<<< Назад

Автобус МАЗ-107

А. Ерохин, фото автора

Наконец редакции удалось получить для тестирования новинку из Белоруссии – городской низкопольный трехосный автобус МАЗ-107. При длине почти 15 м по вместимости он равноценен сочлененному городскому автобусу. При этом отсутствие механизма сочленения и «гармошки», закрывающей разрыв между передней и задней частями, значительно увеличит ресурс кузова автобуса.

 

Машина выглядит довольно привлекательно. Интерьер салона тоже смотрится очень неплохо. Кроме того, низкий пол предоставляет пассажирам в городе максимальные удобства: передняя и средняя двери не имеют ступеней вообще. Если вспомнить среднюю длину поездки пассажира в городе, то это весьма солидное преимущество низкопольной машины. Недаром в Европе уже много лет в качестве городского автобуса используются в большей степени именно они.

Рабочее место водителя удобное, обзор панели приборов не затруднен, сами приборы и контрольные лампы не перекрываются ободом рулевого колеса и руками водителя. При возникновении неисправностей, способных привести к выходу из строя двигателя или отказу тормозов, кроме контрольных ламп для привлечения внимания водителя используется и звуковая сигнализация. Благодаря этому водитель уже не попадет в ситуацию, которая сложилась у нас при тестировании автобуса ЛиАЗ-5256, когда потеря охлаждающей жидкости чуть не привела к перегреву двигателя.

Топливный фильтр с подкачивающим насосом расположены «под рукой»

Автобус МАЗ-107060 имеет и ряд других интересных особенностей. Моторный отсек расположен в заднем левом углу салона и занимает все пространство от пола до потолка. Радиаторы системы охлаждения двигателя и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха расположены в верхней части моторного отсека прямо над двигателем и установлены вдоль левой стенки салона машины. Вентилятор имеет гидравлический привод, поскольку ременный оказался бы еще сложнее. Сзади на левом боку автобуса находится воздухозаборник системы охлаждения, на задней стенке – место для выхода воздуха, продуваемого вентиляторами. Дополнительно сверху в моторном отсеке имеется открывающийся люк. Таким образом, одновременно с охлаждением радиаторов осуществляется и вентиляция моторного отсека автобуса: даже в жару нормальный температурный режим.

Машина оснащена рядным шестицилиндровым двигателем Mercedes-Benz, cагрегатированным с автоматической лицензионной коробкой передач Voith Diva казанского производства. Замечательно, что коробка имеет встроенный гидравлический тормоз-замедлитель (ретардер). Насколько он удобен на городском автобусе, не надо говорить. Ведь режим движения машины – разгон и торможение на каждой остановке. И благодаря ретардеру ходимость тормозных колодок может вырасти с 10–15 тыс. до 110 тыс. км.

Комбинация приборов: всё видно, руль ничего не закрывает

Кроме основной тормозной системы МАЗ-107060 есть еще три запасных (аварийных). Тормозные механизмы снабжены автоматической регулировкой зазоров между колодками и барабанами, что облегчает техническое обслуживание. Антиблокировочная (ABS) и противобуксовочная (ASR) системы при полной массе машины около 24 т и плотности движения транспортного потока в современных городах тоже не кажутся лишними.

Чтобы обеспечить низкий пол в салоне картер редуктора заднего моста максимально смещен к левому колесу. Правда, на доставшейся нам для тестирования машине его качество оказалось не идеальным: на скоростях, близких к максимальной, и на максимальной в салоне появляется сильный шум редуктора, что сильно портит впечатление от автобуса. Нам кажется, что с этой проблемой заводчане справятся и все будет в порядке.

Еще одна интересная особенность автобуса МАЗ-107060: при движении машины вперед колеса задней поддерживающей оси являются самоустанавливающимися. Фактически ось работает как передний мост, не связанный с рулевым механизмом. Это значительно уменьшает сопротивление качению машины в повороте, снижает расход топлива и износ шин. Для движения задним ходом колеса поддерживающего моста блокируются от поворота с помощью гидравлики, управляемой клавишей на панели перед водителем.

Моторный отсек - вид из салона

По независящим от нас причинам МАЗ-107060 мы протестировали только в груженом состоянии. Первое, что вызывает опасение – это длина машины и связанные с ней затруднения при вождении. Однако никаких неудобств при движении по служебным дорогам автополигона, пользовании площадками для разворота, движении по горной дороге мы не обнаружили. Автобус нормально управляется, обзор через зеркала достаточный, ширина коридора, занимаемая машиной в поворотах, а именно она и вызвала опасения, не так уж и велика. Да, она несколько больше, чем у автобуса нормальной длины (10–11 м), но существенно меньше, чем у тягача с полноразмерным трехосным полуприцепом грузоподъемностью 25 т.

Двигатель Mercedes-Benz в сочетании с автоматической коробкой работает очень хорошо, моменты переключения передач подобраны удачно, а сам процесс переключения происходит плавно, без рывков. Рулевое управление в норме, усилие на руле небольшое даже при его вращении на месте.

Пол в салоне ровный

Пользование педалью тормоза на этом автобусе немного необычно. Дело в том, что при нажатии педали сначала последовательно включаются три ступени ретардера, и только затем, при дальнейшем нажатии, вступает в работу основная тормозная система. При этом ретардер обеспечивает служебные замедления машины примерно до 2,0–2,5 м/с2.

Во время снятия топливно-скоростных характеристик автобус нам в основном понравился. Исключение составил режим максимальной скорости, на котором и проявился шум редуктора заднего моста в салоне. Динамические качества машины с полной нагрузкой средние, максимальная скорость для городского автобуса вполне достаточная – 80 км/ч.

Машина оставляет хорошее впечатление. И даже с таким, не слишком мощным, двигателем она имеет неплохую динамику. Проблему с шумом редуктора на заводе, безусловно, решат, и автобус быстро найдет своего потребителя на российском рынке.



Коллектив редакции благодарит руководство Минского автобусного завода за возможность познакомиться со своей новой продукцией – автобусом МАЗ-107060.

Комментировать ... >>
Eugene
(24.09.11)
ЛИАЗ - это музыкальная шкатулка, а МАЗ вещь!!!!! Не знаю, кому он там неудобный, но часто бывая в Москве, езжу на 107-х, и всем доволен! Салон очень просторный, проход достаточно широкий. Прокатились бы на "корейцах" или "китайцах", так потом бы МАЗ добрым словом вспоминали!!!!!
Водитель автобуса
(16.03.10)
У половины автобусов проблемы с блокировкой дополнительной оси и соответственно нет возможности включения задней передачи.
Водитель автобуса
(16.03.10)
А в одном из автобусных парков города Минска с декабря 2009г. не эксплуатируется 3 автобуса марки МАЗ-107 из-за гидроудара в двигателе. Погнут шатун 2 цилиндра и отломан элемент блока двигателя. По чьей вине произошла поломка и за чей счет будут восстанавливаться двигателя до сих пор не понятно
Водитель
(18.11.09)
У вас в таблице написано что двигатель V6, на самом деле там R6.
ik-435@mail.ru
(24.10.09)
Хорошая машина,работаю на такой.Есть недоработки но в целом лучше чем Л-5256,Л-6212 вместе взятые,но до Икара-280 далековато.
Антон
(19.05.09)
Автобус, возможно, и хорош. НО, не для тех нужд, для которых их используют муниципальные власти.
Антон
(19.05.09)
Не секрет, что прототипом (вернее сказать) точной копией, стали немецкие автобусы MAN. Но кто-то, видимо, не учёл, что немцы ездят на автобусах не такими толпами как у нас, и поездка на автобусе считается редкой и дорогой чем на автомобиле. Отсюда и такие маленькие проходы для пассажиров. Заметьте, ПРОХОДЫ – они не предназначены для того чтобы люди в них стояли, тем более ещё и пытались разминуться, не говоря уже о бедной "кондукторше&qu которой место видимо только у потолка. Кстати интересно убрали ступеньки для удобства, а вылезли наружу колёсные арки и туча места под куполом самого салона.
Автобус, возможно, и хорош. НО, не для тех нужд, для которых их используют муниципальные власти.
Антон
(19.05.09)
Вся новая линейка МАЗа абсолютно не подходит для использования в городских условиях, особенно в часы пик. Не учитывая внешние качества и внутренности двигателя и пр., в старых "икарусах" хотя бы было куда встать. В часы пик абсолютно не понятно КАК можно их использовать?!
Не секрет, что прототипом (вернее сказать) точной копией, стали немецкие автобусы MAN. Но кто-то, видимо, не учёл, что немцы ездят на автобусах не такими толпами как у нас, и поездка на автобусе считается редкой и дорогой чем на автомобиле. Отсюда и такие маленькие проходы для пассажиров. Заметьте, ПРОХОДЫ – они не предназначены для того чтобы люди в них стояли, тем более ещё и пытались разминуться, не говоря уже о бедной "кондукторше&qu которой место видимо только у потолка. Кстати интересно убрали ступеньки для удобства, а вылезли наружу колёсные арки и туча места под куполом самого салона.
Автобус, возможно, и хорош. НО, не для тех нужд, для которых их используют муниципальные власти.
Виктор
(14.03.09)
ЛиАЗ??? Даже первые версии МАЗ лучше.
РоМА
(12.11.07)
А мне одинарные МАЗы и сочлененные ЛиАЗы нравятся!
Вл
(23.10.06)
МАЗ отличный автобус, а ЛиАЗ коробка на колесах!
dfnsgn
(15.10.06)
МАЗ говно, ЛиАЗ лучше