплуатируется 3 автобуса марки МАЗ-107 из-за гидроудара в двигателе. Погнут шатун 2 цилиндра и отломан элемент блока двигателя. По чьей вине произошла поломка и за чей счет будут восстанавливаться двигателя до сих пор не понятно
Водитель
(18.11.09)
У вас в таблице написано что двигатель V6, на самом деле там R6.
ik-435@mail.ru
(24.10.09)
Хорошая машина,работаю на такой.Есть недоработки но в целом лучше чем Л-5256,Л-6212 вместе взятые,но до Икара-280 далековато.
Антон
(19.05.09)
Автобус, возможно, и хорош. НО, не для тех нужд, для которых их используют муниципальные власти.
Антон
(19.05.09)
Не секрет, что прототипом (вернее сказать) точной копией, стали немецкие автобусы MAN. Но кто-то, видимо, не учёл, что немцы ездят на автобусах не такими толпами как у нас, и поездка на автобусе считается редкой и дорогой чем на автомобиле. Отсюда и такие маленькие проходы для пассажиров. Заметьте, ПРОХОДЫ – они не предназначены для того чтобы люди в них стояли, тем более ещё и пытались разминуться, не говоря уже о бедной "кондукторше&qu которой место видимо только у потолка. Кстати интересно убрали ступеньки для удобства, а вылезли наружу колёсные арки и туча места под куполом самого салона.
Автобус, возможно, и хорош. НО, не для тех нужд, для которых их используют муниципальные власти.
Антон
(19.05.09)
Вся новая линейка МАЗа абсолютно не подходит для использования в городских условиях, особенно в часы пик. Не учитывая внешние качества и внутренности двигателя и пр., в старых "икарусах" хотя бы было куда встать. В часы пик абсолютно не понятно КАК можно их использовать?!
Не секрет, что прототипом (вернее сказать) точной копией, стали немецкие автобусы MAN. Но кто-то, видимо, не учёл, что немцы ездят на автобусах не такими толпами как у нас, и поездка на автобусе считается редкой и дорогой чем на автомобиле. Отсюда и такие маленькие проходы для пассажиров. Заметьте, ПРОХОДЫ – они не предназначены для того чтобы люди в них стояли, тем более ещё и пытались разминуться, не говоря уже о бедной "кондукторше&qu которой место видимо только у потолка. Кстати интересно убрали ступеньки для удобства, а вылезли наружу колёсные арки и туча места под куполом самого салона.
Автобус, возможно, и хорош. НО, не для тех нужд, для которых их используют муниципальные власти.
Виктор
(14.03.09)
ЛиАЗ??? Даже первые версии МАЗ лучше.
РоМА
(12.11.07)
А мне одинарные МАЗы и сочлененные ЛиАЗы нравятся!
Вл
(23.10.06)
МАЗ отличный автобус, а ЛиАЗ коробка на колесах!
dfnsgn
(15.10.06)
МАЗ говно, ЛиАЗ лучше